Буклет к семинару «Одаренные дети» (5–11 класс)
МОУ «Тираспольская гуманитарно – математическая гимназия»
«Одаренные дети»
«Каковы бы ни были способности детей в раннем возрасте, без активной поддержки и специальных методов обучения они вряд ли достигли бы тех высот, покорив которые, они и стали знаменитыми»
Бенджамин Блум
Подготовили:
Завкафедрой точных дисциплин,
учитель математики Болякова Г.Д.,
учитель математики,
методист инструктор по ИТ
Венгер О.П.,
учитель математики и информатики
Венгер В.П.
26.02.2021
Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимся достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
Признаки одаренности охватывают два аспекта поведения одаренного ребенка: инструментальный и мотивационный.
Задатки способностей: анатомо-физиологические особенности организма (особенности строения головного мозга, органов чувств и движения, свойства нервной системы и т.д.), являющиеся условием более легкого овладения эффективными способами деятельности.
Способности: индивидуально-психологические особенности, отличающие одного ребенка (подростка) от другого, от которых зависит возможность успеха в деятельности.
Талант: сочетание способностей, обеспечивающих высокие достижения в определенном виде деятельности, отличающейся принципиальной новизной и оригинальностью подхода.
Одаренность: состояние и степень выраженности способностей детей и подростков
Портрет одарённого ребёнка:
- Проявляет любопытство ко многим вещам, постоянно задаёт вопросы.
- Предлагает много идей, решений задач, ответов на вопросы.
- Свободно высказывает своё мнение, настойчиво, энергично отстаивает его.
- Склонен к рискованным действиям.
- Обладает богатой фантазией, воображением.
Часто озабочен преобразованием, улучшением общества, предметов.
- Обладает хорошо развитым чувством юмора, видит юмор в ситуациях, которые могут не казаться другим смешными.
- Чувствителен к красоте, внимателен к эстетике вещей.
Комплекс для работы со способными детьми. Он состоит из трех этапов:
1. Выявление способных детей с помощью родителей (разработан опросник для родителей), педагогов, тестирований, социальных групповых листов.
2. Диагностика детей с помощью психологических тестов, учитывающих их склонности и интересы. Это экспресс-диагностика – разовые обследования (тест «IQ» на определение интеллекта) и долговременные организационные педагогические модели.
3. Заключительный этап – работа педагогов с детьми по специализированным программам, направленным на развитие и углубление их способностей (классы с углубленным изучением отдельных предметов, профильные классы).
Особенности, присущие одаренным:
. Во-первых, одаренных отличает высокая чувствительность во всем, у многих высоко развито чувство справедливости; они способны чутко улавливать изменения в общественных отношениях, новые веяния времени в науке, культуре, технике, быстро и адекватно оценивать характер этих тенденций в обществе.
Вторая особенность – познавательная непрекращающаяся активность и высоко развитый интеллект дают возможность получать новые знания об окружающем мире. Творческие способности влекут их к созданию новых концепций, теорий, подходов. В-третьих, большинству одаренных свойственны большая энергия, целеустремленность и настойчивость, которые в сочетании с огромными знаниями и творческими способностями позволяют претворять в жизнь массу интересных и значимых проектов.
С психологической точки зрения необходимо отметить, что одаренность представляет собой сложный психический объект, в котором неразрывно переплетены познавательная, эмоциональная, волевая, мотивационная, психофизиологическая и другие сферы психики человека.
Психологическая памятка для учителя в работе с одаренными детьми
1. Работа с одаренными детьми оставит в вашей педагогической деятельности неизгладимый след. Но это будет испытанием на прочность вашей личности, вашего самоуважения и в очень большой степени вашего терпения. В такой работе расти и меняться должен не только ваш удивительный воспитанник, но и вы сами.
2. У одаренных детей очень высокая самооценка. Но в то же время именно у таких детей самооценка бывает крайне противоречивой — постоянные переходы от сознания своих особенностей, возможностей до полного самоотрицания. Но одаренным детям нужна устойчиво высокая самооценка, именно в ней такой ребенок и черпает силу для своего каждодневного напряженного труда. Педагог, работающий с этими детьми, должен преодолеть сложившееся бытовое представление о вреде "зазнайства" и не только разрушать такую самооценку, но, наоборот, в минуты его отчаяния внушать, что он обладает незаурядными возможностями. Важно твердо верить, что этому ребенку дано понять и совершить такое, что другим недостижимо.
3. Уважайте и обсуждайте любую даже, на первый взгляд, бредовую идею, предложенную учеником.
4. Не переживайте и не обижайтесь на то, что, несмотря на все приложенные усилия, ваш предмет и вы сами — не самые любимые у этого ученика. Не ожидайте и особой благодарности от одаренного ученика за то, что вы затратили на него гораздо больше времени и труда, чем на других; скорее всего, он посчитает это за норму и даже может не заметить этого
5. Учитель всегда должен помнить, что одаренным детям необходима серьезная умственная нагрузка: если обучение будет легким, пустым, ученик, как ни странно, быстро устанет. Самостоятельность мышления, вопросы к учителю, а потом и самому себе - обязательные составные части успешных уроков. Одаренные дети – трудоголики, особенно когда они увлечены какой-либо идеей.
6. Психологи отмечают, что при своих необычайно высоких способностях одаренные дети часто с трудом приобретают школьные умения и навыки. По-настоящему одаренные дети редко обладают школьной одаренностью, поэтому среди них почти никогда не бывает отличников и медалистов. Школьные отметки для них не самоцель, и воздействовать на них плохими отметками и можно разве только в начальных классах. Их можно обидеть, унизить, но подтолкнуть к действию оценками почти невозможно. А вот сложная, пусть даже неразрешимая задача вполне может их «завести». Учитель может пользоваться этой их особенностью.
7. Учителю следует быть не столько преподавателем своего предмета, сколько вводить одаренных детей в науку. Основной упор в работе с такими детьми следует делать на самообучении. Способность одаренных детей к самостоятельному обучению необычно высока.
8. От учителя одаренных детей больше всего требуются качества личностные, душевные. Учитель, решившийся на такую самоотверженную работу, достоин уважения и поддержки.
Рекомендуемые активные формы познавательной деятельности
для использования на занятиях с одарёнными детьми
1. Семинар.
2. Диспут.
3. Обсуждение сообщений, докладов, рефератов.
4. Конференция.
5. Защита (проекта, программы, реферата).
6. Олимпиада.
7. Турнир.
8. Викторина.
9. Аукцион знаний.
10. Мозговая атака.
11. Брейн-ринг, КВН.
12. Встреча со специалистами, учёными, изобретателями и рационализаторами, авторами научно-популярной литературы.
13. Пресс-конференция.
14. Конкурс.
15. Смотр знаний и умений.
16. Познавательные игры.
17. Интеллектуальный марафон.
«Если школьник с первого класса подготовлен к тому, что он должен учиться создавать, придумывать, находить оригинальные решения, то формирование личности будет проходить на основе обогащения ее интеллектуального профиля… Обучая детей творческому мышлению, мы обогащаем их не только интеллектуально, но и личностно».
Роберт Дж. Стернберг