Автоматизация звуков у детей с тяжелыми нарушениями речи с применением двигательно-тактильных игр
Автоматизация звуков у детей с тяжелыми нарушениями речи с применением двигательно-тактильных игр
Использование тактильно-двигательных игр при закреплении правильного произношения, значительно оптимизирует процесс автоматизации поставленных звуков практически на всех этапах его этапах, параллельно решая задачи развития мелкой моторики, координации, стимулируют так же соозревание речевой зоны коры головного мозга, что в свою очередь благоприятно сказывается на произносительной стороне речи. Выполнение ритмичных движений при одновременном проговаривании помогает ребенку нормализовать темп речи, учит соблюдению речевых пауз, способствует формированию звукослоговой структуры слова, помогает преодолеть монотонность речи и снижает психологической напряжение.
Сопряженное с движением повторение закрепляемых звуков ускоряет процесс их введения в речь и уменьшает риски появления у ребенка «кабинетной» речи, так как звук закрепляется в усложненной ситуации, когда ребенку необходимо не только контролировать произношение, но и распределить внимание на выполняемые движения.
При разработке системы упражнений использованы методы сенсорной интеграции (М.И.Лынская, Джин Айрес), кинезиологической гимнастики ( А.А.Сиротюк), упражнений нейропсихологической коррекции (А.В.Семенович).
Приемы автоматизации звуков с применением тактильно-двигательных упражнений
1. Самомассаж.
В процессе занятий по автоматизации поставленных звуков спользуются следующие приемы: проговаривание и пропевание закрепляемых звуков в слогах, чистоговорках, сопряженное с выполнением самомассажа природными материалами (шишки, орехи, веточки, губки), а также шариками Су-Джок, массажными мячами, с использованием иппликатора Кузнецова.
2. Элементы криотерапии.
Игры со льдом и теплой водой, а также специальные охлаждаемые и подогретые силиконовые подушечки в процессе автоматизации поставленных звуков, включают в себя чередование теплых и холодных процедур:
Краткое (5-8 сек.) погружение пальцев в бассейн с ледяными шариками или кубиками с закрепленными на них картинками или буквами (игры: «В море-океане», «Ныряльщики»; «Сокровища снежной королевы», «Найди и повтори», «Поймай и прочитай»)
Выкладывание по цвету разноцветных кубиков изо льда «Ледяные узоры». Взаимодействие со льдом до 10-15 секунд. С возможностью постепенного увеличения времени взаимодействия до 1 минуты в зависимости от индивидуальных возможностей ребенка
Мягкие шлепки по воде, сжимание и разведение пальцев в такт проговариваемым речевым единицам. В упражнениях чередуются холодные и теплые материалы.
3. Элементы сенсорно-интегративной логотерапии
Автоматизация поставленных звуков сопряжено с выкладыванием сенсорных дорожек. Дополнительные перцептивные действия ребенка в процессе занятий (попробовать на вкус, облизнуть, угадать по запаху) обеспечивают эмоциональный отклик детей, полученные ощущения будут способствовать формированию устойчивых ассоциативных связей в головном мозге. Например, в игре «расставь по порядку», при выкладывании дорожек ребенок не только проговаривает закрепляемый звук, но дополнительно получает и анализирует массу сенсорных импульсов, тренирует базовую функцию речи- способность к выстраиванию ряда последовательностей.
«Слоговые дорожки» — ребёнок проговаривает слоги, проводя пальчиком по линиям нажимая пальчиком на рисунке или передвигая не большую игрушку с предмета на предмет;
С использованием тактильно-кинестетической стимуляции пальцев рук колючим ковриком, рисование ломаных линий и спиралей, раскладыванием палочек, рисованием пальцем узоров в крупе или на песке;
4. Кинезиологические упражнения.
Дети выполняют упражнения с проговариванием автоматизируемых звуков, слогов и чистоговорок. Используются двуручные игры и упражнения на различных поверхностях, игры с ладошками в парах с проговариванием отдельных звуков или слогов с автоматизируемым звуком, а в дальнейшем коротких рифмованных текстов.
5. Автоматизация звуков в сочетании с движением.
Произнесение детьми слогов, слов или предложений в зависимости от этапа автоматизации и физических возможностей ребенка с каким-либо движением: различные пальчиковые игры со словами; произнесение слогов с отстукиванием ритма, сменой ритмического рисунка (с зрительной опорой или без нее);
«Прогулка» — ребёнок проговаривает речевой материал, передвигаясь по дорожке от одного предмета к другому;
«Бусы» — на верёвочку нанизываются бусинки-картинки с определенным звуком или колечки на стержень пирамидки;
«Лесенка» проговаривание речевого материала поднимаясь или спускаясь по ступенькам лесенки;
«Стекляшки» — выкладывание стекляшек с одновременным проговариванием речевого материала;
«Волшебный клубочек» — ребёнок наматывает нитку на катушку, проговаривая речевой материал;
«Назови ласково» проговаривание слов с автоматизируемым звуков и одновременным подкидыванием или отбиванием мяча (в зависимости от возможностей ребенка);
«Скажи наоборот» назвать слова с противоположным значением с одновременным приседанием.
учитель-логопед Заугольных И.Н.