Выступление на тему «Автоматизация процесса обучения»
АВТОМАТИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ
Кущева А.В.
В работе обобщается опыт внедрения в образовательный процесс современных компьютерных технологий.
МБОУ «СОШ №9» имени Героя Советского Союза П.Г. Макарова,
город Алатырь Чувашской Республики
Все выше поднимается планка требований, предъявляемых обществом к личности учителя. В наше время современная школа требует от учителей введения и владения инновационными технологиями. Некоторые наработки и новые технологии позволяют нам работать эффективнее. Одной из таких технологий является автоматизация процесса обучения.
Автоматизация процесса обучения – это процесс осуществления системой (в частности, компьютером) удаленного контроля учащихся и сбора информации обучения.
В начале каждого учебного года учитель начинает работать над созданием своей методической копилки учителя-предметника, в которую входят все необходимые для этого материалы. С годами материал накапливается все больше и больше. Хранить это все становится тяжело, а рука не поднимается выкинуть созданное своим трудом. Ведь сколько усилий приходится прилагать для создания всех документов! Это и календарное планирование, и ежегодные различные отчеты по предмету, и мониторинг обученности учащихся.
Я ежегодно сталкиваюсь с той же проблемой. Но, как учитель информатики с новыми технологичными разработками я связана больше. От нас в первую очередь требуется внедрение инновационных технологий в учебный процесс. Я задалась вопросом, как это сделать? Итогом моей работы по данной теме стала разработка автоматизированного рабочего места учителя. Его содержание может оказаться полезным для многих учителей.
Первоначально я попыталась найти что-либо готовое, что можно было бы просто применять в повседневной практике. В различных интернет - сообществах учителей можно найти очень интересные материалы, но все они подходят для конкретного человека. Невозможно найти что-то универсальное, чтобы устраивало всех. Можно использовать идеи готовых ресурсов, но их необходимо перерабатывать под себя. Поэтому я решила, используя идеи других, попробовать сделать что-то свое, что бы упростило повседневный учительский труд.
Я также проанализировала всевозможные программы автоматизации платные и бесплатные. Вот основные направления, по которым мы можем ускорить работу учителя.
Календарное планирование.
Тексты самостоятельных работ.
Тексты контрольных работ.
Мониторинг обученности учащихся.
Анализы контрольных работ.
Электронный журнал.
Отчеты о прохождении программы.
Оценки класса и пропуски уроков
Календарное планирование. Календарное планирование составляется учителем ежегодно. Электронный вариант позволяет сразу выходить на запланированные текущий контроль, самостоятельные и контрольные работы. Например, если у меня на данный урок запланирована работа, то, нажав на данную строчку, я сразу перехожу к карточкам для данной работы и вывожу их на печать. Не сложные функции программы MS Excel может освоить каждый учитель.
Текущий контроль. Проводя текущий контроль компьютеризировать процесс проверки знаний с возможностью использовать в дальнейшем информацию об уровне усвоенных знаний. Для осуществления контроля с помощью компьютера удобнее использовать интерактивные тесты. Самыми популярными являются программы MyTest, Votum и MS PowerPoint. Самой большой функциональностью обладает конечно MyTest. В оболочке MyTestPro предусмотрены 11 видов заданий. Возможность вставки изображений и аудиофайлов. Выполняя тесты в этой программе, ученик постепенно привыкает к выполнению экзаменационных заданий в формате ГИА и ЕГЭ. Электронное тестирование имеет ряд преимуществ перед обычным тестированием: оперативность, объективность оценок, меньшая трудоемкость при проверке и редактировании тестов, легко ввести ограничения по времени тестирования, возможность дистанционного тестирования. Правда один из недостатков данного типа контроля – это наличие достаточного количество компьютеров. Данный тип контроля отлично подходит для учителей-предметников.
Для учителей информатики есть еще очень интересная программа для автоматизации работы учащихся. Программа NetOpSchool, которая на самом деле дает еще 2 руки учителю и позволяет делать то, о чем можно только мечтать. С её помощью можно контролировать весь класс, демонстрировать объяснения показывая ученикам свой экран (на их компьютерах), раздавать и собирать файлы в считанные секунды и многое-многое другое. Например, есть очень удобная функция, позволяющая распространить нужные файлы, а также собрать выполненные учениками работы. Так же можно организовывать дистанционное обучение. И еще одна приятная особенность этой программы, это возможность, не вставая со своего места, выключить или перезагрузить компьютер. Недостаток данной системы – это цена комплект для школы стоит около 45 тысяч рублей. Но есть бесплатные аналоги с меньшим функционалом iTALC, Netcontro. Эти программы конечно не дают такие широкие возможности, но для бюджета многих школ - это отличная возможность работать с передовыми инновациями.
Электронный журнал. Каждый год несколько школ отказываются от бумажного варианта журналов. Электронный журнал дает много возможностей для контроля успеваемости и посещаемости. На данный момент каждая школа самостоятельно решает каким электронным журналом пользоваться бесплатным или платным. Бесплатные (ЭлЖур, Дневник ру, Общегородской электронный дневник, МРКО и другие) позволяют с экономить. Но они имеют ряд программных ограничений. Например, смс рассылка родителям в них. Платные версии (Сетевой город Netschool, Электронная школа 2.0 и т.п.) включают полную систему работы всей школьной документации, внутреннюю переписку и т.п. И все же электронные журналы входят в нашу работу. Удобство данного продукта очевидно, вы всегда будете иметь перед собой четкую картинку, показывающую, что выходит на данном этапе у ученика за четверть или полугодие. Средняя текущая оценка позволяет сравнивать текущие результаты ученика с предыдущими результатами, вовремя обратить внимание учителя на необходимую работу с данным учеником в ближайшее время. Позволяет отслеживать все оценки учащегося. И не только учащегося, но и всего класса. Еще одно их преимущество – возможность составлять отчеты. Вот в конце четверти не надо писать отчет классного руководителя, отчет пропусков и отчет предметника.
Отчеты. Всевозможные анализы контрольных, мониторинг обученности, отчеты по прохождению программы можно автоматизировать, создав готовые шаблоны в электронных таблицах. И тут нам поможет всеми известные MS Office. В таблицах Excel нужно только внесите свои данные в некоторые ячейки таблицы и, все будет подсчитано автоматически.
Задачи автоматизации процесса обучения:
усовершенствовать процесс обучения;
мобилизировать процесс обучения;
удаленно контролировать процесс обучения;
повысить уровень знаний обучаемых;
повысить эффективность процесса обучения;
Таким образом, компьютерная реализация экономия времени учителя позволит нам переложить часть работы преподавателя на компьютер, автоматизировать процесс проверки и обработки полученных данных с учетом индивидуальных особенностей учащихся.
Литература.
Экслер А.Б. Microsoft Office 2003. Самый полный и понятный самоучитель. - М.: НТ Пресс, 2008.
Сенькина Г. Е., Емельченков Е. П., Киселева О. М. Методы математического моделирования в обучении: монография. – Смоленск, 2007. – 112 с.
Кружкова Н.И. Автоматизированное рабочее место учителя: монография. – Москва, 2011. – 10 с.
Данилова А.А. Автоматизация контроля успеваемости учащихся. - г. Краснодар, Краснодарский край, МБОУ СОШ №20.