Занятие «Автоматизация звука [P] в словах, словосочетаниях и предложениях»

1
1
Материал опубликован 28 November 2017 в группе

Конспект индивидуальной организованной образовательной деятельности для ребёнка старшего дошкольного возраста.

Автоматизация звука [P] в словах, словосочетаниях и предложениях

Выполнила: Агибалова А. О.

учитель -логопед

Тема: Путешествие по тропинке знаний (автоматизация звука [Р] в словах, словосочетаниях и предложениях).

Цель: создание ситуации развития для автоматизации звука [Р] в слогах, словах и предложениях.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

- создать условия для автоматизации звука [Р] в слогах, словах, предложениях;

- создать условия для закрепления и совершенствования различных лексико-грамматических категорий (навык образования существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, умение образовывать множественное число имен существительных, умение согласовывать числительное с существительным, умения делить слова на слоги и составлять простые предложения (выбор задачи зависит от количества ходов игрального кубика);

- создавать условия для активизации глагольного словаря и словаря прилагательных;

Коррекционно-развивающие:

- способствовать развитию артикуляционного аппарата;

- способствовать развитию словесно-логического мышления, умения классифицировать, сравнивать, обобщать.

- способствовать развитию зрительного восприятия;

Коррекционно-воспитательные:

- обеспечить условия для формирования навыков самоконтроля и доброжелательности;

- обеспечить условия для воспитания внимательности, умения точно следовать инструкции, целеустремлённости;

- способствовать формированию положительного отношения к занятию посредством создания игровой ситуации.  

Предварительная работа: разучивание артикуляционных упражнений, индивидуальная работа по постановке звука [Р].

Словарная работа: слова, в названии которых звук [P].

Планируемый результат:

- правильное произношение звука [Р] в самостоятельной речи;

- владение разными лексико-грамматическими категориями в самостоятельной речи (навыки употребления существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, умение образовывать множественное число имен существительных, умение согласовывать числительное с существительным, умение делить слова на слоги, составлять простые предложения);

- устойчивый интерес к логопедическим занятиям.

Оборудование: письмо для ребёнка от робота, игрушка робот Робик, ноутбук, запись «волшебного звука», карточки с артикуляционными упражнениями, картинки-символы авторского пособия «Тропинка Знаний», большой игральный кубик, наборы предметных картинок, в названии которых есть звук [P], загадки,

Ход организованной образовательной деятельности

Вводный этап.

- Тимир, сегодня к нам детский сад пришло письмо на твоё имя. Я принесла его в кабинет. Хочешь узнать, что там написано?

Ребёнок открывает письмо, и педагог его читает.

Здравствуй, Тимир. Я робот Робик. Злой волшебник хитростью заманил меня к себе в гости и запер на волшебный замок. Мне нужна помощь! Злой волшебник боится рычания и не умеет произносить звук [Р] и всё его колдовство от рычания просто тает. Я слышал, что ты уже научился произносить этот звук правильно, и поэтому прошу о помощи! Нужно пройти по «Рычащей Тропинке», выполнить все хитрые задания и тогда злое волшебство растает и замок откроется. Помоги мне, пожалуйста.

Робот Робик.

- Ты согласен помогать Робику?

Чтобы правильно и красиво произносить звук [P] и слова с этим звуком необходимо делать что? – Зарядку для язычка. Давай вспомним наши упражнения для язычка.

Вспомнить упражнения нам помогут слайды.

Упражнение «Улыбка – Трубочка» 

Растянуть губы в улыбке, показав все зубы, вытянуть губы вперед трубочкой. Выполнять переключения с одной позиции на другую.

Улыбается ребёнок,

Хобот вытянул слонёнок.

Упражнение «Качели»

Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы (с внутренней стороны). Потом поднять широкий язык за верхние зубы (тоже с внутренней стороны). Так, поочередно менять положение языка.

«Чашкой» вверх

И «горкой» вниз

Гнётся мой язык – Артист!

Упражнение «Чистим верхние зубки» 

Открыть рот и кончиком языка «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону.

Зубы верхние – смотри:

Чищу «чашкой» изнутри.

Упражнение «Индюк» 

Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед назад, стараясь не отрывать язык от губы – как бы поглаживая её. Сначала делать медленные движения, потом ускорить темп и добавить голос, пока не послышится «бл-бл» (как индюк).

Широко открыт мой рот,

Язычок – назад-вперед.

Лижет «чашечкой» губу

И «болбочет» на бегу.

Упражнение «Барабан» 

Улыбнуться, приоткрыть рот (достаточно широко), поставить язычок за верхние зубы, стучать языком по небу за верхними зубами со звуком «Д-Д-Д». 

За зубами в бугорок

Бьёт широкий язычок. [1]

Вот наш язычок разогрелся заводим «Мотор» - р-р-р-р-р-р…

Как рычит большой тигр? Р-Р-Р-Р-Р (громко)

Как рычит маленький тигрёнок? р-р-р-р-р-р (тихо)

Молодец! Готов к путешествию по «Рычащей тропинке»?

Основной этап

Ребёнок кидает игровой кубик, проверяет сколько точек выпало и делает, соответственно, такое же количество шагов. Символы на тропинке подскажут ребёнку, какое задание нужно выполнить. Педагог для каждого задания предлагает выбрать конверт с картинками.

Примеры картинок-символов и заданий:

- подобрать к слову слова-действия (глаголы).

 - подобрать слова-признаки (прилагательные).

- назвать предмет ласково. 

.- назвать предмет во множественном числе.

1 2 3 4 5 6 7 - посчитать предметы.

- разделить слово на слоги.

- придумать простое предложение с заданным словом.
- определить лишний предмет, и объяснить, почему он не подходит.

Груша, грант, картофель, яблоко.

Картофель, помидор, морковь, груша.

Корова, заяц, лиса, волк.

Смородина, груша, брусника, виноград.

Стол, стул, шкаф, морковь.

Вертолёт, грузовик, корабль, воробей.

Воробей, кровать, сорока, ворона.

Стакан, ложка, пирамидка, вилка.

Карандаши, краски, ручка, машинка.

 

? - отгадать загадку.

Ест траву, жуёт, молчит…

А потом полдня мычит:

- Мне погладите бока –

Дам парного молока! Корова.

 

Лесные Жители

Лучшие строители.

Ребятнёй кипучей

Дом построен самый лучший.

Из хвоинок, из иголок

Самый лучший в мире город. Муравьи.

 

Живут дочки и сыночки

В тесном домике - стручочке.

Лопнул дом на половинки

И посыпались дробинки. Горох.

 

 

За кудрявый хохолок

Лису из норки поволок.

На ощупь – очень гладкая,

На вкус – как сахар сладкая. Морковь.

 

Есть копытный великан.

Шея как подъемный кран,

С рожками, пятнистый,

Но не очень быстрый. Жираф.

 

В речке плавает бревно,
Очень хочет есть оно.
Пасть зубастую открыл
Злой, зелёный …. Крокодил.

 

Он все меньше от работы,

Вот почти совсем исчез.

У него свои заботы:

Он рисует речку, лес,

И собачку, и корову,

Тетю-модницу в обнове…

Кто же он, трудяга наш?

Деревянный … карандаш.

 

Он похож на колобка,

На бахче отъел бока,

Круглый, гладкий, полосатый,

Очень нравится ребятам.

Сладок, сочен он на вкус,

И зовётся он … Арбуз.

 

Кто детишек в сумке носит,

Кормит в ней, когда запросят,

И укладывает спать,

Дав немного погулять?

Как огромный заяц скачет,

Детки с ней и не иначе.

Очень любит детвору

Эта мама … Кенгуру.

 

По мере продвижения ребёнок выполняет выпавшие задания.

В конце тропинки раздаётся волшебный звук.

- Ты отлично справился со всеми заданиями и правильно произносил слова со звукам [P], злое волшебство рассеялось и замок открылся.

Ребёнок находит робота Робика.

Заключительный этап.

- Тебе понравилось помогать Робику? Было легко или сложно выполнять задания?

Робот благодарит ребёнка за помощь и дарит картинки-раскраски, в названии которых есть звук [P].

 

Литература:

Воробьёва Т. А., Крупенчук О. И. Логопедические упражнения: Артикуляционная гимнастика. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2006. – 64 с.

http://numama.ru/zagadki-dlja-malenkih-detei - все загадки взяты с этого сайта.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Интересно!!!!!!!!!!

13 December 2017

Похожие публикации