Библиотечный урок "О, Пушкин"
Библиотечный урок
«Литературный юбилей Александра Сергеевича Пушкина»
Цель библиотечного урока: расширение кругозора школьников, приобщение к книге. Обобщение знаний о творчестве Александра Сергеевича Пушкина.
Задачи: - способствовать развитию интереса к чтению
- создать условия для формирования активной читательской позиции.
Оформление аудитории.
Портрет с датами жизни, эпиграфы, высказывания писателей и поэтов об основоположнике русской поэзии, плакаты с высказываниями об А.С. Пушкине.
Путешествие совершаем по календарю, на каждом листке которого имеются страницы – станции.
Урок начинается с музыкального вступления : первая часть – концерт № 1 для фортепиано с оркестром П.И.Чайковского.
Ведущий: Сегодня, дорогие ребята, мы совершим
путешествие в страну «О, Пушкин!».
Узнаем много нового из жизни поэта, послушаем его стихи в исполнении чтецов нашей школы. Итак, отправляемся в путешествие.
Первая станция «Детство».
Великий русский поэт А.С.Пушкин – основоположник русской литературы. Он родился 6 июня 1799 года в Москве в дворянской семье.
Лучшими друзьями Пушкина в детстве были: няня Арина Родионовна (крепостная крестьянка), заботливая бабушка Мария Алексеевна и крепостной дядька Никита. Им впоследствии поэт посвятил стихи.
Няня рассказывала маленькому Саше русские сказки и пела песни. Бабушка знала много рассказов о старине, а с дядькой Никитой Саша часто гулял по шумным улицам Москвы. Уже в детские годы он многое узнал о жизни талантливого русского народа. В летнее время семья Пушкиных выезжала в деревню, в имение бабушки. Большую часть свободного времени он проводил в играх с крепостными ребятишками.
В раннем возрасте Саша читал много книг. В Москве к Пушкиным часто приходили писатели и поэты, читали стихи. Мальчик внимательно прислушивался ко всему. Уже тогда Саша мечтал стать поэтом. С восьми лет он сам начал сочинять стихи.
(Слышится звон колокольчиков и голос ямщика, оповещающий о прибытии на станцию.)
Ведущий: Всё самое яркое из детства Пушкина мы узнали, отправляемся в путь к календарной странице – станции «В Лицее». В дороге слушаем следующий рассказ….
Летом 1811 года юного Пушкина привезли в Петербург. В 12 лет, выдержав экзамен, Саша поступил в Царскосельский лицей для детей знатных дворян. Преподаватели воспитывали в лицеистах любовь к свободе, Родине и своему народу. В лицее Пушкин увлёкся литературой. Уже в эти годы он писал немало стихов.
В 1812 году началась война с Наполеоном. Войска врага перешли границы России и стали продвигаться вглубь страны. Весь российский народ поднялся на защиту Отчизны. Пушкин и его товарищи по лицею с большим вниманием следили за военными событиями. Они читали газеты и журналы, в которых рассказывалось о мужестве и отваге русских воинов. Это проявляло у лицеистов любовь к Родине.
(Слышится звон колокольчиков).
Ведущий: А теперь мы в Петербурге.
Весной 1817 года Пушкин А.С. закончил Царскосельский лицей. Лето он провёл в родовом имении Михайловское под Псковом.
Здесь он усердно записывал русские народные сказки: о бабе Яге, Кощее, русалках, леших. Именно здесь Пушкин пишет поэму «Руслан и Людмила». Она вышла в свет в 1820 году. К выходу второго издания поэмы Пушкин пишет пролог, который начинается строками: «У лукоморья дуб зелёный…»
(Ушакова Арина, одетая в старинный русский костюм, читает отрывок.)
Пушкин А.С. живёт в Петербурге. Поэт поступил на службу, но большую часть времени он отдаёт поэзии. Некоторые стихи его направлены против царя, его приближённых. Пушкин А.С. стал опасным противником царя. Вот почему он заявил, что поэта «надобно сослать» из- за возмутительных стихов.
Ведущий: Немного отдохнув, мы отправляемся к следующей календарной странице – станции «В ссылке».
(Слышится звон колокольчиков)
В мае 1820 года Пушкина А.С. сослали на Юг России в Кишинёв. Здесь было тайное Южное общество, которое выступало против царя. Пушкин А.С. не был членом общества. Но с его участниками имел тесную связь. Ссылка угнетала и мучила поэта. И в 1822 году он пишет стихотворение «Узник», в котором отразилась тоска по свободе.
(Стихотворение декламирует Шнякина Ульяна)
Царь приказывает поэту выехать на новое место ссылки. В августе 1824 года Пушкин А.С. прибыл в село Михайловское. Здесь он долгое время жил один, без друзей. За ним строго следили местные власти. Только няня, Арина Родионовна, разделяла с ним тяжёлые годы изгнания. Пушкин А.С. переживал душевный кризис, ему было тяжело и одиноко. В 1825 году он пишет одно из самых грустных стихотворений «Зимний вечер».
(Стихотворение декламирует Чекулаева Светлана)
В часы уныния спасением для поэта оказывается няня. Как в детстве, она рассказывала сказки, пела старинные песни. Позже на сюжеты, записанные со слов няни, поэт пишет несколько замечательных сказок.
- Ребята, какие сказки написал А.С. Пушкин?
Дети перечисляют сказки А.С. Пушкина. Затем ученицы (Куликова Мария и Спиридонова Полина) читают отрывок из сказки « О мёртвой царевне…»: «Свет мой, зеркальце, скажи да всю правду доложи…».
В сентябре 1826 года царь освобождает поэта от ссылки. Пушкин возвращается в Москву. Он беспокоится о няне, она осталась в Михайловском совсем одна. Поэт посвящает ей стихотворение «Няне».
(Стихотворение декламирует Ключевская Арина).
Ведущий: Ну и вот узнали мы, что же было с поэтом в ссылке, а теперь отправляемся дальше в путь к календарной странице – станции «После ссылки». Здесь нас ждут новые впечатления.14 декабря 1825 года в Петербурге произошло восстание декабристов. Они выступали против царя Николая 1. Пять руководителей восстания были арестованы и вскоре повешены. Многие из участников были сосланы в Сибирь и на Кавказ.
При обыске у некоторых декабристов были найдены стихи Пушкина. Это означало, что поэт был на стороне декабристов. При разговоре с царём он признался: « Стал бы в ряды мятежников». За поэтом была установлена слежка. Все новые произведения поэта просматривал сам царь. В этот период поэт написал очень много стихов. Среди них выделялись описания времен года, которые поэт использовал в поэме «Евгений Онегин».
В 1825 году он пишет стихотворение «Уж небо осенью дышало». (Стихотворение декламирует Храмова Яна).
В 1826 году поэт создаёт описание зимы для 5 – ой главы поэмы «Евгений Онегин» (ученица читает отрывок). А в 1827 году под воздействием весеннего настроения поэт пишет строки «Гонимы вешними лучами…».
(Декламирует стихотворение Заикин Дмитрий).
В 1829 году Пушкин А.С. создаёт прекрасное стихотворение «Зимнее утро».
(Декламирует стихотворение Козлов Иван).
К поэме будет создано ещё одно произведение «Во север, тучи, нагоняя…»(выразительное чтение).
Но, кроме любви к природе, Пушкин А.С проявляет любовь к женскому обществу. Он дважды влюблялся в одну и ту же молодую женщину – Анну Петровну Керн, которой в 1825 году посвятил замечательное стихотворение «Я помню чудное мгновенье…»
(Декламирует стихотворение Александров Максим).
Но Пушкину А.С. не давала покоя мысль о ссыльных декабристах. И когда их жёны уезжали за мужьями в Сибирь, поэт в 1827 году отправляет с ними послание декабристам, в котором говорится о том, что их дело не забыто и наступит свобода, за которую боролись декабристы.
(Стихотворение декламирует Сливко Мария).
Осень 1830 года Пушкин А.С. провёл в Болдино. Осенью он лучше всего и больше всего писал. Послушайте строки «Унылая пора».
(Строки стихотворения декламирует Сливко Анна).
В Болдино же была написана «Сказка о попе и о работнике его Балде»
(Позванивают колокольчики. Мы на следующей станции.)
Ведущий: Со многими новыми и интересными произведениями великого Поэта мы познакомились. А сейчас наш путь с вами продолжается и мы переходим к печальной календарной странице – станции «Гибель поэта».
Враждебное отношение к Пушкину А.С. царя и его приближённых усиливалось. Враги преследовали поэта. Использовали ложь и клевету. Пушкина А.С. замышляли убить и вскоре нашли для этого повод. На одном из балов француз Дантес попытался оскорбить жену поэта, первую красавицу Наталью Николаевну. Пушкин А.С., защищая честь своей жены, вызвал Дантеса на дуэль. Дуэль состоялась 88 февраля 1837 года недалеко от Петербурга.
Пушкин А.С. был смертельно ранен и в тяжёлых страданиях 10 февраля 1837 года скончался. Смерть поэта была большим горем для всей России. Около 50 тысяч человек подошли к дому, где жил Пушкин А.С. Большей частью это были простые люди. Они пришли проститься со своим любимым поэтом и защитником.
Для царя и его придворных Пушкин А.С. и мёртвым был страшен. Поэтому ночью, завёрнутый в рогожу, гроб с телом Пушкина А.С., в сопровождении жандармского офицера и дядьки Никиты был тайно увезён в село Михайловское. Здесь поэт был похоронен у стен собора Святогорского монастыря.
За полгода до гибели Пушкин А.С. написал стихотворение «Я памятник себе воздвиг нерукотворный». В нём поэт подводит итог своему творчеству. Поэт знал, что его любит простой народ России, и если он погибнет, то слава его не увянет.
(Стихотворение декламирует Ключевской Иван)
Ведущий: Ребята, нам осталось посетить последнюю календарную страницу – станцию «Наш Пушкин А.С.»
Многие современники поэта понимали, что Пушкин А.С. – гордость и слава России, поэтому, когда он погиб, многие плакали.
А, спустя несколько дней после смерти поэта, царю донесли строки, написанные малоизвестным ещё поэтом по фамилии Лермонтов М.Ю.
(Стихотворение «Поэт» декламирует Сливко Мария)
Погиб поэт! Невольник чести
Пал, оклеветанный молвой,
С свинцом в груди и жаждой мести
Поникнув гордой головой!..
В стихотворении Лермонтова М.Ю. прямо указывались убийцы Пушкина А.С. – царь и его окружение.
Прошло два столетия, но творчество Пушкина А.С. не забыто. Многие его произведения переведены на языки всех народов и народностей России, на языки других народов мира.
Казахский поэт Джамбул Джамбаев хорошо сказал о благородной любви всех народов вселенной к Пушкину А.С.:
Читают тебя с упоеньем в глазах
Башкир и туркмен, белорус и казах.
Из песен твоих не забыть ни одной.
Ты, Пушкин, народному сердцу родной.
Поэт Давид Кугультинов в память о Пушкине А.С. написал следующие строки: О, Пушкин!
Над его строкою
Задумавшись в который раз,
Вдруг открываешь в ней такое,
Что прежде пряталось от глаз.
Величайший поэт России Пушкин А.С. обогатил всё человечество. Он часть нашей жизни, наше общее достояние, и это достояние надо беречь, а для этого необходим мир…
Ведущий: Путешествие в страну «О, Пушкин!» по станциям, завершено.
Спасибо за внимание!