Авторская дидактическая настольно-печатная игра «Цветные передвижки» для детей дошкольного и младшего школьного возраста (кроссенс-технология)

44
37
Материал опубликован 14 February 2020 в группе

Авторская дидактическая настольно-печатная игра «Цветные передвижки»

для детей дошкольного и младшего школьного возраста

(кроссенс-технология)


Кияйкина Н.Ф.

педагог-психолог

МБДОУ детского сада № 31 «Заря»

г. Пятигорска

Ставропольского края



Пояснительная записка


Человек может стать умным тремя путями:

путем подражания - это самый легкий путь,

путем опыта - это самый трудный путь и

путем размышления - это самый благородный путь.

Китайская народная пословица.


Популярные на сегодняшний день головоломки привлекают внимание не только взрослых, но и детей. С большим удовольствием дошкольники разгадывают ребусы, кроссворды, филворды.

Разгадывание кроссенсов, ассоциативных головоломок, становится все более актуальным. Это увлекательное занятие зеркально отразилось в процессе детской игры «Цветные передвижки», которая способствует интенсивному развитию критического мышления и всех психических процессов ребенка.

Идея создания игры возникла на основе полученной интернет-информации от прогрессивных педагогов сайта педагогического сообщества «УРОК.РФ», использующих кроссенс-технологию в своей педагогической практике. Личный интерес к современным головоломкам «кроссенс» позволил мне расширить профессиональную деятельность в работе с детьми, родителями и воспитателями учреждения и создать серию настольно-печатных игр для индивидуальной и групповой развивающей работы по различным темам (профессии, времена года, детские забавы, художественные произведения, музыкальные инструменты и т.д.).

Название ассоциативной игры: «Цветные передвижки».

Цель: развитие критического мышления детей посредством кроссенс-технологии.

Задачи:

активизировать мозговую деятельность;

повышать уровень воображения и творческого мышления;

развивать умение детей выстраивать связь между картинками;

формировать познавательный интерес к разгадыванию и созданию ассоциативных головоломок;

развивать умение при необходимости пользоваться своими знаниями;

воспитывать чувство коллективизма и любознательность.

Участники: дети дошкольного возраста (младшего школьного возраста), родители и педагоги.

Широкий спектр тематических картинок позволяет использовать данную игру детям с младшего дошкольного возраста и старше.

Образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Предметы:

данная игра может использоваться как развивающее и закрепляющее пособие на занятиях по ознакомлению с окружающим, развитию речи, познанию, формированию математических представлений;

на музыкальных, физкультурных занятиях, включая и изобразительную деятельность;

актуальна игра и в процессе самостоятельной и совместной деятельности с детьми; участниками игры могут быть родители и педагоги.

Правила игры:

Подготовка к игре.

Перед началом игры рекомендуется выпить несколько глотков чистой воды, выполнить дыхательное упражнение и любую пальчиковую игру, на активизацию мозговой деятельности участников.

Педагог знакомит детей с содержанием настольно-печатной игры и правилами. Ведущий предлагает поиграть в современную ассоциативную игру «Цветные передвижки», направленную на развитие критического мышления и мыслительных действий любым из вариантов.

Предполагается несколько вариантов игры: создание и разгадывание кроссенсов различной тематики (индивидуально, в парах, коллективно).

Первый вариант игры.

Педагог показывает детям готовый кроссенс и объясняет последовательность его разгадывания: «Ребята, рассмотрите все картинки на игровом поле. Они тесно связаны между собой. В центре картинка с вопросом, который задают вам герои. Подумайте. Каким образом взаимосвязаны картинки? Что хотят спросить у вас изображенные на кроссенсе дети?»

Дети высказывают предположения, обсуждают мнения и находят правильный ответ. Педагог показывает кроссенс с ответом, проводит рефлексию.

Второй вариант игры.

Педагог знакомит детей с алгоритмом составления кроссенсов: выбор темы, подбор картинок, размещение их на игровом поле. Активизация детей (согласно возрастным целям и задачам) на создание головоломки и разгадывание ее сверстниками.

Ребенок, работая индивидуально или в паре, рассматривает все картинки, выбирает картинки определенной тематики, придумывает ключевое слово и раскладывает картинки на игровом поле вокруг знака вопроса (в центральном квадрате игрового поля). Дети разгадывают готовый кроссенс. Рефлексия.

Педагог объясняет детям, что создать кроссенсы можно разнообразные, а картинки, при этом могут свободно передвигаться по цветным игровым полям - «из кроссенса в кроссенс».

Оборудование:

Набор разноцветного картона (А 4), каждый лист которого разделен на девять одинаковых по размеру прямоугольников, по три в каждом ряду;

картинка вопрос;

картинки с названием профессий;

картинки с изображением предметов по профессиональной направленности.

t1581634662aa.jpg

t1581634662ab.jpg

t1581634662ac.jpg

Ожидаемые результаты: у дошкольников повышается любознательность и интерес к творческой деятельности, интенсивно развиваются все психические процессы, креативность и инициативность, формируется навык применения своих знаний на практике, развивается желание анализировать, аргументировать и устанавливать причинно-следственные связи.

Источники:

1. Кроссенс - технология в развитии предпосылок критического мышления у старших дошкольников.

https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2019/03/31/krossens-tehnologiya-v-razvitii-predposylok-kriticheskogo-myshleniya

2. Картинки для составления кроссенса: картинки по названиям профессий.

https://yandex.ru/search/?text=%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B8%20%D0%B4%D0%BB%D1%8F%20%D0%B4%D0%BE%D1%88%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%B2%20%D0%BF%D0%BE%20%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%84%D0%B5%D1%81%D1%81%D0%B8%D1%8F%D0%BC&lr=36&clid=2242347



Материал для печати
DOCX / 1.85 Мб


















в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Спасибо за полезный ресурс!

4
14 February 2020

Благодарю за комментарий, Марина Юрьевна! Ваш практический опыт по кроссенсам способствовал активности многих педагогов, в том числе активизировал и меня. Чему я очень рада и признательна Вам! Разгадывание и создание кроссенсов очень увлекательное занятие... Желаю удачи!

6
14 February 2020

Спасибо, Наталья Федоровна, за отличный материал!

5
14 February 2020

Благодарю за отзыв, Татьяна Викторовна!

5
14 February 2020

Качественно,интересно,полезно!Спасибо,Наталья Федоровна!

5
14 February 2020

Благодарю, Оксана Геннадьевна! Действительно так и есть! Активно развиваем умственные способности.

5
14 February 2020

Отличная методическая разработка, Наталья Федоровна!!

6
14 February 2020

Галина Валентиновна! Рада вашему отзыву! Очень приятно!

5
14 February 2020

Наталья Фёдоровна, интересный и полезный материал. Беру в копилку!

6
14 February 2020

Ольга Алексеевна, благодарю! Полностью согласна, что материал пригодится! А, подобрав необходимые картинки, можно разнообразить тематику игр. Успехов!

5
14 February 2020

Отличная разработка, Наталья Федоровна! Вы МОЛОДЕЦ!!!

5
14 February 2020

Благодарю за оценку труда! Заходите на страничку, Елена Владимировна, ожидаются новинки!

5
14 February 2020

Заинтриговали, Наталья Федоровна! Обязательно к Вам загляну в гости!

5
14 February 2020

Интересная технология и грамотно подобранный материал открывают широкие возможности для использования этой игры.

4
15 February 2020

Благодарю за комментарий, Ольга Валерьевна!

4
18 February 2020

Наталья Федоровна, интересный материал, пригодится в работе, спасибо!

5
17 February 2020

Рада, что мой труд востребован!!! Благодарю!

4
18 February 2020

Наталья Фёдоровна, поздравляю Вас с победой в конкурсе!

3
20 March 2020

Благодарю за аромат нежных роз и поздравление, Раиса Поликарпова!!!

3
21 March 2020

Спасибо, Наталья Федоровна! Интересная и полезная игра! Поздравляю Вас с победой в конкурсе!

5
20 March 2020
Показать больше комментариев

Похожие публикации