12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Daniel Mukhabovich Kapov8599 Методист. Практикующий психолог. к.психол. н.,высш.кат. Врачеватель душ человеческих. В своей работе пользуюсь авторскими методиками. Область интересов и исследований - психология масс, дивергентное мышление. Россия, Санкт-Петербург, Санкт-Петербург Материал размещён в группе «Педагог-организатор» |
"Биосфера. Кладовая солнца"
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ НЕТИПОВОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРОДСКОЙ ДВОРЕЦ ТВОРЧЕСТВА ЮНЫХ»
| | | |
Образовательная программа
Профильной смены ЗЦ ДЮТ «ЗЕРКАЛЬНЫЙ»
«Биосфера. Кладовая солнца »
Возраст участников: 7-17 лет.
Срок реализации: 7 дней.
Разработчики:
Полоскин Алексей Валерьевич – заведующий
организационно-методическим отделом ЭБЦ «Крестовский остров»,
Щагина Ольга Александровна, педагог-психолог ЭБЦ «Крестовский остров»,
Чугунова Надежда Владимировна, методист ЗЦДЮТ «Зеркальный»
Капов Даниэль Мухабович, педагог-психолог ЗЦ ДЮТ «Зеркальный»
Образовательная программа профильной смены «Биосфера» (далее — Программа) разработана Эколого-Биологическим центром «Крестовский остров» при участии методического кабинета ЗЦ ДЮТ «Зеркальный» В ходе ее освоения участники программы получают как основные (для школьников младших классов) так и углубленные (средние и старшие школьники) знания по биологии и экологии
В современных условиях было и остается актуальным формирование экологической культуры подрастающего поколения. Процесс ее становления основывается на осознании ребенком проблем сохранения окружающей среды, на понимании необходимости разумного потребления природных ресурсов обеспечения экологической безопасности и в не меньшей степени базируется на базовых знаниях в области экологии, биоразнообразия и общей биологии.
Новизна Программы заключается в гармоничном сочетании социальных традиций ЗЦ ДЮТ «Зеркальный» с представлением участникам смены разного возраста и степени подготовленности основных биологических и экологических знаний.
Социальная значимость программы связана с уникальной возможностью формирования сообщества единомышленников среди юных экологов-биологов, будущих любителей природы и защитников окружающей среды. Поскольку на смену выезжают юные биологи –экологи разных районов СПБ, разных учебных заведений города, и возможно участие ребят из других городов. В период обучения по Программе удается сформировать сообщество будущих профессионалов, социально ответственных граждан, радеющих за экологическое будущее своей страны.
Важной особенностью программы смены является использование разных форм организации для разных возрастных групп.
Начальная школа (блок «Мир в котором ты живешь) – игры, мастер-классы, мастерские экскурсии, творческие и интеллектуальные конкурсы.
Средняя школа (блок «Знатоки природы»)- лекции, практические занятия, экскурсии, мастер-классы, творческие и интеллектуальные конкурсы
Старшая школа (блок «Специалисты биологи» - лекции, экскурсии, мастер-классы, проектная деятельность, лабораторные практикумы, творческие и интеллектуальные конкурсы
Этап | Сроки | Основные мероприятия |
Организационный | 2 дня | Экскурсии по лагерю Комплекс игр на знакомство в отрядах Огоньки знакомств в отрядах Оформление отрядных мест Традиционный дружинный сбор «Здравствуй Зеркальный» онлайн трансляция Запуск дистанционного проекта «Биоатлас» (в форме фотосафари с природными объектами) |
Основной | 4 дня | Реализация проект «Зеркальный биоатлас» Реализация образовательного компонента смены - профильных направлений («Мир в котором ты живешь» «Знатоки природы» «Специалисты биологи» Информационные творческие игры и квесты. Спортивные игры. Отрядные дела. Концерт талантов (онлайн трансляция.) |
Заключительный | 1 день | Подведение итогов проекта «Биоатлас» Подведение итогов работы профильных направлений Традиционный дружинный сбор «До свидания, «Зеркальный»! (Онлайн трансляция) Прощальные огоньки в отрядах Заполнение «заборинок» Поход на «Разбитое сердце» |
Цель: Знакомство учащихся разного возраста с биоразнообразием, а так же реализация исследовательского компонента и познавательной потребности детей, в процессе прохождения образовательных блоков смены.
Задачи:
Обучающие
* Освоение обучающимися комплекса эколого-биологических знаний в соответствии с возрастными особенностями
* Формирование навыков здорового образа жизни
Развивающие
* Развитие у обучающихся творческого мышления на базе эколого-биологических знаний
* Развитие у обучающихся умения взаимодействовать в коллективе, получение навыков планирования индивидуальной и совместной работы.
Воспитательные
* Воспитание у обучающихся определенных ценностных ориентиров –, ответственность, порядочность
*Воспитание бережного отношения к окружающей среде, осознание собственной ответственности и возможности личного вклада в защиту природы.
*Воспитание у обучающихся активного творческого начала путем применения деятельностного подхода (в ходе практических или лабораторных работ)
* Воспитание навыков командной работы и неконфликтных взаимодействий..
Предметные результаты:
* Обучающиеся владеют комплексом эколого-биологических знаний в соответствии с возрастными особенностями
* У обучающихся сформированы навыки здорового образа жизни
Метапредметные результаты:
* У обучающихся развито творческое мышление на базе биологических знаний
* Обучающиеся успешно взаимодействуют в коллективе, способны к планированию и выполнению индивидуальной и совместной работы.
Личностные результаты:
*Обучающиеся демонстрируют наличие ценностных ориентиров – способность к творческому поиску, ответственность, порядочность, бережное отношения к окружающей среде, осознание собственной ответственности и возможности личного вклада в защиту природы.
* Обучающиеся демонстрируют бережное отношения к окружающей среде, осознание собственной ответственности и возможности личного вклада в защиту природы.
* Обучающиеся активно и творчески применяют деятельностный подход (в ходе практических или лабораторных работ).
Таблица способов оценки достижения результатов
№ | Формулировка результата | Показатели результата | Способы оценки и фиксации результата |
1 | Получение профильных знаний согласно возрастной группе и профилю коллектива | Отвечают на вопросы педагога и способны выполнить задания по теме профильных знаний | Опрос по итогам профильных занятий |
2 | Самостоятельная организация собственной деятельности с учетом плана коллективной работы | Четкая обоснованная позиция о включении в определенный вид деятельности коллектива | Анкетирование по итогам смены, наблюдение в ходе участия жизни коллектива, самоанализ, цветограмма |
3 | Заинтересованность и активная позиция в коллективной деятельности отряда, наличие постоянных социальных контактов во временном детском коллективе | Развитое умение участвовать в командной работе командной работы, | Анализ продукта командной работы, самоанализ участия к командной работе |
4 | Реализация возможностей участника в пространстве смены | Участники отмечают важность собственного участия в жизни коллектива, видят реальную пользу от своих действий | Методика А.Н. Лутошкина «Эмоциональная цветопись», анкетирование по итогам смены, анализ продуктов индивидуальной и командной работы |
5 | Успешная коммуникация в условиях временного детского коллектива и в образовательном пространстве смены | Включенность в дела и жизнь отряда, Постановка индивидуальной цели на смену и ее достижение, Положительный уровень эмоционально-психологического климата в коллективе Изменение позиций, занимаемой в коллективе в сторону большей активности | Наблюдения за деятельностью отдельных участников коллектива, групповой анализ с итоговым награждением успешной активности и проявлением инициатив |
Программа рассчитана на детей и подростков 7-17 лет, занимающихся в различных учреждениях дополнительного образования естественнонаучной направленности и профильных школах Санкт-Петербурга.
В реализации Программы принимают участие: педагоги дополнительного образования, вожатые, воспитатели, старшие воспитатели, методисты, педагог-психолог, инструкторы по физической культуре. На отдельные мероприятия приглашаются специалисты
Сроки реализации программы: 7 календарных дней
Длительность программы - 7 дней
Режим обучения: утро – занятия в школе, день – образовательный блок, вечер – дружинные и отрядные мероприятия.
Методы и средства обучения
Словесные методы: Объяснение, рассказ, беседа, лекции специалистов, дискуссии.
Наглядные: Демонстрация фото и видео-презентаций, видеофильмов, выставка творческих работ.
Практические: Интерактивные занятия, мастер-классы, деловые игры, игра-практикум, спортивные игры на местности, экскурсии на местности, интеллектуально-творческие игры, игры по станциям, коллективно-творческие дела, тематические огоньки, тренинги, направленные на личностное развитие и коммуникативные способности
Формы организации досуга.
Важной особенностью программы смены является использование разных форм организации досуга для разных возрастных групп.
Формы организации мероприятий | Групповая, индивидуальная |
Формы проведения мероприятий | В соответствии с требованиями Роспотребнадзора. Игры по станциям, по территории, квесты, интеллектуально-творческие конкурсы, конкурсы социальных проектов, песенные вечера, концерты, спортивные соревнования, проекты |
ЗЦ ДЮТ «Зеркальный» располагает современной материальной базой: это помещения для работы клубов по интересам, тренажерные залы, зал фитнесса, игровые спортивные площадки с тартановым покрытием (волейбол, баскетбол, легкоатлетические дорожки, теннисные корты), стадион с искусственным травяным покрытием, многофункциональный зал игровых видов спорта, специализированные спортивные залы (фехтования, бокса, спортивной гимнастики), бассейн, сауна, отрядные места (в помещении и на территории) для сбора отрядов. В здании школы: учебные кабинеты и лаборатории (физики, химии), лингафонный кабинет, всего 24 кабинета, зал танца и пластики, киноконцертный зал.
Для проживания детей «Зеркальный» имеет: коттеджи круглогодичного использования №№1-5 на 80 детей каждый. (Дети в коттеджах проживают в 2-х комнатных номерах: комната для отдыха на 4 человека, комната для занятий). Главный корпус на 165 детей (по 2-3 человека в комнате) и столовой на 600 посадочных мест.
ХОД РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Организационный период смены
Ведущая направленность деятельности – межличностное взаимодействие внутри временного детского коллектива, развитие коллектива в ходе общей творческой, социальной и спортивной деятельности.
Сбор на отрядных местах. Разговор о традициях «Зеркального», постановка задачи на смену, знакомство с содержанием смены. Ожидаемый результат: адаптация к новым условиям, сплочение коллектива отряда, осознание своих возможностей
Способы диагностики: наблюдение, включенное наблюдение, беседа, анкетирование
Вечерние отрядные огоньки – блок «социальные пробы»
(формирование культуры слушания) знакомство друг с другом в творческой форме, формирование навыков личного взаимодействия и культуры межличностного общения. Ожидаемый результат: формирование знаний об актуальных интересах и потребностях других участников отряда, развитие эмоционального интеллекта.
Способы диагностики: наблюдение, включенное наблюдение, отзывы на отрядном огоньке
Дружинный сбор «Здравствуй, «Зеркальный» (введение в тематику смены) блок «социальные пробы» Представление отрядов в творческой форме, коллективная творческая деятельность для создания единого образа отряда. Ожидаемый результат: формирование представления о возможностях смены,
Получение опыта коллективного выступления и создание единого командного продукта.
Основной период смены
Ведущая направленность деятельности – коллективная деятельность в различных группах с постановкой индивидуальных целей и задач, а также самореализация каждого участника смены в предложенном спектре видов деятельности.
Занятий по профилю – блок «исследовательская деятельность». Вводная лекция. Первые занятия по профилю, определение запросов и уровня подготовки группы, знакомство с программой профильных занятий. Ожидаемый результат: определение собственных целей на смену для каждого из участников, получение специальных знаний по профилю смены
Способы диагностики: наблюдение, включенное наблюдение, беседа, анкетирование, игра
Проект смены «Биоатлас» (командная работа, просветительская деятельность, работа с информацией) - блок «исследовательская деятельность» Участникам смены предлагается выполнить блок заданий, основанный на сборе и переработки информации научно-популярного характера по одному из направлений проекта. Ожидаемый результат: получение единый проект смены научно-популярного характера, составленный из отрядных проектов, созданных в условиях командной работы на отрядах.
Способы диагностики: наблюдение, включенное наблюдение, отзывы на вечернем отрядном сборе, протоколы жюри, артобъекты и другие материалы биоатласа
Всероссийский субботник «Сделаем » (привитие экологической культуры) – блок «здоровье»
Совместная уборка территории лагеря и прилегающих лесных территорий, платформы Зеркальный и побережья озера от бытового мусора. Ожидаемый результат: ответственное отношение к последствиям своих действий, осознание важности коллективной борьбы с захламлением лесов.
Способы диагностики: наблюдение, включенное наблюдение, отзывы на вечернем отрядном сборе
Интеллектуальная игра «Биологическое «Что? Где? Когда?» - блок исследовательская деятельность
(мотивация к углубленному изучению предмета, развитие компетенции командной работы)- средне-старший возраст. Участники разбиваются на команды по шесть человек, слушают вопрос и до истечения времени пытаются дать правильный ответ. Ожидаемый результат: знание интересных фактов по экологии и биологии, умение получать интеллектуальный результат в команде.
Командная игра по тематике смены «Экоград» - блок исследовательская деятельность
(командное взаимодействие, проработка ситуаций личного выбора, стратегическое мышление)- средне-старший возраст
Участники делятся на команды, каждая из которых сообразуясь с правилами игры старается выработать наиболее выгодную стратегию поведения. Ожидаемый результат: актуализация командного взаимодействия и ответственности за принятые решения.
Командная спортивная игра по тематике смены «Книга рекордов «Зеркального» олимпиада для всех» - блок «здоровье»
(командное взаимодействие)- средне-младший возраст
Участники делятся на команды, каждая из которых сообразуясь с правилами игры старается выработать наиболее выгодную стратегию поведения. Ожидаемый результат: актуализация командного взаимодействия и опыта командного соревнования.
Способы диагностики: наблюдение, включенное наблюдение, итоги игры, отзывы на вечернем отрядном сборе
Командная творческая игра «Творческие лаборатории» блок «творчество»- средне-младший возраст Участники разбиваются на команды по 7-10 человек и зарабатывают баллы за выполнение творческих заданий на эколого-биологическую тематику. Ожидаемый результат: актуализация знаний об окружающем мире, формирование опыта самостоятельной командной работы на результат, снятие эмоционального напряжения.
Способы диагностики: наблюдение, включенное наблюдение, итоги игры, отзывы на вечернем отрядном сборе
Отрядное дело по выбору воспитателя
(развитие временного детского коллектива)
Каждый вожатый/воспитатель выбирает отрядное дело, соответствующее уровню развития коллектива и возрастным особенностям в зависимости от поставленной педагогической задачи. Ожидаемый результат: Развитие временного детского коллектива, приобретение социального опыта участниками.
Способы диагностики: наблюдение, включенное наблюдение, итоги игры, отзывы на вечернем отрядном сборе, оценка детей в аналитическом листе отряда
Концерт талантов – блок «творчество»
(создание творческого продукта ) Выступления увлекающихся творчеством, требующим зрителя. Ожидаемый результат: создание ситуации успеха и раскрытие творческого потенциала личности в формате сценического выступления.
Способы диагностики: наблюдение, включенное наблюдение, отзывы на отрядном огоньке, творческие выступления
Экологические мастер-классы (формирование интереса к экологии) Выполнение поделок из природных материалов согласно образцам, применение экологических и биологических знаний на практике. Ожидаемый результат: развитие мелкой моторики, умение создавать поделку по образцу, умение применять экологические и биологические знания на практике.
Способы диагностики: наблюдение, включенное наблюдение, итоги игры, отзывы на вечернем отрядном сборе, оценка детей в аналитическом листе отряда
День здоровья «Здорово здоровым быть» блок «здоровье»
(Знакомство с здоровьесберегающими технологиями, основами безопастности жизнедеятельности)
Участники смены посещают информационные пункты, на которых узнают и пробуют применять здоровье сберегающие технологии.
Ожидаемый результат: осознанное позитивное отношение к здоровьесберегающим технологиям и ответственное отношение к своему здоровью.
Гостевание «Профиль» блок «социальные пробы»
Актуализация полученных знаний знакомство с другими профилями. Каждый участник смены выбирает интересный для себя профиль деятельности и посещает организованную педагогами, вожатыми и наиболее вовлеченными участниками данного профиля встречу, на которой знакомится с их направлением. Ожидаемый результат:
актуализация интересующих видов деятельности, общение между участниками.
Способы диагностики: наблюдение, включенное наблюдение, итоги игры, отзывы на вечернем отрядном сборе, оценка детей в аналитическом листе отряда
Ведущая направленность деятельности – подведение командных и индивидуальных итогов, анализ собственных достижений и результатов
Итоговая игра «Карусель» - блок исследовательская деятельность
По блокам: «Знатоки природы»- средний возраст, «биолог специалист»-старший возраст, «Итоговый квест»- младший возраст (актуализация знаний, полученных на смене) Участники разбиваются на команды, которые путешествуют по станциям, выполняя информационные и практические задания по материалам смены. Ожидаемый результат: актуализация знаний и компетенций, полученных на смене.
Подведение итогов смены — традиционный дружинный сбор «До свидания, «Зеркальный» блок «социальные пробы» Презентация выполненных на смене проектов, награждение победителей, творческие выступления отрядов об итогах смены. Ожидаемый результат: формирование ощущения успешности.
Обмен полученными знаниями и умениями.
Способы диагностики: наблюдение, включенное наблюдение, отзывы на отрядном огоньке, творческие выступления отрядов
Вечерние отрядные прощальные огоньки – блок «социальные пробы»
(формирование культуры прощания и подведения личных итогов) Подведение личных итогов в творческой форме, формирование навыков экологичного личного взаимодействия и культуры межличностного общения. Ожидаемый результат: формирование знаний о личных итогах смены для каждого участника отряда, развитие эмоционального интеллекта.
Способы диагностики: наблюдение, включенное наблюдение, отзывы на отрядном огоньке, аналитические листы отрядов
ПЛАН КЛЮЧЕВЫХ СОБЫТИЙ
№ | Перечень мероприятий | |||
Исследовательская деятельность | Здоровье | Социальные пробы | Творчество | |
1 | «Экоград» образовательная игра по территории | Спортивные мероприятия | Вечерние отрядные огоньки | Фестиваль «Вместе Ярче» плакат на асфальте |
2 | ЧГК | Ежедневный комплекс утренних упражнений «Зарядка» | Ежедневные отрядные сборы | Командная творческая игра «Творческие лаборатории» |
3 | Лабораторный практикум | Экскурсии в природу по территории лагеря | Игры и упражнения на взаимодействия | Концерт талантов (онлайн) |
4 | Тематическая игра по станциям «Карусель» | | | Мастер класс по изготовлению поделок из природных материалов |
Дружинный план на каждый формируется исходя из временной раскладки событий смены, отображенного в план-сетке смены.
-Игры на знакомство, взаимодействие, командообразование
-методическое пособие, сборник «Игры на всякий случай», выпуск №32
-проект «Биоатлас» (приложение №2 )
В оценке результативности образовательной программы «Биосфера» используется комплексный подход. Осуществляются следующие виды контроля:
Стартовая диагностика: анкетирование детей в начале программы с целью выявления их интересов и ожиданий от участия в Программе, устный опрос участников программы;
Текущий контроль: ежедневное отслеживание настроения детей, удовлетворенности их участия в проведенных мероприятиях (цветопись настроения); обсуждение, анализ фото - и видеоматериалов, отражающих эмоциональное состояние и эмоциональную включенность детей в игровые ситуации, степень их эмоциональной свободы и доверия миру; викторина, кроссворд, выставка детских работ; экспресс - опрос по итогам мероприятия, анкетирование участников игровых программ; опрос родителей на выявление обратной связи по организации Программы.
Итоговый контроль: итоговый огонек, заполнение «заборинок»; анкетирование детей и родителей по итогам программы. ( приложение №1)
Аналитический лист отряда
Аналитический лист отряда выступает уникальным диагностическим инструментом и позволяет вести мониторинг индивидуальной активности участников отряда в динамике. (см. приложение №3)
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р г. Москва "Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года"
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р, утверждающее Концепцию развития дополнительного образования детей.
Концепция Новой четвертой государственной программы патриотического воспитания граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы.
Подпрограмма «Обеспечение реализации государственной программы Санкт-Петербурга «Развития образования в Санкт-Петербурге» на 2015-2020 годы».
Стратегия экономического и социального развития Санкт-Петербурга на период до 2030 года.
Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 52887-2007 Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии «Услуги детям в учреждениях отдыха и оздоровления».
Письмо Министерство образования российской федерации «Об официальных ритуалах в общеобразовательных учреждениях, связанных с применением государственных символов Российской Федерации».
Устав Санкт-Петербурга.
Куприянов Б.В., Рожков М.И., Фришман И.И. Взрослые игры для детей. Методическое пособие. М.: Владос, 2000. - 215 с.
Шмаков С.А. Каникулы: Прикладная «энциклопедия»: Учителю, воспитателю, вожатому. – М.: Новая школа, 1994. – 160 с.
Афанасьев С.П., Коморин С.В. Чем занять детей в пришкольном лагере, или сто отрядных дел: Методическое пособие. Кострома: РЦ НИТ «Эврика – М», 1998.
Бережная И.Ф. Формирование социальной ориентации подростков в детском загородном лагере: Автореферат диссертации – Воронеж, 1998г.
Лутошкин А.Н. Эмоциональные потенциалы коллектива. – М.: Педагогика, 1998.
Николаева Л.Н. Дела отрядные. «Зеркальный» круглый год», №20 - СПб., 2006
Николаева Л.Н. Дела дружинные. «Зеркальный» круглый год», №25 - СПб., 2007
Николаева Л.Н. Сборник задач и упражнений для вожатых. - СПб., 2008
Николаева Л.Н. 40 легендарных лет. «Зеркальный» круглый год», №33 - СПб., 2009
Николаева Л.Н. Свеча горела. «Зеркальный» круглый год», №34 - СПб., 2010
Николаева Л.Н. Сказки на всякий случай. «Зеркальный» круглый год», №37 - СПб., 2011
Николаева Л.Н. Игры на всякий случай. «Зеркальный» круглый год», №38 - СПб., 2012
Николаева Л.Н. Здесь рождаются легенды. «Зеркальный» круглый год», №40 - СПб., 2014
Николаева Л.Н., Максимова С.М. Рецепты вожатской кухни. «Зеркальный» круглый год», №42 - СПб., 2015
Степанов А.А. Там, на неведомых дорожках. «Зеркальный» круглый год», № 37 - СПб.,
Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования // Ученик в обновляющейся школе. Сборник научных трудов. – М.: ИОСО РАО, 2002.
Шмаков С.А. Каникулы: Прикладная «энциклопедия»: Учителю, воспитателю, вожатому. – М.: Новая школа, 1994.
Шмаков С.А. Лето: Вопросы – ответы, подсказки – советы.– М.: NB Магистр,1993.
Шмаков С.А. Игры шутки – игры минутки. – М.: Новая школа, 1993.
Шмаков С.А. Ее величество – игра. Забавы, потехи, розыгрыши для детей, родителей, воспитателей. М.: NB Магистр, 1992.
Шмаков С.А. Уроки детского досуга. В помощь педагогу-экспериментатору и классному руководителю. М., 1992.
Шуркова Н.Е. Воспитание. Новый взгляд с позиции культуры – СПб, 1994г.
Басс М.Г., Еремеева Е.Ю., Ляндзберг А.Р., Нинбург Е.А., Полоскин А.В. Комплексная весенняя полевая практика. СПб.: ГОУ «Санкт-Петербургский городской Дворец творчества юных», 2004. 64 с.
Верзилин Н.М., Корсунская В.М. Общая методика преподавания биологии: Учебник для студентов пед. ин-тов по биол. спец. 4-е изд. – М.: Просвещение, 1983. 384 с.
Еремеева Е.Ю., Тимофеева Л.Г., Седова Н.А., Полоскин А.В. Коллекция как проект учащегося. Сборник методических рекомендаций. – СПб.: ГБНОУ «Санкт-Петербургский городской Дворец творчества юных», 2014, 64 с.
Лагутенко О.И. Естествознание с основами экологии: 5 кл.: Экскурсии в природу: Книга для учителя / Под ред. И.Ю. Алексашиной. – СПб.: филиал изд-ва «Просвещение», 2006. – 159 с.
Атлас дикорастущих растений Ленинградской области. М.: Товарищество научных изданий КМК, 2010.
Атлас-определитель: Все о цветах лесов, полей и рек. – СПб: «СЗКЭО», 2008. – 224
Быков Б.А. Экологический словарь. - Алма-Ата: Наука, 1983.
Данилова Ю.А., Коробков А.В. Фенологические наблюдения (для школьников и не только). – СПб.: Балтийский Фонд Природы, 2004.
Валягина-Малютина Е.Т. Деревья и кустарники средней полосы европейской части России: Иллюстрированный определитель / Под ред. Т.Е. Тепляковой. - М.: Товарищество научных изданий КМК, 2012. 439 с.
Глаголев С.М., Чертопруд М.В. Летние школьные практики по пресноводной гидробиологии. Методическое пособие. - М.: Добро-свет, МЦНМО, 1999. 288 с.
Даринский А. В. География Ленинградской области. — СПб.: Глагол, 2001.
Иллюстрированный определитель растений Карельского перешейка / Под ред. А.Л.Буданцева и Г.П. Яковлева. - СПБ.: СпецЛит; Издательство СПФХА, 2000. - 478с.
Иллюстрированный определитель растений Ленинградской области. Под ред. А.Л. Буданцева и Г.П.Яковлева. – М.: Товарищество научных изданий КМК, 2006. – 799с.
Красная книга природы Ленинградской области, т.1.Особо охраняемые природыные территории. СПб, 1999. 352 с.
Ласуков Р.Ю. Обитатели водоемов: Карманный определитель. – М..: Экосистема, Изд. 4-е, изм., 2014.
Ласуков Р.Ю. Звери и их следы. Карманный определитель. – М.: Лесная страна, 2009.
Ляндзберг А.Р. Биоиндикация состояния пресноводного водоема с помощью донных организмов // Исследовательская работа школьников. 2004.
Мальчевский А.С., Пукинский Ю.Б. Птицы Ленинградской области и сопредельных территорий. Л. Изд-во ЛГУ, 1983.
Мамаев Б.М. Определитель насекомых по личинкам. – М. :Просвещение. 1972
Миронова Т.И., Слепян Э.И. Природа Ленинградской области и ее охрана. Л.: Лениздат, 1983. 277 с.
Ошмарин П.Г., Пикунов Д.Г. Следы в природе. — М., 1990.
Нинбург Е.А. Животные, о которых молчит учебник. – С.-Петербург, 2010
Новиков В.С., Губанов И.А. Популярный атлас-определитель. Дикорастущие растения. – М.: Дрофа, 2002. – 416 с.
Петров В.В. Из жизни зеленого мира. – М.: Просвещение, 1982. 127 стр.
Полоскин А.В., Хайтов В.М. Полевой определитель пресноводных беспозвоночных – М., 2006.
Райков Б.Е., Римский-Корсаков М.Н. Зоологические экскурсии. – М.: Топикал, 1994
Скворцов В.Э. Иллюстрированное руководство для ботанических практик и экскурсий в Средней России. Москва: Товарищество научных изданий КМК, 2004.506 с.
Сладков Н.И. Лесной календарь. – М.: Изд-во «Стрекоза», 2012. 190 стр.
Открытый методический кабинет «Зеркального» http://spb-
Сайт для вожатых «Планерочка» -
Вожатый.RU -
Игры с детьми в детском лагере -
Антипедагогика - Школа вожатого -
Летний лагерь -
Вожатый.RU -
Игры с детьми в детском лагере -
Летний лагерь -
Сайт для вожатых «Планерочка» -
Итоговая анкета
Дорогой друг! Пожалуйста, заполните анкету. Нам очень важно твое мнение. Некоторые вопросы будут повторяться- это важно, отвечай и на них!
Смена «Биосфера»
Возраст, пол
Который раз вы в «Зеркальном»?
Участвовали ли вы в смене в прошлые годы, сколько раз
Ваша направленность?
Бытовые условия- от 1 до 5, почему
Деятельность вожатых вашего отряда (опишите каждого вожатого в отдельности в 2-3 словах и дайте оценку его деятельности по возможности пояснив:
1.вожатый___________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2.вожатый___________________________________________________________________________________________________________________________________________________
10.Оцените дела смены по пятибалльной шкале, по возможности пояснив оценку.
10.1:Биоатлас____________________________________________________________________,
10.2 Дружинный сбор «Здравствуй, «Зеркальный»!___________________________________,
10.3 Всероссийский субботник «Сделаем» ________________________________,
10.4. Дискотеки_________________________________________________________________,
10.5 Огоньки смены __________________________________________________,
10.6 Игра «Экоград»______________________________________________________________,
10.7 Игра «Карусель»_______________________________________________________________,
10.9 Игра «Биотехнологии»_________________________________________________________,
10.10 Игра «Экологическое Что? Где? Когда?»_______________________________________,
10.11 Концерт талантов» __________________________________________,
10.12 «Профиль»_____________________________,
10.13 День «Рекорды зеркального»____________________,
10.15 Занятия в школе ____________________________________________________________
10.15 День здоровья,
10.16 Занятия по профилю
__________________________________________________________________________________
10.17 Спорт_____________________________________________________________________,
10.18 До свидания, «Зеркальный»!__________________________________________________,
10.19 Свое
______________________________________________________________________________
11. Кем ты видел себя на смене – наблюдатель, участник, активный участник, инициатор, организатор в процентном соотношении? Всего 100%
_________________________________________________________________________________
12.Кому бы сказал спасибо?______________________________________________________
13. Опиши смену в 2-3 слова________________________________________________
Приложение №2«Зеркальный» биоатлас
Научно-популярный проект ____отряда.
Ваше направление___________________________________________________
В течение смены вы ведете научно-популярный блог, собирая информацию по своему направлению. Всего 8 разделов. Разделы 1(часть) и 8 в «живом» и видео-форматах. Разделы 2, 3, 4, 5, 6 – на бумажном носителе для размещения на стенде смены (главный корпус).
3, 4, 5, 6 - части можете менять по желанию по времени подготовки. Информация по каждому пункту собирается на стенде главного корпуса.
ПАРАГРАФЫ БИОАТЛАСА:
Наименование раздела (не более 2 а4 в альбомном расположении). Читаемый текст, аккуратность исполнения, указать отряд и коллективы. Визитка (на ЗЗ в рамках творческого представления отряда, не более 3-х минут)
«Говорят…» Легенда о представителях направления/направлении. (не менее а4, читаемость, аккуратность, указать автора текста и ссылку на источник материала (если это копипаста))
«Что это такое?» Описание направления. Общая информация (2-3 предложения) и наиболее яркие представители (обитающие в Зеркальном в том числе) на рисунке/плакате/комиксе о представителях раздела (не менее а4, не более а1, информация исчерпывающая, краткая, актуальная, с указанием не менее 3-х источников).
«Интересные факты»10-ть (и больше) интересных фактов о представителях вашего раздела.
«Взаимодействия». Взаимосвязи с другими организмами в виде схемы (не более а1 на менее а4, можно разбивать на несколько а4, аккуратность в выполнении, читаемость).
«И человек». Отношения с человеком. Какие связи можно наблюдать во взаимодействии с человеком. Для чего используется.
«Аsk» «Чат» с характерным представителем направления («интервью»)
«#Ролик#биоатлас». Видеоролик о представителе (можно объединить всю информацию, собранную на смене, обязательно – наличие кадров и сюжетов снятых на смене, участие в монтаже и съемках представителей отряда, длительность вместе с титрами не более 2-х минут.
ЭТО ВАЖНО:
1.Сдача материала (кроме ЗЗ и ролика, информация на планерках) ЕЖЕДНЕВНО
2. Биоатлас – конкурсный проект, каждое задание оценивается по 7-ми бальной шкале (научность, популярность, аккуратность исполнения, проработка материала, актуальность информации, оригинальность подачи, выборка материала)
3. Запрещается создание ситуаций опасных для жизни и здоровья людей, а также создание материалов оскорбляющих и вредящих участников смены.
4. Запрещается нанесение урона окружающей среде и вреда живым организмам
РЕКОМЕНДАЦИИ:
Вести оформление на одном формате бумаги,
Ввести разных ответственных за выполнение заданий
Аналитический лист отряда №
Условные обозначения Н – наблюдатель, У – участник А – активный участник И – инициатор О – организатор, Во второй графе каждой колонки ставится балл удовлетворенности участником делом/событием | Профиль/школа __________________________ ________________________________________ Кол-во девочек - _____ Кол-во мальчиков - _____ | Педагог _________________________________ Тел. ____________________________________ |
№ | ФИО | Который раз в «Зеркальном» | Отрядный огонек | Здравствуй «Зеркальный» | Дискотека | Игра «_______________________________» | Игра «_______________________________» | Игра «_______________________________» | Отрядное дело | Творческие лаборатории / Что? Где? «Когда? | СДЕЛАЕМ-2019 | Отрядное взаимодействие | Игра по станциям | Карусель | Игры от вожатого на смене | Занятия с педагогами (спросить у педагогов) | Подготовка к «До свидания, «Зеркальльный» | Занятия в бассейне | Оформление О/М, работа над биоатласом | Занятия в игровом зале | Прощальный огонек | ИТОГ | |||||||||||||||||||||||||||
1 | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |||||||
2 | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |||||||
3 | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |||||||
Среднее арифметическое | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
Заполнил (а) _______________________________________________________________________