Занятие «Автоматизация звука Ш в словах и словосочетаниях. В гости к Мише и Маше»
- Развивать артикуляционную и мелкую моторику, силу ротового выдоха.
Коррекционно- воспитательные:
- воспитывать познавательный интерес к логопедическому занятию, положительный эмоциональный настрой на занятие. Оборудование: конверт с письмом, рукавички-игрушки Маша и медведь; картинки с артикуляционной гимнастикой, карточки с изображением транспорта, животных; зеркало, ватка.Организационный момент. Установка на занятие.
- Здравствуй, Ваня. Посмотри, сегодня к нам в детский сад пришло письмо. Ты хочешь посмотреть, от кого оно? (открываем конверт)
«Здравствуй, дорогой друг! Мы узнали, что ты учишься правильно произносить наш любимый звук и решили пригласить тебя в гости, чтобы вместе поиграть со звуком. Мы живем в глухой чаще леса и на чем лучше до нас добраться, ты узнаешь, отгадав загадку и выбрав нужную картинку:
Это, что ещё за диво,
В воздухе парит корзина,
А над ней цветастый шарик,
В небо он несёт стараясь!» (воздушный шар)
(перед ребенком раскладываются картинки с различным видом транспорта: машина (наземный), метро (подземный), корабль (водный), воздушный шар (воздушный). Ребенок, отгадав загадку, выбирает соответствующую картинку.)
-Ваня, а как можно назвать одним словом все эти картинки? (транспорт).
- Ты хочешь отправиться к Маше и мише в гости на воздушном шаре? (да)
- Как ты думаешь, какой любимый звук у Маши и Миши? (звук ш). Произнеси его – шшшш.
Уточнение артикуляции звука ш.
- Охарактеризуй, какой это звук. Опиши, что делают губы? Зубы? Где находится язычок? В каком он положении? Давай произнесем этот звук на выдохе. Проверим, какой ветерок выходит? (губы рупором, зубы заборчиком, между зубами щель, язык вверху в форме чашечки, воздух теплый)
Артикуляционная гимнастика. Развитие целенаправленного выдоха.
- Но чтобы наш воздушный шар взлетел в воздух, нам нужно потренировать свое дыхание. Покажешь мне, как взлетит наш шар? (Да)
Дыхательное упражнение «Фокус»
- Полетели. Посмотри, на земле видны какие-то картинки. Что бы они могли означать? (артикуляционную гимнастику)
- Верно, чтобы произносить изучаемый нами звук ш правильно, нужно, чтобы наш язычок был сильным.
(выполнение артикуляционной гимнастики «Лопатка», «Вкусное варенье», «Чашечка», «Лошадка», «Грибок»)
-А вот и показался дом Миши и Маши. Теперь нам нужно спустить наш шар на полянку. Проведи линию от воздушного шара к домику и прошипи, как спускается шар (ш-ш-ш).
4. Развитие фонематического слуха, выделение звука ш в словах.
- Посмотри, кто тут собрался на полянке? Как их можно назвать одним словом? (животные).
- Но Миша и Маша собирают сегодня только тех животных, в названии которых есть звук ш. Поможешь мне их найти? (тигр, лягушка, волк, мартышка, заяц, бегемот, кошка, мышка).
- Теперь можно смело отправляться в гости (подходим к домику Миши и Маши, появляются куклы-рукавички Маша и медведь).
- «Здравствуйте, дорогие гости. А мы вас уже заждались. И стол уже накрыт, все лесные жители нам сегодня помогали. Вот и белочки прискакали и что-то принесли».
5. Пальчиковая гимнастика.
Сидят белочки-малышки,
Раздают гостям всем шишки:
Мышке-норушке, мишке, лягушке,
Мартышке хвостатой, кошечке усатой.
6. Автоматизация звука ш в словах и словосочетаниях.
Согласование числительных с существительными. Игра «Посчитай-ка».
-Ты хочешь посчитать, сколько шишек принесли белочки? (одна шишка, две шишки, …, семь шишек).
Развитие лексико-грамматического строя речи: навыков словообразования.
Посмотри, какие угощения для нас приготовлены. А помогут тебе в этом картинки.
Каша из пшена – пшённая каша Сок из вишен – вишнёвый сок Конфеты из шоколада – шоколадные конфеты Варенье из груш – грушевое варенье |
7. Подведение итога занятия.
- К кому мы сегодня отправились в гости? (к Мише и Маше)
- На чем мы путешествовали? (на воздушном шаре)
- Кто еще ходил в гости к Мише и Маше вместе с нами? (лягушка, волк, мартышка, кошка, мышка)
- Какой звук учились произносить? (звук ш).
- Наше занятие подошло к концу. И если тебе было интересно, возьми с собой весёлого мишку, ну а если нет – грустного.