12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Бикметова Венера Марсовна103

Открытый урок по литературному чтению по теме « С.Алексеев « Бронзой поднялся в небо»».

Цели урока:

1. Изучение рассказа С. Алексеева «Бронзой поднялся в небо».

2. Формирование представления о советском солдате как о воине – освободителе, спасшем мир от фашизма.

Задачи:

1.Формировать представление учащихся о Великой Отечественной войне.

2.Познакомить учащихся с памятником Воину – Освободителю, находящемся в Трептов - парке Берлина.

3. Продолжать учить детей осмысленному чтению.

4. Продолжать учить детей составлять короткий рассказ (с опорой на наглядность, данные слова и словосочетания).

совершенствовать навыки выразительного, осознанного, беглого чтения;

корригировать и развивать монологическую речь и логическое мышление через ответы на вопросы;

воспитывать чувство патриотизма.

Оборудование урока: Выставка книг С.П. Алексеева, портрет писателя, фотографии с изображением памятника воину в Трептов-парке, портрет Н. Масалова, иллюстрации военный действий, кадры военных лет, даты.

Ход урока:

Организационный момент.

Постановка учебной задачи, определение темы урока.

1)Инсценирование ( дети в военной форме, с автоматами , читают стихи о войне)

Казалось, было холодно цветам,
И от росы они слегка поблёкли,
Зарю, что шла по травам и кустам, 
Обшарили немецкие бинокли.
Цветок, в росинках весь, к цветку приник,
И пограничник протянул к ним руки.
А немцы, кончив кофе пить, в тот миг
Влезали в танки, закрывали люки.
Такою всё дышало тишиной,
Что вся земля ещё спала, казалось.
Кто знал, что между миром и войной
Всего каких-то пять минут осталось!
(С.Щипачёв. "22 июня 1941 года")

Есть страшное слово война,

Это слово кровью написано,

Сотни жизней - ее цена,

Столько же людей не отыскано.

За дом родной, за шум родных полей,

Бойцы на фронт из семей уходили,

За жен своих, за маленьких детей,

Фашиста проклятого до Берлина били.


Что такое День Победы

А. Усачёв

Что такое День Победы?
Это утренний парад:
Едут танки и ракеты,
Марширует строй солдат.

Что такое День Победы?
Это праздничный салют:
Фейерверк взлетает в небо,
Рассыпаясь там и тут.

Что такое День Победы?
Это песни за столом,
Это речи и беседы,
Это дедушкин альбом.

Это фрукты и конфеты,
Это запахи весны…
Что такое День Победы –
Это значит – нет войны

Звучит песня « Священная война»

- Ребята, о чем мы будем говорить сегодня на уроке?

- Да, сегодня мы продолжим разговор о Вов, о героях этой войны.

-На какие вопросы мы постараемся ответить в ходе урока?

Работа по теме урока.

1) -Что же такое война? Ребята, что вы знаете о Вов?

-В каком году началась Вов?

-Почему война называется Великая отечественная?

- Фашистская Германия покорила пол Европы, не встретив никакого сопротивления. Эта война, в которую был втянут весь мир. Поэтому она называется Вторая мировая война.

- Скажите, ребята, в ваших семьях есть ветераны войны?

-Да, нет в СССР семьи, в которую бы не вошла война. Многие ушли на фронт, для остальных фронт был в тылу: надо было делать боеприпасы, строить самолеты, танки, сажать хлеб, шить одежду для солдат. Каждый работал не жалея себя, каждый старался внести свой вклад в победу над врагом. Даже дети работали наравне со взрослыми.

-Ребята, скажите, каким врагом был фашист?

-Как вы думаете, было ли страшно нашим защитникам Отечества?

-Почему же они не отступили?

-Какими словами мы можем охарактеризовать защитников Родины?

-Кто же такие герои, патриоты? Что значат слова отвага, смелость?( Работа в группах со словарями).

- У вас на партах лежат звездочки и карточки со словами, выберите, которые характеризуют героя и наклейте на звездочку. (Защита звездочек).

Физминутка.

- Ребята, посмотрите на экран. Чьи фотографии вы видите на экране? Это наши герои. – Почему же их так много? Очень много памятников и обелисков поставлено в память о наших героях. Сегодня я хочу познакомить вас с одним из таких памятников.

Эта скульптура стоит в Берлине в в Трептов-парке. Она посвящена всем советским солдатам, но был и реальный солдат, который совершил подвиг. А вот какой подвиг он совершил и кто эта девочка у него на руках, мы узнаем, прочитав рассказ С. Алексеева «Бронзой поднялся в небо».



2) Чтение рассказа «Бронзой поднялся в небо».

3)Работа над текстом.

-Как же зовут нашего героя? Кто эта девочка у него на руках?

- Прочтите, пожалуйста, первое строки еще раз? Как вы понимаете их?

-Когда происходили события и где?

-Кем был Н. Масалов? Кто такой знаменщик?

- К чему готовились солдаты?

- Что случилось в этот момент? Как вели себя солдаты, когда услышали плач ребенка?

-Откуда был слышен плач? А что там на мосту?

- Почему солдат решил спасти девочку? О ком подумали солдаты, услышав плач ребенка?

-: Что вы чувствовали, когда читали о спасении девочки?

- Как вела себя девочка на руках своего спасителя? Как повели себя солдаты?

-Когда был установлен памятник советскому солдату?

- Можем ли мы назвать Николая Масалова героем?

- Так почему же он спас немецкую девочку? Возможно ее отец-один из тех солдат-фашистов, которые напали на нашу Родину?

- Вы прочитали рассказ, теперь, опираясь на текст, опишите памятник. Каким запечатлен солдат, девочка?

-Случай этот, ребята, не единичный. На всем пути освобождения Европы от фашистских захватчиков, советские солдаты выносили детей из-под обстрела. Этот памятник всем воинам-освободителям, протипоп которого является Николай Масалов. Высота памятника 12 метров, фигуры вылиты из бронзы.

- Давайте теперь вернемся к названию рассказа « Бронзой поднялся в небо». Почему автор именно так назвал свой рассказ?

- Так кто же является на войне главной фигурой? Конечно же, солдат. Подвиг солдата на войне велик. Без него не было бы Победы.

- Послушайте стихотворение Георгия Рублева (читает ученик)

Памятник

Это было в мае, на рассвете.
Настал у стен рейхстага бой.
Девочку немецкую заметил
Наш солдат на пыльной мостовой.

У столба, дрожа, она стояла,
В голубых глазах застыл испуг.
И куски свистящего металла
Смерть и муки сеяли вокруг.

Тут он вспомнил, как прощаясь летом
Он свою дочурку целовал.
Может быть отец девчонки этой
Дочь его родную расстрелял.

Но тогда, в Берлине, под обстрелом
Полз боец, и телом заслоня
Девочку в коротком платье белом
Осторожно вынес из огня.

И, погладив ласковой ладонью,
Он ее на землю опустил.
Говорят, что утром маршал Конев
Сталину об этом доложил.

Скольким детям возвратили детство,
Подарили радость и весну
Рядовые Армии Советской
Люди, победившие войну!

И в Берлине, в праздничную дату,
Был воздвигнут, чтоб стоять века,
Памятник Советскому солдату
С девочкой спасенной на руках.

Он стоит, как символ нашей славы,
Как маяк, светящийся во мгле.
Это он, солдат моей державы,
Охраняет мир на всей земле.



IV. Рефлексия.

-Что нового вы узнали сегодня на уроке?

- Как вы думаете, что будет происходить 9 Мая у памятника Воину-Освободителю в Берлине?

- За что мы благодарим участников войны?

- Как люди чтут память солдат?

- Пришёл 1945 год. Цвела весна. Был месяц май. Фашисты признали полное своё поражение и подписали пакт о капитуляции 9 мая. С той поры этот день стал нашим великим праздником — Днём Победы. И пусть на планете всегда царят мир и дружба.

Спасибо за работу!



Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (1)

Бикметова Венера Марсовна
Комментарий был удалён пользователем 05 июл 2021 в 17:09
Надежда, 06.07.21 в 17:17 0Ответить Пожаловаться
Спасибо за урок, хотя мне кажется, что очень много стихов, лучше больше упражняться в чтении. используя разные приёмы. Но автор увидел этот урок именно так. Благодарю.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.