Дополнительная общеобразовательная программа «Историческое краеведение» (Для 11-16 лет)
Тур Лариса Ивановна,
руководитель кружка МОУ «Амвросиевская школа № 6» Амвросиевского района Донецкой Народной Республики
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
туристско-краеведческой направленности
«ИСТОРИЧЕСКОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ»
возраст обучающихся - 11-16 лет
(срок реализации – 3 года)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Образовательная программа дополнительного образования детей «Историческое краеведение» имеет туристско-краеведческую направленность.
Программа составлена на основе следующих нормативных правовых документов:
Конституция Донецкой Народной Республики.
Закон Донецкой Народной Республики «Об образовании» (статья 72).
Концепция развития дополнительного образования детей, утверждённая приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 04.04.2016 г. № 310.
Концепция патриотического воспитания детей и учащейся молодёжи, утверждённая приказом министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 17 июля 2015 г. № 322 и Министерства молодёжи, спорта и туризма от 22 июня 2015 г. № 94.
Концепция формирования здорового образа жизни детей и молодёжи Донецкой Народной Республики, утверждённая приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 03 августа 2016г. № 815.
Концепция развития непрерывного воспитания детей и учащейся молодёжи Донецкой Народной Республики, утверждённая приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 16 августа 2017 года № 832.
Типовое положение об учреждении дополнительного образования детей, утверждённое приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 19 января 2015 г. № 8.
Требования к программам дополнительного образования детей, утверждённые приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 11 августа 2015 г. № 392.
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам дополнительного образования детей, утверждённый приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 26 июля 2016 г. № 793.
В классификации программ по уровню освоения данная авторская программа имеет углубленный уровень, по форме организации содержания и процесса педагогической деятельности – программа, интегрированная по субъектам деятельности, модульная, составленная из самостоятельных, устойчивых, целостных блоков.
Для развития, обучения и воспитания подрастающего человека исключительно важны связь с прошлыми поколениями, формирование культурной и исторической памяти. Всестороннее изучение определенной части своей страны, региона, города, района, поселка, то есть той территории, которая считается родным краем, способствует познанию своих исторических корней, гордости за сопричастность к деяниям предков современного поколения и их исторической ответственности за происходящее в обществе и государстве.
Историческое краеведение - прошлое и настоящее какого-либо «края» (чаще всего родного или места жительства) — от деревни, небольшого города, улицы, учебного заведения и т. д. до крупного региона. Это форма общественной деятельности, причем такой, к которой причастны не только ученые-специалисты, но и значительно более широкий круг лиц (преимущественно местных жителей). Опирается краеведение на междисциплинарные научные связи, выводы научных теорий, первичные наблюдения житейской практики.
Краеведение — это и освоение местного исторического опыта, и определение, исходя из локальных условий и традиций, конкретных путей в будущее. Основными задачами работы краеведа являются: просветительская, научная, памятнико-охранная (охрана историко-культурного и природного наследия) деятельность.
Издавна знания о своем крае определяли конкретные представления об историческом прошлом, источниках его познания, особенностях явлений природы. Желание узнать то, что ближе всего, — основа интереса ко всему остальному и путь к пониманию этого остального, к развитию общих представлений о мире и обществе, взаимосвязи явлений и времен. Тем самым краеведение — метод познания от частного к общему, от простого к сложному, выявлению общего и особенного в прошлом и настоящем. Поэтому краеведению уделяют большое внимание, как в школьном, так и во внешкольном обучении.
Краеведение воспитывает уважение к родной земле, ее природным особенностям и преданиям, исконным занятиям предков.
Учитывая тот факт, что в Донецкой Народной Республике выдвигаются новые требования к личности, порождающие новый её тип, формируются новые жизненные установки, утверждается новый образ жизни, поведения и деятельности, система образования и воспитания может и должна базироваться на устойчивых ценностях, выступающих жизненным фундаментом любого гражданина, основой объединения народностей, населяющих республику. Главным стержнем этой системы, ее основой сегодня является патриотизм, формирующийся и утверждающийся средствами целенаправленного патриотического воспитания.
Вот почему историко-патриотическому (краеведческому) воспитанию в Республике уделяется особое место.
Оно предполагает:
- изучение многовековой истории Отечества, места и роли родного края в мировом процессе, в развитии и укреплении общества, в его защите от возможной агрессии;
- понимание особенностей менталитета, нравов, обычаев, верований и традиций нашего народа, героического прошлого различных поколений;
- проведение конференций и экспедиций, посвященных неизвестным и замалчиваемым страницам истории Донбасса;
- поиск исторической справедливости и развенчивание мифов, навязанных националистическими силами;
- максимально широкое освещение деятельности известных исторических личностей – выходцев из Донбасса;
- археологические экспедиции и исторический туризм;
- развитие идеи преемственности Донецко-Криворожской республики и ДНР.
Программа «Историческое краеведение» предназначена для проведения кружковых занятий по краеведению и направлена на:
развитие познавательных, исследовательских навыков обучающихся по изучению природы, истории, культуры родного края;
привлечение обучающихся к социальным инициативам по охране природы, памятников культуры среды проживания;
поисковые работы малоизвестных фактов истории родного края;
экскурсионную, музейную, архивную и экспедиционную работу;
формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативы, толерантности;
способности к успешной социализации в обществе и к активной адаптации на рынке труда.
Разработанная программа предоставляет возможность детям, занимающимся в кружке «Историческое краеведение», расширить знания по истории, культурным традициям родного края, изучить свою родословную. От близкого, знакомого ребенок продвигается к неизведанному, новому, которому еще предстоит стать близким, родным. Работа кружка построена так, чтобы дети хорошо знали свои истоки, прошлое, историю, культуру, природу своей малой родины, любили ее и дорожили ею. Основу содержания программы составляет история Донбасса и работа по изучению истории города Амвросиевки и Амвросиевского района ДНР.
Новизна данной образовательной программы дополнительного образования детей состоит в том, что познание родного края обучающимися происходит путём активной практической деятельности под руководством педагога, от непосредственных впечатлений и эмоций, которые формируют чувство малой Родины - к систематизированному знанию о родном крае. Поисково-собирательская и исследовательская деятельность осуществляется коллективом обучающихся с учётом индивидуальных наклонностей детей. Впервые собранные ребятами материалы систематизируются и составляют основу краеведческих материалов о республике, районе, городе.
Актуальность программы состоит в создании условий для интеллектуального и духовного развития личности ребенка, воспитания поколения патриотов родной земли, реализации личностно-ориентированного подхода в обучении и воспитании, педагогики сотрудничества. Вместе с усвоением теоретических знаний и практических умений в области истории и культуры родного края, обучающиеся приобретают уважение к прошлому, бережное отношение к реликвиям. У них формируется понимание места и роли родного края в мировом процессе, в развитии и укреплении общества, в его защите от возможной агрессии, понимание особенностей менталитета, нравов, обычаев, верований и традиций нашего народа, героического прошлого различных поколений; потребность сохранить для других поколений исторические, природные, материальные, художественные и культурные ценности, т.е. происходит приобщение детей к общечеловеческим ценностям.
Благодаря формированию и развитию у детей таких важнейших социально значимых качеств как гражданская зрелость, любовь к Отечеству, ответственность, чувство долга, готовность к преодолению трудностей, возрастают их потребности и возможности к активному участию в решении важнейших проблем общества в различных сферах деятельности, создаются условия для творческой самореализации личности ребенка, взаимодействия образовательной организации с семьей.
Данная образовательная программа педагогически целесообразна, т.к. предполагает организацию деятельности обучающихся в архивах, музеях, самостоятельный исследовательский поиск и, наконец, овладение навыками основ научной краеведческой работы. Программа предполагает изучение методики исследовательской, культурно-образовательной работы, что способствует формированию исторического и гражданского сознания, воспитанию патриотизма, толерантного отношения к людям, возможно, поможет детям в выборе будущей профессии.
При реализации содержания данной программы дополняются знания, полученные детьми при изучении учебных курсов истории, изобразительного искусства, литературы, географии, биологии, экологии, уроков гражданственности и духовности Донбасса и других.
Цели программы:
развитие мотивации ребенка к познанию и творчеству через его увлечение историческим краеведением, историей родного края.
приобретение обучающимися личностных компетентностей в процессе овладения основами краеведческой и экскурсионной деятельности;
формирование гражданской идентичности, осознания принадлежности к родной земле, народу Донбасса;
формирование чувства любви к родному краю путём познания своей родословной, судеб земляков, изучения истории и культуры родного края;
сохранение исторической памяти;
воспитание чувства патриотизма, преданности в служении Родине.
Задачи:
Обучающие задачи:
дополнить и углубить знания по истории и развитию Донецкого края;
способствовать формированию представлений о связи событий на территории родного края с событиями в Республике и в Русском мире в целом;
ознакомить и изучить памятники археологии, истории и культуры через краеведческое исследование, краеведческое путешествие, музееведческую деятельность;
содействовать приобретению знаний, умений и навыков поисково-собирательской и исследовательской работы, а также опыта работы с географическими картами, схемами, архивными документами и фотографиями.
Развивающие задачи:
развивать творческие способности в процессе погружения в нравственный, духовный, исторический, эстетический опыт поколений через подготовку краеведческих экспедиций, написание статей, исследовательских работ, составление презентаций;
способствовать развитию исследовательской деятельности обучающихся через поисковую работу, умение описывать краеведческий объект и предмет исследования, оформление и монтаж музейной экспозиции;
развивать самостоятельное мышление, память, волевые качества, правильную речь в устной и письменной форме через умение брать интервью, проведение краеведческих экскурсий и экскурсий по музейным экспозициям образовательной организации;
создавать условия для расширения кругозора детей, развития коммуникативных способностей: социальной активности, способности к сотрудничеству, умение работать в коллективе, умения доводить дело до конца, способности к решению конфликтов в соответствии с демократическими принципами на основе общечеловеческих ценностей.
Воспитательные задачи:
обеспечить эмоционально-личностное восприятие исследуемого материала и потребности в общении с ним;
воспитать чувство товарищества, внимания к людям, отзывчивость, уважительное отношение к членам своей семьи, землякам, социуму; чувство личной ответственности культуру общения;
прививать бережное отношение к семейным реликвиям, предметам старины, историческим и культурным памятникам;
способствовать формированию самостоятельности, трудолюбия, инициативности; понимания духовного единства поколений и общности культурного наследия;
сформировать гражданскую позицию, приобщать детей к сохранению памяти о подвигах участников Великой Отечественной войны;
укреплять товарищеские отношения в детском коллективе.
Отличительной особенностью данной дополнительной образовательной программы от уже существующих, является то, что «Историческое краеведение» ориентировано на применение широкого комплекса образовательных блоков: (теория, практика, исследование или проект). Содержание курса также объединено в три тематических модуля, во все годы обучения одинаковых, но с разной детализацией проработки:
Раздел 1 предусматривает изучение истории и культуры родного края;
Раздел 2 знакомит с земляками, людьми, прославившими город, район, село;
Раздел 3 рассматривает вопросы семьи и родовых связей.
Все образовательные блоки предусматривают не только усвоение теоретических знаний, но и формирование деятельностно-практического опыта. Практические задания способствуют развитию у детей творческих способностей, умения создавать авторские поисково-исследовательские работы краеведческой направленности, презентовать их перед общественностью.
Программа основана на принципах:
- научности – включение в содержание основных понятий;
- системности обучения и воспитания;
- практической направленности – реализуется за счёт введения в каждую часть практических занятий, экскурсий, творческих заданий;
- гуманизации – способствует эффективному формированию ценностных ориентаций, развитию интереса и уважения к истории своего народа, края;
- системности и последовательности;
- сознательности и активности.
Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы
Данная программа рассчитана на детей 11-16 лет, с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. В этом возрасте, пытаясь утвердиться в новой социальной позиции, подросток старается выйти за рамки ученических дел в другую сферу, имеющую социальную значимость. Для реализации потребности в активной социальной позиции ему нужна дельность, получающая признание других людей, деятельность, которая может придать ему значение как члену общества. Занятия в кружке являются для подростка именно той сферой, где он может реализовать свои возросшие возможности, стремление к самостоятельности, удовлетворив потребность в признании со стороны взрослых, создать возможность реализации своей индивидуальности.
Состав групп может быть как одного, так и разных возрастов. Количество учащихся в учебной группе определяется в соответствии с уставом учреждения дополнительного образования, санитарно-гигиеническими требованиями к данному виду деятельности и региональными нормативными документами в сфере дополнительного образования детей – 15 человек. Прием детей происходит на добровольной основе, по заявлению родителей. Начиная со 2-го года обучения, предусмотрена возможность доукомплектования групп по результатам собеседования.
Сроки реализации образовательной программы
Программа рассчитана на 3 года обучения (по 140 часов в год), которые делятся на этапы:
начальный (1 год обучения) - первичное знакомство с курсом;
средний (2 год обучения) - базовая подготовка детей;
этап совершенствования (3 год обучения) - посвящен подготовке и реализации творческих проектов.
Формы занятий: индивидуальная, групповая, индивидуально-групповая, фронтальная.
Методы обучения:
словесные (устное изложение, беседа, объяснение, анализ текста),
наглядные (наблюдение, показ педагогом приемов выполнения, показ видеоматериалов, иллюстраций).
практические (тренировочные упражнения).
По типу занятия теоретические и практические. Практическая деятельность детей на занятиях преобладает над теорией (в примерном соотношении 60 % на 30 %).
Формы проведения занятий: беседа, обсуждение, наблюдение, викторина, турнир, выставка, занятие-игра, игра-путешествие, сюжетно-ролевая игра, зашита проектов, презентация, конкурс, выставка, практическое занятие, экскурсия, экспедиция, форум, конференция, посиделки, встречи с интересными людьми, со старожилами, с ветеранами войны и труда города, района, республики и др.
Кроме того, предусмотрены различные формы самостоятельной работы – подготовка сообщений, рефератов, презентаций, видео и слайд-фильмов работа в архиве, музеях, с электронными базами данных.
Педагог, учитывая уровень подготовки, возраст, интересы обучающихся, состояние материально-технической базы учреждения, в котором работают кружки, может вносить изменения в распределение часов внутри соответствующего раздела программы. При этом разделы программы и общее количество часов, отведенное на них, остается неизменным.
Режим занятий: занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа. Продолжительность занятия 45 мин.
Ожидаемые результаты и способы определения их результативности.
В результате реализации программы учащиеся первого года обучения будут знать:
подробные сведения об истории, достопримечательностях, достижениях культуры Донецкого края, своего города, района;
биографии выдающихся земляков, прославивших город, район;
историю своих предков, семейных реликвий;
традиции и обычаи жителей Донбасса;
творчество местных поэтов и писателей.
Уметь:
составлять свою родословную;
применять краеведческие знания на уроках;
проводить поисково-собирательскую и исследовательскую работу по краеведению;
собирать библиотеку книг, публикаций периодической печати краеведческого характера о родном крае, его жителях;
работать с географическими картами, схемами, архивными документами и фотографиями.
В результате реализации программы второго года обучения будут знать:
сведения о «малой Родине», своем родном городе (селе), о его истории и достопримечательностях;
биографии выдающихся земляков, прославивших край, Республику;
историю своих предков, семейных реликвий;
традиции и обычаи народов Донбасса.
Уметь:
составлять свою родословную;
применять краеведческие знания на практике;
проводить поисково-собирательскую и исследовательскую работу по истории города, школы;
собирать библиотеку книг, публикаций периодической печати краеведческого характера о родном крае, его жителях;
выполнять творческие работы;
публично выступать перед аудиторией;
работать с географическими картами, схемами, архивными документами и фотографиями.
В результате реализации программы третьего года обучения будут знать:
историю и культуру Донбасса и Амвросиевского района в частности;
произведения литературы о своей «малой Родине»;
биографии выдающихся земляков, прославивших район;
историю подвигов земляков-героев;
традиции и обычаи жителей Донбасса и Амвросиевского района в частности.
Уметь:
применять краеведческие знания на практике;
проводить поисково-собирательскую и исследовательскую работу по краеведению;
собирать библиотеку книг, публикаций периодической печати краеведческого характера о родном крае, его жителях;
работать с географическими картами, схемами, архивными документами и фотографиями;
выполнять творческие работы;
публично выступать перед аудиторией;
оформлять стенды, альбомы по изучению истории родного края;
делать публичные выступления на конференциях, конкурсах.
Способы определения результативности
Данная программа предусматривает следующие методы отслеживания результативности:
педагогическое наблюдение;
педагогический анализ участия обучающихся в коллективных мероприятиях, конкурсах, решения задач поискового и исследовательского характера, выполнения индивидуальных заданий, стабильности посещения занятий и т.п.
педагогический мониторинг (ведение журнала учета, анкетирование, отслеживание динамики роста интереса обучающихся к истории родного края, собеседование, тесты);
мониторинг образовательной деятельности детей (ведение творческого дневника обучающегося, портфолио обучающегося, формирование фотоотчетов).
Виды контроля
В начале учебного года, с целью определения уровня развития детей проводится входной контроль в форме беседы, анкетирования.
В течение всего учебного года, для определения степени усвоения учащимися учебного материала, подбора наиболее эффективных методов и средств обучения, повышения ответственности и заинтересованности обучающихся в обучении, проводятся педагогическое наблюдение и опрос.
Для определения результатов обучения наиболее приемлемой формой промежуточного контроля является участие детей в краеведческих акциях и экспедициях, слетах поисковиков и краеведов, конференциях, форумах, конкурсах различного уровня, творческий отчет.
В конце учебного года и курса обучения проводится итоговый контроль - коллективный анализ работы и открытое занятие с приглашением родителей. Результаты контроля могут быть основанием для корректировки программы и поощрения учащихся. В программе этапа совершенствования предусмотрены итоговые работы, либо защита проектов.
Формы подведения итогов реализации программы
- наблюдение;
- собеседование;
-отчёты об экскурсиях, результатах поисково-собирательской деятельности;
- открытые занятия кружка;
- защита рефератов;
- презентация творческих работ;
- конкурсы, выставки, мероприятия различного уровня.
Учебно-тематический план
Начальный этап подготовки
Раздел, тема | Количество часов | |||
Теория | Практика | Всего | ||
РАЗДЕЛ І. Вступительная часть | 3 | 1 | 4 | |
1.1 | Вступительное занятие. Цели, задачи и содержание деятельности кружка | 2 | 2 | |
1.2 | Обеспечение безопасных условий проведения учебных занятий и краеведческих путешествий | 1 | 1 | 2 |
РАЗДЕЛ ІІ. Родной край. История и культура края | 24 | 45 | 69 | |
2.1 | Предмет краеведения. Источники краеведческой информации | 2 | 2 | |
2.2 | Родина большая и малая. Наш родной край на карте ДНР. Герб района. Герб города | 1 | 3 | 4 |
2.3 | Общие сведения о районе, городе | 4 | 4 | 8 |
2.4 | Наш город, район в годы Великой Отечественной войны 1941–45 годов. Экскурсии в районный краеведческий и школьный исторический музеи | 4 | 8 | 12 |
2.5 | Наш район сегодня: строительство, образование, медицина | 3 | 5 | 8 |
2.6 | Памятники истории и достопримечательности района, города | 4 | 6 | 10 |
2.7 | Краеведческие путешествия. Их организация и проведение | 3 | 10 | 13 |
2.8 | Историко-краеведческие исследования родного края | 3 | 9 | 12 |
РАЗДЕЛ ІІІ. Земляки. Люди, прославившие наш родной край | 18 | 22 | 40 | |
3.1 | Краеведы Донбасса и района. | 4 | 2 | 6 |
3.2 | Земляки-участники и герои Великой Отечественной войны. Дети войны | 4 | 10 | 14 |
3.3 | Известные люди района, города | 6 | 8 | 14 |
3.4 | Земляки-участники локальных конфликтов современной истории. | 4 | 2 | 6 |
РАЗДЕЛ ІV. Семья. Родовые связи | 4 | 10 | 14 | |
4.1 | Генеалогия – наука о родовых связях | 2 | 4 | 6 |
4.2 | Генеалогическое древо | 2 | 6 | 8 |
РАЗДЕЛ V. Участие в конкурсах и мероприятиях разного уровня | 2 | 9 | 11 | |
РАЗДЕЛ VI. Итоговое занятие | 2 | 2 | ||
Итого | 51 | 89 | 140 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
(начальный этап подготовки)
РАЗДЕЛ І
Вступительная часть (4ч)
Тема 1. Вступительное занятие. Цели, задачи и содержание деятельности кружка (2ч)
Организационные моменты. Обсуждение и составление плана работы кружка. Права и обязанности членов кружка. Ознакомление с расписанием занятий, требованиями к учащимся.
Тема 2. Обеспечение безопасных условий проведения учебных занятий и краеведческих путешествий (2ч)
Практические занятия. Техника безопасности во время проведения занятий, экскурсий, краеведческих путешествий в помещениях и на месте нахождения объекта. Безопасные условия организации экскурсий. Правила дорожного движения. Нормы поведения в городском и межгородском транспорте. Противопожарная безопасность. Проведение инструктажа по БЖД.
РАЗДЕЛ ІІ
Родной край. История и культура края (69ч)
Тема 1. Предмет краеведения. Источники краеведческой информации (2ч)
Определение понятия краеведение. Что такое родной край? Особенности географического положения родного края. Исторические события, свидетельства о прошлом края. Основные виды краеведения: географическое, историческое, археологическое, геологическое, экологическое, литературное, этнографическое. Краеведение в Донбассе в разные исторические периоды. Источники краеведческой информации: печатные издания, фото, видео- и аудиоматериалы, архивы, музеи, устные рассказы жителей. Обзор литературы.
Практические занятия. Работа с литературой краеведческого характера.
Тема 2. Родина большая и малая. Наш родной край на карте ДНР. Герб района. Герб города (4ч)
Родина большая и малая.
Практические занятия. Наш родной край на карте ДНР. Герб республики, города и района.
Тема 3. Общие сведения о районе, городе (8ч)
Природные условия. Население. Общие сведения о районе. История образования района, города.
Практические занятия. Осмотр окрестностей своего населенного пункта
Тема 4. Наш город, район в годы Великой Отечественной войны 1941–45
годов (12ч)
Город, район в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 годов. Практические занятия. Экскурсии в районный краеведческий и школьный исторический музеи. Работа с электронными базами данных Министерства обороны РФ.
Тема 5. Наш район сегодня: строительство, образование, медицина (8ч)
Изучение инфраструктуры, социальных объектов города, района.
Практические занятия. Посещение наиболее значимых объектов.
Тема 6. Памятники истории и достопримечательности (10ч)
Исторические и культурные памятники – достояние народа. Виды памятников: исторические, археологические, градостроительства и архитектуры, искусства, документальные.
Практические занятия. Экскурсии к мемориальным и памятным местам родного края. Составление описания посещенных объектов.
Тема 7. Краеведческие путешествия (13ч)
Организация и проведение краеведческих путешествий. Определение цели и задачи краеведческого путешествия. Понятие о плане подготовки к путешествию и распределение обязанностей в группе. Комплектование состава группы. Распределение обязанностей. Ознакомление с каталогом объектов природно-заповедного фонда и историко-культурного наследия Донецкого края. Изучение карты путешествия, каталогов, атласа и т.д.
Практические занятия. Наиболее интересные места для проведения путешествий и экскурсий. Знакомство с районом путешествия. Заказники и заповедники. Маршруты путешествий. Проведение автобусных, пешеходных и виртуальных экскурсий Обработка собранных материалов. Отчет о краеведческом путешествии.
Тема 8. Историко-краеведческие исследования родного края (12ч)
Виды архивных и музейных материалов по истории и культуре родного края. Правила хранения и использования исторических документов. Составление опросника для записи воспоминаний ветерана Великой Отечественной войны. Знакомство с организацией работы в архивах.
Практические занятия. Проведение автобусных, пешеходных и виртуальных экскурсий Сбор и обработка историко-краеведческих материалов. Записи воспоминаний очевидцев событий. Создание «Страницы семейной славы». Анкеты, опросники.
РАЗДЕЛ ІІІ
Земляки. Люди, прославившие наш родной край(40ч)
Тема 1. Краеведы Донбасса и Амвросиевского района (6ч)
Забытые имена краеведов Донбасса.
Практические занятия. Составление альбомов, буклетов, презентаций.
Тема 2. Земляки-участники и герои Великой Отечественной войны.
Труженики тыла. Дети войны (14ч)
Обзорное повторение материала по истории ВОВ в нашем крае. Наши земляки на фронтах Второй мировой и Великой Отечественной войн. Земляки – Герои Советского Союза.
Практические занятия. Встречи с участниками ВОВ, работниками трудового фронта, детьми войны. Изучение семейной истории, выявление таковых среди своих родных. Проведение исследований «Наши прадеды и деды – солдаты Победы», «Я – правнук Великой Победы». Записи их воспоминаний. Работа с фондами районного и школьного исторических музеев. Подготовка материалов для участия в Международных и региональных проектах и акциях «Дорога Памяти», «Бессмертный полк».
Тема 3. Известные люди района (14ч)
Знакомство с биографиями известных земляков, их трудовым подвигом. Кто такой Почетный гражданин? Почему это звание почетно?
Практические занятия. Встречи (в т.ч. и виртуальные) с известными земляками, людьми, прославившими наш край – свою «малую Родину» , почетными гражданами Амвросиевки, Амвросиевского района, Донецкой области. Составление буклетов, презентаций, оформление альбома.
Тема 4. Земляки-участники локальных конфликтов современной истории
(6ч)
Изучение материала о локальных конфликтах, «горячих точках» современной истории. Выявление земляков – участников военных действий. Сбор и систематизация материалов о них.
Практические занятия. Встречи с воинами-интернационалистами.
Составление отчета о встречах. Посещение мемориальных мероприятий.
РАЗДЕЛ ІV
Семья. Родовые связи (14ч)
Тема 1. Генеалогия – наука о родовых связях (6ч)
Предмет изучения. Семья как объект исследования. Семья малая (моногамная, одного поколения), семья нескольких поколений, дополнена другими родственниками, что живут в семье (т. е. бабушки и дедушки, внуки); семья большая, состоит из от общего числа ее членов, связанных близким родством или шире - дальним родством.
Практические занятия. Определение статуса и составление описания своей семьи.
Тема 2. Генеалогическое древо (8ч)
Принципы построения родового дерева. Сведения, необходимые для построения родового дерева.
Практические занятия. Составление генеалогического древа.
РАЗДЕЛ V
Участие в конкурсах и мероприятиях разного уровня (11ч)
Воспитанники кружка «Историческое краеведение» участвуют в плановых мероприятиях: слетах, конференциях, экспедициях, экскурсиях, форумах и т.д.
Практические занятия. Выполнение творческих заданий на основе краеведческого материала. Презентация собранных материалов.
РАЗДЕЛ VI
Итоговое занятие (2ч)
Подведение итогов работы кружка за год, мониторинг результатов освоения программы. Награждение лучших учащихся кружка по итогам обучения. Составление плана работы на лето.
Учебно-тематический план
Средний этап подготовки
Раздел, тема | Количество часов | |||
Теория | Практика | Всего | ||
РАЗДЕЛ І. Вступительная часть | 2 | 2 | 4 | |
1.1 | Организационные моменты. Обеспечение безопасных условий проведения учебных занятий кружка | 1 | 1 | 2 |
1.2 | Краеведение – путь познания малой родины. Беседа по итогам летних каникул «Что нового я узнал о родном крае за лето» | 1 | 1 | 2 |
РАЗДЕЛ ІІ. Родной край. История и культура края | 26 | 42 | 68 | |
2.1 | Моя малая Родина – Амвросиевка и Амвросиевский район | 2 | 2 | 4 |
2.2 | История моего города, района | 3 | 5 | 8 |
2.3 | Мой край в годы Великой Отечественной войны 1941–45 годов. Экскурсии в музеи | 4 | 6 | 10 |
2.4 | Земляки-участники и герои Великой Отечественной войны. Труженики тыла. Дети войны. | 5 | 13 | 18 |
2.5 | История моей школы | 4 | 4 | 8 |
2.6 | Достопримечательности моего города | 2 | 4 | 6 |
2.7 | Местные краеведы | 2 | 2 | 4 |
2.8 | Заповедные места родного края | 4 | 6 | 10 |
РАЗДЕЛ ІІІ. Земляки. Люди, прославившие наш родной край | 4 | 20 | 24 | |
3.1 | Известные люди моего города, района | 2 | 6 | 8 |
3.2 | Земляки-участники локальных войн современности | 2 | 4 | 6 |
3.3 | Встречи с земляками, прославившими наш город, район, республику | 10 | 10 | |
РАЗДЕЛ ІV. Семья. Родовые связи | 12 | 18 | 30 | |
4.1 | Календарь семейных памятных дат | 2 | 4 | 6 |
4.2 | Родословная книга | 2 | 12 | 14 |
4.3 | Семейные истории и семейные реликвии | 2 | 2 | 4 |
4.4 | Этнография родного края | 2 | 4 | 6 |
РАЗДЕЛ V. Участие в конкурсах и мероприятиях разного уровня | 2 | 8 | 10 | |
РАЗДЕЛ VI. Итоговое занятие | 2 | 2 | 4 | |
Итого | 44 | 96 | 140 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
(средний этап подготовки)
РАЗДЕЛ І
Вступительная часть (4ч)
Тема 1. Организационные моменты. Обеспечение безопасных условий проведения учебных занятий кружка (2ч)
Организационные моменты. Напомнить учащимся права и обязанности членов кружка. Ознакомление с расписанием занятий на новый учебный год. Обсуждение и составление плана работы кружка.
Практические занятия. Техника безопасности во время проведения занятий, экскурсий, краеведческих путешествий в помещениях и на месте нахождения объекта. Безопасные условия организации экскурсий. Правила дорожного движения. Нормы поведения в городском и межгородском транспорте. Противопожарная безопасность. Проведение инструктажа по БЖД.
Тема 2. Краеведение – путь познания малой родины (2ч)
Принципы краеведения (научность, систематичность, последовательность, комплексность, региональность, массовость, историзм). Основные направления краеведения. Связь краеведения с географическими и другими дисциплинами.
Практические занятия. Беседа по итогам летних каникул «Что нового я узнал о родном крае за лето». Рассказы детей о том, что нового они узнали о родном крае. Презентация итогов их работы летом.
РАЗДЕЛ ІІ
Родной край. История и культура края (68ч)
Тема 1. Моя малая Родина – Амвросиевка и Амвросиевский район (4ч)
Что мы Родиной зовем. Понятия «Родина», «Малая Родина», «отчий край», «Отечество». Природно-климатические условия. Население. Достопримечательности (обзорно).
Практические занятия. Мини-сочинение, эссе «За что я люблю свою Родину».
Тема 2. История города, района (8ч)
Беседа «Что я знаю об истории своего родного края». Любить родной край, значит, знать его историю. Из глубины веков (археологическое прошлое родного края: первые стоянки древних людей, первые шахты). История донского казачества на территории края. Заселение края в 17-18вв. В вихре революций.
Практические занятия. Работа по подбору краеведческого материала, работа с картой, выполнение творческих заданий, составление презентаций, посещение районного историко-краеведческого музея.
Тема 3. Мой край в годы Великой Отечественной войны 1941–1945гг. (10ч)
Город, район в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 годов. Практические занятия. Экскурсии в районный историко-краеведческий и школьный исторический музеи. Работа с электронными базами данных Министерства обороны РФ, архивом ЦАМО.
Тема 4. Земляки-участники и герои Великой Отечественной войны.
Труженики тыла. Дети войны (18ч)
Обзорное повторение материала по истории ВОВ в нашем крае. Наши земляки на фронтах Второй мировой и Великой Отечественной войн. Земляки – Герои Советского Союза.
Практические занятия. Встречи с участниками ВОВ, работниками трудового фронта, детьми войны. Изучение семейной истории, выявление таковых среди своих родных. Проведение исследований «Наши прадеды и деды – солдаты Победы», «Я – правнук Великой Победы», «Спасибо прадеду и деду за их Великую Победу» и др. Записи их воспоминаний. Работа с фондами районного и школьного исторических музеев. Подготовка материалов для участия в Международных и региональных проектах и акциях «Дорога Памяти», «Бессмертный полк».
Тема 5. История моей школы (8ч)
Как все начиналось. Первые директора и учителя. Вехи истории. Пионерская и комсомольская организации. Выпускники, которыми гордится школа
Практические занятия. Создание видеофильма, презентации о школе. Составление школьной летописи. Встречи с первыми учителями школы.
Тема 6. Достопримечательности моего города(6ч)
Исторические и культурные памятники – достояние народа. Виды памятников. Памятные места моего города.
Практические занятия. Экскурсии к мемориальным и памятным местам города. Составление описания посещенных объектов.
Тема 7. Местные краеведы (4ч)
Кто такой краевед? Кого из краеведов я знаю? Вклад местных краеведов в историю родного края.
Практические занятия. Знакомство с работами местных краеведов. Составление отчета.
Тема 8. Заповедные места родного края (10ч)
Ознакомление с каталогом объектов природно-заповедного фонда и историко-культурного наследия Донецкого края. Заповедники. Заказники. Республиканский ландшафтный парк «Донецкий кряж». Природоохранная деятельность. «Красная книга Донбасса». Наиболее интересные места для проведения путешествий и экскурсий.
Практические занятия. Организация и проведение краеведческих путешествий. Определение цели и задачи краеведческого путешествия.
Знакомство с районом путешествия. Маршруты путешествий. Проведение автобусных, пешеходных и виртуальных экскурсий Обработка собранных материалов. Отчет о краеведческом путешествии.
Экскурсия в Республиканский ландшафтный парк «Донецкий кряж».
РАЗДЕЛ ІІІ
Земляки. Люди, прославившие наш родной край (24ч)
Тема 1. Известные люди моего города, района (8ч)
Знакомство с биографиями известных земляков, их трудовым подвигом. Кто такой Почетный гражданин? Почему это звание почетно?
Практические занятия. Встречи (в т.ч. и виртуальные) с известными земляками, людьми, прославившими наш край – свою «малую Родину» , почетными гражданами Амвросиевки, Амвросиевского района, Донецкой области. Составление буклетов, презентаций, оформление альбома.
Тема 2. Земляки-участники локальных конфликтов современности (6ч)
Изучение материала о локальных конфликтах, «горячих точках» современной истории. Выявление земляков – участников военных действий. Сбор и систематизация материалов о них.
Практические занятия. Встречи с воинами-интернационалистами.
Составление отчета о встречах. Посещение мемориальных мероприятий.
Тема 3. Встречи с земляками, прославившими наш город, район, республику
(10ч)
Практические занятия. Встречи с интересными людьми, чья судьба тесно связана с историей города, района. Оформление отчёта о встрече в выбранной форме (презентация, выставка фотографий или рисунков, написание сочинений и т. п.).
РАЗДЕЛ ІV
Семья. Родовые связи (30ч)
Тема 1. Понятие «календарь семейных памятных дат» (6ч)
Принципы построения и ведения.
Практические занятия. Составление календаря семейных памятных дат. Подбор картинок, фотографий и стихотворений для календаря. Оформление картинок, фотографий и стихотворений для календаря в электронном виде. Создание дизайн макета календаря. Создание электронного варианта календаря. Распечатка полученного календаря
Тема 2. Родословная книга (14 ч)
Что такое родословная книга? Зачем составлять родословную книгу? Семейная родословная книга как важный исторический источник, наиболее эффективный способ для логического упорядочивания представителей одной семьи по поколениям. Мемуары или повествовательное изложение фактов. Кулинарная книга семьи. Фотоальбом. Написание семейной истории - масштабный проект.
Практические занятия. Подбор материалов и составление родословной книги.
Тема 3. Семейные истории и семейные реликвии (4ч)
Изучение семейных реликвий. Документы, предметы, принадлежащие семье или роду и передающиеся по наследству из поколения в поколение. В чем ценность семейных реликвий? Семейные истории.
Практические занятия. Презентация материалов о семейных реликвиях. О чем рассказала бабушка. Выполнение творческих заданий, сочинений для участия в открытом конкурсе для педагогов, детей и родителей «Семейный котел».
Тема 4. Этнография родного края (6ч)
Этнос. Этнография как наука. Методы этнографии. Изучение быта наших предков. «Из бабушкиного сундучка».
Практические занятия. Этнографическая экспедиция «История одного слова». Выполнение творческих заданий, сочинений для участия в открытом конкурсе для педагогов, детей и родителей «Семейный котел».
Экскурсия в комнату «Мир старинного дома» исторического музея школы.
РАЗДЕЛ V
Участие в конкурсах и мероприятиях разного уровня (10ч)
Обучающиеся кружка «Историческое краеведение» участвуют в плановых мероприятиях: слетах, конференциях, экспедициях, экскурсиях, форумах и т.д.
Практические занятия. Выполнение творческих заданий на основе краеведческого материала. Презентация собранных материалов.
РАЗДЕЛ VI
Итоговое занятие (4ч)
Подведение итогов работы кружка за год, мониторинг результатов освоения программы. Награждение лучших учащихся кружка по итогам обучения. Составление плана работы на лето.
Практические занятия. Обсуждение планов по дальнейшему занятию краеведением.
Учебно-тематический план
Этап совершенствования
Раздел, тема | Количество часов | |||
Теория | Практика | Всего | ||
РАЗДЕЛ І. Вступительная часть | 2 | 2 | 4 | |
1.1 | Организационные моменты. Обеспечение безопасных условий проведения учебных занятий кружка | 1 | 1 | 2 |
1.2 | Краеведение – путь познания малой родины. Беседа по итогам летних каникул «Что нового я узнал о родном крае за лето» | 1 | 1 | 2 |
РАЗДЕЛ ІІ. Родной край. История и культура края | 16 | 30 | 46 | |
2.1 | Литература о родном крае | 4 | 6 | 10 |
2.2 | Книга Памяти. Донецкая область. Амвросиевский район | 4 | 8 | 12 |
2.3 | Традиции и обычаи моего края. | 6 | 10 | 16 |
2.4 | Мой город, мой район, республика через 10-20 лет | 2 | 6 | 8 |
РАЗДЕЛ ІІІ Земляки. Люди, прославившие наш родной край | 18 | 40 | 58 | |
3.1 | Поэты и писатели – наши земляки | 6 | 8 | 14 |
3.2 | Ими гордится наш район | 4 | 12 | 16 |
3.3 | Трудовые подвиги наших земляков. | 6 | 8 | 14 |
3.4 | Создание новой и пополнение ранее созданной экспозиции школьного исторического музея | 2 | 12 | 16 |
РАЗДЕЛ ІV. Семья. Родовые связи | 6 | 12 | 18 | |
4.1 | Семейные истории и семейные реликвии | 2 | 2 | 4 |
4.2 | Этнография родного края | 2 | 2 | 4 |
4.3 | Творческая работа «Моя семья в истории страны» | 2 | 8 | 10 |
РАЗДЕЛ V. Участие в конкурсах и мероприятиях разного уровня | 2 | 8 | 10 | |
РАЗДЕЛ VI. Итоговое занятие | 2 | 2 | 4 | |
Итого | 46 | 94 | 140 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
(этапа совершенствования)
РАЗДЕЛ І
Вступительная часть (4ч)
Тема 1. Организационные моменты. Обеспечение безопасных условий проведения учебных занятий кружка (2ч)
Организационные моменты. Напомнить учащимся права и обязанности членов кружка. Ознакомление с расписанием занятий на новый учебный год. Обсуждение и составление плана работы кружка.
Практические занятия. Техника безопасности во время проведения занятий, экскурсий, краеведческих путешествий в помещениях и на месте нахождения объекта. Безопасные условия организации экскурсий. Правила дорожного движения. Нормы поведения в городском и межгородском транспорте. Противопожарная безопасность. Проведение инструктажа по БЖД.
Тема 2. Краеведение – путь познания малой родины. (2ч)
Принципы краеведения (научность, систематичность, последовательность, комплексность, региональность, массовость, историзм). Основные направления краеведения. Связь краеведения с географическими и другими дисциплинами.
Практические занятия. Беседа по итогам летних каникул «Что нового я узнал о родном крае за лето». Рассказы детей о том, что нового они узнали о родном крае. Презентация итогов их работы летом.
РАЗДЕЛ ІІ
Родной край. История и культура края (46ч)
Тема 1. Литература о родном крае (10ч)
«Там, где было Дикое поле...», «Очерки истории Донецкого края», «Годы и люди Донетчины», «Золотые звезды Донбасса», «Ради жизни на земле...: Произведения донецких писателей о войне», «Всем смертям назло», «Маленький шахтер» и др. Книги об истории и культуре Амвросиевского района: «На острие клинка», «Не склонив головы», «Живая память о войне», «Незабываемые страницы Великой Победы: Амвросиевский район 1941-1945», «Амвросиевский район: история, события, люди».
Практические занятия. Работа с первоисточниками. Знакомство с местными писателями и поэтами.
Тема 2. Книга Памяти. Донецкая область. Амвросиевский район (12ч)
Книга Памяти – важный исторический источник при изучении истории ВОВ. Электронная книга памяти. Структура. Основная база данных. Имена из солдатских медальонов. Фотогалерея. История солдата.
Практические занятия. Работа с бумажными и электронными Книгами памяти. Уточнение сведений о земляках, родственниках – участниках ВОВ.
Тема 3. Традиции и обычаи моего края (16ч.)
Работа над понятиями «традиции», «обычаи». Изучение традиций и обычаев народа Донбасса. Праздники, обряды, народный календарь. Кухня народов Донбасса. Народные игры, загадки, сказания, легенды.
Практические занятия. Сбор материала по свидетельствам «устной» истории, литературным источникам. Создание отчета о проделанной работе.
Тема 4. Мой город, мой район, республика через 10-20 лет (8ч.)
Донбасс через годы. Люди Донбасса. Экология края. Достижения.
Практические занятия: подбор исследовательского материала, составление проектов о будущем города, района, республики. Написание эссе «Мой край в будущем». Рисунки, макеты.
РАЗДЕЛ ІІІ
Земляки. Люди, прославившие наш родной край (58ч.)
Тема 1. Поэты и писатели – наши земляки (14ч.).
Писатели и поэты Амвросиевского района. Э.Хорьков, Н. Котова, А. Бродяной, В. Горин, Н. Слупицкая, А.Марченко, В.Худяк, В.Кощей, А.Цыплаков, О.Швачка, Л.Коваливнич. Литературное объединение «Ива».
Практические занятия: Знакомство с местными писателями и поэтами. Литературные гостиные. Оформление отчёта о встрече в выбранной форме (презентация, выставка фотографий или рисунков, написание сочинений и
т. п.).
Тема 2. Ими гордится наш район (16ч)
Знакомство с биографиями людей, прославивших наш край – свою «малую Родину». А.Сердюков, Ю.Медяник, А.Самарский, М.Лола, И.Пономарев, Ф.Ковалев, Дионисий и др.
Практические занятия. Встречи (в т.ч. и виртуальные) с известными земляками, почетными гражданами Амвросиевки, Амвросиевского района, Донецкой области. Оформление альбома «Они прославили и прославляют».
Тема 3. Трудовые подвиги наших земляков (14ч)
Герои Социалистического труда – наши земляки: П.Скубченко, А.Педан, Г.Данченко, К.Бобков, П.Янатьев, Е.Бенко, А.Козырь, А. Красюк, П. Любомищенко и М.Чернявская.
Практические занятия. Составление буклетов, презентаций, фотоальбома.
Тема 4. Создание новой и пополнение ранее созданной экспозиции школьного
исторического музея (16ч)
Оформление стендов, альбомов о знаменитых жителях района, города. Разработка текстов экскурсий к новой экспозиции.
РАЗДЕЛ ІV
Семья. Родовые связи (18ч)
Тема 1. Семейные истории и семейные реликвии (4ч)
Изучение реликвий и историй семей обучающихся. Документы, предметы, принадлежащие семье или роду и передающиеся по наследству. Ценность семейных реликвий. Новые семейные истории.
Практические занятия. Создание творческой работы (презентации, выставки) на основе сведений, собранных обучающимися о своих семьях.
Тема 2. Этнография родного края (6ч)
Этнос. Этнография как наука. Методы этнографии. Изучение быта наших предков. «Из бабушкиного сундучка».
Практические занятия. Этнографическая экспедиция «История одного слова». Выполнение творческих заданий, сочинений для участия в открытом конкурсе для педагогов, детей и родителей «Семейный котел».
Экскурсия в комнату «Мир старинного дома» исторического музея школы.
Тема 3. Творческая работа «Моя семья в истории страны» (10ч)
Истории семьи как составляющая истории Отечества. Связь семьи и семейных традиций с историей страны, судьбы людей на фоне истории Родины – доступная для изучения всеми участниками независимо от их национальной, религиозной и социальной принадлежности. Бережное отношение к историческому наследию современного общества. Духовно-нравственные ценности семьи. Укрепление связей между поколениями.
Практические занятия. Сбор материала и оформление проектов: «Судьба семьи в истории страны» - комплексное исследование истории семьи по семейным архивам и воспоминаниям в контексте истории страны; «Загляните в семейный альбом» - изучение истории отдельной семейной фотографии, судеб людей, изображенных на снимке; «Семейное предание» - поиск и описание семейного предания, передающегося из поколения в поколение по воспоминаниям родственников, изучение его достоверности и соотнесение к определенным историческим событием страны. Формирование навыков самопрезентации и выступления перед аудиторией.
РАЗДЕЛ V
Участие в конкурсах и мероприятиях разного уровня (10ч)
Обучающиеся кружка «Историческое краеведение» участвуют в плановых мероприятиях: слетах, конференциях, экспедициях, экскурсиях, форумах и т.д.
Практические занятия. Выполнение творческих заданий на основе краеведческого материала. Презентация собранных материалов.
РАЗДЕЛ VI
Итоговое занятие (4ч)
Практические занятия. Защита проектов. Подведение итогов работы кружка за год и весь период работы (3 года), мониторинг результатов освоения программы. Награждение лучших учащихся кружка по итогам обучения.
Методическое обеспечение образовательной программы
«Историческое краеведение»
Формы и методы, используемые в работе по программе
Методы:
1. Словесные: рассказ, беседа, работа с книгой, лекция.
2. Наглядные: использование экспонатов музея, просмотр фотографий, схем.
3. Практические: краеведческие экспедиции, исследовательская работа.
Формы: практические занятия, групповые и индивидуальные занятия, беседы, экскурсии, занятия-исследования.
Перечень основных пособий, материалов, используемых при работе по программе:
1. Экспонаты Амвросиевского районного историко-краеведческого народного музея, школьного исторического музея.
2.Отчёты краеведческих и этнографических экспедиций.
3.Видеозаписи.
4.Карты, фотографии, альбомы.
5. Материалы архивов: ЦАМО, музеев, семейных.
6. Тематические подборки публикаций.
7. Материалы интернета.
Технические средства обучения:
Фотоаппарат.
Ноутбук.
Видеопроектор.
К программе прилагаются:
- Методические рекомендации краеведам, музееведам, планирующим работу в центральном архиве Министерства обороны РФ (ЦАМО). Режим доступа: https://cloud.mail.ru/public/4S7e/4b77LVoNt.(Приложение 1)
- Методические рекомендации краеведам как работать над родословной книгой. Режим доступа: https://cloud.mail.ru/public/ZjBm/2Z4dn6jrm (Приложение 2)
- Методические рекомендации по оформлению воспоминаний ветеранов войны, участников трудового фронта и детей войны. Режим доступа: https://cloud.mail.ru/public/32aD/52c6psA64 (Приложение 3)
- Методические рекомендации «Алгоритм работы по изучению истории своей семьи «Моя семья в истории страны»». Режим доступа: https://cloud.mail.ru/public/2ZuN/244Cmui6C (Приложение 4)
- Тексты экскурсий в историческом музее при МОУ «Амвросиевская школа №6» Амвросиевского района ДНР. Режим доступа:
- «Мир старинного дома» - 5https://cloud.mail.ru/public/33AW/pvM35LUQn (Приложение 5)
- в комнате Боевой Славы - https://cloud.mail.ru/public/4qnd/5CwXKuRUs (приложение 6)
Методические рекомендации можно скачать в отдельной папке по ссылке: https://cloud.mail.ru/public/NGYF/LhB3Vqyvb
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Список литературы, использованной педагогом при написании образовательной программы
Ашурков В.Н. Историческое краеведение. - М.: Просвещение, 1980.— 192c., ил.
Белякова А.А. Использование потенциала школьного музея в учебно-воспитательном процессе / А.А. Белякова // История и правоведение. - 2006. -№8-9. С.72-73.
Исследовательская работа школьников: педагогическая мастерская /Н.С. Криволап. - Мн.: Краско-Принт, 2005.-175с.
Ишекова Т.В. Экскурсионное дело: Учебное пособие/ Т.В. Ишекова.– Саратов: Изд-во «Научная книга», 2006. – 40с.
Кацюба Д.В. Историческое краеведение в воспитании учащихся / Кацюба Д.В. – М.: Орел, 1965. – 282с.
Кацюба Д.В. Историческое краеведение в школе и в вузе / Д. В. Кацюба; Кемер. гос. ун-т. - Кемерово: КГУ, 1994. - 335с.
Кацюба Д. В. Внеклассная работа по истории (Краеведение): пособие для учителей / Д. В. Кацюба. — М.: Просвещение, 1975. — 192с.
Корнеев В.П. Родной край / В.П. Корнеев // Родная школа. - 1993 - №2. - С. 41.
Краеведение как наука и как деятельность. Историческое краеведение в СССР: вопросы теория и практики: Сб. ст. / АН Украины. Ин-т истории Украины и др.; Редкол.: П.Т. Тронько (отв. ред.) и др. Киев: Наукова думка, 1991.- 312с.
Лазунова Н.Н., Ермолаева Л.К. Историческое образование: тенденции и перспективы. // Преподавание истории в школе. – 1999. - № 2. – С. 40-48.
Лукиева Е.Б. Историческое краеведение. Учеб. пособие /Том. политехн. ун-т. – Томск, 2003 – 156с.
Матюшин Г.Н. Историческое краеведение: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов но спец. № 2108 «История». - M.: Просвещение, 1987, -207с.
Методика историко-краеведческой работы в школе: Пособие для учителей / [Н. С. Борисов, В. В. Дранишников, П. В. Иванов, Д. В. Кацюба]; Под ред. Н. С. Борисова. - М.: Просвещение, 1982. - 224с.
Никонова М.А. Краеведение : учеб. пособие для высш. пед. учеб. заведений / М.А.Никонова. — М.: Издательский центр «Академия», 2009. - 192с.
Остапец А.А. Педагогика и психология туристско-краеведческой деятельности учащихся / А.А.Остапец. – М.: Педагогика, 2001.-206с.
Строев К.Ф. Краеведение. – 2-е изд., испр. и доп. — М.: Просвещение, 1974. — 144с.
Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности учащихся. – М.: Просвещение, 1988. - 175с.
Юхневич, М.Ю. Я поведу тебя в музей: учебное пособие по музейной педагогике / М.Ю. Юхневич. - М-во культуры РФ. Рос.ин-т культурологии. – М., 2001. – 223с.
Перечень нормативных документов, регламентирующих образовательную деятельность педагога
Конституция Донецкой Народной Республики.
Закон Донецкой Народной Республики «Об образовании» (статья 72).
Концепция развития дополнительного образования детей, утверждённая приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 04.04.2016 г. № 310.
Концепция патриотического воспитания детей и учащейся молодёжи, утверждённая приказом министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 17 июля 2015 г. № 322 и Министерства молодёжи, спорта и туризма от 22 июня 2015 г. № 94.
Концепция формирования здорового образа жизни детей и молодёжи Донецкой Народной Республики, утверждённая приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 03 августа 2016г. № 815.
Концепция развития непрерывного воспитания детей и учащейся молодёжи Донецкой Народной Республики, утверждённая приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 16 августа 2017 года № 832.
Типовое положение об учреждении дополнительного образования детей, утверждённое приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 19 января 2015 г. № 8.
Требования к программам дополнительного образования детей, утверждённые приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 11 августа 2015 г. № 392.
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам дополнительного образования детей, утверждённый приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 26 июля 2016 г. № 793
Список литературы, рекомендованный педагогам
для освоения данного вида деятельности
Альтер, М. Донбасс – земля обетованная / А.Альтер. – Донецк: РИО – 1993.- 162 с.
Амвросиевский район: Документальные очерки. - Донецк: «ЕАИ-Пресс», 2004. – 156с.
Амвросиевский район. Люди, история, факты. Документальные очерки. – Амвросиевка: типография «Чернявский», 2013.- 270с.
Амвросиевский район. Яндекс-карта. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://tochka-na-karte.ru/modules/travel/map.php?id=10183
Анденок В. Памятники глазами детей: Историко-краеведческие очерки учащихся — членов поисковых отрядов «Наследники Победы». - Донецк: Регион, 2005. - 166с.
Бабенков, А.С. Как это было (воспоминания и размышления)/
А.С. Бабенков. — Донецк: Донеччина, 2003. —128 с.
Бродяной А.В. Следы, не смытые дождями /историко-топонимический словарь Амвросиевского района Донецкой области/.– 2–е изд. исправленное и дополненное - Врадиевка: изд-во Коваленко А.Г., 2011.- 136с.
Бродяной А.В. Следы, не смытые дождями. Историко-топонимический словарь Амвросиевского района Донецкой области. Амвросиевка. ЧП «Типография Чернявская О.И.», 2006. – 88с.
Бродяной А.В. Карта Азовского моря рассказывает (топонимика Приазовья). - Врадиевка: изд-во Коваленко А.Г., 2012.- 112с.
Бродяной А.В. Названия Азовского моря - Врадиевка: изд-во Коваленко А.Г., 2008.- 48с.
Бродяной А.В. Иловайские и край Донецкий.- Врадиевка: изд-во Коваленко А.Г., 2014.- 123с.
Бродяной А.В. Край Донецкий мой/ краткий топонимический словарь Донецкой области/ - Врадиевка: изд-во Коваленко А.Г., 2009.- 192с.
Бунтовский С.Ю., Иванов А.А. Донбасс: Русь и Украина. Очерки истории. – Донецк: «Донбасская Русь», 2013. – 543с.
Бунтовский С.Ю. История Донбасса: научно-популярное издание. – Донецк: «Донбасская Русь», 2015 – 402с.
Васильева А.А. Джон Юз и Юзовка. Летопись Донбасса: краеведческий сборник/ А.А. Васильева. - ДКМ, выпуск 3. — Донецк: ООО «КИТИС» – 1995.- 28с.
Говтва А. В. Амвросиевка: Путеводитель. - Донецк: Донбасс, 1987. – 58с.
Годы и люди Донеччины. - К.: Изд-во Европейского университета, 2004. - 504 с.
Гусинский Г.А. Донецкий краеведческий музей. Путеводитель. – Донбасс, 1966. – 98с.
Донетчина в годы Великой Отечественной войны 1941–1945. Известные и неизвестные страницы истории / В. А. Анденок, М. О. Булатицкий, Д. Н. Титаренко и др. – Донецк: АОЗТ «Издательство «Донеччина», 2008. – 432с.
Донецкая область в годы Великой Отечественной войны (1941 - 1945 гг.): Сб. докум. и материалов. - Донецк: Донбас, 1982. - 312 с.
Живая память о войне. Литературно-художественное издание. Альманах / кол-в авторов под.ред. Тур Л.И. - Донецк: ФЛП Кириенко С.Г.: 2015.- 118с.
Золотые звезды Донбасса. - Донецк: АЛАН, 2003. - 480 с.
Історія міст і сіл УРСР. Донецька область. К.: Уре, 1970.- 992с.
История поселка Амвросиевка. Патриот Донбасса. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://donpatriot.ru/2021-selo_amvrosievka_spravochnik.html
Книга Памяти Украины. Донецкая область. Т. 21, 1(закл.): Бессмертие / А. З. Дидова, И. И. Кулага. - [Б.м.]: [б.и.], 1999. - 335с.
Корнилов В. Мифы и правда о Донецко-Криворожской республике./ В.Корнилов // Еженедельник 2000. - №8 (547).- 2011. – 25 февраля - 03 марта.
Котова Н.Ю. Не склонив головы. Документальный очерк. - Донецк: РИП «Лебедь», 1995. - 48с.
Котова Н.Ю. Помните о нем // Ленинский путь. – 1990. - № 120(10350), 28 июля, - С.3.
Котова Н.Ю. Это было а Амвросиевке // Луч Ильича. – 1989. - № 108, 09 сентября, - С.3.
Мозговой В. Там, где было Дикое поле...: Очерки истории Донецкого края. - Донецк: Кардинал, 2001. - 366с.
Морозов В. Безыменские берега: Очерки Приазовья. - Донецк: Каштан, 2003. - 684с.
Мужчины Донбасса // под ред. В.Новоселова.- Днепропетровск: ООО «ПКФ «Арт-Пресс», 2011.- 160с.
Пужаев Г.К. Кровь и слава Миуса./ Г.К. Пужаев – М.: БАННЭР плюс, 2008.- 190с.
Миус-фронт в Великой Отечественной войне. 1941–1942 годы, 1943 год./ Ростов-на-Дону: Южный научный центр РАН, - 2010.- 320с.
Музей в школе. Практикум: сб.ст. / М.: Современные технологии в образовании и культуре, 2006. 64с.
Музеи Донецкой области / [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.donbass-info.com/content/view/2580/2587.
Открытие страны огня. Произведения русских писателей о Донбассе / К.Ф. Спасенко. — Донецк: Донбасс. – 1980.- 306с.
Очерки истории Донбасса. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://yadocent.livejournal.com/752679.html
Память на века. Свод военных захоронений на территории Донетчины. / В. А. Анденок. – Донецк, 2011. - 208с.
Садкович Н.П. Практические рекомендации по созданию текста истории школы / Н.П. Садкович // Преподавание истории в школе. – 2003. - №2. - С.56.
Самсонова А. Амвросиевский район хранит несметные сокровища и тайну Дракулы. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://donbass.ua/news/region/2011/05/16/amvrosievskii-raion-hranit-nesmetnye-sokrovischa-i-tainu-drakuly.html
Семенов В. Приазовье: от Пушкина до Михалкова //Донецкий кряж. – 2007. № 24. – С.3.
Семенов В. Веков связующая нить //Донецкий кряж. - 2005. – № 1918, 16 декабря, С.2.
Только тот, кто помнит о прошлом, достоин будущего. Литературно-художественное издание. Альманах / кол-в авторов под.ред. Тур Л.И. - Донецк: ФЛП Кириенко С.Г.: 2015.- 118с.
Туманов В.Е., Школьный музей / В.Е. Туманов. - М., 2002. - 266 с.
Хорьков Э.А. Серебряное кольцо: Рассказы охотника и хирурга. – Донецк: Донбасс, 1981. – 159с.
Список литературы, рекомендованной учащимся, для успешного освоения данной образовательной программы
Багров Лео. История картографии / Л. Багров. — М.: Центрполиграф, 2004. — 320с.
Двенадцать писателей, прославивших Донецкий край http://kochegarka.com.ua/?p=60856.
Донетчина в легендах / Ю.Н.Гавриленко. Донецк: 2010. – 335с.
Жариков Л.М. Повесть о суровом друге / Л.М. Жариков. - М.: Детская литература, 1983. – 22с.
Костыря И.С. Думы о Донбассе: в двух частях / И.С. Костыря. – Донецк: Каштан, 2004. – 283с.
Мурзаев Э.М. Слово на карте / Э.М. Мурзаев. – М.: Армада-пресс, 2001. – 448с.
Тош Д. Стремление к истине. Как овладеть мастерством историка / Д. Тош.- Пер. с англ. — М.: Издательство «Весь Мир», 2000.— 296с.
Федонин А.Г. История. Знакомство продолжается / А.Г. Федонин. – Донецк: Сталкер, 1999. – 368с.
Список литературы, рекомендованной родителям в целях расширения диапазона образовательного воздействия и помощи родителям в обучении и воспитании ребенка
Историческое краеведение: Введение в историю Донецкого края. 5 класс: учебное пособие/сост. Кожемяка О.Л., Морозов П.Л., Пестрецов В.В. – 3-е изд., дополн. и перераб. – Донецк: ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО», 2019. – 256 с.
Историческое краеведение: Страницы древней истории Донецкого края. 6 класс: учебное пособие /сост. Морозов П.Л. – 2-е изд., дополн. и перераб. – Донецк: ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО», 2019. – 82 с.
Историческое краеведение: Донецкий край в эпоху средневековья. 7 класс: учебное пособие/сост. Морозов П.Л., Сиверская Е.В. – 2-е издание, дополн. и перераб. – Донецк: ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО», 2019. – 166 с.
Историческое краеведение: Страницы истории Донбасса: эпоха Нового времени (XVI в. – конец XVIII в.). 8 класс: учебное пособие/авт.-сост. Г.Г. Чепига. – Донецк: ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО», 2019. – 196 с.
Историческое краеведение: Донецкий край в XIX в. 9 класс: учебное пособие/сост. О.В. Хаталах / – Донецк: ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО», 2019. –148 с.
Историческое краеведение: Страницы истории Донбасса ХХ века. (1900-1939 гг.) 10 класс: учебное пособие / сост. Морозов П.Л., Хаталах О.В., Сиверская Е.В. – Донецк: ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО», 2019. – 252 с.
Историческое краеведение: Страницы истории Донбасса новейшая и современная история (с 1939 года до современности). 11 класс: учебное пособие / сост. Морозов П.Л., Пестрецов В. В. – В 2 ч. Ч.1 – Донецк: ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО», 2019. – 198 с.
Историческое краеведение: Страницы истории Донбасса новейшая и современная история (с 1939 года до современности). 11 класс: учебное пособие / сост. Морозов П.Л., Пестрецов В. В. – В 2 ч. Ч.2 – Донецк: ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО», 2019. – 166 с.
Искусствоведческое краеведение Донбасса. 5 класс: Взгляд сквозь тысячелетия (Древнейшие виды искусства) / А.И. Чернышев. - Донецк, 2015. – 229с.
История родного края: учебное пособие для 6-9 классов / А. В. Колесник, В. А. Пирко, С. М. Нестерцова, Е. В. Щербинина. — Донецк: Фирма Кардинал, 1998, — 320с.
Литература родного края. Пособие по литературному краеведению. 5 класс /Г.Н. Король, Л.В. Мельникова, А.Г. Прядко, Е.Я. Левченко. - Донецк, 2015. - 233с.
Физическая география родного края. 8 класс/ А.И. Чернышев. – Донецк, 2015. – 202с.
Экономическое краеведение. 9 класс: Социальная и экономическая география Донецкого края / А.И. Чернышев. - Донецк, 2015. – 196с.