Авторская дидактическая настольно-печатная игра «Цветные передвижки» для детей дошкольного и младшего школьного возраста (кроссенс-технология)
Авторская дидактическая настольно-печатная игра «Цветные передвижки»
для детей дошкольного и младшего школьного возраста
(кроссенс-технология)
Кияйкина Н.Ф.
педагог-психолог
МБДОУ детского сада № 31 «Заря»
г. Пятигорска
Ставропольского края
Пояснительная записка
Человек может стать умным тремя путями:
путем подражания - это самый легкий путь,
путем опыта - это самый трудный путь и
путем размышления - это самый благородный путь.
Китайская народная пословица.
Популярные на сегодняшний день головоломки привлекают внимание не только взрослых, но и детей. С большим удовольствием дошкольники разгадывают ребусы, кроссворды, филворды.
Разгадывание кроссенсов, ассоциативных головоломок, становится все более актуальным. Это увлекательное занятие зеркально отразилось в процессе детской игры «Цветные передвижки», которая способствует интенсивному развитию критического мышления и всех психических процессов ребенка.
Идея создания игры возникла на основе полученной интернет-информации от прогрессивных педагогов сайта педагогического сообщества «УРОК.РФ», использующих кроссенс-технологию в своей педагогической практике. Личный интерес к современным головоломкам «кроссенс» позволил мне расширить профессиональную деятельность в работе с детьми, родителями и воспитателями учреждения и создать серию настольно-печатных игр для индивидуальной и групповой развивающей работы по различным темам (профессии, времена года, детские забавы, художественные произведения, музыкальные инструменты и т.д.).
Название ассоциативной игры: «Цветные передвижки».
Цель: развитие критического мышления детей посредством кроссенс-технологии.
Задачи:
активизировать мозговую деятельность;
повышать уровень воображения и творческого мышления;
развивать умение детей выстраивать связь между картинками;
формировать познавательный интерес к разгадыванию и созданию ассоциативных головоломок;
развивать умение при необходимости пользоваться своими знаниями;
воспитывать чувство коллективизма и любознательность.
Участники: дети дошкольного возраста (младшего школьного возраста), родители и педагоги.
Широкий спектр тематических картинок позволяет использовать данную игру детям с младшего дошкольного возраста и старше.
Образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Предметы:
данная игра может использоваться как развивающее и закрепляющее пособие на занятиях по ознакомлению с окружающим, развитию речи, познанию, формированию математических представлений;
на музыкальных, физкультурных занятиях, включая и изобразительную деятельность;
актуальна игра и в процессе самостоятельной и совместной деятельности с детьми; участниками игры могут быть родители и педагоги.
Правила игры:
Подготовка к игре.
Перед началом игры рекомендуется выпить несколько глотков чистой воды, выполнить дыхательное упражнение и любую пальчиковую игру, на активизацию мозговой деятельности участников.
Педагог знакомит детей с содержанием настольно-печатной игры и правилами. Ведущий предлагает поиграть в современную ассоциативную игру «Цветные передвижки», направленную на развитие критического мышления и мыслительных действий любым из вариантов.
Предполагается несколько вариантов игры: создание и разгадывание кроссенсов различной тематики (индивидуально, в парах, коллективно).
Первый вариант игры.
Педагог показывает детям готовый кроссенс и объясняет последовательность его разгадывания: «Ребята, рассмотрите все картинки на игровом поле. Они тесно связаны между собой. В центре картинка с вопросом, который задают вам герои. Подумайте. Каким образом взаимосвязаны картинки? Что хотят спросить у вас изображенные на кроссенсе дети?»
Дети высказывают предположения, обсуждают мнения и находят правильный ответ. Педагог показывает кроссенс с ответом, проводит рефлексию.
Второй вариант игры.
Педагог знакомит детей с алгоритмом составления кроссенсов: выбор темы, подбор картинок, размещение их на игровом поле. Активизация детей (согласно возрастным целям и задачам) на создание головоломки и разгадывание ее сверстниками.
Ребенок, работая индивидуально или в паре, рассматривает все картинки, выбирает картинки определенной тематики, придумывает ключевое слово и раскладывает картинки на игровом поле вокруг знака вопроса (в центральном квадрате игрового поля). Дети разгадывают готовый кроссенс. Рефлексия.
Педагог объясняет детям, что создать кроссенсы можно разнообразные, а картинки, при этом могут свободно передвигаться по цветным игровым полям - «из кроссенса в кроссенс».
Оборудование:
Набор разноцветного картона (А 4), каждый лист которого разделен на девять одинаковых по размеру прямоугольников, по три в каждом ряду;
картинка вопрос;
картинки с названием профессий;
картинки с изображением предметов по профессиональной направленности.
Ожидаемые результаты: у дошкольников повышается любознательность и интерес к творческой деятельности, интенсивно развиваются все психические процессы, креативность и инициативность, формируется навык применения своих знаний на практике, развивается желание анализировать, аргументировать и устанавливать причинно-следственные связи.
Источники:
1. Кроссенс - технология в развитии предпосылок критического мышления у старших дошкольников.
2. Картинки для составления кроссенса: картинки по названиям профессий.
Материал для печати
DOCX / 1.85 Мб
Горбачёва Марина Юрьевна
Кияйкина Наталья Федоровна
Янова Татьяна Викторовна
Кияйкина Наталья Федоровна
Ильина Оксана Геннадьевна
Кияйкина Наталья Федоровна
Ковалева Галина Валентиновна
Кияйкина Наталья Федоровна
Володченкова Ольга Алексеевна
Кияйкина Наталья Федоровна
Елена Владимировна
Кияйкина Наталья Федоровна
Елена Владимировна
Мастина Ольга Валерьевна
Кияйкина Наталья Федоровна
Семова Юлия Валерьевна
Кияйкина Наталья Федоровна
Трефилова Раиса Поликарповна
Кияйкина Наталья Федоровна
Сергачева Анна Анатольевна