Сценарий логопедического урока «Автоматизация звука [Р]»

7
0
Материал опубликован 20 March 2020 в группе

Конспект открытого логопедического занятия.

Тема: Автоматизация звука [Р]

Лексическая тема: «Птицы».

Логопедические цели:

речевые: - закрепление звука [Р], в разных позициях;

- развитие фонематического слуха;

- формирование навыков звукового анализа и синтеза;

- расширение словарного запаса;

- развитие просодической стороны речи;

- развитие навыка выразительной речи.

неречевые:

- развитие общей, речевой, ручной моторики;

- развитие всех видов памяти, внимания.

Педагогические цели: - закрепление знаний детей о птицах;

- внимательно слушать и отвечать на вопросы.

Воспитательные цели: - воспитывать любовь к природе;

- воспитание чувства сопереживания, доброты, внимательности.

Оборудование: картинки птиц: воробей, синица, голубь, скворец, ворона, сорока, тетерев, снегирь, грач, жаворонок.








ХОД ЗАНЯТИЯ

Организационный момент:

Добрый день. Дети, скажите какое время года сейчас? (Весна) .

- По каким признака вы узнали весну? (тает снег, день становится длиннее, а ночь короче, температура воздуха плюсовая, солнце светит, на деревьях появляются почки, из теплых краев прилетают птицы)

2. Сообщение темы занятия.

Я предлагаю вам отгадать загадки про птиц. В отгадках есть звук, который мы будем закреплять на нашем занятии. {Р}

--Маленький мальчишка в сером армячишке.

По двору шныряет, крошки собирает (воробей)

--На шесте дворец, во дворце певец, а зовут его …….(скворец).

--Красногрудый . чернокрылый, любит зернышки клевать.

С первым снегом на рябине он появится опять ( снегирь).

--Эта хищница болтлива, воровита, суетлива.

Стрекотунья, белобока, а зовут её ….(сорока)

( По ходу отгадывания, на презентации появляются картинки птиц)

- Сколько всего птиц получилось? (Межпредметная связь)

-Какой звук больше растянут в слове во-рррро-бей ? (звук Р)

- А в слове со-рррро-ка? (звук Р)

3. Цели и задачи.

Значит, наше сегодняшнее занятие будет посвящено такому звуку, как ….. Р.

Ребята, кто уже умеет выговаривать звук Р ? (поднимают руки). Для чего нам необходимо уметь правильно выговаривать звук Р? (для того, чтобы красиво разговаривать, читать выразительно сказки и рассказы)

А помогут в этом наши помощники.

4. Артикуляционная гимнастика.

Для того чтобы язык хорошо работал, необходимо размять его, т.е сделаем гимнастику для язычка. Повторяем за мной.

«Лопатка»

«Иголочка»

«Чашечка»

«Лошадка»

«Часики».

5. Упражнения, которые способствуют правильной постановке языка.

Скажите как я:

1) Д_Д_Д_Д_Д_Д_Д_Д_Д_Д_Д

2)ДЫН_ДЫН_ДЫН_ДЫН_ДЫН

3) ДР_ДР_ДР_ДР_ДР_ДР_ДР

4) РРРРРРРРРРРРРРРРРРРРРР

6. Характеристика звука по акустическим и артикуляционным признакам.

- звук [Р]- звонкий, твердый ( бывает и мягким).

- Живёт звук Р на кончике широкого языка, кончик языка поднят за верхние резцы. На бугорки (альвеолы). Чтобы заставить дрожать кончик языка, нужно сильная воздушная струя.Рот при этом открыт, губы в улыбке. ( Контроль перед зеркалом).

7. Закрепление звука Р в слогах. развитие просодической стороны речи.

Когда мы разгадывали загадки я вспомнила один рассказ. Сейчас хочу вам его рассказать.

Жила была одна ворона и у неё были детки воронята. Однажды ворона улетела по своим делам, добывать корм для своих воронят. Один очень любопытный вороненок решил выглянуть из гнезда, он очень удивился тому что увидел за гнездом, и прокричал: кра-кро-кру (Произнесем тоненьким голосом)- 3 раза.

В это время полетела мама-ворона и увидела что вороненок выглядывает из гнезда, и пригрозила ему : кра-кро-кру-кры (произнесём сердитым, низким голосом) – 3 раза.

8. Закрепление звука р в словах.

Сейчас мы немного отдохнем, я вам раздам пазлы, поработаем пальчиками.

А теперь задание усложняется, раздаю вам другие пазлы, нужно будет прочитать, что там написано.

9. Мыльные пузыри. Физминутка .

Сейчас я предлагаю вам взять мыльные пузыри и встать на ноги. Для того, чтобы наш звук Р свободно выходил через рот нам нужна воздушная струя.

Мы потренируемся на мыльных пузырях. Открываем мыльные пузыри. Начинаем дуть. Левой рукой стараемся ловить их.

10. Автоматизация звука [Р] в предложениях.

- Дети посмотрите какие предложения я составила, мне кажется, что я все перепутала…

Шустрая воробей собирать крошка. (Шустрый воробей собирает крошки).

Скворечник черный поселился скворец. ( В скворечнике поселился черный скворец).

Прочитайте предложение, исправьте его и запишите в тетрадь.

11. Сейчас я предлагаю вам выучить скороговорку

---Проворонила ворона вороненка.

----Три сороки-тараторки

Тараторили на горке.

12. Согласование существительного с числительным. Игра «Опять 2 и 5». 

Например: Грач– 2 грача, 5 грачей;

Жаворонок – 2 жаворонка, 5 жаворонков

Воробей – 2 воробья, 5 воробьев

Стриж- 2 стрижа, 5 стрижей

15. Закрепление звука [Р] на письме.

Помоги сороке собрать слоговое «лото». Собери слова из слогов и запиши их в тетрадке.

13. Развитие внимания и памяти. Игра « Кто улетел ?».

Ребята, внимательно посмотрите на картинку.

- Кто улетел?

Убирается с кормушки картинка одной птицы. Дети угадывают, кого нет в кормушке.

14. Развитие мелкой моторики.

Я сейчас раздам вам геометрические фигуры и шнурок. Ваша задача - собрать на шнурке последовательность деталей так, чтобы они не повторялись с рядом стоящей фигурой по цвету и форме.

17. Рефлексия . Итог урока.

- Ребята, я вами очень довольна, мне понравилось как вы занимались на уроке.

- О каком звуке мы говорили на занятии? ( О звуке Р).

- Для чего нам необходимо уметь правильно выговаривать звук Р? (для того, чтобы красиво разговаривать, читать выразительно сказки и рассказы)

- Кто достиг нашей цели? Давайте каждый сам себе даст оценку. Что вы достигли на сегодняшнем уроке? Понравилось ли вам занятие? Что особенно запомнилось? ​​​​​​​

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.