Образовательная программа профильной смены «Биосфера. Кладовая солнца»
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ НЕТИПОВОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРОДСКОЙ ДВОРЕЦ ТВОРЧЕСТВА ЮНЫХ»
| | | |
Образовательная программа
Профильной смены ЗЦ ДЮТ «ЗЕРКАЛЬНЫЙ»
«Биосфера. Кладовая солнца »
Возраст участников: 7-17 лет.
Срок реализации: 7 дней.
Разработчики:
Полоскин Алексей Валерьевич – заведующий
организационно-методическим отделом ЭБЦ «Крестовский остров»,
Щагина Ольга Александровна, педагог-психолог ЭБЦ «Крестовский остров»,
Чугунова Надежда Владимировна, методист ЗЦДЮТ «Зеркальный»
Капов Даниэль Мухабович, педагог-психолог ЗЦ ДЮТ «Зеркальный»
Образовательная программа профильной смены «Биосфера» (далее — Программа) разработана Эколого-Биологическим центром «Крестовский остров» при участии методического кабинета ЗЦ ДЮТ «Зеркальный» В ходе ее освоения участники программы получают как основные (для школьников младших классов) так и углубленные (средние и старшие школьники) знания по биологии и экологии
Актуальность программыВ современных условиях было и остается актуальным формирование экологической культуры подрастающего поколения. Процесс ее становления основывается на осознании ребенком проблем сохранения окружающей среды, на понимании необходимости разумного потребления природных ресурсов обеспечения экологической безопасности и в не меньшей степени базируется на базовых знаниях в области экологии, биоразнообразия и общей биологии.
Новизна программыНовизна Программы заключается в гармоничном сочетании социальных традиций ЗЦ ДЮТ «Зеркальный» с представлением участникам смены разного возраста и степени подготовленности основных биологических и экологических знаний.
Социальная значимость программыСоциальная значимость программы связана с уникальной возможностью формирования сообщества единомышленников среди юных экологов-биологов, будущих любителей природы и защитников окружающей среды. Поскольку на смену выезжают юные биологи –экологи разных районов СПБ, разных учебных заведений города, и возможно участие ребят из других городов. В период обучения по Программе удается сформировать сообщество будущих профессионалов, социально ответственных граждан, радеющих за экологическое будущее своей страны.
Концептуальные основы программы. Легенда сменыЗЦ ДЮТ «Зеркальный» являет собой особый мир с устоявшимися традициями, легендами и обычаями. Весь комплекс «Зеркалятской культуры» сложившейся десятилетиями рассматривается в контексте естественнонаучных знаний. Традиции «Зеркального обретают эколого-биологическое обоснование. Персонажи легенд помогают изучать естественные науки и глубже проникать в проблемы современной науки. Обычаи помогают в формировании базовых представлений об экологической культуре. Возрастной диапазон участников смены очень велик: учащиеся от 7 до 17 лет объединены общим интересом к естественным наукам. Учитывая возрастные особенности обучающихся, Программа включает три образовательных блока: «Мир, в котором ты живешь» для учащихся 1-4 классов, «Школа знатоков природы» для учащихся 5-7 класс, «Специалисты биологи» для учащихся 8-11 класс.
Учащиеся младшей группы погружаются в мир сказок и вместе с героями сказок изучают природу родного края на примере природы ЗЦ ДЮТ «Зеркальный». Учащиеся средней возрастной группы изучают базовые биологические законы и биоразнообразие живых организмов природы ЗЦ ДЮТ «Зеркального». Учащиеся старшей возрастной группы погружаются в серьезную науку, знакомятся с современными направлениями в биологии и экологии, осваивают новейшие методики изучения сложных биологических систем. Элементом объединяющим участников программы разных возрастных групп, является проект «Биоатлас», представляющий из себя систему логически связанных задний, ориентированных на закрепление получаемых в ходе прохождения программы знаний Основные направления и формы организации деятельностиВажной особенностью программы смены является использование разных форм организации для разных возрастных групп.
Начальная школа (блок «Мир в котором ты живешь) – игры, мастер-классы, мастерские экскурсии, творческие и интеллектуальные конкурсы.
Средняя школа (блок «Знатоки природы»)- лекции, практические занятия, экскурсии, мастер-классы, творческие и интеллектуальные конкурсы
Старшая школа (блок «Специалисты биологи» - лекции, экскурсии, мастер-классы, проектная деятельность, лабораторные практикумы, творческие и интеллектуальные конкурсы
Этапы программыЭтап | Сроки | Основные мероприятия |
Организационный | 2 дня | Экскурсии по лагерю Комплекс игр на знакомство в отрядах Огоньки знакомств в отрядах Оформление отрядных мест Традиционный дружинный сбор «Здравствуй Зеркальный» онлайн трансляция Запуск дистанционного проекта «Биоатлас» (в форме фотосафари с природными объектами) |
Основной | 4 дня | Реализация проект «Зеркальный биоатлас» Реализация образовательного компонента смены - профильных направлений («Мир в котором ты живешь» «Знатоки природы» «Специалисты биологи» Информационные творческие игры и квесты. Спортивные игры. Отрядные дела. Концерт талантов (онлайн трансляция.) |
Заключительный | 1 день | Подведение итогов проекта «Биоатлас» Подведение итогов работы профильных направлений Традиционный дружинный сбор «До свидания, «Зеркальный»! (Онлайн трансляция) Прощальные огоньки в отрядах Заполнение «заборинок» Поход на «Разбитое сердце» |
Цель: Знакомство учащихся разного возраста с биоразнообразием, а так же реализация исследовательского компонента и познавательной потребности детей, в процессе прохождения образовательных блоков смены.
Задачи:
Обучающие
* Освоение обучающимися комплекса эколого-биологических знаний в соответствии с возрастными особенностями
* Формирование навыков здорового образа жизни
Развивающие
* Развитие у обучающихся творческого мышления на базе эколого-биологических знаний
* Развитие у обучающихся умения взаимодействовать в коллективе, получение навыков планирования индивидуальной и совместной работы.
Воспитательные
* Воспитание у обучающихся определенных ценностных ориентиров –, ответственность, порядочность
*Воспитание бережного отношения к окружающей среде, осознание собственной ответственности и возможности личного вклада в защиту природы.
*Воспитание у обучающихся активного творческого начала путем применения деятельностного подхода (в ходе практических или лабораторных работ)
* Воспитание навыков командной работы и неконфликтных взаимодействий..
Планируемые результатыПредметные результаты:
* Обучающиеся владеют комплексом эколого-биологических знаний в соответствии с возрастными особенностями
* У обучающихся сформированы навыки здорового образа жизни
Метапредметные результаты:
* У обучающихся развито творческое мышление на базе биологических знаний
* Обучающиеся успешно взаимодействуют в коллективе, способны к планированию и выполнению индивидуальной и совместной работы.
Личностные результаты:
*Обучающиеся демонстрируют наличие ценностных ориентиров – способность к творческому поиску, ответственность, порядочность, бережное отношения к окружающей среде, осознание собственной ответственности и возможности личного вклада в защиту природы.
* Обучающиеся демонстрируют бережное отношения к окружающей среде, осознание собственной ответственности и возможности личного вклада в защиту природы.
* Обучающиеся активно и творчески применяют деятельностный подход (в ходе практических или лабораторных работ).
Способы проверки результатовТаблица способов оценки достижения результатов
№ | Формулировка результата | Показатели результата | Способы оценки и фиксации результата |
1 | Получение профильных знаний согласно возрастной группе и профилю коллектива | Отвечают на вопросы педагога и способны выполнить задания по теме профильных знаний | Опрос по итогам профильных занятий |
2 | Самостоятельная организация собственной деятельности с учетом плана коллективной работы | Четкая обоснованная позиция о включении в определенный вид деятельности коллектива | Анкетирование по итогам смены, наблюдение в ходе участия жизни коллектива, самоанализ, цветограмма |
3 | Заинтересованность и активная позиция в коллективной деятельности отряда, наличие постоянных социальных контактов во временном детском коллективе | Развитое умение участвовать в командной работе командной работы, | Анализ продукта командной работы, самоанализ участия к командной работе |
4 | Реализация возможностей участника в пространстве смены | Участники отмечают важность собственного участия в жизни коллектива, видят реальную пользу от своих действий | Методика А.Н. Лутошкина «Эмоциональная цветопись», анкетирование по итогам смены, анализ продуктов индивидуальной и командной работы |
5 | Успешная коммуникация в условиях временного детского коллектива и в образовательном пространстве смены | Включенность в дела и жизнь отряда, Постановка индивидуальной цели на смену и ее достижение, Положительный уровень эмоционально-психологического климата в коллективе Изменение позиций, занимаемой в коллективе в сторону большей активности | Наблюдения за деятельностью отдельных участников коллектива, групповой анализ с итоговым награждением успешной активности и проявлением инициатив |
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
Программа рассчитана на детей и подростков 7-17 лет, занимающихся в различных учреждениях дополнительного образования естественнонаучной направленности и профильных школах Санкт-Петербурга.
В реализации Программы принимают участие: педагоги дополнительного образования, вожатые, воспитатели, старшие воспитатели, методисты, педагог-психолог, инструкторы по физической культуре. На отдельные мероприятия приглашаются специалисты
Сроки реализации программы: 7 календарных дней
Длительность программы - 7 дней
Режим обучения: утро – занятия в школе, день – образовательный блок, вечер – дружинные и отрядные мероприятия.
Методы и средства обучения
Словесные методы: Объяснение, рассказ, беседа, лекции специалистов, дискуссии.
Наглядные: Демонстрация фото и видео-презентаций, видеофильмов, выставка творческих работ.
Практические: Интерактивные занятия, мастер-классы, деловые игры, игра-практикум, спортивные игры на местности, экскурсии на местности, интеллектуально-творческие игры, игры по станциям, коллективно-творческие дела, тематические огоньки, тренинги, направленные на личностное развитие и коммуникативные способности
Формы организации досуга.
Важной особенностью программы смены является использование разных форм организации досуга для разных возрастных групп.
Формы организации мероприятий | Групповая, индивидуальная |
Формы проведения мероприятий | В соответствии с требованиями Роспотребнадзора. Игры по станциям, по территории, квесты, интеллектуально-творческие конкурсы, конкурсы социальных проектов, песенные вечера, концерты, спортивные соревнования, проекты |
Материально-техническое оснащение
ЗЦ ДЮТ «Зеркальный» располагает современной материальной базой: это помещения для работы клубов по интересам, тренажерные залы, зал фитнесса, игровые спортивные площадки с тартановым покрытием (волейбол, баскетбол, легкоатлетические дорожки, теннисные корты), стадион с искусственным травяным покрытием, многофункциональный зал игровых видов спорта, специализированные спортивные залы (фехтования, бокса, спортивной гимнастики), бассейн, сауна, отрядные места (в помещении и на территории) для сбора отрядов. В здании школы: учебные кабинеты и лаборатории (физики, химии), лингафонный кабинет, всего 24 кабинета, зал танца и пластики, киноконцертный зал.
Для проживания детей «Зеркальный» имеет: коттеджи круглогодичного использования №№1-5 на 80 детей каждый. (Дети в коттеджах проживают в 2-х комнатных номерах: комната для отдыха на 4 человека, комната для занятий). Главный корпус на 165 детей (по 2-3 человека в комнате) и столовой на 600 посадочных мест.
ХОД РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Организационный период смены
Ведущая направленность деятельности – межличностное взаимодействие внутри временного детского коллектива, развитие коллектива в ходе общей творческой, социальной и спортивной деятельности.
Сбор на отрядных местах. Разговор о традициях «Зеркального», постановка задачи на смену, знакомство с содержанием смены. Ожидаемый результат: адаптация к новым условиям, сплочение коллектива отряда, осознание своих возможностей
Способы диагностики: наблюдение, включенное наблюдение, беседа, анкетирование
Вечерние отрядные огоньки – блок «социальные пробы»
(формирование культуры слушания) знакомство друг с другом в творческой форме, формирование навыков личного взаимодействия и культуры межличностного общения. Ожидаемый результат: формирование знаний об актуальных интересах и потребностях других участников отряда, развитие эмоционального интеллекта.
Способы диагностики: наблюдение, включенное наблюдение, отзывы на отрядном огоньке
Дружинный сбор «Здравствуй, «Зеркальный» (введение в тематику смены) блок «социальные пробы» Представление отрядов в творческой форме, коллективная творческая деятельность для создания единого образа отряда. Ожидаемый результат: формирование представления о возможностях смены,
Получение опыта коллективного выступления и создание единого командного продукта.
Основной период смены
Ведущая направленность деятельности – коллективная деятельность в различных группах с постановкой индивидуальных целей и задач, а также самореализация каждого участника смены в предложенном спектре видов деятельности.
Занятий по профилю – блок «исследовательская деятельность». Вводная лекция. Первые занятия по профилю, определение запросов и уровня подготовки группы, знакомство с программой профильных занятий. Ожидаемый результат: определение собственных целей на смену для каждого из участников, получение специальных знаний по профилю смены
Способы диагностики: наблюдение, включенное наблюдение, беседа, анкетирование, игра
Проект смены «Биоатлас» (командная работа, просветительская деятельность, работа с информацией) - блок «исследовательская деятельность» Участникам смены предлагается выполнить блок заданий, основанный на сборе и переработки информации научно-популярного характера по одному из направлений проекта. Ожидаемый результат: получение единый проект смены научно-популярного характера, составленный из отрядных проектов, созданных в условиях командной работы на отрядах.
Способы диагностики: наблюдение, включенное наблюдение, отзывы на вечернем отрядном сборе, протоколы жюри, артобъекты и другие материалы биоатласа
Всероссийский субботник «Сделаем » (привитие экологической культуры) – блок «здоровье»
Совместная уборка территории лагеря и прилегающих лесных территорий, платформы Зеркальный и побережья озера от бытового мусора. Ожидаемый результат: ответственное отношение к последствиям своих действий, осознание важности коллективной борьбы с захламлением лесов.
Способы диагностики: наблюдение, включенное наблюдение, отзывы на вечернем отрядном сборе
Интеллектуальная игра «Биологическое «Что? Где? Когда?» - блок исследовательская деятельность
(мотивация к углубленному изучению предмета, развитие компетенции командной работы)- средне-старший возраст. Участники разбиваются на команды по шесть человек, слушают вопрос и до истечения времени пытаются дать правильный ответ. Ожидаемый результат: знание интересных фактов по экологии и биологии, умение получать интеллектуальный результат в команде.
Командная игра по тематике смены «Экоград» - блок исследовательская деятельность
(командное взаимодействие, проработка ситуаций личного выбора, стратегическое мышление)- средне-старший возраст
Участники делятся на команды, каждая из которых сообразуясь с правилами игры старается выработать наиболее выгодную стратегию поведения. Ожидаемый результат: актуализация командного взаимодействия и ответственности за принятые решения.
Командная спортивная игра по тематике смены «Книга рекордов «Зеркального» олимпиада для всех» - блок «здоровье»
(командное взаимодействие)- средне-младший возраст
Участники делятся на команды, каждая из которых сообразуясь с правилами игры старается выработать наиболее выгодную стратегию поведения. Ожидаемый результат: актуализация командного взаимодействия и опыта командного соревнования.
Способы диагностики: наблюдение, включенное наблюдение, итоги игры, отзывы на вечернем отрядном сборе
Командная творческая игра «Творческие лаборатории» блок «творчество»- средне-младший возраст Участники разбиваются на команды по 7-10 человек и зарабатывают баллы за выполнение творческих заданий на эколого-биологическую тематику. Ожидаемый результат: актуализация знаний об окружающем мире, формирование опыта самостоятельной командной работы на результат, снятие эмоционального напряжения.
Способы диагностики: наблюдение, включенное наблюдение, итоги игры, отзывы на вечернем отрядном сборе
Отрядное дело по выбору воспитателя
(развитие временного детского коллектива)
Каждый вожатый/воспитатель выбирает отрядное дело, соответствующее уровню развития коллектива и возрастным особенностям в зависимости от поставленной педагогической задачи. Ожидаемый результат: Развитие временного детского коллектива, приобретение социального опыта участниками.
Способы диагностики: наблюдение, включенное наблюдение, итоги игры, отзывы на вечернем отрядном сборе, оценка детей в аналитическом листе отряда
Концерт талантов – блок «творчество»
(создание творческого продукта ) Выступления увлекающихся творчеством, требующим зрителя. Ожидаемый результат: создание ситуации успеха и раскрытие творческого потенциала личности в формате сценического выступления.
Способы диагностики: наблюдение, включенное наблюдение, отзывы на отрядном огоньке, творческие выступления
Экологические мастер-классы (формирование интереса к экологии) Выполнение поделок из природных материалов согласно образцам, применение экологических и биологических знаний на практике. Ожидаемый результат: развитие мелкой моторики, умение создавать поделку по образцу, умение применять экологические и биологические знания на практике.
Способы диагностики: наблюдение, включенное наблюдение, итоги игры, отзывы на вечернем отрядном сборе, оценка детей в аналитическом листе отряда
День здоровья «Здорово здоровым быть» блок «здоровье»
(Знакомство с здоровьесберегающими технологиями, основами безопастности жизнедеятельности)
Участники смены посещают информационные пункты, на которых узнают и пробуют применять здоровье сберегающие технологии.
Ожидаемый результат: осознанное позитивное отношение к здоровьесберегающим технологиям и ответственное отношение к своему здоровью.
Гостевание «Профиль» блок «социальные пробы»
Актуализация полученных знаний знакомство с другими профилями. Каждый участник смены выбирает интересный для себя профиль деятельности и посещает организованную педагогами, вожатыми и наиболее вовлеченными участниками данного профиля встречу, на которой знакомится с их направлением. Ожидаемый результат:
актуализация интересующих видов деятельности, общение между участниками.
Способы диагностики: наблюдение, включенное наблюдение, итоги игры, отзывы на вечернем отрядном сборе, оценка детей в аналитическом листе отряда
Ведущая направленность деятельности – подведение командных и индивидуальных итогов, анализ собственных достижений и результатов
Итоговая игра «Карусель» - блок исследовательская деятельность
По блокам: «Знатоки природы»- средний возраст, «биолог специалист»-старший возраст, «Итоговый квест»- младший возраст (актуализация знаний, полученных на смене) Участники разбиваются на команды, которые путешествуют по станциям, выполняя информационные и практические задания по материалам смены. Ожидаемый результат: актуализация знаний и компетенций, полученных на смене.
Подведение итогов смены — традиционный дружинный сбор «До свидания, «Зеркальный» блок «социальные пробы» Презентация выполненных на смене проектов, награждение победителей, творческие выступления отрядов об итогах смены. Ожидаемый результат: формирование ощущения успешности.
Обмен полученными знаниями и умениями.
Способы диагностики: наблюдение, включенное наблюдение, отзывы на отрядном огоньке, творческие выступления отрядов
Вечерние отрядные прощальные огоньки – блок «социальные пробы»
(формирование культуры прощания и подведения личных итогов) Подведение личных итогов в творческой форме, формирование навыков экологичного личного взаимодействия и культуры межличностного общения. Ожидаемый результат: формирование знаний о личных итогах смены для каждого участника отряда, развитие эмоционального интеллекта.
Способы диагностики: наблюдение, включенное наблюдение, отзывы на отрядном огоньке, аналитические листы отрядов
ПЛАН КЛЮЧЕВЫХ СОБЫТИЙ
№ | Перечень мероприятий | |||
Исследовательская деятельность | Здоровье | Социальные пробы | Творчество | |
1 | «Экоград» образовательная игра по территории | Спортивные мероприятия | Вечерние отрядные огоньки | Фестиваль «Вместе Ярче» плакат на асфальте |
2 | ЧГК | Ежедневный комплекс утренних упражнений «Зарядка» | Ежедневные отрядные сборы | Командная творческая игра «Творческие лаборатории» |
3 | Лабораторный практикум | Экскурсии в природу по территории лагеря | Игры и упражнения на взаимодействия | Концерт талантов (онлайн) |
4 | Тематическая игра по станциям «Карусель» | | | Мастер класс по изготовлению поделок из природных материалов |
Дружинный план на каждый формируется исходя из временной раскладки событий смены, отображенного в план-сетке смены.
-Игры на знакомство, взаимодействие, командообразование
-методическое пособие, сборник «Игры на всякий случай», выпуск №32
-проект «Биоатлас» (приложение №2 )
Инструментарий для диагностики
В оценке результативности образовательной программы «Биосфера» используется комплексный подход. Осуществляются следующие виды контроля:
Стартовая диагностика: анкетирование детей в начале программы с целью выявления их интересов и ожиданий от участия в Программе, устный опрос участников программы;
Текущий контроль: ежедневное отслеживание настроения детей, удовлетворенности их участия в проведенных мероприятиях (цветопись настроения); обсуждение, анализ фото - и видеоматериалов, отражающих эмоциональное состояние и эмоциональную включенность детей в игровые ситуации, степень их эмоциональной свободы и доверия миру; викторина, кроссворд, выставка детских работ; экспресс - опрос по итогам мероприятия, анкетирование участников игровых программ; опрос родителей на выявление обратной связи по организации Программы.
Итоговый контроль: итоговый огонек, заполнение «заборинок»; анкетирование детей и родителей по итогам программы. ( приложение №1)
Аналитический лист отряда
Аналитический лист отряда выступает уникальным диагностическим инструментом и позволяет вести мониторинг индивидуальной активности участников отряда в динамике. (см. приложение №3)
Законодательные акты:Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р г. Москва "Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года"
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р, утверждающее Концепцию развития дополнительного образования детей.
Концепция Новой четвертой государственной программы патриотического воспитания граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы.
Подпрограмма «Обеспечение реализации государственной программы Санкт-Петербурга «Развития образования в Санкт-Петербурге» на 2015-2020 годы».
Стратегия экономического и социального развития Санкт-Петербурга на период до 2030 года.
Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 52887-2007 Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии «Услуги детям в учреждениях отдыха и оздоровления».
Письмо Министерство образования российской федерации «Об официальных ритуалах в общеобразовательных учреждениях, связанных с применением государственных символов Российской Федерации».
Устав Санкт-Петербурга.
Концептуальные основы программы:Куприянов Б.В., Рожков М.И., Фришман И.И. Взрослые игры для детей. Методическое пособие. М.: Владос, 2000. - 215 с.
Леванова Е. А., Соболева А. Н., Плешаков В. А., Телегина И. О., Волошина А. Г.. Игра в тренинге. Возможности игрового взаимодействия
Шмаков С.А. Каникулы: Прикладная «энциклопедия»: Учителю, воспитателю, вожатому. – М.: Новая школа, 1994. – 160 с.
Афанасьев С.П., Коморин С.В. Чем занять детей в пришкольном лагере, или сто отрядных дел: Методическое пособие. Кострома: РЦ НИТ «Эврика – М», 1998.
Бережная И.Ф. Формирование социальной ориентации подростков в детском загородном лагере: Автореферат диссертации – Воронеж, 1998г.
Лутошкин А.Н. Эмоциональные потенциалы коллектива. – М.: Педагогика, 1998.
Николаева Л.Н. Дела отрядные. «Зеркальный» круглый год», №20 - СПб., 2006
Николаева Л.Н. Дела дружинные. «Зеркальный» круглый год», №25 - СПб., 2007
Николаева Л.Н. Сборник задач и упражнений для вожатых. - СПб., 2008
Николаева Л.Н. 40 легендарных лет. «Зеркальный» круглый год», №33 - СПб., 2009
Николаева Л.Н. Свеча горела. «Зеркальный» круглый год», №34 - СПб., 2010
Николаева Л.Н. Сказки на всякий случай. «Зеркальный» круглый год», №37 - СПб., 2011
Николаева Л.Н. Игры на всякий случай. «Зеркальный» круглый год», №38 - СПб., 2012
Николаева Л.Н. Здесь рождаются легенды. «Зеркальный» круглый год», №40 - СПб., 2014
Николаева Л.Н., Максимова С.М. Рецепты вожатской кухни. «Зеркальный» круглый год», №42 - СПб., 2015
Степанов А.А. Там, на неведомых дорожках. «Зеркальный» круглый год», № 37 - СПб.,
Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования // Ученик в обновляющейся школе. Сборник научных трудов. – М.: ИОСО РАО, 2002.
Шмаков С.А. Каникулы: Прикладная «энциклопедия»: Учителю, воспитателю, вожатому. – М.: Новая школа, 1994.
Шмаков С.А. Лето: Вопросы – ответы, подсказки – советы.– М.: NB Магистр,1993.
Шмаков С.А. Игры шутки – игры минутки. – М.: Новая школа, 1993.
Шмаков С.А. Ее величество – игра. Забавы, потехи, розыгрыши для детей, родителей, воспитателей. М.: NB Магистр, 1992.
Шмаков С.А. Уроки детского досуга. В помощь педагогу-экспериментатору и классному руководителю. М., 1992.
Шуркова Н.Е. Воспитание. Новый взгляд с позиции культуры – СПб, 1994г.
Басс М.Г., Еремеева Е.Ю., Ляндзберг А.Р., Нинбург Е.А., Полоскин А.В. Комплексная весенняя полевая практика. СПб.: ГОУ «Санкт-Петербургский городской Дворец творчества юных», 2004. 64 с.
Верзилин Н.М., Корсунская В.М. Общая методика преподавания биологии: Учебник для студентов пед. ин-тов по биол. спец. 4-е изд. – М.: Просвещение, 1983. 384 с.
Еремеева Е.Ю., Тимофеева Л.Г., Седова Н.А., Полоскин А.В. Коллекция как проект учащегося. Сборник методических рекомендаций. – СПб.: ГБНОУ «Санкт-Петербургский городской Дворец творчества юных», 2014, 64 с.
Лагутенко О.И. Естествознание с основами экологии: 5 кл.: Экскурсии в природу: Книга для учителя / Под ред. И.Ю. Алексашиной. – СПб.: филиал изд-ва «Просвещение», 2006. – 159 с.
Атлас дикорастущих растений Ленинградской области. М.: Товарищество научных изданий КМК, 2010.
Атлас-определитель: Все о цветах лесов, полей и рек. – СПб: «СЗКЭО», 2008. – 224
Быков Б.А. Экологический словарь. - Алма-Ата: Наука, 1983.
Данилова Ю.А., Коробков А.В. Фенологические наблюдения (для школьников и не только). – СПб.: Балтийский Фонд Природы, 2004.
Валягина-Малютина Е.Т. Деревья и кустарники средней полосы европейской части России: Иллюстрированный определитель / Под ред. Т.Е. Тепляковой. - М.: Товарищество научных изданий КМК, 2012. 439 с.
Глаголев С.М., Чертопруд М.В. Летние школьные практики по пресноводной гидробиологии. Методическое пособие. - М.: Добро-свет, МЦНМО, 1999. 288 с.
Даринский А. В. География Ленинградской области. — СПб.: Глагол, 2001.
Иллюстрированный определитель растений Карельского перешейка / Под ред. А.Л.Буданцева и Г.П. Яковлева. - СПБ.: СпецЛит; Издательство СПФХА, 2000. - 478с.
Иллюстрированный определитель растений Ленинградской области. Под ред. А.Л. Буданцева и Г.П.Яковлева. – М.: Товарищество научных изданий КМК, 2006. – 799с.
Красная книга природы Ленинградской области, т.1.Особо охраняемые природыные территории. СПб, 1999. 352 с.
Ласуков Р.Ю. Обитатели водоемов: Карманный определитель. – М..: Экосистема, Изд. 4-е, изм., 2014.
Ласуков Р.Ю. Звери и их следы. Карманный определитель. – М.: Лесная страна, 2009.
Ляндзберг А.Р. Биоиндикация состояния пресноводного водоема с помощью донных организмов // Исследовательская работа школьников. 2004.
Мальчевский А.С., Пукинский Ю.Б. Птицы Ленинградской области и сопредельных территорий. Л. Изд-во ЛГУ, 1983.
Мамаев Б.М. Определитель насекомых по личинкам. – М. :Просвещение. 1972
Миронова Т.И., Слепян Э.И. Природа Ленинградской области и ее охрана. Л.: Лениздат, 1983. 277 с.
Ошмарин П.Г., Пикунов Д.Г. Следы в природе. — М., 1990.
Нинбург Е.А. Животные, о которых молчит учебник. – С.-Петербург, 2010
Новиков В.С., Губанов И.А. Популярный атлас-определитель. Дикорастущие растения. – М.: Дрофа, 2002. – 416 с.
Петров В.В. Из жизни зеленого мира. – М.: Просвещение, 1982. 127 стр.
Полоскин А.В., Хайтов В.М. Полевой определитель пресноводных беспозвоночных – М., 2006.
Райков Б.Е., Римский-Корсаков М.Н. Зоологические экскурсии. – М.: Топикал, 1994
Скворцов В.Э. Иллюстрированное руководство для ботанических практик и экскурсий в Средней России. Москва: Товарищество научных изданий КМК, 2004.506 с.
Сладков Н.И. Лесной календарь. – М.: Изд-во «Стрекоза», 2012. 190 стр.
Открытый методический кабинет «Зеркального» http://spb-zerkalny.ru/day-metod.php
Сайт для вожатых «Планерочка» - http://planerochka.org/
Вожатый.RU - http://www.vozhatyj.ru/
Игры с детьми в детском лагере - http://ambivox.info/wiki
Антипедагогика - Школа вожатого - http://antipedagogika.com/category/shkola-vozhatogo/
Летний лагерь - http://summercamp.ru
Вожатый.RU - http://www.vozhatyj.ru/
Игры с детьми в детском лагере - http://ambivox.info/wiki
Летний лагерь - http://summercamp.ru
Сайт для вожатых «Планерочка» - http://planerochka.org/
http://revolution.allbest.ru/pedagogics/00245672_0.html
Приложение №1Итоговая анкета
Дорогой друг! Пожалуйста, заполните анкету. Нам очень важно твое мнение. Некоторые вопросы будут повторяться- это важно, отвечай и на них!
Смена «Биосфера»
Возраст, пол
Который раз вы в «Зеркальном»?
Участвовали ли вы в смене в прошлые годы, сколько раз
Ваша направленность?
Бытовые условия- от 1 до 5, почему
Деятельность вожатых вашего отряда (опишите каждого вожатого в отдельности в 2-3 словах и дайте оценку его деятельности по возможности пояснив:
1.вожатый___________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2.вожатый___________________________________________________________________________________________________________________________________________________
10.Оцените дела смены по пятибалльной шкале, по возможности пояснив оценку.
10.1:Биоатлас____________________________________________________________________,
10.2 Дружинный сбор «Здравствуй, «Зеркальный»!___________________________________,
10.3 Всероссийский субботник «Сделаем» ________________________________,
10.4. Дискотеки_________________________________________________________________,
10.5 Огоньки смены __________________________________________________,
10.6 Игра «Экоград»______________________________________________________________,
10.7 Игра «Карусель»_______________________________________________________________,
10.9 Игра «Биотехнологии»_________________________________________________________,
10.10 Игра «Экологическое Что? Где? Когда?»_______________________________________,
10.11 Концерт талантов» __________________________________________,
10.12 «Профиль»_____________________________,
10.13 День «Рекорды зеркального»____________________,
10.14 Игра «Творческие лаборатории»________________________________________,
10.15 Занятия в школе ____________________________________________________________
10.15 День здоровья,
10.16 Занятия по профилю
__________________________________________________________________________________
10.17 Спорт_____________________________________________________________________,
10.18 До свидания, «Зеркальный»!__________________________________________________,
10.19 Свое
______________________________________________________________________________
11. Кем ты видел себя на смене – наблюдатель, участник, активный участник, инициатор, организатор в процентном соотношении? Всего 100%
_________________________________________________________________________________
12.Кому бы сказал спасибо?______________________________________________________
13. Опиши смену в 2-3 слова________________________________________________
Приложение №2«Зеркальный» биоатлас
Научно-популярный проект ____отряда.
Ваше направление___________________________________________________
В течение смены вы ведете научно-популярный блог, собирая информацию по своему направлению. Всего 8 разделов. Разделы 1(часть) и 8 в «живом» и видео-форматах. Разделы 2, 3, 4, 5, 6 – на бумажном носителе для размещения на стенде смены (главный корпус).
3, 4, 5, 6 - части можете менять по желанию по времени подготовки. Информация по каждому пункту собирается на стенде главного корпуса.
ПАРАГРАФЫ БИОАТЛАСА:
Наименование раздела (не более 2 а4 в альбомном расположении). Читаемый текст, аккуратность исполнения, указать отряд и коллективы. Визитка (на ЗЗ в рамках творческого представления отряда, не более 3-х минут)
«Говорят…» Легенда о представителях направления/направлении. (не менее а4, читаемость, аккуратность, указать автора текста и ссылку на источник материала (если это копипаста))
«Что это такое?» Описание направления. Общая информация (2-3 предложения) и наиболее яркие представители (обитающие в Зеркальном в том числе) на рисунке/плакате/комиксе о представителях раздела (не менее а4, не более а1, информация исчерпывающая, краткая, актуальная, с указанием не менее 3-х источников).
«Интересные факты»10-ть (и больше) интересных фактов о представителях вашего раздела.
«Взаимодействия». Взаимосвязи с другими организмами в виде схемы (не более а1 на менее а4, можно разбивать на несколько а4, аккуратность в выполнении, читаемость).
«И человек». Отношения с человеком. Какие связи можно наблюдать во взаимодействии с человеком. Для чего используется.
«Аsk» «Чат» с характерным представителем направления («интервью»)
«#Ролик#биоатлас». Видеоролик о представителе (можно объединить всю информацию, собранную на смене, обязательно – наличие кадров и сюжетов снятых на смене, участие в монтаже и съемках представителей отряда, длительность вместе с титрами не более 2-х минут.
ЭТО ВАЖНО:
1.Сдача материала (кроме ЗЗ и ролика, информация на планерках) ЕЖЕДНЕВНО
2. Биоатлас – конкурсный проект, каждое задание оценивается по 7-ми бальной шкале (научность, популярность, аккуратность исполнения, проработка материала, актуальность информации, оригинальность подачи, выборка материала)
3. Запрещается создание ситуаций опасных для жизни и здоровья людей, а также создание материалов оскорбляющих и вредящих участников смены.
4. Запрещается нанесение урона окружающей среде и вреда живым организмам
РЕКОМЕНДАЦИИ:
Вести оформление на одном формате бумаги,
Ввести разных ответственных за выполнение заданий
Приложение №3Аналитический лист отряда №
Условные обозначения Н – наблюдатель, У – участник А – активный участник И – инициатор О – организатор, Во второй графе каждой колонки ставится балл удовлетворенности участником делом/событием | Профиль/школа __________________________ ________________________________________ Кол-во девочек - _____ Кол-во мальчиков - _____ | Педагог _________________________________ Тел. ____________________________________ |
№ | ФИО | Который раз в «Зеркальном» | Отрядный огонек | Здравствуй «Зеркальный» | Дискотека | Игра «_______________________________» | Игра «_______________________________» | Игра «_______________________________» | Отрядное дело | Творческие лаборатории / Что? Где? «Когда? | СДЕЛАЕМ-2019 | Отрядное взаимодействие | Игра по станциям | Карусель | Игры от вожатого на смене | Занятия с педагогами (спросить у педагогов) | Подготовка к «До свидания, «Зеркальльный» | Занятия в бассейне | Оформление О/М, работа над биоатласом | Занятия в игровом зале | Прощальный огонек | ИТОГ | |||||||||||||||||||||||||||
1 | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |||||||
2 | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |||||||
3 | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |||||||
Среднее арифметическое | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
Заполнил (а) _______________________________________________________________________