Сценарий урока «Звук [Р]»

1
0
Материал опубликован 28 January 2016

Тема: звук Р.

Цель: научить ребенка различать на слух и в произношении звук Р.

Задачи.

Образовательные: уточнить произносительный и слуховой образ звука Р; научить выделять заданный звук из ряда других звуков, из слога, из слова, подбирать слова на заданный звук, определять наличие звука в слове, его место.

Воспитательные: учить ребенка вежливости.

Коррекционно-развивающие: развивать фонематическое восприятие, фонематический анализ, фонематические представления; развивать артикуляционную и общую моторику, все виды внимания и восприятия, мышление.

Оборудование: карточки с изображением символов звука; игрушки ёж и корзинка; картинки: рыба, руки, зебра, тигр, корова, рак, сыр, шорты, слон, белка, лампа, шуба, рубашка, лист, повар, корзина, заяц, забор.

 

Ход занятия.

I. Организационный момент   (1-2 мин.).

Логопед здоровается с детьми и напоминает им, в каких случаях надо здороваться.

II. Уточнение артикуляции звука Р   (3-5 мин.).

Логопед обращает внимание детей на то, что

·  когда мы произносим звук Р – кончик языка поднят к альвеолам, напряжен и вибрирует.

·  когда мы произносим звук Р – боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам – струя воздуха идет посередине.

·  звук произносятся с участием голоса; губы принимают положение следующего гласного.

После этого логопед предлагает детям использовать специальный вспомогательный символ для звука Р.   

III. Дифференциация изолированных звуков   (1-2 мин.).

Логопед закрывает свой рот экраном и произносит различные звуки в любой последовательности. Когда дети услышат звук Р, они должны поднять соответствующий символ.

IV. Выделение звука на фоне слога   (2-3 мин.).

– Давайте поиграем в игру «Поймай звук», я буду произносить слоги, а вы хлопните, когда услышите слог со звуком Р.

ла-ра-ла             ар-ал-ав               ата-ала-ара                вра-вду-вла             арл-озл-емн

ро-ло- ро           ор-од-ол               оро-око-озо                 дло- дрэ-дза            урл-епл-юкс

V. Выделение звука на фоне слова  (5-7 мин.).

– А теперь давайте поиграем в игру «Ежик-грибник».

(Логопед читает стихотворение, достает картинки и  предлагает детям по очереди назвать картинку и отобрать те, в названии которых есть звук Р. Потом дети по очереди делят картинки на группы.)

 

Долго по лесу ежик шагал:

Вкусных грибов к обеду искал.

Только не всякий вкусный грибок

Ёжик спешил положить в кузовок.

В корзинку попали такие грибы,

В которых звук Р

Услышать смог ты.

 

Хозяйка-ежиха грибы разделила:

С [Р] в начале слова – супчик сварила;

С [Р] в середине – в запас насушила;

С [Р] в конце слова – друзей угостила.

VI. Физкультминутка  

Три медведя шли домой –

(шагать вперевалочку)

Папа был медведь большой,

(поднять руки над головой)

Мама с ним поменьше ростом,

(руки на уровне груди)

А сынок-малютка просто.

(присесть)

VII. Развитие фонематических представлений (3-5 мин.).

– Ребята, помогите мне закончить предложения. Нужно подобрать такое слово, чтобы оно начиналось со звука Р.

Николай поймал в пруду  .... (рыбу), а Костя нашел под корягой ... (рака)

Маша назвала своего котенка ... (Рыжик)

Папа ушел на ... (работу)

Лена пишет письмо синей ... (ручкой)

Мама сказала Ване вымыть ... (руки)

VIII. Итог занятия.

Логопед спрашивает детей, что им понравилось больше всего.

Комментарии
Комментариев пока нет.