12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
![]() | Тоцкая Ольга Викторовна9555 Более 35 лет работаю в Ростовской специальной школе-интернате №48 со слабослышащими детьми. Раньше в должности зав. библиотекой, сейчас - педагог-библиотекарь. А ещё я и классный руководитель, и воспитатель, и учитель... Россия, Ростовская обл., Ростов-на-Дону Материал размещён в группе «Методическая копилка библиотекаря» |
Библиотечный урок «Вселенная в алфавитном порядке»
Библиотечный урок «Вселенная в алфавитном порядке»
Для учащихся 6-7 классов.
Цель: закрепление умений пользоваться словарями русского языка.
Задачи:
Образовательные: способствовать формированию умений работы со словарями; расширить словарный запас учащихся.
Развивающие: совершенствовать умение работать со словарями; создать условия для развития устной речи, мышления, внимания, памяти детей через применение специальных заданий поискового характера; способствовать расширению общего кругозора учащихся.
Воспитательные: способствовать воспитанию интереса к родному языку.
Оборудование:
Мультимедиа проектор, экран, компьютер, презентация «Вселенная в алфавитном порядке», выполненная в Power Point.
Маршрутный лист жюри.
Карточки с заданиями для команд.
Книги для каждой команды:
Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 т. - М.: Рус. яз., 2000. - т.1 : А – З. – 2000.- 699 c.
Новый краткий словарь иностранных слов.- М.: Рус. яз.- Медиа, 2005.- 795 с.
Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 72 500 слов, и 7500 фразеологических выражений. М.: АЗЪ, 1993. - 960 c.
Орфографический словарь русского языка: 20 000 слов.- М.: ИД «Диалог», 2003. - 575 c.
Кроме того, каждой команде необходимо подготовить:
2-3 энциклопедии («Что такое? Кто такой?»; Энциклопедический словарь юного зрителя; Энциклопедический словарь юного историка; Энциклопедический словарь юного литературоведа и т.д.),
2-3 справочника (Ушакова О.Д. Правители России: Великие князья/Справочник школьника.- СПб.: Издательский Дом «Литера», 2005; Ганул Е.А. Города России: Справочник школьника.- СПб.: Издательский Дом «Литера», 2010; и т.д.)
Ход урока:
Библиотекарь:
Мы с вами уже знаем, что есть такой вид литературы как справочная. В нее входят все справочники, энциклопедии, и словари.
В чём их различие?
Справочник – издание, содержащее краткие сведения научного, производственного или прикладного характера. (сл.№2)
Определите какие из представленных словарей научные, какие производственные, а какие прикладные.
Энциклопедия – научное справочное пособие по всем или отдельным отраслям знания. (сл.№3)
Словарь – собрание слов с пояснениями, толкованиями или с переводом на другой язык. (сл.№4)
22 ноября – день рождения Владимира Даля, и эта дата несколько лет отмечается в России как День словаря.
Сегодня мы с вами проводим интеллектуальную игру, которая называется «Вселенная в алфавитном порядке», а посвящена она словарям русского языка.
Предлагаю вам разделиться на три группы: две команды и жюри. Каждой команде придумать название. (Например – команда «А» и команда «Я»).
Первое задание для команд: Разложите отдельно словари, справочники и энциклопедии (1 балл).
(Жюри оценивает работу, записывает оценки в маршрутный лист)
Библиотекарь:
Во всех справочных изданиях есть алфавитный указатель, потому что слова в них расположены по алфавиту. Это общий, обязательный признак справочных изданий.
Второе задание для команд: расставить слова в порядке словаря (по алфавиту), записать в карточку и отдать жюри.
(1 балл за правильную расстановку)
1 команда | 2 команда |
билет | джунгли |
биология | джинсы |
битва | погоня |
картон | погреб |
карусель | почка |
физика | фабрика |
химия | хрусталь |
цветок | цемент |
частушка | червяк |
шарф | шкаф |
Библиотекарь:
А как же создавались словари?
Всю свою жизнь отдал созданию словаря Владимир Иванович Даль. Он стал искателем, собирателем слов.
(сл.№5 Видеоскрайбинг «Как создавался «Толковый словарь…» Даля?»)
Однажды В.И.Даль работал над созданием толкового словаря, расставляя слова в алфавитном порядке.
В это время к нему пришёл знакомый ямщик, и говорит:
«Услышал я, что Вы собираете старинные слова. Не пригодится ли вам слово, которое я услышал от отца, а он от деда. Слово это «верея».
- Очень интересно, обязательно запишу это слово, - ответил В.И. Даль.
Возможно, именно так создавался словарь великого хранителя русского слова.
Слова живут в народе, в разных краях и областях нашей большой земли, они родятся и умирают… Во времена Даля не было, например, таких слов, как «автомобиль», «аэроплан» — потому что машины не были ещё изобретены.
А вот такие слова, как «боярин», «государь», уходят из нашей речи и живут только в исторических книгах.
Перед вами несколько толковых словарей: С.И. Ожегова (О), В.И. Даля (Д) и Новый краткий словарь иностранных слов (И).
Задание для команд: найдите толкование некоторых слов, используемых в рассказе. И других, более современных. Результаты поиска запишите в таблицу и отдайте жюри. (сл.№6)
1 команда | 2 команда | |||||
Слово | Толковый словарь | страница | Слово | Толковый словарь | страница | |
верея | д | 181 | ямщик | о | 953 | |
боярин | д | 121 | государь | о | 143 | |
пирсинг | и | 447 | фиксаж | и | 678 | |
государь | д | 387 | боярин | о | 56 | |
хобби | и | 722 | интернет | и | 214 |
(по 1 баллу за каждый правильный ответ)
Библиотекарь:
А вы знаете, что слова можно не только писать, но и решать. «Решите пример» и вы получите новое слово. (сл. №7) (за каждое слово 1 балл)
1 команда | 2 команда |
Ква + рак – ак + тира = | Кот + ёлка – ка = |
Часть – ь + ушко – о + а = | Кар + то + фельдшер – дшер = |
Библиотекарь:
Как вы думаете, какие словари русского языка наиболее востребованы? Конечно – орфографические. (сл.№8) Их – великое множество. Именно они помогают нам грамотно оформлять письменные работы.
Следующее задание – «Помоги двоечнику». Ваша задача –исправить допущенные ошибки в словах. Исправленный вариант передать жюри.
1 команда | 2 команда |
иллюминация | ипподром |
цыркуль | цырк |
ландышь | граматей |
колектив | ночь |
лесница | прекрастный |
асфальт | атестат |
тераса | парашут |
(За каждое правильно написанное слово – 1 балл)
Библиотекарь:
Перед вами «Облако слов», в нём зашифрована фраза. Вам необходимо выбрать из облака все повторяющиеся слова и составить из них фразу.
Вместе с учениками составляется фраза. (сл.№9) Потом раздаются карточки с облаком слов для каждой команды.
(3 балла за правильно составленную фразу, 2 балла если во фразе слова перепутаны, 1 балл если слова пропущены).
Библиотекарь:
Пока жюри подсчитывает баллы мы с вами подведём итог нашего занятия и составим синквейн (сл.№10)
Пятистрочник (синквейн)
№ п/п | Форма | Содержание |
Одно слово - существительное | Имя объекта | |
Два слова - прилагательные | Свойства объекта | |
Три слова – глаголы | Возможности объекта | |
Четыре слова | Ваше личное отношение к объекту | |
Одно слово – синоним | Вывод, заключение |
Жюри объявляет результаты соревнования.
Всем участниками раздаётся «Памятка работы со словарями».
Приложения:
Презентация к библиотечному уроку
PPTX / 56.07 Мб
Скрайбинг Даль В.И.
PPTX / 42.87 Мб


DOCX / 816.61 Кб
3. Карточки для команд
DOCX / 616.17 Кб
2. Маршрутный лист жюри
DOCX / 160.49 Кб
Комментарии (15)
сменить сортировку








