Обобщающий урок-путешествие по географии на тему «Атмосфера» (6 класс)
Пояснительная записка к презентации
Атмосфера
DOCX / 32.4 Кб
Атмосфера
PPTX / 2.37 Мб
Обобщающий урок по теме «Атмосфера»
(урок-путешествие)
Цель: обобщение и систематизация знаний учащихся по теме, развитие умений учащихся анализировать, сравнивать, делать выводы, аргументировать свой ответ, проводить классификацию, называть существенные свойства и признаки географических процессов и явлений, применять полученные знания по теме «Атмосфера» на практике. Планируемые результаты:
Личностные: осознание значимости географической культуры и эстетического восприятия природных явлений через литературные произведения; развитие культуры общения; воспитание бережного отношения к природе.
Метапредметные: развитие пространственного мышления; умения находить причинно-следственные связи в атмосферных явлениях; развитие общих учебных умений и навыков(работа с таблицей, схемами, графиками)
Предметные: определение уровня знания основных понятий, терминов, определений, элементов погоды и климата, приборов и способов изучения атмосферы; обобщение материала как системы знаний об атмосфере.
Тип урока: урок развивающего контроля.
Оборудование: физическая карта полушарий, таблица «Строение атмосферы», компьютерная презентация к обобщающему уроку, распечатки заданий по теме «Атмосфера».
Ход урока:
I. Организация начала урока. Постановка целей и задач урока, объяснение учащимся условий работы.
Пожелание ребятам плодотворной работы.
II.Основная часть. Обобщение и систематизация знаний учащихся по теме «Атмосфера».
Дорогие ребята! Сегодня на уроке мы с вами поднимемся в самые высокие слои атмосферы и постараемся выйти в открытый космос.
Преодолеть все препятствия на нашем пути нам помогут те знания, которые вы приобрели во время изучения темы «Атмосфера». А на уроке мы продолжим развивать умения анализировать, сравнивать, делать выводы, аргументировать свой ответ, проводить классификацию, называть существенные свойства и признаки географических процессов и явлений.
Итак, в путь!
Предлагаю создать 3 команды:
- 1 ряд – «Бриз»
- 2 ряд – «Тайфун»
- 3 ряд – «Ветер»
На нашем пути 1-я станция – «Тропосфера», для дальнейшего продвижения мы должны ответить на вопросы разминки, за каждый правильный ответ – 1 балл (жетон).
(На доске – таблица с номерами вопросов, учащиеся от каждой команды выбирают вопросы, учитель вычеркивает те, на которые уже даны ответы).
Каждой команде предлагается по 3-4 вопроса, итоги разминки и каждого
последующего конкурса фиксируются на доске:
Команда |
1-я станция |
2-я станция |
3-я станция |
4-я станция |
«Бриз» |
3 балла |
2 балла |
|
|
«Тайфун» |
2 балла |
1 балл |
|
|
«Ветер» |
4 балла |
и т.д. |
|
|
Вопросы разминки:
1. Какой город России получает больше осадков – Иркутск или Владивосток?
(Владивосток, находится на побережье Японского моря)
2. Назовите газ, занимающий наибольший объем в воздухе. (Азот)
3. Прибор для измерения атмосферного давления. (Барометр)
4. Название этого ветра в переводе на русский язык означает «сезон».
(Муссон)
5. Как называется ветер большой силы? (Ураган)
6. В какой части атмосферы происходят все явления природы?
(в тропосфере)
7. Как называется разность между самой высокой и самой низкой температурой воздуха в течение суток? (Суточная амплитуда колебаний температуры воздуха)
8. Что такое атмосферное давление?
(Сила, с которой воздух давит на земную поверхность и на все
находящиеся на ней предметы)
9. Как называют состояние тропосферы в данном месте и в данное время?
(Погода)
10.Прибор для измерения температуры воздуха. (Термометр)
11.Какой полуостров получает больше тепла – Скандинавский или
Аравийский? (Аравийский, находится ближе к экватору и угол падения солнечных лучей на земную поверхность здесь больше)
12.Какова роль озонового слоя атмосферы?
(Предохраняет все живое от губительного ультрафиолетового излучения
Солнца)
13.Какова толщина атмосферы? (Около 3000 км)
14.Что такое бриз? (Ветер небольшой силы, меняющий направление 2 раза в сутки)
15.Какие виды атмосферных осадков характерны для нашей местности?
(Снег, дождь, град, роса, иней, крупа, морось, изморозь, гололёд)
Мы успешно преодолели основную часть тропосферы, на нашем пути
2-я станция - «Озоновый слой». И вновь билетом в космос станут наши знания. Вам предлагается выявить, какие среди предложенных утверждений являются верными, а какие – нет. Давайте проведем жеребьевку (1-2, 3-4, 5-6). Каждый ряд (представитель) вытягивает номера утверждений.
На экране презентации – утверждения (каждое на отдельном слайде), представители команд комментируют их (по 2 балла).
1. Наибольший объем в воздухе занимает кислород. (-)
2. Температура воздуха в тропосфере с высотой понижается. (+)
3. Температура воздуха зависит от нагревания земной поверхности. (+)
4. Главная причина возникновения ветра – разница в атмосферном
давлении. (+)
5. Атмосферное давление с высотой повышается. (-)
6. Летом при ясной погоде наибольшая температура воздуха наблюдается
после полудня. (+)
Что ж, молодцы, ребята, а мы продолжаем подниматься все выше и выше, следующая станция (3-я) – «Стратосфера». И, чтобы преодолеть её, нам необходимо решить задачи. Представители команд получают пакеты задач (по жребию) для каждого ученика (по 3 балла).
1-я команда – задача на температурный градиент.
Какова высота горы, если у её подножия температура воздуха +26о С, а на вершине - 10о С?
- 26о – (-10о) = 36о
- 36о: 6о = 6 (столько раз изменится tо воздуха)
- 6 x 1000 м = 6000 м
2-я команда – задача на атмосферное давление.
Лётчик поднялся на высоту 2 км. Какое атмосферное давление на этой высоте, если у поверхности земли оно равнялось 750 мм.рт.ст.?
- 2000 м : 10,5 м =194 мм.рт.ст.
- 750 мм.рт.ст – 194 мм.рт.ст. = 556 мм.рт.ст.
3-я команда – задача на изменение температуры воздуха.
По предложенным измерениям температуры воздуха вычислите среднюю суточную температуру воздуха и суточную амплитуду колебаний температуры воздуха.
6 ч. |
9 ч. |
12 ч. |
15 ч. |
18 ч. |
21 ч. |
- 5о |
- 3о |
+ 2о |
+ 6о |
+ 4о |
+ 2о
|
Ответ: Ср.сут. tо - + 1о;
сут. амплитуда – 11о.
Анализ задач.
Физминутка: «Австралийский дождь»
- В Австралии поднялся ветер (потирание ладоней)
- Начинает капать дождь (щелчки пальцами)
- Дождь усиливается (Поочерёдные хлопки по груди)
- Начинается настоящий ливень (хлопки по бёдрам)
- А вот и град, настоящая буря (топот ногами)
- Но что это? Буря стихает (хлопки по бёдрам)
- Дождь стихает (поочерёдные хлопки по бёдрам)
- Жидкие капли дождя падают на землю (щелчки пальцами)
- Тихий шелест ветра (потирание ладоней)
- Солнце!
Позади станция «Стратосфера», мы приближаемся к 4-ой станции - станции «Мезосфера». Пропуском к следующей станции станут наши знания о ветре. Представители от команд получают задание – построить по предложенным данным график розы ветров.
Задание: По предложенным значениям постройте график розы ветров (2 дня – 1 деление; июнь). 2 балла.
С – 4 СЗ - 3
Ю – 6 СВ - 1
З – 10 ЮЗ - 2
В – 2 ЮВ – 2
Пока учащиеся выполняют данное задание, класс продолжает соревноваться в знаниях по теме «Атмосфера». Проводится вновь жеребьевка, команда выполняет задание согласно номеру жеребьевки. 2 балла.
Задания помещены в презентации, каждое задание – на отдельном слайде.
1 задание.
А В
720 мм.рт.ст. 740 мм.рт.ст.
? Куда будет дуть ветер и почему?
Ответ: Из точки В в точку А, из области повышенного атмосферного давления в область пониженного атмосферного давления.
2 задание.
1) А В
720 мм.рт.ст. 740 мм.рт.ст.
2) С Д
720 мм.рт.ст. 760 мм.рт.ст.
? В каком случае – в 1-ом или во 2-ом – ветер будет сильнее и почему?
Ответ: Во 2-ом случае, так как разница в атмосферном давлении больше.
3 задание.
1) Евразия Тихий океан
2) Евразия Тихий океан
? Определите, где показан летний муссон.
Ответ: Летний муссон показан в первом случае, так как в летнее время муссоны дуют с океана на материк.
Пока ребята дорабатывают розу ветров, всему классу предлагается следующее задание. На слайде презентации представлены вопросы: «Загадочные явления в атмосфере»
За каждый правильный ответ команда получает по 3 балла.
1. Поэт А. Лёвушкин так описал это явление:
“Как есть наваждение прямо:
Ни сумерек нету, ни звезд
Лишь солнце умоется в море
И вновь занимает свой пост.
Вопрос: Где наблюдается такое явление? Чем оно обусловлено? (За полярным кругом, когда наступает полярный день)
2. В трудах М.В. Ломоносова есть такие строки:
Как может быть, чтоб мерзлый пар
Среди зимы рождал пожар?
Вопрос: О каком явлении природы говорил учёный? (Полярное сияние. Наблюдается в полярных широтах земли)
3. Где на Земле день всегда равен ночи, а солнце дважды в году бывает в зенит – в день осеннего и весеннего равноденствия? (На экваторе)
Проверка розы ветров.
Итак, позади ещё один этап, мы продолжаем подниматься все выше и выше, нас ждет станция «Термосфера» (5-я станция).
В космическом корабле нас не беспокоят погодные изменения, но давайте постараемся сейчас выявить признаки ясной и ненастной погоды. Итак, если звучит признак хорошей погоды, вы делаете 2 хлопка, если ненастной – 1.
1) дым стелется по земле (-)
2) куры и воробьи купаются в пыли (-)
3) ветер к вечеру стихает (+)
4) вечером обильная роса (+)
5) мошкара лезет в лицо (-)
6) ласточки летают низко над землей (-)
7) облака идут по ветру (+)
8) мухи и осы стремятся залететь в дом (-)
9) Солнце садится в тучу, закат имеет красноватый оттенок (-)
10) Ветер усиливается к вечеру и ночи (-)
Что ж, спасибо за активную работу, а у нас впереди – станция «Экзосфера» (6-я станция). Вам предстоит показать все ваши знания по теме «Атмосфера», и тогда вам откроются космические просторы. Письменное задание по вариантам – дополнить содержание предложенного текста.
Задание: дополните содержание текста:
На дне воздушного океана
1 вариант
Атмосфера - ………………… оболочка Земли. Около 99 % всей её массы сосредоточено в ………………… слоях. Нижний слой этой оболочки называется ………………………, именно в ней происходят все явления природы. Ультрафиолетовые лучи, губительные для всего живого, задерживает ……………. слой.
Газовый состав атмосферы изучен уже давно, основную часть воздуха составляет ……………… .
Воздух оказывает давление на земную поверхность, с высотой атмосферное давление ……………………… . Для измерения атмосферного давления используют …………………… . Из-за разницы в ……………………………………
В атмосфере формируются ветры. Разрушительной силы ветры называют
………………….. .
Воздушное покрывало Земли определяет и погоду, за которой ведут наблюдения ………………………… .
На дне воздушного океана
2 вариант
Огромную роль на Земле играет …………………………. оболочка – атмосфера. Самый …………………….. её слой называется тропосферой, именно в ней происходят все ………………. природы. Озоновый слой атмосферы задерживает губительные для всего живого …………………………………………
лучи, основная концентрация озона сосредоточена на высоте ……. - ……… км.
Газовый состав атмосферы изучен уже давно, большую часть в воздухе занимают ………………. и ………………….. .
Огромная масса воздуха оказывает давление на земную поверхность, с высотой атмосферное давление ……………………………. Разница в атмосферном давлении является причиной образования ………………………
Чем больше разница в атмосферном давлении, тем больше его сила.
Воздушный океан Земли определяет и погоду, за которой ведут наблюдения
…………………………….. .
III. Подведение итогов урока.
Пока ребята выполняют письменное задание, учитель подсчитывает жетоны за индивидуальную работу (по командам и лично для каждого активно работавшего ученика). После того, как будут собраны письменные работы учащихся, учитель проводит рефлексию (Что тебя сегодня удивило? Что ты для себя сегодня открыл? И т.д.). Затем подводит итоги работы по командам (за 4 конкурса) и отдельных учеников.
Домашнее задание: Составить кроссворд по теме Атмосфера.