12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Ковалева Галина Валентиновна64250
Педагогический стаж работы 35 лет.
Россия, Воронежская обл., Нововоронеж
Материал размещён в группе «Учительские династии»
7

Авторская программа стажировки по проблемам проектирования и модерирования образовательной среды, обеспечивающей формирование у учащихся компетенции ответственного выбора

Авторская программа стажировки по

проблемам проектирования и модерирования образовательной среды,

обеспечивающей формирование у учащихся компетенции ответственного выбора



1. Информационный блок программы


Ковалева Галина Валентиновна учитель географии Муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №4 городского округа – г. Нововоронеж»


«Образован не тот, кто много знает,

а тот, кто хочет много знать

и кто умеет добывать эти знания».

В.П.Вахтеров

Название программы:

«Проектное обучение на основе системно - деятельностного подхода»

Цель программы: организация деятельности педагогов по практическому применению технологии современного проектного обучения в ИПД (исследование проектной деятельности) в 5- 10 классах на основе системно - деятельностного подхода.

Задачи:
1. повысить профессиональную компетентность учителя при организации проектной деятельности и формировании у учащихся универсальных учебных действий;

2. сформировать у стажеров навыки результативного применения технологии современного проектного обучения как средства достижения метапредментых результатов;

3. освоить и применить на практике знания по организации проектной деятельности и получению метапредметных результатов;

4. скорректировать свою профессиональную деятельность на основе рефлексии.


Ключевые идеи опыта

Федеральный государственный образовательный стандарт нового поколения ориентирует всех участников образовательного процесса на самостоятельность в планировании и осуществлении учебной деятельности и организации учебного сотрудничества учащихся и педагогов. Стандарт предполагает формирование способности к построению индивидуальной образовательной траектории, овладение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности. Подобные требования заставляют учителей все активнее использовать универсальные учебные действия, результативность которых выходит за пределы одного конкретного предмета.

Слово «проект» (в переводе с латинского «брошенный вперёд») толкуется в словарях как план, замысел, предваряющий его создание.

Метод проекта – способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая завершается реальным результатом – всегда решение какой-либо проблемы. Учебный проект – самостоятельная, творческая, завершенная работа обучающегося, соответствующая его возрастным возможностям и выполненная в соответствии с обобщенным алгоритмом проектирования: от идеи до ее воплощения в реальность.

Таким образом, технология современного проектного обучения это образовательная технология, позволяющая индивидуализировать учебный процесс, дающая возможность ребёнку проявить творческую самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности, применить полученные в ходе осуществления проекта навыки в самых различных сферах жизнедеятельности.

Технология проектной деятельности является одним из самых эффективных средств достижения метапредметных результатов. Эта технология позволяет обучить ребенка самостоятельно приобретать новые знания и навыки, управлять своей познавательной деятельностью. Одним из важнейших моментов организации проектной работы является постановка целей и задач, а также умение выбирать средства достижения цели и умение реализовывать полученные знания и навыки на практике. Все это вполне соответствует регулятивным универсальным учебным действиям, которые являются важной составляющей метапредметных результатов.

Познавательные универсальные учебные действия формируют и развивают познавательный интерес, интеллектуальные и творческие способности учащихся. Умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий. Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений. Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. Преобразовывать информацию из одного вида в другой (самостоятельно добытую информацию в таблицу в текст и пр.). Уметь производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.

Важную роль в создании проекта играют коммуникативные универсальные учебные действия. Они дают возможность самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

Успешное достижение метапредметных результатов при использовании проектной деятельности достигается за счет большого разнообразия форм данной деятельности.

Классификация проектов по доминирующей деятельности учащихся.

Практико-ориентированный проект:

- Направлен на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика.

- Продукт заранее определен и может быть использован в жизни класса, школы и т.д. Палитра разнообразна – от учебного пособия для кабинета географии до пакета рекомендаций по восстановлению экономики России. Важно оценить реальность использования продукта на практике и его способность решить поставленную проблему.

Исследовательский проект:

- По структуре напоминает научное исследование.

- Включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение полученных результатов. При этом используется методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование и др.

Информационный проект:

- Направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории.

- Выходом такого проекта часто является публикация в СМИ. Результатом такого проекта может быть и создание информационной среды класса или школы.

Творческий проект:

- Предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, видеофильмы и т.д.

Ролевой проект:

- Разработка и реализация такого проекта наиболее сложна. Участвуя в нем, проектанты берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев и т.д.

Подобное разнообразие форм проектной деятельности позволяет достичь наибольшего личностного развития учащихся, так как дает возможность каждому выбрать подходящую форму проектной деятельности.

Разнообразие временных форм реализации проекта позволяет максимально вовлечь в процесс проектной деятельности большинство учащихся класса. Мини – проекты могут укладываться в один урок или менее при участии всего класса. Недельные проекты выполняются в группах в ходе проектной недели и защищаются в ходе обобщающего урока. Годичные проекты могут выполняться как в группах, так и индивидуально и имеют выход на школьные и муниципальные научно-практические конференции.

В ходе проектной деятельности осуществляется оформление проектной папки. Она включает: результаты исследований и анализа, записи всех идей, гипотез и решений, отчеты о совещаниях группы, «мозговых штурмах», другие рабочие материалы и черновики группы, краткое описание всех проблем, и способов их преодоления, эскизы, чертежи, наброски продукта, материалы к Презентации. Вся эта деятельность направлена на достижение метапредметных результатов.

Столь же разнообразным может быть и представление итогового продукта проектной деятельности. Они могут быть представлены в виде деловой игры, игры с залом, научной конференции, защиты на Ученом Совете, рекламы, научного доклада, пресс-конференции, иллюстрированного сопоставления фактов, документов, событий, отчетов исследовательской экспедиции, ролевой игры и т.д.


В процессе работы над учебным проектом учащиеся учатся:

1. Видеть новые проблемы в знакомой ситуации.

2. Применять свои знания и умения в новых условиях.

3. Самостоятельно комбинировать известные способы деятельности в новые.

4. Находить различные способы решения проблемы и альтернативные доказательства.

5. Разрабатывать новые способы решения проблемы на основе известных видов деятельности.

  Работа в рамках учебных проектов способствует повышению мотивации учения, заинтересованности в результатах своего труда. Изменился стиль общения учащихся на уроке и внеурочной деятельности. Они научились высказывать свое мнение, слышать других, не входить в конфликт, если собственное мнение не совпадает с мнением товарища, вырабатывать общее мнение о том, что и как надо делать. 

В ходе педагогической деятельности был наработан опыт проектирования и проведения уроков с применением технологии современного проектного обучения. Для учащихся I ступени обучения разработаны и апробированы уроки по предмету география, проведение которых в системе позволяет формировать гармонически развитую, творческую личность, способную логически мыслить, находить решения в различных проблемных ситуациях, способную систематизировать и накапливать знания, способную к высокому самоанализу, саморазвитию и самокоррекции (метапредметные и личностные результаты). Созданы необходимые условия для проведения уроков с применением технологии современного проектного обучения. В основе обучения лежит системно - деятельностный подход, обеспечивающий возможность достижения положительных результатов. Положительные результаты работы с учениками позволили создать авторскую программу стажировки.

Данная программа имеет ряд особенностей:

- теоретический материал неразрывно связан с практической деятельностью;

- в сравнительно короткое время каждый стажёр может овладеть практическими навыками создания проекта и получить метапредметные результаты обучения;

- применение методов активного обучения и технологии конструирования будет способствовать формированию умения моделировать «современный» проект, анализировать его;

- стажеры получат воз­можность апробировать разработанные материалы в аудитории;

- программа позволит структурировать информацию, полученную в процессе стажировки;

- практическая значимость стажировки заключается в возможности использования результатов работы в педагогической деятельности.

Методы активного обучения стажеров (обучение деятельностью)

имитационные (имитация профессиональной деятельности)

- коллективная творческая работа стажирующего учителя и стажируемого с целью создания совместного проекта в соответствии с поставленным заданием;

- разбор практических ситуаций (из опыта стажеров).

неимитационные (ориентированы на самостоятельную деятельность)

- самостоятельный поиск стажирующимся предмета проектной деятельности, выбор формы и длительности проекта, разработка этапов проекта и определение результата проектной деятельности.

- обсуждение результатов проектной деятельности стажирующегося.

2. Содержательный блок программы


2.1. Перечень необходимого оборудования


Компьютер с периферийными устройствами (веб-камерой, наушниками) и с выходом в Интернет, мобильный компьютерный класс, проектор, экран.


2.2. Программа стажировки


Тема


Кол-во


часов


Содержание работы


Характеристика деятельности стажёров


М1

Технология современного проектного обучения как средство достижения метапредметных результатов в условиях введения ФГОС ООО.

6

Входная диагностика. Технология подготовки проекта. Алгоритм создания проекта. Выбор темы, постановка цели и задач, определение формы проекта и временных рамок, определение этапов проекта, определение формы итогового продукта. Демонстрация имеющегося опыта проектной деятельности. Определение стажёрами личностно значимых целей обучения на стажировке. Самостоятельная оценка стажёрами затруднений в деятельности по применению технологии современного проектного обучения.

Определение стажёрами личностно значимых целей обучения, выявление профессиональных затруднений. Усвоение теоретической части материала.


М2

Как создать проект?

16

Реализует практическую направленность деятельности стажировочной площадки. Моделирование и разработка стажёрами индивидуальных и коллективных проектов с применением технологии современного проектного обучения. Разработка листа наблюдения (анализа) проекта. Подготовка методических рекомендаций для учителей по данной теме. Апробация и внедрение технологии современного проектного обучения стажёрами.


Разработка фрагментов проекта, анализ проблем, обмен знаниями и опытом.

Осуществление стажерских проектов.

М3

Рефлексия и оценка работы стажировки.

2

Представление и рефлексивное осмысление конкретного опыта стажёров по применению технологии. Внесение дополнений, изменений в структуру проекта с учётом результатов стажёрской пробы. Рефлексия стажировки стажёрами и автором программы.

Анализ работы группы учителей с точки зрения значимости проекта стажировки.


2.3. Учебный план стажировки


Тема

Количество часов

Лекция

Семинар

Стажёрская проба

Он-лайн занятие

Модуль 1

1

Технология современного проектного обучения как способ достижения нового качества школьного образования в условиях введения ФГОС ООО. Роль современного проектного обучения и его сущность.

1




2-3

Технология подготовки проекта. Алгоритм создания проекта. Выбор темы, постановка цели и задач, определение формы проекта и временных рамок, определение этапов проекта, определение формы итогового продукта.

1



1

4-5

Презентация – анализ. «Опыт разработки и апробации уроков с применением технологии современного проектного обучения в 5-6 классах.




2

6

Оценка метапредметных результатов современного проектного обучения



1


Модуль 2

7- 9

Создание проблемных ситуаций современного проектного обучения (проблема выбора темы, постановки целей и задач, определение этапов проектной работы, реализация конечного продукта).


1

1

1

10 – 13

Распределение обязанностей в группе. Создание проектной папки: технология работы в групповом проекте, методика проведения «мозговых штурмов».

1

1

2


14 - 18

Работа с промежуточными результатами исследований и анализа, отчетами о совещаниях групп, «мозговых штурмах», другими рабочими материалами и черновиками группы, краткое описание всех проблем, и способов их преодоления, эскизы, чертежи, наброски продукта, материалы к Презентации.


1

2


19 – 20

Оформление проекта. Подготовка итогового продукта. Разработка презентации продукта.


1

3


21- 22

Защита проекта. Реализация проекта.



1

1

Модуль 3

23

Внесение дополнений, изменений в структуру проекта с учётом результатов стажёрской пробы.



1


24

Оценка результатов стажировки. Рефлексия.





1

Итого:

3

4

11

6


Способы оценки результатов стажировки


Внешняя оценка результатов стажёров

Внешняя оценка результатов стажёров осуществляется путем начисления баллов за выполненную проектную работу по следующим показателям:

Критерии результатов стажировки:

Критерии

Показатель

Итого

1

Использование стажерами технологии современного проектного обучения

Частично используется технология

0-3 баллов

Проект урока полностью направлен на применение технологии

5 баллов


2

Достижение стажерами предметных, метапредметных результатов

Достижение только предметных результатов

3 балла

Достижение стажерами предметных, метапредметных результатов

5 баллов


3

Повышение профессиональной компетентности стажера в рамках стажировки


Создание модели по алгоритму, образцу

0-3 баллов

Проявление при создании проекта творчества, инициативы

5 баллов


На основе итогов оценивания комиссией пишется рецензия на созданный проект с указанием всех достоинств и недостатков работы.

Самооценивание стажёрами собственных результатов

Самооценивание стажёрами собственных результатов будет осуществляться путем заполнения ими рефлексивных карт по итогам проведенных стажерских проб.

Рефлексия проводится по следующим параметрам:

Уровень представленных материалов

не проявлено (НУ) 1 балл

частично

(СУ) 2 балла

полностью

(ВУ) 3 балла

Достижение цели и задач стажировки




Значимость выполняемой стажером работы




Самостоятельность при выполнение проектов стажировки




Осознание необходимости и готовности применения технологии современного проектного обучения в 5-6 классах




Средний балл:



В начале и в конце стажировки педагогами заполняется SWOT-анализ. Результаты сравнения показывают эффективность проведения стажировки и для, стажера и для организатора.


Стажёры составляют небольшой отзыв о работе на стажировке (ожидания и достижения)

                    зона роста                                                          мои сильные вопросы



           

                                угрозы                                                                возможности


Опубликовано в группе «Учительские династии»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.