Авторская программа дополнительного образования «Экологическая мозаика»

1
0
Материал опубликован 20 December 2020 в группе










Программа кружка

«Экологическая мозаика»









Автор: Мурашова Евгения Геннадьевна,

учитель начальных классов


























«Кто был глух к природе с детства,

 кто в детские годы не подобрал выпавшего из гнезда птенца,

не открыл для себя красоты первой весенней травы,

 к тому потом с трудом достучится чувство прекрасного,

чувство поэзии, а может быть, и простая человечность». 

В.А. Сухомлинский

Пояснительная записка

Любовь к природе – великое чувство. Оно помогает человеку стать великодушнее, справедливее, ответственнее. Любить и беречь природу может тот, кто ее знает, изучает, понимает.

      Детям младшего школьного возраста свойственна доброта и любознательность, но не хватает опыта и знаний, поэтому главная задача экологического образования – формирование у детей экологической культуры, ответственного отношения к природе, понимания неразрывной связи человеческого общества и природы, включающего систему экологических знаний, умений и мышления.

      Данная программа выполняет важную социальную функцию, помогая детям через активное познание окружающего мира войти в новые современные  социально-экономические отношения, и, преодолевая негативные проявления, получить опыт здорового образа жизни.  Ее социальная направленность выражается в формировании экологизированного мировоззрения, разумных взаимоотношений человека с социумом и природой, а также в широкой начальной профессиональной ориентации.

В связи с этим возникает необходимость более близкого знакомства с природой родного края, современным ее состоянием и влиянием человека на окружающую среду.

Данная программа соответствует требованиям к содержанию образовательных программ дополнительного образования детей в соответствии с требованиями федерального компонента Государственного стандарта начального образования.

Представленная программа «Экологическая мозаика является авторской и подобных программ в системе дополнительного образования автору не известно.

Актуальность программы

Программа «Экологическая мозаика» в настоящее время приобретает актуальность в связи с тем, что глубокие изменения в современном мире затронули все сферы социальной жизни общества, привели к возникновению серьёзных экологических проблем. И уже сейчас необходимо наметить пути к иному образу жизни, мышлению и типу поведения в окружающей среде. А начинать экологическое воспитание детей нужно как можно раньше, с младшего школьного возраста, поэтому данная программа рассчитана на детей 1-4 классов в возрасте 7-10 лет. И чем раньше ребёнок приобретёт основное знакомство по данному направлению, тем правильнее он будет оценивать своё «я». Достигнуть повышения уровня воспитанности в данном возрасте можно с помощью занятий в данном объединении. На занятиях происходит знакомство с природой, целью которого служит обучение детей пониманию природы, бережному отношению человека к окружающему миру, совершенствованию внутреннего мира самого человека. Изучая объекты и явления природы, дети постепенно постигают мир, в котором они живут; открывают удивительное многообразие природы, роль её в жизни человека.

Новизна программы

Новизна программы заключается в том, что:

- современный научный исследовательский метод в образовательный процесс внедряется постепенно в ходе знакомства с природой родного края для решения проблемных ситуаций экологического плана;

- проектно-исследовательская деятельность сочетается с социально значимой природоохранной работой.

Работа по экологическому образованию и воспитанию активной жизненной позиции школьников бесконечно разнообразна и увлекательна и включает в себя методы практико-ориентированного (деятельного) подхода. Практическая направленность процесса обучения, его связь с жизнью, с окружающей нас природной средой – это задачи, которыми очень важно руководствоваться при разработке методологии экологического образования детей.


Методологические положения

В основу программы положена методологическая идея Ф.Юнге (1832-1905) – немецкого педагога, который предложил изучать природу экосистемно, начиная с наиболее простых, близко расположенных (сад, пруд, поле) и заканчивая всеми обитателями земного шара – единым всеобъемлющим сообществом. Поэтому форму организации знаний в данной программе можно отнести к энциклопедической, так как содержание её организовано вокруг знаний о живых системах разного уровня (отдельные организмы, виды, экосистемы), ведь именно живые системы стоят в центре научной картины живой природы, и это должно стать отражением биоцентрического подхода в экологическом образовании. Идея Ф.Юнге - реализовать в единстве региональный компонент и развитие “глобального кругозора”.

В основе построения программы лежит принцип научности, который отражает основные положения бэконовской философии науки, распространённой в сфере дидактики Я.А.Каменским с его основной идеей – отбором из науки самого главного, необходимого для понимания устройства мира и происходящего в повседневной жизни. Именно эти положения и находят отражение в идее Ф.Юнге.

Познание ребёнком мира живого начинается с вещей и явлений, доступных восприятию органами чувств, и состоит в выявлении причинно-следственных идей упорядоченно и естественно.

Принцип гуманизма учтён в программе как обязательное требование – защита жизни, выявление условий для её расцвета. Данный принцип преломляет научное знание в систему культуры. Это оказывается возможным на уровне формирования основ научного мировоззрения при обсуждении вопросов: Что такое жизнь? Как сохранить жизнь и человека на Земле?

В программе в основе формирования теоретических понятий лежит абстракция (жизнь, природа) – идеализированный объект, дающий её целостное, но нечёткое отражение, далее следует методологическая конкретизация (от абстракции к теоретическим понятиям, а затем к различным сферам практики.

Настоящая рабочая программа дополнительного образования детей «Экологическая мозаика» для 1-4 классов общеобразовательной школы.

Цели и задачи

Целью программы является развитие личности через приобщение к экологической культуре, в том числе культуре сохранения и поддержания здоровья, базирующейся на научном  знании, экологическом мировоззрении, личной и коллективной ответственности за судьбу планеты.

     Данная цель достигается  решением следующих задач:  

воспитание у детей ценностных ориентаций в их отношениях с окружающей средой;

становление и развитие у детей целостного мировосприятия;

активное присвоение детьми нравственных норм, запретов и предписаний в отношениях между природой и обществом;

формирование у детей начального опыта защиты природной среды и культуры здорового образа жизни.

Структуру курса занятий составляют следующие компоненты:

Овладение теоретическими знаниями курса.

Овладение практическими навыками и умениями

Методы и формы

Метод эвристической беседы: позволяет с помощью вопросов выстроить материал в логической последовательности, подвести детей к самостоятельным выводам.

Объяснительно-иллюстративный метод: широко применяется в программе, используется наглядный и дидактический материал: географические карты, фотографии, альбомы, карточки.

Исследовательско-поисковый метод: проводится познавательно-поисковая работа с дополнительной литературой при подготовке сообщений, составлении сказок (экологических), что позволяет стимулировать творческие способности.

В предлагаемой программе используются различные виды педтехнологий:

1. Технология проблемного обучения, которая направлена на экологическое воспитание детей с применением дидактических принципов доступности.

2. Технология развивающего обучения, которая направлена на экологическое воспитание детей.

Формы занятий:

Беседы

Конкурсы

КВН

Поле чудес

Аукцион

Викторина

Экскурсии

Практическая работа по уходу за комнатными растениями и домашними животными.

Экологические игры

Методы промежуточного контроля:

Важным структурным компонентом занятий по экологическому воспитанию является анализ результатов деятельности воспитанников. С этой целью необходимо систематически подводить итоги занятий по овладению умениями и навыками по экологии, о природном многообразии.

В конце каждого модуля проводятся мероприятия, направленные на повторение пройденного материала.

Формы контроля

Программа предполагает различные формы контроля промежуточных и конечных результатов:

тестирование;

творческие задания;

викторины;

конкурсы;

олимпиады;

интеллектуальные игры;

выставки творческих работ учащихся.

К окончанию курса учащиеся должны знать:

правила экологически грамотного и безопасного поведения в природе;

условия жизни животных в естественных условиях, уголке живой природы и животных, вошедших в Красную книгу;

окружающий растительный мир, роль растений в жизни людей, разнообразие  цветочно-декоративных растений, занесенных в Красную книгу;

существующие в природе взаимосвязи растений, животных и человека;

технологию изготовления поделок из природного материала.

правила ТБ в кружке.

К окончанию курса учащиеся должны уметь:

общаться с природой;

видеть и понимать красоту живой природы;

воспринимать окружающий мир посредством органов чувств и познавательного интереса;

проводить самостоятельно наблюдения в природе и вести дневник наблюдений;

распознавать в окружающем мире растения и животных, которые изучали;

сравнивать природные объекты и находить в них существенные отличительные признаки;

самостоятельно находить в учебнике и дополнительных источниках сведения по определенной тематике и излагать их в виде сообщений или рассказа;

составлять небольшие рассказы о своей Родине ее культуре, истории и великих людях, о достопримечательностях малой Родины;

оказывать первую помощь при обморожении, ожогах, солнечном ударе, ушибах и ссадинах;

принимать правильные решения в экстремальных ситуациях (пожаре, бедствии и т.д.).

Планируемые результаты

Познавательные УУД

использовать знаково-символические средства для решения задач;

осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников;

осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

Регулятивные УУД

планировать свои действия с творческой задачей и условиями её реализации;

самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели урока.

Коммуникативные УУД

участвовать в жизни микро - и макросоциума группы;

уметь слушать и слышать мнение других людей, излагать свои мысли о музыке;

применять знаково-символические и речевые средства для решения коммуникативных задач.

Личностные УУД

формирование положительного отношения к учению;

формирование ценностного отношения к природному и культурному разнообразию окружающей среды, экологической ответственности за последствия своего поведения в природе и обществе;

формирование способности к самооценке на основе критериев успешности деятельности;

формирование духовно-нравственных оснований.


Предметные результаты:

применять полученные знания и приобретённый опыт при реализации различных проектов во внеурочной и внешкольной деятельности;

создавать индивидуальные, коллективные проекты, альбомы и др.;

применять приобретение практические навыки поведения в природе;

составлять небольшие рассказы, экологические сказки;

проводить самостоятельно наблюдения в природе и вести дневник наблюдений;

распознавать в окружающем мире растения и животных, которые изучали.

Ожидаемый результат

любовь к людям и природе;

ответственное отношение к окружающей среде;

доброжелательность к живым существам;

стремление к добрым поступкам, чистым помыслам и чувствам;

доброты, взаимопонимания, милосердия, веры в созидательные способности человека, культуры общения, интеллигентности как высшей меры воспитанности;

стремление преодолевать трудности, добиваться успешного достижения поставленных целей.

приобретение практических навыков поведения в природе;

активная жизненная позиция детей;

экологическая грамотность, ответственность за свои действия;

разумное отношение к своему здоровью;

сформированность потребности заниматься природоохранными мероприятиями;

способность кадекватной самооценке, саморазвитию и самопознанию;

направленность личности в профессиональном выборе;

сформированность коммуникативной культуры в детском коллективе;

выбор личных, жизненных приоритетов.

Результатыможно разделить на три уровня:

Первый уровень результатов — приобретение школьниками социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с учителями как значимыми для него носителями социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатов — формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Родина, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет равноправное взаимодействие школьника на уровне класса, школы, т. е. в защищенной, дружественной ему социальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить.

Третий уровень результатов - получение школьником опыта самостоятельного социального действия. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде.

Продолжительность обучения: 4 года

Периодичность занятий: 1 час в неделю (1 класс - 33 ч. в год, 2-4 классы 34 ч. в год)








































Содержание программы


Модуль 1.
РАСТИТЕЛЬНЫЙ МИР. РАСТЕНИЯ ОКРЕСТНОСТЕЙ ГОРОДА ТУЛУНА ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ.

Цели и задачи: усвоение основных понятий раздела; формирование умения правильно вести себя в природе, умения выявлять признаки растительного мира; знакомство с видовым составом растений Иркутской области и растениями, занесенными в Красную книгу.

Содержание:растительный мир (общие понятия). Характерные признаки растений. Свет, тепло, влага в жизни растений. Правила техники безопасности.Дикорастущие и культурные растения. Плоды растения. Сорняки. Растения, влияющие на здоровье человека. Комнатные растения. Растения своей области. Лекарственные растения. Охрана растений. Краснокнижные растения. Сбор и создание гербариев. Цветы в легендах. Экскурсии.

Формы занятий: лекция, аналитическая и эвристическая беседы, практикум, экскурсии, работа с наглядными пособиями и дополнительной литературой, создание гербариев.

Основные понятия: растения; дикорастущие и культурные растения; плод, типы плодов; растения-сорняки; комнатные и лекарственные растения; Краснокнижные растения; гербарий.

Модуль 2.
МИР НАСЕКОМЫХ. НАСЕКОМЫЕ ИРКУТКОЙ ОБЛАСТИ.

Цели и задачи: усвоение основных понятий раздела;формирование умений выявлять видовой состав насекомых;формирование умений правильно вести себя в природе.

Содержание: насекомые: виды, места обитания. Знакомство с жизнью насекомых. Разнообразие и многочисленность насекомых.Роль в природе и жизни человека.Насекомые-вредители. Ядовитые насекомые.Первая помощь при травмах, нанесенных насекомыми. Где и как зимуют насекомые. Охрана насекомых. Насекомые своего края.Жуки. Дровосек-титан — самый крупный жук. Скарабей — священный жук древних египтян.Бабочки. Совка-агриппа — самая крупная бабочка. Правила поведения в лесу, правила обращения с насекомыми.

Формы занятий: аналитическая и эвристическая беседа, практикум, выполнение творческих заданий, работа с наглядными материалами и литературой, наблюдения в природе, экскурсии, работа с энтомологическими коллекциями.

Основные понятия: насекомые. Ядовитые насекомые.Правила поведения в лесу, правила обращения с насекомыми.Охрана насекомых.Насекомые своего края.


Модуль 3.
ОБИТАТЕЛИ ВОД.

РЫБЫ, ОБИТАЮЩИЕ В РЕКАХ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ.

Цели и задачи:усвоение основных понятий; формирование умений определять виды рыб; формирование умений правильно вести себя в природе.

Содержание: общие признаки позвоночных животных. Как рыбы ориентируются в воде? Спят ли рыбы? Знакомство с удивительными обитателями различных водоёмов.Многообразие видов рыб. Рыбы родного края. Рациональное их использование. Аквариумное разведение рыб. Охрана водных ресурсов.Охрана рыб. Проекты.История подводного мира.Как изучают подводный мир.Жизнь в темных глубинах океана.Ис­тория открытия гигантского кальмара.Морские цветы (актинии), звезды, ежи и другие живые «чудеса». Викторины. Проекты.

Формы занятий: аналитическая и эвристическая беседа, выполнение творческих заданий, работа с наглядными пособиями, экскурсии, познавательные игры.Викторины. Проекты.

Основные понятия: позвоночные животные. Рыбы. Промысловые рыбы. Аквариумное рыболовство.Рыбы родного края. Рациональное их использование.История подводного мира.Жизнь в темных глубинах океана.


Модуль 4.
ОБИТАТЕЛИ ВОЗДУШНОГО ПРОСТРАНСТВА.
ПТИЦЫ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ.

Цели и задачи: усвоение основных понятий; формирование умений определять группы птиц;формирование умений правильно вести себя в природе.

Содержание: птицы. Почему птицы – пернатые? Птицы своего края. Кочующие, оседлые, перелётные птицы. Хищники. Водоплавающие птицы. Птицы леса и открытых пространств. Дикие и домашние птицы.Корм­ление и уход за ними. Как зимуют птицы? Охрана и привлечение птиц.Птицы нашего леса. Птицы Иркутской области, занесенные в Красную книгу. Наблюдение за птицами во время экскурсии.Птицы и человек – взаимосвязи и взаимовлияние на жизнь друг друга.Содержание птиц в домашних условиях.Как помочь пти­цам зимой..

Формы занятий: аналитическая и эвристическая беседа, работа с наглядным материалом и литературой, выполнение творческих заданий, экскурсии, наблюдения в природе и в уголке живой природы. Презентации. Викторины. Конкурс плакатов.

Основные понятия: птицы. Кочующие, оседлые, перелетные птицы. Водоплавающие птицы. Хищники. Дикие и домашние птицы. Краснокнижные виды птиц. Птицы и человек.Как зимуют птицы? Охрана и привлечение птиц.


Модуль 5.
ЖИВОТНЫЙ МИР. ЗВЕРИ, ОБИТАЮЩИЕ НА ТЕРРИТОРИИ
ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ.

Цели и задачи: усвоение основных понятий; формирование представления о природных сообществах; формирование умений выделять по морфологическим (внешним) признакам группы животных; формирование умений правильно вести себя в природе.

Содержание: животный мир (общее понятие). Звери, обитающие на территории Иркутской области. Дикие и домашние животные. Жизнь зверей зимой. Враги моего жилья. Борьба с грызунами. Охрана животных. Краснокнижные виды. Героизм животных. Их помощь людям. Роль животных в жизни человека.Знакомство с разными декоративными и редкими животными Иркутской области. Правила ухода за животными в домашних условиях. Знакомство с рассказами детских писателей о

животных. Взаимопомощь животных. Что охраняют в заповедниках и заказниках.Защитное приспособление у животных.

Формы занятий: аналитическая и эвристическая беседы, выполнение творческих заданий, работа с литературой, познавательные и интеллектуальные игры, наблюдения в уголке живой природы, экскурсии. Викторины, игры-загадки, обобщающие занятия.

Основные понятия: животные. Дикие животные. Домашние животные. Хищники. Животные-вредители. Заповедники, заказники, героизм животных, правила ухода за животными.


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

1-й год обучения 1 класс(33 часа)


Наименование разделов и тем

Общее

кол-во

часов

В том числе

теоре-

тических

практи-ческих

Модуль 1.

РАСТИТЕЛЬНЫЙ МИР. РАСТЕНИЯИРКТСКОЙ ОБЛАСТИ (6 ч)

1

Вводное занятие: Что такое экология? Правила техники безопасности.

1

1

-

2

Растительный мир. (Общие понятия. Травы, кустарники, деревья: сходство, отличие. Части растений). Растения своей области

1

1

-

3

Экскурсия «Где растут деревья?» (виды деревьев, места распространений)

1

-

1

4

Охрана растений.

1

1

-

5

Методы сбора природного материала.

Лесные миниатюры

1

0,5

0,5

6

«Творческая мастерская» (работа с разными материалами)

1

-

1

Модуль 2

МИР НАСЕКОМЫХ (7 ч)

7

Кто такие насекомые?

1

1

-

8

Какую пользу приносят насекомые?

1

1

-

9

Где и как зимуют насекомые

1

0,5

0,5

10

Ядовитые насекомые. Первая помощь при травмах, нанесенных насекомыми

1

1

-

11

«Птичка-невеличка». Викторина.

1

-

1

12

Охрана полезных насекомых, борьба

с вредителями

1

1

-

13

«Кто важнее? (Викторина-игра «Спор насекомых».)

1

1

-

Модуль 3
ОБИТАТЕЛИ ВОД.

РЫБЫ, ОБИТАЮЩИЕ В РЕКАХ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ(6 ч)

14

Рыбы. Общие признаки.

1

1

-

15

Как рыбы ориентируются в воде? Спят ли рыбы? Наблюдение за поведением рыб

1

0,5

0,5

16

Аквариумное рыболовство. Разведение рыб в аквариумах

1

0,5

0,5

17

Охрана рыбных богатств

1

1

-

18

Рыбы, обитающие в реках области

1

1

-

19

Викторина «Золотая рыбка»

1

0,5

0,5

Модуль 4
ОБИТАТЕЛИ ВОЗДУШНОГО ПРОСТРАНСТВА.
ПТИЦЫ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ (6 ч)

20

Обитатели воздушного пространства.

1

1

-

21

Следы птиц (Экскурсия.)

1

-

1

22

Дикие и домашние птицы. Как зимуют птицы? Составление портрета птиц

1

0,5

0,5

23

Птицы Иркутской области, занесенные в Красную книгу

1

0,5

0,5

24

Охрана и привлечение птиц. Сооружение и установка скворечников, кормушек

1

-

1

25

Игра «Птичий час»

1

0,5

0,5

Модуль 5
ЖИВОТНЫЙ МИР. ЗВЕРИ, ОБИТАЮЩИЕ НА ТЕРРИТОРИИ
ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ (8 ч)

26

Животный мир Иркутской области

1

1

-

27

Дикие и домашние животные. Составление портрета животного

1

0,5

0,5

28

Как готовятся к зиме дикие и домашние животные?

1

1

-

29

Враги моего жилья (крысы, мыши). Борьба с грызунами

1

1

-

30

Звери, обитающие на территории Иркутской области

1

1

-

31

Героизм животных. Их помощь людям. Роль животных в жизни человека

1

1

-

32

«В мире животных». (Викторина.)


1

0,5

0,5

33

Обобщающее занятие «Чему мы научились за год»

1

0,5

0,5


Итого часов:

33

22,5

10,5



УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

2-й год обучения 2 класс (34 часа)


Наименование разделов и тем

Общее

кол-во

часов

В том числе



теоритических

практи-ческих



Модуль 1.

РАСТИТЕЛЬНЫЙ МИР. РАСТЕНИЯ ОКРЕСТНОСТЕЙ ГОРОДА ТУЛУНА ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ (7 ч)



1

Вводное занятие: Наш дом – природа.

Правила техники безопасности.

1

1

-



2

Осенние краски природы (смена окраски листьев, листопад). Сбор и создание гербариев

1

1

-



3

Разноцветные плоды растений

1

-

1



4

Травы. Лекарственные растения окрестностей города: сбор и оформление гербариев

1

1

-



5

Растения-сорняки и вредители здоровья человека

1

0,5

0,5



6

Комнатные растения. Разведение. Уход за ними

1

-

1



7

Зеленый мир вокруг нас (викторина)

1

1

-



Модуль 2

МИР НАСЕКОМЫХ.

НАСЕКОМЫЕ ИРКУТКОЙ ОБЛАСТИ (6 ч)

8

Таинственный мир насекомых

1

1

-


9

Виды, места обитания насекомых

1

1

-


10

Насекомые, обитатели Иркутской области

1

0,5

0,5


11

Охраняемые насекомые Иркутской области

1

1

-


12

Роль насекомых в природе

1

1

-


13

Декоративное панно «Мир насекомых»

1

-

1


Модуль3
ОБИТАТЕЛИ ВОД.

РЫБЫ, ОБИТАЮЩИЕ В РЕКАХ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ (6 ч)



14

Знакомство с удивительными обитателями различных водоёмов.

1

1

-


15

Рыбы Иркутской области.

1

1

-


16

Навыки содержания декоративных рыбок в аквариуме.

1

-

1


17

Навыки содержания декоративных рыбок в аквариуме

1

-

1


18

Охрана рыб.

1

-

1


19

Проект «Золотая рыбка»

1

-

1


Модуль 4
ОБИТАТЕЛИ ВОЗДУШНОГО ПРОСТРАНСТВА.
ПТИЦЫ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ(6 ч)



20

Эти удивительные создания

1

-

1


21

Наблюдение за птицами во время экскурсии

1

1

-


22

Содержание птиц в домашних условиях

1

0,5

0,5


23

Уход за попугайчиками.

1

-

1


24

Презентация «Наши любимчики»

1

-

1


25

Конкурс кормушек

1

-

1


Модуль 5
ЖИВОТНЫЙ МИР. ЗВЕРИ, ОБИТАЮЩИЕ НА ТЕРРИТОРИИ
ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ (9 ч)



26

Эти забавные животные

1

1

-


27

Знакомство с разными декоративными животными Иркутской области

1

1

-


28

Правила ухода за декоративными животными в домашних условиях.

1

0,5

0,5


29

Правила ухода за декоративными животными в домашних условиях.

1

0,5

0,5


30

Где красота, там и доброта

1

0,5

0,5


31

Звери, обитающие на территории Иркутской области

1

1

-


32

Проект «Мое любимое домашнее животное»

1

-

1


33

«В мире животных». (Викторина.)


1

1

-


34

Обобщающее занятие «Чему мы научились за год»

1

0,5

0,5



Итого часов:

34

18,5

15,5



УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

3-й год обучения 3 класс (34 часа)


Наименование разделов и тем

Общее

кол-во

часов

В том числе


теоре-

тических

практи-ческих


Модуль 1.

РАСТИТЕЛЬНЫЙ МИР. РАСТЕНИЯ ОКРЕСТНОСТЕЙ ГОРОДА ТУЛУНА ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ (6 ч)


1

Вводное занятие: Свет, тепло, влага

в жизни растений. Правила техники безопасности.

1

1

-

2

Знакомство с комнатными растениями.

1

1

-

3

Сбор природного материала для поделок.

1

-

1

4

Экскурсия «У природы нет плохой погоды»

1

-

1

5

Познавательный час «Десять заповедей леса»

1

0,5

0,5

6

Практическое задание «Какого цвета лес»

1

-

1

Модуль 2

МИР НАСЕКОМЫХ. НАСЕКОМЫЕ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ (7 ч)


7

Разнообразие и многочисленность насекомых

1

1

-

8

Роль в природе и жизни человека.

1

1

-

9

Жуки

1

0,5

0,5

10

Дровосек-титан — самый крупный жук. Скарабей — священный жук древних египтян.

1

1

-

11

Бабочки. Совка-агриппа — самая крупная бабочка.

1

1

-

12

Охрана насекомых.

1

1

-

13

 Насекомые Иркутской области.

1

1

-

Модуль 3
ОБИТАТЕЛИ ВОД.

РЫБЫ, ОБИТАЮЩИЕ В РЕКАХ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ (6 ч)


14

История подводного мира.

1

1

-

15

Путешествие по карте мира. Чего больше на планете – суши или воды?

1

0,5

0,5

16

Многообразие видов рыб

1

0,5

0,5

17

Аквариумные рыбы

1

1

-

18

Рыбы, обитающие в реках области

1

1

-

19

Викторина “Юный эколог”.

1

1

-

Модуль 4
ОБИТАТЕЛИ ВОЗДУШНОГО ПРОСТРАНСТВА.
ПТИЦЫ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ(6 ч)


20

«Чудо в перьях»

1

1

-

21

Птицы нашего леса

1

-

1

22

Происхождение названий птиц и их охрана.

1

1

-

23

Птицы и человек – взаимосвязи и взаимовлияние на жизнь друг друга.

1

0,5

0,5

24

Виды перелётных и кочующих птиц.

1

1

-

25

Конкурс плакатов “Внимание птицы!

1

0,5

0,5

Модуль 5
ЖИВОТНЫЙ МИР. ЗВЕРИ, ОБИТАЮЩИЕ НА ТЕРРИТОРИИ
ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ (9 ч)


26

Животный мир Иркутской области

1

1

-

27

Животные -мои друзья. Составление портрета животного

1

0,5

0,5

28

Знакомство с рассказами детских писателей о

животных.

1

1

-

29

Игры- загадки «Угадай животное».

1

-

1

30

«Красная книга – важная книга.

Охраняемые животные и растения нашего края».

1

1

-

31

Семья и семейные группы животных.

1

1

-

32

Взаимопомощь животных.

1

1

-

33

«В мире животных». (Викторина.)


1

0,5

0,5

34

Обобщающее занятие «Чему мы научились за год»

1

0,5

0,5


Итого часов:

34

24,5

9,5




УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

4-й год обучения 4 класс (34 часа)


Наименование разделов и тем

Общее

кол-во

часов

В том числе

теоре-

тических

практи-ческих

Модуль 1.

РАСТИТЕЛЬНЫЙ МИР. РАСТЕНИЯ ОКРЕСТНОСТЕЙ ГОРОДА ТУЛУНА ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ (6 ч)

1

Вводное занятие: Ха­рактерные признаки растений. Правила техники безопасности.

1

1

-

2

Дикорастущие и культурные рас­тения.

1

1

-

3

Цветы в легендах

1

1

-

4

Растения, влияющие на здоро­вье человека

1

1

-

5

Растения своей области.

1

0,5

0,5

6

Охрана растений.

1

-

1

Модуль 2

МИР НАСЕКОМЫХ. НАСЕКОМЫЕ ИРКУТКОЙ ОБЛАСТИ (7 ч)

7

Правила поведения в лесу, правила обращения с насекомыми.

1

1

-

8

Чем полезны муравьи.

1

1

-

9

Какие насекомые занесены в Красную книгу?

1

1

-

10

Роль насекомых в жизни человека.

1

1

-

11

Жизнь насекомых: пчелы, кузнечики, бабочки, стрекозы.

1

0,5

0,5

12

Охрана насекомых.

1

1

-

13

 Викторина: Насекомые Иркутской области.

1

1

-

Модуль 3
ОБИТАТЕЛИ ВОД.

РЫБЫ, ОБИТАЮЩИЕ В РЕКАХ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ (6 ч)

14

Как изучают подводный мир.

1

1

-

15

Киты, дельфины, акулы.

1

0,5

0,5

16

Ис­тория открытия гигантского кальмара.

1

1

-

17

Морские цветы (актинии), звезды, ежи и другие живые «чудеса».

1

1

-

18

Жизнь в темных глубинах океана.

1

1

-

19

Викторина: Все о рыбах

1

1

-

Модуль 4
ОБИТАТЕЛИ ВОЗДУШНОГО ПРОСТРАНСТВА.
ПТИЦЫ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ(6 ч)

20

Почему птицы – пернатые

1

1

-

21

Пе­релетные, зимующие и кочующие птицы края.

1

-

1

22

Как помочь пти­цам зимой.

1

0,5

0,5

23

Какие птицы прилетают к кормушке.

1

0,5

0,5

24

Домашние птицы. Корм­ление и уход за ними.

1

-

1

25

Охрана и привлечение птиц

1

0,5

0,5

Модуль 5
ЖИВОТНЫЙ МИР. ЗВЕРИ, ОБИТАЮЩИЕ НА ТЕРРИТОРИИ
ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ (9 ч)

26

Редкие животные Иркутской области

1

1

-

27

Млекопитающие родного края.

1

0,5

0,5

28

Домашние животные. Кормление и уход за ними

1

0,5

0,5

29

Охота в исто­рии людей.

1

1

-

30

Что охраняют в заповедниках и заказниках

1

1

-

31

Представители редких видов животных. Они могут исчезнуть.

1

1

-

32

Путешествие по заповедникам нашей страны.

1

1

-

33

Защитное приспособление у животных.

1

1

-

34

Обобщающее занятие «Чему мы научились за год»

1

0,5

0,5


Итого часов:

34

26,5

7,5




Список литературы для учителей:


Агаджанян Н.А. Экология человека.- М, 1997 г.

Бояркин В.М. География Иркутской области.- Иркутск: Восточно-Сибирское книжное издательство,1985 г.

Плешаков А.А. Факультативный курс “Планета загадок”. 2004 г.

Плешаков А.А. Факультативный курс «Экология для младших школьников»-М.Просвещение, 1995г.

Ремизова Т.Л. Войди в зелёный мир, М. Просвещение , 1996 г.

Фёдорова М.З. Экология. М, 2004 г.

Шамиро Д.К. Дикорастущие плоды и ягоды, - М, 2009 г.



Список литературы для обучающихся:

Акимушкин, И. И. Мир животных. – М.: Мысль, 1998 г.

Алексеев В.А. 300 вопросов и ответов о жизни животных океана. Ярославль: Академия развития, 1997 г.

Верзилин, Н. М. Путешествие с домашними растениями. – М.: Художественная литература, 1995 г.

Все обо всем. Энциклопедия для детей. – Т. 5. – М.: Слово ACT, 1998 г.

Ликум А. Всё обо всём: популярная энциклопедия для детей. И., 1994 г.

Шорыгина, Т. А. Птицы. Какие они? – М.: ГНОМиД, 2000г.

Я познаю мир: Детская энциклопедия: Экологи / Авт.-сост. А.Е. Чижевский. - М.: ООО "Издательство АСТ", 1997 г.

















Электронные образовательные ресурсы:

www.nsportal.ru

www.it-n.ru

www.edu.cap.ru

www.proshkolu.ru

www.nachalka1.ucoz.ru



Приложение

Предлагаемые обучающимся задания и упражнения экологического содержания затрагивают не только и не столько интеллектуальную сферу детей, но и чувства, эмоции, отношение к окружающему миру, ценностные ориентации. Позволяют детям активно участвовать во всем, что происходит на занятии; не узнавать о чужих открытиях, а открывать новое самим.

Такой подход способствует тому, что занятие становится более интересным, обучающиеся осознают результаты занятий для группы в целом и для самого себя. Нестандартные текстовые задания, загадки, кроссворды, ребусы, сказки и рассказы, экологически проблемные ситуации способствуют воспитанию экологической культуры воспитанников. Использование на занятиях заданий и упражнений экологического содержания приводит к формированию познавательного интереса к экологии и расширению знаний обучающихся об удивительном мире природы.

Научить детей удивляться природе, отзываться на ее красоту, восхищаться ее «разумом» - вот наша задача. И тогда, по словам В.Сухомлинского: «Красота окружающего мира станет могучим источником веры в доброту».

Викторина «Зимующие птицы»


Какую птицу называют лесным доктором? (дятел)

Какая птица ходит по стволу вниз головой? (поползень)

У какой птицы самый длинный язык? (дятел)

Какая птица имеет очень длинный хвост? (сорока)

Какая птица ночует, зарывшись в снег? (куропатка)

Что птицам страшнее: голод или холод? (голод)

Назовите птиц, зимующих в нашей местности (снегирь, клест и др.)

Какая птица выводит птенцов зимой? (клест)

У птенцов этих птиц специальные подушечки на лапах, так как в гнезде у них нет подстилки. Что это за птица? (дятел)

Какие домики делают люди зимой птицам? (кормушки)



Фрагмент исследовательской работы

«Расчёт разных вариантов запаса корма»


Если мы будем подкармливать зимующих птиц, то они летом отблагодарят нас.

Из научной литературы мы узнали, какой корм полезен зимующим птицам.

Синица – семена деревьев и кустарников, ягоды, любит мясо и сало;

Снегирь – семена деревьев и кустарников, ягоды, излюбленный корм – плоды рябины и калины;

Свиристель – ягоды, почки растений, плоды калины, дички яблони;

Поползень – семена растений, ягоды, зёрна овса, кедровые орешки;

Воробей – семена сорняков, мякоть яблок, зерно.

Уточнили из книг, сколько корма необходимо птицам. Если синица в деньсъедает 60- 80 граммов пищи, то в холодное время года (с ноября по март включительно) сколько пищи она съест?

5 мес.= 5 . 30 = 150 дней

150 дней . 60 г = 9000 г = 9 кг


За 1 день

Количество дней

Всего корма


60 г



150 дней


9 кг


Если в день мы наблюдали у кормушки 3-4 птицы, то надо узнать, сколько корма нужно в одну кормушку на зиму.

9 кг . 4 птицы = 36 кг

Учеников в начальных классах 50 человек. Сколько корма нужно заготовить для подкормки птиц в одной кормушке?

36 кг : 50 чел. = 0,72 кг = 720 г

Кормушек мы сделали – 32 штуки

32 . 0,72 = 23 кг –каждому нужно заготовить.

23 кг . 50 чел. = 1150 кг = 1 т 15 ц


Подкормившаяся на кормушке птица начинает усиленно разыскивать естественный корм на деревьях и кустарниках, в районе расположения кормушки.

Знаете ли вы?

Птиц можно кормить семенами подсолнечника, ольхи, берёзы, тыквы, арбуза, дыни, конопли, лебеды, репейника, крошками белого хлеба, творогом, сливочным маргарином, несолёным жиром и мясом. Для птиц вреден чёрный хлеб, жареные семечки, солёное сало.



Экологическая сказка

На большой и красивой поляне каждую весну расцветало множество подснежников. Посмотреть на это чудо приходили звери, прилетали птицы со всех окрестностей, а насекомые там просто жили.

Однажды мальчик Миша забрёл на поляну. Он взглянул на неё и замер. Ему захотелось унести всю эту красоту с собой. Он набрал огромный букет и понёс домой. По дороге он встретил друзей, ребятам стало очень завидно, что у Миши был такой красивый букет. Они спросили, где он собрал такиепрекрасные цветы. Миша был «добрым» мальчиком, он рассказал друзьям ополяне. Мальчики гурьбой побежали туда.

В лесу гулял лось. Он услышал этот разговор и тоже захотел посмотреть на чудесную поляну. Что он там увидел! Вместо небесно-чистейших цветов осталась только вытоптанная листва подснежников. Вмиг глаза лося погрустнели, и он заплакал…

Обсуждение сказки:

Можно ли Мишу назвать «добрым» мальчиком?

Почему лось заплакал?

Часто люди срывают беззащитные цветы. Постоят такие цветы совсем немного в воде и превратятся в ненужный сор.

Сказка " Как грибы научились мудрости» или

«И мухомор полезен»

Жили - были в лесу грибы. Хвастливые подберезовики росли мирно под березками. Дружной семейкой жили веселые маслята-ребята под иголочками хвои. Под высоким дубом расположился важный гриб боровик. А на пеньке росли дружные опята. Только один гриб одиноко стоял в сторонке. Это был Мухомор. Никто к нему не подходил, все обходили его стороной. Некоторые даже сбивали палкой. Грустно было Мухомору и он стоял и думал, ну почему я такой?

Решили съедобные грибы изгнать Мухомор из леса. Боровик говорит: «Я самый здесь главный, не нужен нам в лесу Мухомор, он ядовитый и никому он не нужен. Другое дело я – вкусный, мясистый, полезный, все меня любят!». Маслята – ребята и дружные опята тоже похвастались: «А мы тоже хороши! И полезны, и вкусны!». Изгнали они Мухомор из леса…Но, тут на поляну выбежал лось. Он стонал и что-то искал глазами. Грибы спросили, кого же он ищет? А лось ответил: «Да мухомор здесь рос, я заболел, а мы – животные, только ими и лечимся! Это самый лекарственный для нас гриб». Задумались грибы, но было уже поздно, поняли они, что каждый гриб по-своему полезен, какие-то – людям, а какие-то – животным. Попросили они прощения у Мухомора и вернули его в лес. С тех пор грибы живут дружно.

«Не смейтесь чужой беде - может быть, своя впереди». «Не хвали сам себя, есть много лучше тебя».

А сейчас я предлагаю вам придумать экологическую сказку на тему «Деревья», руководствуясь предложенным алгоритмом и методами и нарисовать иллюстрацию на обложку своей сказки.

Алгоритм составления сказок

1.Определяется место, где будут разворачиваться события, это место обозначается каким-либо словом. ПР: лес.

2. Перечисляются объекты, типичные для этого места: боровики, подберезовики, подосиновики, маслята, мухоморы, лось.

3. Объекты наделяются свойствами или чертами характера человека: хвастливые, важный, веселые, грустный. Наделять объекты нужно разноплановыми характеристиками.

4. Идет описание жизни этих объектов в данном месте. Все они выполняют свои функции, их единственная особенность заключается в том, что они умеют думать и чувствовать, как люди

5. Описывается случай.

6. Составляется текст от имени каждого героя (в виде монолога) по отношению к случаю.

7. Выводятся жизненные правила, которые вкладываются в уста мудрого объекта.

8. Из выведенных правил составляется общее правило.

9. Придумывается название сказки, которое начинается одним из следующих способов: «История, подслушанная ...», «История, которая произошла там - то...», «Как кто - то учился мудрости».


Анкетирование «Сохраним воду»

1. Задумывался ли ты о том, что существует проблема сохранения пресной воды?

Да Нет

Затрудняюсь ответить.

2. Пользуешься ли ты стаканчиком для воды во время чистки зубов?

Да Нет

3. Обращаешь ли ты внимание на утечку воды из-за неисправности крана?

Да Нет Затрудняюсь ответить.

4. Имеются ли у тебя в доме счетчики воды?

Да Нет

5. Если нет, то почему?

Не считаем нужным Не задумывались

Нет времени на установку счетчика Установка счетчика воды слишком дорога.

6. Готов ли ты рассказать друзьям и родным о проблеме сохранения воды?

Да Нет Затрудняюсь ответить.



Экологическое упражнение

«Выбор решения экологических проблем».

Записать на левой части классной доски пронумерованный список экологических проблем, а в правой части – пронумерованный список их возможных решений.

Экологические проблемы:

1. Загрязнение автомобилями атмосферного воздуха.

2. Загрязнение воды стоками животноводческих ферм.

3. Загрязнение атмосферного воздуха выбросами промышленных предприятий.

4. Загрязнение ландшафта строительным мусором.

5. Загрязнение воды сбросами промышленных предприятий.

6. Замусоривание дворов и улиц.

7. Шумовое загрязнение самолетами.

Решение проблем.

1. Принятие соответствующего закона.

2. Введение местного налога.

3. Личная ответственность нарушителя и взимание штрафов.

4. Административное постановление и реальная помощь властей.

5. Ужесточение существующих законов.

6. Экологическое образование и воспитание.

7. Нет проблемы - нечего обсуждать.

Предложить обучающимся подумать в течение 2-3 минут и выбратьнаиболее приемлемый, с их точки зрения, вариант решения для каждойпроблемы. Затем дать возможность обсудить свой выбор с соседом в парах, и прийти к общему решению. После обсуждения опросить по одномупредставителю от пары и отметить номер предлагаемых решений для каждойиз проблем.Обсудить результаты вместе со всеми. Могут ли разные проблемы иметьодинаковые (сходные) решения? Может ли одна проблема иметь несколькорешений? Почему?






































в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации