Урок окружающего мира во 2 классе на тему «Библиотека — "кладовая" знаний»
«Библиотека – «кладовая» знаний».
Задачи:
- Продолжить работу по формированию мотивации к учению.
- Развивать ОУУН (коммуникативные, регулятивные, познавательные).
- Воспитывать бережное отношение к книгам.
Ход занятия.
I. Организационный момент.
II. Актуализация знаний и постановка проблемной ситуации.
1. Актуализация знаний.
- На прошлом занятии мы говорили о школе. Каждый из вас старался ответить на вопрос: «Можно ли школу считать источником знаний?» Какой вывод мы сделали? Почему?
- Прочитайте пословицу на плакате: «Чтоб других учить, надо свой разум наточить». Как вы понимаете это высказывание? Что значит «наточить разум»? (Необходимо самому много знать, быть грамотным, много учиться, читать).
- Правильным ли будет предположение, что много знать надо только учителю, потому что он учит других? (Ответы детей необходимо подвести к пониманию того, что быть образованным важно человеку любой профессии).
2. Постановка проблемного вопроса.
- Как можно «наточить свой разум» вам, ученикам начальной школы? (Быть старательным и любознательным учеником, читать много книг и т.д.)
- Для того, чтобы ответить на этот вопрос и на многие другие, мы пришли в школьную библиотеку. Что вы знаете о библиотеке?
- Вы правильно сказали, что в библиотеке хранится много книг, а ведь книги – это настоящий клад для образования людей. Как можно еще назвать библиотеку? (кладовая знаний).
- Давайте назовем тему нашего занятия так: «Библиотека – «кладовая» знаний».
III. Совместное открытие нового знания.
1. Правила поведения в библиотеке. (Рассказывают дети – победители классного конкурса «Самый активный читатель»).
2. Словарная работа.
Рассказ библиотекаря:
- Слово «библиотека» к нам пришло из греческого языка от сов «книга» и «хранилище». Поэтому можно назвать библиотеку книжным хранилищем или «кладовой» знаний. (Знакомит со звучанием слов библиотека и книга на марийском языке).
3. Физкультминутка.
4. Знакомство с произведениями писателей о школе и пользе учения. (На данном этапе урока учитель использует знания обучающихся, которые они получили в процессе выполнения задания прошлого занятия: найти и прочитать произведения писателей о роли знаний в жизни человека, о школе и сверстниках). Так же предлагается выставка художественной литературы, рекомендуемой для чтения.
IV. Расширение нового знания.
1. Знакомство с республиканским иллюстрированным журналом для детей «Кече» («Солнышко»). (Библиотекарь знакомит с рубриками журнала, обращает внимание на произведения марийских авторов, на творчество детей в журнале).
2. Практическая работа. (Для организации работы можно привлечь старшеклассников.) Старшеклассники инсценируют «жалобы» книг. Обучают ребят простым способам ремонта книг. Подводят итог, подсчитывают, сколько книг отремонтировали, подарив библиотечным книгам «вторую жизнь». Напоминают о бережном отношении к книге.
V. Итог урока.
1. Рефлексия.
- Ответили ли мы на вопрос занятия?
2. Анализ и самоанализ деятельности обучающихся на занятии.
VI. Домашнее задание: продолжить чтение книг о пользе учения.