Беседа-лекция с элементами игры на тему: «Умеем ли мы общаться? Манера поведения»

3
0
Материал опубликован 8 February 2022

Беседа — лекция с элементами игры на тему: «Умеем ли мы общаться? Манера поведения»

Цель: развитие навыков общения и поведения в обществе

Психолог: Сегодня мы поговорим с вами о культуре общения и о манере поведения. Слово «манера» в «Словаре по этике» объясняется как способ держать себя, внешняя форма поведения, общение с другими детьми. Это совокупность речи, походки, жестов, мимики конкретного человека, т. е. внешнее проявление тактичности, любезности, скромности, доброжелательности или их отсутствие. Манеры позволяют выразить наше расположение, почтение к другому человеку красиво.

Но манеры могут быть и дурными. «Дурные» манеры (привычка громко говорить, не стеснятся в выражениях, неряшливость в одежде, грубость) создают неудобства для окружающих и делают невозможным свободное и непринужденное общение людей. А теперь я предлагаю прослушать и обсудить стихотворение Бориса Заходера:

«Очень вежливый индюк»

Объявился
В доме
Вдруг
Очень Вежливый Индюк.

Раз по тридцать в день,
Не реже,
Он кричал:
Эй вы, невежи!
Заходите, что ли, в гости —
Поучиться
Веж-
ли-
вос-
ти!
Я и сам, — кричал Индюк, —
Доктор Вежливых Наук,

И жена моя — пример
Замечательных манер:
Даже, когда спит она,
Видно, что воспитана!

Не стесняйся ты, Осел!
Заходи, садись за стол!
Что же ты молчишь как рыба?
Говори:
«Приду, спасибо!»
Ты не будь свиньей, Свинья. —
Ждет тебя
Моя семья!
Только раньше бы
Умыла
Ты свое свиное рыло!

Как ни бился он,
Однако
К Индюку никто не шел —
Ни Корова,
Ни Собака,
Ни Хавронья,
Ни Осел!

Посинел Индюк от злости:
Не идут, нахалы, в гости!
Зря пропали все труды!
Все они — балды-балды!

И добавил
С высоты
Своего величия:
Не усвоили,
Скоты,
Правила приличия!

(Далее идет обсуждение стихотворения с детьми)

Психолог: Вывод: Общепринятые нормы этикета просты и всем доступны, но лишь постоянное практическое их использование сделает ваши манеры красивыми, а вас человеком обязательным.

А теперь вспомним, какими должны быть хорошие манеры:

1. Воспитанные человек не сядет раньше старшего без его приглашения.
2. У двери он пропустит старшего или девочку.

3. Не следует протягивать первому руку старшему или девочке при приветствии или знакомстве.

4. Следует встать, разговаривая со старшем или девочкой, если они стоят.

5. Первым здоровается входящий с присутствующими, младший со старшем по возрасту или положению, мальчик с девочкой (руку первой подает девочка), опаздывающий с ожидающим.

6. Впереди идет девочка, а мальчик сзади.

7. Мальчик идет впереди в следующих случаях:

- если плохая дорога;

- когда спускаются по лестнице;

- когда открывает дверь;

- при входе в лифт и других случаях, когда требуется взять на себя трудное или опасное дело.

8. В автобус первой входит девочка. Мальчик поддерживает ее за локотки, помогая подняться. Выходит их автобуса первым мальчик, чтобы подать руку девочке. В автобусе нужно уступить место старшим или девочке, а не делать вид, что не замечаете их.

9. Извинитесь, если кого-то нечаянно толкнули.

10. Следует помочь девочке снять пальто в гардеробе или одеть его.

11. В столовой воспитанный человек не сядет за стол раньше старших, раньше девочек.

12. Вверх по лестнице первой поднимается девочка, мальчик идет за нее ниже на одну ступеньку. Спускается первым мальчик.

13. Поза, манеры мальчика должны быть почтительными. Девочка же обязана благодарить взглядом, улыбкой, кивком головы за оказанную ей любезность.

Психолог: Манеры человека проявляются и в жестах. Жесты — это движение рук. Ученные утверждают, что во время беседы через восприятие речи мы получаем лишь 20-40% информации. Остальное приходится на жесты, мимику, пантомимы, интонацию речи. Это говорит о красноречивости манер.

Игра «Изобрази эмоцию»

Путем контрастов напряжения и расслабления мышц лица изобрази последовательно такие чувства : ужас, веселье, презрение, недоверие, отвращение, удовлетворение, гнев, радость, печаль, восторг, непонимание, удивление.

Психолог: Всем хочется стать немножечко лучше. Это я знаю по себе. А ведь есть много возможностей жить бесконфликтно. Один из способов — умение делать комплименты. Давайте поучимся говорить друг другу приятные слова.

Игра «Комплименты»

Вызывается два человека мальчик и девочка. Делая вперед по одному шагу, они говорят друг другу комплименты. Кто выиграет?

Психолог:А теперь я вам зачитаю свод законов общения, которые надо запомнить и применять в нашем коллективе:

- Самый главный человек на свете это тот, кто перед тобой. Полюбите его, постарайтесь, чтобы он понравился вам. Дарите ему знаки уважения. Ищите то, что вас сближает. Отучите себя противоречить по любому поводу. Старайтесь не отзываться о людях дурно, не обвиняйте собеседника. Стройте общение на равных, а не с позиции сверху.

- Берегите собеседника, избавьте его от обид и обвинений. Не спорьте по мелочам. Не спорьте с тем, с кем спорить бесполезно. Не спорьте с тем, кому важнее спор, а не истина. Избегайте критичности, особенно в выражениях. Старайтесь согласиться, а не возразить. Стремитесь не к победе, а к истине и миру.

- Невежливо во время разговора отводить кого-нибудь в сторону, чтобы поговорить с ним отдельно; еще более невежливо подслушивать, что говорят двое на стороне, в таких случаях следует просто отойти от них подальше.

- Никогда не шепчитесь в гостях. Не прерывайте говорящего. Если кто-то заговорит одновременно с вами, приостановитесь и дайте ему окончить.

- Никогда не говорите другим того, что было бы неприятно выслушивать вам самим. Грубые, резкие слова, часто возвращаются бумерангом и бьют говорящего сильнее того, кому они направлены. Я думаю, что после сегодняшней игры мы еще раз задумаемся о нашем отношении к своим ближним. А теперь давайте проверим конфликтная ли вы личность (далее предлагается анкета)

Анкета  « Умеем ли мы общаться?

1.В классе начался спор на повышенных тонах. Ваша реакция:

А.не принимаю участия

Б. кратко высказываюсь в защиту той точки зрения ,которую считают правильной

В активно вмешиваюсь и «вызываю огонь на себя»

2. Выступаете ли вы на собраниях ( классных часах ) с критикой взрослых?

А. нет

Б. только если имею для этого веские основания

В. Критикую всегда и по любому поводу.

3.Часто ли вы спорите с друзьями?

А. только в шутку и то если люди не обидчивые

Б. лишь по принципиальным вопросам

В. Споры моя стихия.

4. Вы стоите в очереди .Как вы реагируете ,если кто-то лезет вперед?

А. возмущаюсь в душе, но молчу: себе дороже;

Б.делаю замечание – надо же научить грубияна хорошему тону

В .прохожу вперёд и начинаю наблюдать за порядком

5. дома на обед подали несолёный суп. Ваша реакция

А. не буду поднимать бучу из-за пустяка.

Б.молча возьму солонку

В. Не удержусь от едких замечаний и ,быть может , демонстративно откажусь от еды.

6. На улице или в транспорте вам наступили на ногу…

А. с возмущением посмотрю на обидчика

Б. сухо без эмоций сделаю замечание

В. Выскажусь, не  стесняясь в выражениях.

7. Кто-то в семье купил вещь, которая вам не нравится.

А. промолчу

Б. ограничусь коротким ,но тактичным комментарием.

В. Выскажу все, что я об этом думаю

8. Не повезло, на улице в лотерею вы просадили кучу денег. Как вы к этому отнесётесь?

А. постараюсь казаться равнодушным, но дам себе слово никогда больше не участвовать в этом безобразии

Б. не скрою досаду, но отнесусь к происшедшему с юмором, пообещав взять реванш.

В. Проигрыш испортит мне настроение, подумаю ,как отомстить обидчикам.


Ключ: А) – 4 очка, Б)-2 очка В)-0 очков. Идёт подсчет баллов.

22-32 очка Вы тактичны и миролюбивы, уходите от споров и конфликтов, избегаете критических ситуаций на работе и дома. Изречение «Платон мне друг, но истина дороже!»не может быть вашим девизом. Вас иногда называют приспособленцем .Наберитесь смелости  и ,если обстоятельства потребуют, высказывайтесь принципиально, невзирая на лица.

12-20 очков. Вы слывете человеком конфликтным. Но это преувеличение .Вы конфликтуете, только если нет иного выхода, когда все другие средства исчерпаны. Вы способны твердо отстаивать свое мнение, не думая, как это отразится на отношениях к вам товарищей. При  этом вы не «выходите за « рамки»,не унижайтесь до оскорблений. Всё это вызывает к вам уважение.

До10 очков. Споры и конфликты -это ваша стихия. Ведь вы любите критиковать других, если же услышите замечания в свой адрес – можете съесть человека живьем. Это критика ради критики. Не будьте эгоистом. Очень трудно приходится тем, кто  рядом с вами. Ваша несдержанность отталкивает людей. Не поэтому ли у вас нет настоящих друзей? Постарайтесь обуздать свой характер.

 

 



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.