Авторская программа стажировки по проблемам проектирования и модерирования образовательной среды, обеспечивающей формирование у учащихся компетенции ответственного выбора
Авторская программа стажировки по
проблемам проектирования и модерирования образовательной среды,
обеспечивающей формирование у учащихся компетенции ответственного выбора
1. Информационный блок программы
Ковалева Галина Валентиновна учитель географии Муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №4 городского округа – г. Нововоронеж»
«Образован не тот, кто много знает,
а тот, кто хочет много знать
и кто умеет добывать эти знания».
В.П.Вахтеров
Название программы:
«Проектное обучение на основе системно - деятельностного подхода»
Цель программы: организация деятельности педагогов по практическому применению технологии современного проектного обучения в ИПД (исследование проектной деятельности) в 5- 10 классах на основе системно - деятельностного подхода.
Задачи:
1. повысить профессиональную компетентность учителя при организации проектной деятельности и формировании у учащихся универсальных учебных действий;
2. сформировать у стажеров навыки результативного применения технологии современного проектного обучения как средства достижения метапредментых результатов;
3. освоить и применить на практике знания по организации проектной деятельности и получению метапредметных результатов;
4. скорректировать свою профессиональную деятельность на основе рефлексии.
Ключевые идеи опыта
Федеральный государственный образовательный стандарт нового поколения ориентирует всех участников образовательного процесса на самостоятельность в планировании и осуществлении учебной деятельности и организации учебного сотрудничества учащихся и педагогов. Стандарт предполагает формирование способности к построению индивидуальной образовательной траектории, овладение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности. Подобные требования заставляют учителей все активнее использовать универсальные учебные действия, результативность которых выходит за пределы одного конкретного предмета.
Слово «проект» (в переводе с латинского «брошенный вперёд») толкуется в словарях как план, замысел, предваряющий его создание.
Метод проекта – способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая завершается реальным результатом – всегда решение какой-либо проблемы. Учебный проект – самостоятельная, творческая, завершенная работа обучающегося, соответствующая его возрастным возможностям и выполненная в соответствии с обобщенным алгоритмом проектирования: от идеи до ее воплощения в реальность.
Таким образом, технология современного проектного обучения это образовательная технология, позволяющая индивидуализировать учебный процесс, дающая возможность ребёнку проявить творческую самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности, применить полученные в ходе осуществления проекта навыки в самых различных сферах жизнедеятельности.
Технология проектной деятельности является одним из самых эффективных средств достижения метапредметных результатов. Эта технология позволяет обучить ребенка самостоятельно приобретать новые знания и навыки, управлять своей познавательной деятельностью. Одним из важнейших моментов организации проектной работы является постановка целей и задач, а также умение выбирать средства достижения цели и умение реализовывать полученные знания и навыки на практике. Все это вполне соответствует регулятивным универсальным учебным действиям, которые являются важной составляющей метапредметных результатов.
Познавательные универсальные учебные действия формируют и развивают познавательный интерес, интеллектуальные и творческие способности учащихся. Умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий. Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений. Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. Преобразовывать информацию из одного вида в другой (самостоятельно добытую информацию в таблицу в текст и пр.). Уметь производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.
Важную роль в создании проекта играют коммуникативные универсальные учебные действия. Они дают возможность самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
Успешное достижение метапредметных результатов при использовании проектной деятельности достигается за счет большого разнообразия форм данной деятельности.
Классификация проектов по доминирующей деятельности учащихся.
Практико-ориентированный проект:
- Направлен на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика.
- Продукт заранее определен и может быть использован в жизни класса, школы и т.д. Палитра разнообразна – от учебного пособия для кабинета географии до пакета рекомендаций по восстановлению экономики России. Важно оценить реальность использования продукта на практике и его способность решить поставленную проблему.
Исследовательский проект:
- По структуре напоминает научное исследование.
- Включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение полученных результатов. При этом используется методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование и др.
Информационный проект:
- Направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории.
- Выходом такого проекта часто является публикация в СМИ. Результатом такого проекта может быть и создание информационной среды класса или школы.
Творческий проект:
- Предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, видеофильмы и т.д.
Ролевой проект:
- Разработка и реализация такого проекта наиболее сложна. Участвуя в нем, проектанты берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев и т.д.
Подобное разнообразие форм проектной деятельности позволяет достичь наибольшего личностного развития учащихся, так как дает возможность каждому выбрать подходящую форму проектной деятельности.
Разнообразие временных форм реализации проекта позволяет максимально вовлечь в процесс проектной деятельности большинство учащихся класса. Мини – проекты могут укладываться в один урок или менее при участии всего класса. Недельные проекты выполняются в группах в ходе проектной недели и защищаются в ходе обобщающего урока. Годичные проекты могут выполняться как в группах, так и индивидуально и имеют выход на школьные и муниципальные научно-практические конференции.
В ходе проектной деятельности осуществляется оформление проектной папки. Она включает: результаты исследований и анализа, записи всех идей, гипотез и решений, отчеты о совещаниях группы, «мозговых штурмах», другие рабочие материалы и черновики группы, краткое описание всех проблем, и способов их преодоления, эскизы, чертежи, наброски продукта, материалы к Презентации. Вся эта деятельность направлена на достижение метапредметных результатов.
Столь же разнообразным может быть и представление итогового продукта проектной деятельности. Они могут быть представлены в виде деловой игры, игры с залом, научной конференции, защиты на Ученом Совете, рекламы, научного доклада, пресс-конференции, иллюстрированного сопоставления фактов, документов, событий, отчетов исследовательской экспедиции, ролевой игры и т.д.
В процессе работы над учебным проектом учащиеся учатся:
1. Видеть новые проблемы в знакомой ситуации.
2. Применять свои знания и умения в новых условиях.
3. Самостоятельно комбинировать известные способы деятельности в новые.
4. Находить различные способы решения проблемы и альтернативные доказательства.
5. Разрабатывать новые способы решения проблемы на основе известных видов деятельности.
Работа в рамках учебных проектов способствует повышению мотивации учения, заинтересованности в результатах своего труда. Изменился стиль общения учащихся на уроке и внеурочной деятельности. Они научились высказывать свое мнение, слышать других, не входить в конфликт, если собственное мнение не совпадает с мнением товарища, вырабатывать общее мнение о том, что и как надо делать.
В ходе педагогической деятельности был наработан опыт проектирования и проведения уроков с применением технологии современного проектного обучения. Для учащихся I ступени обучения разработаны и апробированы уроки по предмету география, проведение которых в системе позволяет формировать гармонически развитую, творческую личность, способную логически мыслить, находить решения в различных проблемных ситуациях, способную систематизировать и накапливать знания, способную к высокому самоанализу, саморазвитию и самокоррекции (метапредметные и личностные результаты). Созданы необходимые условия для проведения уроков с применением технологии современного проектного обучения. В основе обучения лежит системно - деятельностный подход, обеспечивающий возможность достижения положительных результатов. Положительные результаты работы с учениками позволили создать авторскую программу стажировки.
Данная программа имеет ряд особенностей:
- теоретический материал неразрывно связан с практической деятельностью;
- в сравнительно короткое время каждый стажёр может овладеть практическими навыками создания проекта и получить метапредметные результаты обучения;
- применение методов активного обучения и технологии конструирования будет способствовать формированию умения моделировать «современный» проект, анализировать его;
- стажеры получат возможность апробировать разработанные материалы в аудитории;
- программа позволит структурировать информацию, полученную в процессе стажировки;
- практическая значимость стажировки заключается в возможности использования результатов работы в педагогической деятельности.
Методы активного обучения стажеров (обучение деятельностью)
имитационные (имитация профессиональной деятельности)
- коллективная творческая работа стажирующего учителя и стажируемого с целью создания совместного проекта в соответствии с поставленным заданием;
- разбор практических ситуаций (из опыта стажеров).
неимитационные (ориентированы на самостоятельную деятельность)
- самостоятельный поиск стажирующимся предмета проектной деятельности, выбор формы и длительности проекта, разработка этапов проекта и определение результата проектной деятельности.
- обсуждение результатов проектной деятельности стажирующегося.
2. Содержательный блок программы
2.1. Перечень необходимого оборудования
Компьютер с периферийными устройствами (веб-камерой, наушниками) и с выходом в Интернет, мобильный компьютерный класс, проектор, экран.
2.2. Программа стажировки
№ | Тема | Кол-во часов | Содержание работы | Характеристика деятельности стажёров |
М1 | Технология современного проектного обучения как средство достижения метапредметных результатов в условиях введения ФГОС ООО. | 6 | Входная диагностика. Технология подготовки проекта. Алгоритм создания проекта. Выбор темы, постановка цели и задач, определение формы проекта и временных рамок, определение этапов проекта, определение формы итогового продукта. Демонстрация имеющегося опыта проектной деятельности. Определение стажёрами личностно значимых целей обучения на стажировке. Самостоятельная оценка стажёрами затруднений в деятельности по применению технологии современного проектного обучения. | Определение стажёрами личностно значимых целей обучения, выявление профессиональных затруднений. Усвоение теоретической части материала. |
М2 | Как создать проект? | 16 | Реализует практическую направленность деятельности стажировочной площадки. Моделирование и разработка стажёрами индивидуальных и коллективных проектов с применением технологии современного проектного обучения. Разработка листа наблюдения (анализа) проекта. Подготовка методических рекомендаций для учителей по данной теме. Апробация и внедрение технологии современного проектного обучения стажёрами. | Разработка фрагментов проекта, анализ проблем, обмен знаниями и опытом. Осуществление стажерских проектов. |
М3 | Рефлексия и оценка работы стажировки. | 2 | Представление и рефлексивное осмысление конкретного опыта стажёров по применению технологии. Внесение дополнений, изменений в структуру проекта с учётом результатов стажёрской пробы. Рефлексия стажировки стажёрами и автором программы. | Анализ работы группы учителей с точки зрения значимости проекта стажировки. |
2.3. Учебный план стажировки
№ | Тема | Количество часов | |||
Лекция | Семинар | Стажёрская проба | Он-лайн занятие | ||
Модуль 1 | |||||
1 | Технология современного проектного обучения как способ достижения нового качества школьного образования в условиях введения ФГОС ООО. Роль современного проектного обучения и его сущность. | 1 | |||
2-3 | Технология подготовки проекта. Алгоритм создания проекта. Выбор темы, постановка цели и задач, определение формы проекта и временных рамок, определение этапов проекта, определение формы итогового продукта. | 1 | 1 | ||
4-5 | Презентация – анализ. «Опыт разработки и апробации уроков с применением технологии современного проектного обучения в 5-6 классах. | 2 | |||
6 | Оценка метапредметных результатов современного проектного обучения | 1 | |||
Модуль 2 | |||||
7- 9 | Создание проблемных ситуаций современного проектного обучения (проблема выбора темы, постановки целей и задач, определение этапов проектной работы, реализация конечного продукта). | 1 | 1 | 1 | |
10 – 13 | Распределение обязанностей в группе. Создание проектной папки: технология работы в групповом проекте, методика проведения «мозговых штурмов». | 1 | 1 | 2 | |
14 - 18 | Работа с промежуточными результатами исследований и анализа, отчетами о совещаниях групп, «мозговых штурмах», другими рабочими материалами и черновиками группы, краткое описание всех проблем, и способов их преодоления, эскизы, чертежи, наброски продукта, материалы к Презентации. | 1 | 2 | ||
19 – 20 | Оформление проекта. Подготовка итогового продукта. Разработка презентации продукта. | 1 | 3 | ||
21- 22 | Защита проекта. Реализация проекта. | 1 | 1 | ||
Модуль 3 | |||||
23 | Внесение дополнений, изменений в структуру проекта с учётом результатов стажёрской пробы. | 1 | |||
24 | Оценка результатов стажировки. Рефлексия. | 1 | |||
Итого: | 3 | 4 | 11 | 6 |
Способы оценки результатов стажировки
Внешняя оценка результатов стажёров
Внешняя оценка результатов стажёров осуществляется путем начисления баллов за выполненную проектную работу по следующим показателям:
Критерии результатов стажировки:
№ | Критерии | Показатель | Итого | |
1 | Использование стажерами технологии современного проектного обучения | Частично используется технология 0-3 баллов | Проект урока полностью направлен на применение технологии 5 баллов | |
2 | Достижение стажерами предметных, метапредметных результатов | Достижение только предметных результатов 3 балла | Достижение стажерами предметных, метапредметных результатов 5 баллов | |
3 | Повышение профессиональной компетентности стажера в рамках стажировки | Создание модели по алгоритму, образцу 0-3 баллов | Проявление при создании проекта творчества, инициативы 5 баллов |
На основе итогов оценивания комиссией пишется рецензия на созданный проект с указанием всех достоинств и недостатков работы.
Самооценивание стажёрами собственных результатов
Самооценивание стажёрами собственных результатов будет осуществляться путем заполнения ими рефлексивных карт по итогам проведенных стажерских проб.
Рефлексия проводится по следующим параметрам:
Уровень представленных материалов | не проявлено (НУ) 1 балл | частично (СУ) 2 балла | полностью (ВУ) 3 балла |
Достижение цели и задач стажировки | |||
Значимость выполняемой стажером работы | |||
Самостоятельность при выполнение проектов стажировки | |||
Осознание необходимости и готовности применения технологии современного проектного обучения в 5-6 классах | |||
Средний балл: |
В начале и в конце стажировки педагогами заполняется SWOT-анализ. Результаты сравнения показывают эффективность проведения стажировки и для, стажера и для организатора.
Стажёры составляют небольшой отзыв о работе на стажировке (ожидания и достижения)
зона роста мои сильные вопросы
угрозы возможности