12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Ерина Галина Викторовна42
Россия, Санкт-Петербург, Санкт-Петербург

Открытый урок технологии в 5 классе 16 февраля 2016 года

Учитель технологии: Ерина Г.В.

Тема: «Аппликация на ткани».

Цель урока: Изготовить аппликацию на ткани с применением двухстороннего самоклеящегося материала и тамбурного шва к 23 февраля.

Задачи урока:

Образовательные:

познакомить с историей и видами аппликаций, систематизирования знаний о приемах изготовления аппликаций;

закрепить навыки работы с тканью и двухстороннего самоклеящегося материала, знания детей о приемах работы и применении тамбурного шва;

Воспитательные:

- воспитание навыков самостоятельной работы, аккуратности, ответственности за результаты своего труда;

воспитывать усидчивость и аккуратность;

Развивающие:

- развитие эстетического вкуса и фантазии, самостоятельности и умения работать в нужном темпе, способствовать развитию мыслительных операций (анализ и синтез), развивать кругозор, мелкую моторику рук.

Выбор и обоснование форм и методов:

Формы:

фронтальная (выдача на класс);

дифференцированная

Методы:

словесные

наглядные

практические

Методы проведения занятий:

беседа с объяснением нового материала;

показ наглядностей

демонстрация трудового приема

практическая работа учащихся;

Межпредметные связи:

история, ИЗО.

Тип урока: комбинированный

Наглядные пособия: изделия, украшенные аппликацией (наволочки на подушки, прихватки, сумка).

Технологические карты: порядок выполнения аппликаций, швы, применяемые при выполнении аппликации.

Образцы: порядок выполнения аппликации. Эскизы, выкройки-шаблоны (для аппликации).

Материалы, инструменты, оборудование: лоскутки несыпучих тканей (разноцветный драп, кримплен, плотный трикотаж), клеевая ткань, бусинки, бисер, калька, копирка, иглы ручные, английские булавки, нитки мулине, швейные нитки, ножницы, линейка, мел портновский, электрический утюг, технологические карты, ИКТ.

 Дидактический материал: презентация, коллекции иллюстраций изделий с аппликацией, материалов и приспособлений для выполнения аппликации

Ход урока:

I. Орг. момент (приветствие, озвучивание темы)

II. Объяснение нового материала

III. Практическая работа по технике выполнения аппликации

IV. Заключительная часть. Подведение итогов

Организационный момент. - Здравствуйте девочки!

С каким настроением мы пришли сегодня на урок, нарисуем смайлики в своих тетрадях и улыбнёмся друг

Приветствуют учителя, рисуют смайлики, контролируют готовность к уроку, рапорт дежурного.

Работа по теме

II.Сообщение учителя

- История аппликации

Аппликация - это неотъемлемый атрибут прикладного искусства народов всего мира. Считается, что искусство аппликации пришло к нам с Востока.

- Сейчас мы отправимся в путешествие по волнам времени в далекое прошлое. Согласны?

- Да, - отвечают девочки.

- Первые курганы были открыты в 1865. Тогда впервые была обнаружена сохранившаяся во льду одежда. Одна из наиболее замечательных находок - катандинский кафтан IV-III вв. до н.э. В настоящее время выставлен в Государственном историческом музее (Москва). Там же хранится и другая уникальная вещь из этого кургана, названная фраком за сходство фасона, сшитая из меха соболя и крытая китайским шелком.

Первые аппликации появились в 18 веке, именно тогда жители сел начали украшать свои жилища аппликациями. Материалом для аппликации служила соломка. Позже вместо соломки начали использоваться лоскутки ткани, в том числе и кожи. Аппликации украшались семечками подсолнуха, крупами, орехами. Со временем в аппликации начали применяться лаки, красители, которые помогали продлить жизнь предмету народного творчества.

- Как вы считаете, какие материалы могут использоваться для изготовления аппликации?
Девочки отвечают: лоскутки ткани, солома, кожа, крупа.

- Верно, однако, люди применяли самые необычные материалы: стружка, осколки стекла и даже крылышки майских жуков.

- Вернемся из глубины веков в наши дни. Какой приближается праздник?

Девочки отвечают: 23 февраля – день защитника отечества.

- Правильно.

Дали к празднику заданье –
(в том числе и для меня)
Аппликация из ткани
на мотив: «Подарок дня»...

- Подскажите, пожалуйста, какая сегодня тема урока?

Запиши тему урока в тетради «Аппликация на ткани»

- Наш урок сегодня будет посвящен изготовлению подарка к празднику «День Защитника Отечества» в технике аппликация на ткани. Этот праздник уходит своими корнями в далекий 1918 год. День рождения Красной Армии в молодой стране Советская Россия – считался днем 23 февраля.

Защитники сражаются за Родину на суше, в небе и на море.

Много стихов и песен посвятили этому празднику, давайте послушаем некоторые из них. Если Вы хотите узнать больше, то можете обратиться за помощью в библиотеку и взять дополнительный материал.

Чтение стихотворений (дети)

В конце седого февраля
Встречаем праздничную дату.
Гордится русская земля
Своим защитником-солдатом


 

День армии российской –
Праздник славы боевой!
Достоин каждый обелиска,
Кто стране служил родной


 

День Мужчин – отличный праздник!
Не потрать его напрасно!
Он подарит шанс отличный
Поздравлять письмом и лично
Братиков, отцов, мужей,
И любимых, и друзей!

Работа с изделием. - Сегодня Вы будете авторами-художниками. Ваше произведение - «Кораблик». А работать на уроке мы будем под таким девизом

«Всё что делаем мы сами Называем чудесами!»

- На уроке сегодня мы попробуем изготовить кораблик. Часто в доме можно найти множество таких не нужных мелких вещей, не спишите их выбрасывать - с их помощью Вы сможете создать удивительные произведения под названием «коллаж» происходит от французского слова.

Словарная работа: Коллаж, Аппликация

Коллаж (аппликация) - это означает наклеивание на основу различных материалов. По сути, коллаж - это художественная аппликация и состоит она в наклеивании самых разных по цвету и фактуре кусочков материала на определенную поверхность.

Аппликация - распространенный вид декоративно-прикладного искусства. Аппликация от латинского слова- прикладывание, заключается в вырезании, наложении различных форм и закреплении их на другом материале (фоне). Для аппликационных работ можно применять разнообразную ткань, драп, сукно, верёвки, шнуры, тесьму и т. д.

Виды аппликаций.

По виду выполнения выделены две группы: плоскую аппликацию и объёмную.

Плоская аппликация - это самая простая аппликация по исполнению. Для этого вырезают детали из бумаги, ткани, кожи и других материалов и наклеивают их на фон.

А объёмная аппликация создаёт некоторую видимость объёма.

Мы будем выполнять плоскую коллаж- аппликацию, но со своим секретом. А секрет такой. Наш кораблик будет плыть по бескрайнему морскому простору в центре салфетки из белой ткани, украшенной бахромой. Её можно подарить 23 февраля или повесить как сувенир дома в стильную рамку для украшения интерьера.

Физминутка: «Стойкий оловянный солдатик»

Наклонитесь все вперед,

А потом наоборот.

Влево, вправо наклонитесь,

Наклоняйтесь, не ленитесь!

На одной ноге постой-ка,

Будто ты солдатик стойкий.

Руки ты прижми к груди,

Да смотри, не упади!

Руки вверх, руки в бок,

И на месте- скок, скок, скок!

Носом вдох, а выдох ртом.

Дышим глубже, а потом…

Марш на место не спеша.

Повторение техники безопасности при работе с ножницами, иглами булавками:

Соблюдай порядок на своём рабочем месте.

Не работай ножницами с ослабленным креплением.

Работай ножницами только на своём рабочем месте.

Следи за движением лезвий во время работы.

Подавай ножницы кольцами вперёд и клади кольцами к себе.

Не играй с ножницами, не подноси их к лицу.

Во время работы удерживай материал рукой так, чтобы пальцы были в стороне от лезвия.

Храните булавки и иголки в определенном месте, не оставляйте на рабочем столе.

Ни в коем случае не берите иглы и булавки в рот.

Не пользуйтесь для шитья ржавой иглой.

Выкройки к ткани прикалывайте острыми концами булавкой в направлении от себя.

- Давайте составим план работы:

1. Вырезаем шаблон по контуру из бумаги.

2. Переводим шаблон паруса на ткань: фиксируем детали булавками; обводим контур карандашом или мелом.

3. Размещаем шаблон на ткани, обрисовывает нижнюю деталь по шаблону (лодку и волну).

Помним об экономии ткани.

4. Вырезать ножницами детали кроя лодки и волны аппликации «Кораблик».

5. Детали аппликации выкраиваем из двусторонней клеевой ткани.

6. В центре салфетки закрепить детали аппликации на двустороннюю клеевую ткань с помощью электроутюга.

7. Выполнить тамбурный шов на месте соединения деталей аппликации с салфеткой.

8. Обработать края салфетки. Удалить по периметру салфетки 1-1,5 см. нити основы и нити утка до образования бахромы.

9. Выполнить ВТО готового изделия

Вот наш подарок к 23 февралю готов!

Какие виды швов будем использовать при выполнении аппликации:

а) тамбурный шов; г) прямые стежки

Практическая работа. Итог урока. Анализ готовых работ. На доске вывешиваются готовые работы. Экспресс-выставка «Большое плавание» по кругу.

- Что нового узнали Вы сегодня на уроке? - С каким французским словом вы познакомились?

- Что оно означает в переводе на русский язык? - Посмотрите на Большое плавание наших корабликов, какие на Ваш взгляд самые удачные? - Какое настроение вызывают они у Вас?

Ответы на вопросы учащихся.

Подведение итога урока. Учитель объявляет оценки за урок, учащиеся убирают свои рабочие места.

Урок закончен. До свидания. Всего вам доброго. До встречи на следующей неделе.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.