Биологическая игра «Птичий базар» (5–8 классы)
Пояснительная записка
Цель занятия: Знакомство с многообразием птиц.
Задачи занятия: Углубить и расширить знания об отдельных представителях класса «Птицы», развивать внимание, мышление, учить быть наблюдательными; продолжить формирование бережного отношения к природе и общей экологической культуре.
Оборудование для проведения мероприятия: подготовить бумагу, ручки, чайнворды и телеграммы по количеству команд , рисунки птиц, призы, диск с записью пения птиц
Эту игру можно провести с учащимися среднего школьного возраста на уроке, в биологическом кружке, в рамках Недели биологии и экологии.
В ходе подготовки игры учащиеся читают литературу, в которой рассказывается о жизни и повадках пернатых, учат стихотворения о птицах, изготовляют скворечники, рисуют рисунки.
Для проведения занятия необходимо дать ребятам домашнее задание –изготовить скворечники , нарисовать птиц ( выставка рисунков ), найти рисунки с изображением птиц, о которых пойдет речь и приготовить сообщение о ней; выучить стихи. Рисунки, скворечники, плакаты использовать для оформления зала.
Плакаты: Ребята, охраняйте птиц и природу !
Больше птиц- меньше насекомых, лучше урожай- богаче страна !
Мало самому помогать птицам, надо и другим рассказывать о пользе птиц !
Во время проведения занятия, когда команды выполняют задания, болельщики читают выученные стихи. За каждое стихотворение о птицах команда дополнительно получает по 3 балла.
Ход мероприятия: ( 3 ведущих- автор, Сережа,Вова)
(Закончились занятия в школе.)
- Сережа, сходим на птичий рынок, купим попугайчика Наташке?
- Согласен.
Ребята приехали на птичий рынок.
Вова: « Сколько здесь птиц !»
- Какие они красивые! А как они поют! (Звучит запись голосов птиц )
- Вова: « Я даже не знаю , что нам выбрать?»
- Сережа : « Смотри, висит вывеска « Клуб любителей птиц». Зайдем?»
(ученик из команды делает сообщения о птицах, которое они приготовили дома , жюри оценивает их ).
- В.Да, много мы интересного узнали о птицах.
- С. Пойдем выбирать птичку. ( Вызываются по одному участнику от команды. Они вытягивают рисунок птицы и рассказывают о ней.
( можно использовать рисунки с выставки) Жюри оценивает ).
- В. Видишь, у этого продавца открылась клетка и все птицы вылетели из неё .Давай ему поможем.( Решают чайнворд )
- С. Смотри, смотри как ходят эти птицы ! ( Конкурс пантомимы. Одна команда изображает , другие определяют, что это за птица ).
- В.Глядя на этих красивых птиц, я вспомнил стихи С.Есенина
ВОРОБЫШКИ
Воробышки игривые. Озябли пташки малые,
Как детки сиротливые. Голодные, усталые,
Прижались у окна. И жмутся поплотней.
А по двору метелица А вьюга с ревом бешеным
Ковром шелковым стелется Стучит по ставням свешенным
Да больно холодна. И злится все сильней.
- Я тоже вспомнил
СВИРИСТЕЛИ
К нам с ветрами прилетели Есть крушина, есть калина,
Стаи ярких свиристелей, А в колхозе у овина
Прилетели свиристели, Стынет в инее рябина.
Песню севера запели. Как пришла пора метелей,
Пусть метель, как старый мельник, .- Налетели свиристели,
Белит сосны, белит ельник,—
Много ягод свиристелям Заскрипели, засвистели...
Заготовил можжевельник... Все до ягодки поели.
(Конкурс стихов – Поэтом можешь ты не быть, а почему не попытаться - Команды сочиняют стихи о птице . Жюри оценивает )
- Знаешь, а у меня появилось много вопросов о повадках птиц , о их жизни.
(Викторина. Задаются вопросы командам по очереди, если ответ не дан, отвечает та которая знает )
1. В голубенькой шапочке, бурой сорочке
В саду, где 'набухли на яблоньке почки,
Он ежится, зябнет на ветке росистой,
Но песни не бросит 'певец голосистый;
На яблоньке звонко поет, не смолкая,
Встречая зарю долгожданную мая! (Зяблик.) I.
2. Что за весенняя черная птица
Любит за плугом ходить и кормиться?
Что за весенняя черная птица
Прямо на трактор чуть не садится? (Грач.) !.
3. «Фи-тиу!» —флейтой на рассвете
У речки слышен звук высокий...
И наклоняет иву ветер
И .прячется в густой осоке,
Чуть свет блеснет, она задорно
Уже .поет .на ветке тонкой.
Два цвета — золотой и черный —
Пестрят в наряде птицы звонкой.
Вспугни ее хотя б немножко,—
«Фи-тиу» в «мау» обернется,
За что она «лесною кошкой»
Народом исстари зовется. (Иволга.)
4. Он щелкает, ропочет, свистит, журчит, стрекочет.
Как ливень, он клокочет, звенит, как колокольчик.
То на колене .пятом внезапно даст раскатом,
А то выводит трели затейливей свирели —
У берега, под склоном, где талыничек зеленый,
Где хмель разросся дикий, поет артист великий.
Он серенький на вид, 'но пеньем знаменит. (Соловей.)
5.У этой хвост косицей,
У той, как веерок,
Две птицы —две сестрицы:
Касатка, воронок.
Одна из них — сельчанка,
Другая—горожанка. (Ласточка.)
6.Головка, как луковая,
Пуговки — глаза,
Это птица-луговка,
Птица-егоза,
У болота из кучи,
Знай кричит: «киги-киги». (Трясогузка.)
7. Густой травой покрыт лужок,
Дерг-дерг — молчок,
Дерг-дерг — молчок.
И так все лето .напролет,
Пока отлет не настает. (Дергач.) .
8. Она черна. Она шумна.
Стоит — галдит,
Летит — галдит: гол-гол, гол-гол.
Кто угадал? (Галка.)
9. Какая птица не вьет гнезда и не высиживает птенцов (Кукушка.)
10. Какие наши птицы не садятся ни на землю, ни на воду, в на ветки? (Стрижи.)
11. Какие виды ласточек живут у нас? (Три: касатка, городская и береговая.)
12. У каких птиц крылья покрыты не перьями, а чешуей
(У пингвинов.)
13. Какая самая большая птица в мире? (Африканский страус)
14. Назовите самых маленьких птичек в мире. (Колибри.)
15. Какая птица выдалбливает клювом дупло в дереве для своего гнезда? (Дятел.)
16. Вьют ли гнезда наши перелетные птицы на юге? (Нет.)
17. Кто прилетает раньше .весной: ласточки или стрижи (Ласточки.)
18. Какая птичка в нашей стране самая маленькая? (королек.)
19. У какой птицы птенцы шипят, как змеи? (У вертишейки.)
20. Какая птица поет хвостом? (Бекас.)
21 У какой 'птицы .всего два пальца на ногах? (У африканского страуса.)
22.. Какая из наших птиц быстрее 'всех летает? (Стриж.) /
23. У каких птиц поют самцы и самки? (У снегирей.)
24. Какая птица штукатурит свое гнездо гнилушками? (Певчий дрозд.)
25.. Какая птица делает гнездо из рыбьих костей? (Зимородок.)
26.. Для 'каких уток на севере ставят скворечники? (Для гоголя.)
27.. Какие утки гнездятся в норах? (Пеганка, огарь.) |
28. У каких птиц самка больше и сильнее самцов? (У хищных )
- Когда выходили из школы, мне вручили телеграмму, я положил её в карман и забыл о ней.
- Дай я прочитаю ( выхватывает из рук листок, он рвется)
( конкурс- Кто быстрее соберет телеграмму, разрезанную на кусочки. В ней написано: « Спасибо вам за скворечники. Вы помогаете нам в борьбе с вредителями леса !»-лесники. Также называются ребята, которые изготовили скворечники и победители конкурса рисунков )
-Вот и закончилась наша экскурсия по птичьему рынку. Мы выбрали канарейку для Наташи , так как эта птичка не прихотлива
и красиво поет ( поет только самец) круглый год.
(Жюри подводит итоги. Команда – победительница награждается призом )
Литература:
1.Борисенко Н.Г. Биология на досуге.
2.Борто П. Птичьи разговоры, Москва,1985г.
3.Бианки В.Клуб Колумбов. Москва,1989г
4.Русских Р.Д. Лесные робинзоны, Ижевск , 1973г.
5.Формозов А.Н. Спутник следопыта ,изд-во Московского университета,1989
6.Журнал «Биология в школе» 2001г. 2004, 2005г.г.
Приложение 1.
1. Черная с металлическим отливом птица (грач).
2. Маленькая, очень подвижная птичка семейства вьюрковых (чиж).
3. Небольшая птичка, превосходный певец (жаворонок ).
4. Крошечная, зимующая в наших краях птичка.( королек).
5. Птицы рыжевато- бурого цвета с поперечными темными крапинами (крапивники).
6.Птица, гнездящаяся чаще всего на березе (иволга).