Авторское домашнее задание «Причастие как часть речи»

3
1
Материал опубликован 24 January 2019 в группе

Работа на конкурс

 

«Авторское домашнее задание»
 


 

Работу выполнила: Иванова Любовь Николаевна,

учитель русского языка и литературы МБОУ Молдинской СОШ имени В. В. Андреева.


 

2019 год


 

Пояснительная записка.

Причастие как самостоятельная часть речи изучается в 7 классе. Если на первом уроке учащиеся получают достаточно информации об этой новой части речи, то усвоение таких понятий, как причастный оборот, действительные и страдательные причастия, их образование не вызывает затруднения. Это домашнее задание можно выдать после первого урока по теме.

Тема данного домашнего задания «Причастие как часть речи».

Класс 7.

Цели:

закреплять умение отличать причастие от прилагательного;

знать, что причастие образуется от глагола и обозначает проявляющийся во времени признак предмета по действию;

определять род, число, падеж по определяемому слову;

знать, что причастие в словосочетании может быть главным словом;

уметь определять вид причастия.

Степень сложности: средняя.

Тип задания: индивидуальное.

Рекомендуемое количество времени на выполнение : 20-30 минут ( зависит от способностей ученика и темпа работы).

Инструкция к выполнению дана в задании. Выдавая такое задание учащимся, следует обратить особое внимание на то, что причастия нужно выписывать строго в том порядке, в каком они стоят, и в столбик, как это показано в образце. Если их поменять местами, то быстро проверить работу не получится.

Способ проверки: выборочная, взаимопроверка или самопроверка. Какой способ лучше, может определить сам учитель.

В результате выполнения части I из первых букв выписанных в столбик причастий получится словосочетание СИЛА ВОЛИ, а из первых букв причастий в части II – МУЖЕСТВО. Можно попросить учеников прочитать первые буквы в столбиках самостоятельно и сказать, что получилось. Можно это сделать, предложив поменяться тетрадями с соседом по парте. А можно пройти вдоль парт и заглянуть в тетради всех или хотя бы нескольких учащихся. Или первую часть проверить, предложив по желанию кому-либо прочитать то, что получилось дома, а вторую часть проверить выборочно. Выполняя задания части III, учащиеся уже более осознанно смогут запомнить теоретические сведения о причастии.

Такое домашнее задание не только поможет ученику научиться отличать причастия от других частей речи и определять некоторые морфологические признаки их, но частично подготовит к восприятию темы « Причастный оборот».


 

Домашнее задание по теме «Причастие как часть речи».

Часть I.

Прочитайте предложения. Найдите в них причастия. Выпишите в столбик причастия со словами, от которых они зависят (на первом месте пишите причастие). Причастия выписывайте строго по порядку их следования в предложениях (менять местами причастия нельзя). Поставьте вопрос к причастию. Определите род, число и падеж причастий.

Образец записи:

1. Смеющийся мальчик ( муж. род, ед. ч., им. пад.)

2. …

          и т. д.


 

Большие электрические лампочки, свисающие с потолка в центре длинного зала, гасли одна за другой. 2. Искрящийся на солнце иней слепил глаза. 3. Тяжёлые самолёты, летевшие низко над лесом, пошли на посадку. 4. Наши войска, атакующие по всей линии фронта, скоро подошли к границе. 5. Лось, вышедший на лесную поляну, гордо и неспешно осмотрелся: осыпавшиеся листья, лежавшие на земле ярким ковром, не пугали его совершенно. 6. Давно исчезнувшие из виду журавли подняли в душе стариков волну воспоминаний о далёких временах.

Часть II.

Прочитайте слова. Какие это части речи? Выпишите в столбик причастия строго в том порядке, в котором они следуют. Определите их вид. Составьте с ними словосочетания так, чтобы причастие было главным словом. Заданный от причастия вопрос напишите в скобках.

Образец записи:


            несов.в.

 

 

 

1. Сидящий (на чём?) на скамейке.

2. …

        и т. д.

 

 

Пахучий, спелый, манящий, черный, ужаливший, летучий, лёгкий, лёгонький, туманный, капризный, жужжавший, ехавший, причастный, дальний, успешный, хлебный, утренний, сверкающий, учёный, светлый, чумазый, удивительный, старательный, тлеющий, непролазный, хохлатый, воспетый, опалённый, душевный, ползучий.

Часть III.

Ответьте на вопросы (устно):

Чем похожи причастия и имена прилагательные?

От каких частей речи может зависеть причастие? Приведите примеры.

Может ли в словосочетании быть главным словом причастие? Приведите примеры.

Каким членом предложения может быть причастие?

Дайте определение причастию.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Спасибо, воспользуюсь в работе!

4 October