Творческая работа «Одарённые дети»
Неткасова Ирина Анатольевна,
Учитель начальных классов,
МБОУ СШ № 57, г. Ульяновск
Одарённые дети
Одарённые дети более всех нуждаются в детстве.
Разве ещё что-то нужно, чтобы это понять??? –
Родители им говорят обо всём на свете:
О том, чего детский мозг не в силах понять.
Они как шкатулка, с карбидом и спичками рядом:
Лишённые радостей детства, его же причуд,
Но склонны к обидам, зацеплены только взглядом,
Готовы ко лжи, о них лишь речь заведут.
Суждения женщин, прошедших страшные муки,
Но в играх – беспомощны. Им невозможно помочь!..
Не слушают их в рукоделии детские руки.
Взрослые взгляды, детское тело, в помыслах – ночь…
В современной школе всё чаще встречаются «одарнные дети»: их рано научили читать, родители говорят с ними на взрослые темы, они рано по возрасту пошли в школу. Их отдали в обычные классы: человек 15-20 интеллектуально сохранные, без отклонений физического и психического развития, могут читать и считать, принимать правила поведения в школе; несколько человек (3-5) с ОВЗ разной сложности, требующие к себе особого внимания; 1-3 – «одарённые дети», требующие к себе ещё больше внимания, чем дети с ОВЗ. При этом должен соблюдаться индивидуальный подход к каждому ребёнку и программа должна быть полноценно пройдена.
Работа пойдёт успешно, если дома ребёнка спрашивают о прошедшем дне и принимают его успехи и неудачи, как результат его работы, готовы помогать ему в преодолении трудностей.
Но в современной школе мы видим другую картину: если у ребёнка трудности, значит, ему достался плохой учитель. От ребёнка буквально отворачиваются. И, вместо того, чтобы заниматься его развитием, работой над сложным материалом, семьи начинают борьбу с учителем. Сначала ребёнок чувствует торжество своего разума, затем понимает, что он отстаёт от класса, а впоследствии – теряет всякие авторитеты: учитель – не авторитет, по словам родителей, мать и отец, которые его не понимают и не могут ему помочь – тоже не авторитеты. Ребёнок на долгое время становится потерянным для общества. И не каждый может справиться с этой ситуацией.
Для того, чтобы избежать, или, во всяком случае, минимизировать эти ситуации, одарённых детей надо объединять в отдельные классы по 15-16 человек. Здесь, находясь на равных со всеми, они получат необходимое внимание, и друзей, единомышленников.
В работе с одарёнными детьми должен соблюдаться ряд условий.
В классе должны быть учитель, который ведёт уроки, и воспитатель, который следит за их поведением и проводит воспитательные мероприятия.
Программа должна носить развивающий характер, иметь задания повышенного уровня сложности. Подходит для этого программа Эльконина и Давыдова [1].
Углубленное изучение иностранного языка.
Проведение школьных олимпиад по всем предметам.
Обязательное посещение курсов внеурочной деятельности по шахматам, рукоделию, туризму, музыке, танцам.
Школьный театр: постановка инсценировок и кукольный театр. Дети –действующие лица и кукловоды. Учитель – руководитель театра.
Работа с психологом: необходима для выстраивания адекватной самооценки, позитивных отношений с окружающим миром, коррекции поведения.
Подвижные игры. В игре развиваются не только физические качества, но и психические.
Средняя и старшая школа должны продолжать то, что начато в 1-4 классах. Программа не должна быть легче. Внеурочная деятельность не должна отменяться. Если нет подходящей программы, значит, нужно усложнять задания.
В дальнейшем «одарённых» выпускников нужно сопровождать в колледжах и ВУЗах, привлекая их к работе учебного заведения.
Таким образом, мы видим, что работа с одарёнными детьми должна быть направлена на их всестороннее развитие: умственное, физическое, психическое, эмоциональное.
Родители не должны быть отстранены от обучения и воспитания детей. Поэтому для них должны быть обязательные занятия (как условие успешного развития их ребёнка):
Занятия с психологом. Родители должны знать об особенностях развития их ребёнка. Эти занятия помогут им понимать своего ребёнка, быть собеседником и помощником для него в сложные периоды.
Иностранный язык. Многие родители не изучали языков, не могут помочь, а часто и препятствуют, ребёнку в их изучении. Известно, что изучение иностранных языков способствуют постоянному умственному развитию. А это – ещё одна причина, по которой родителей стоит этим занять.
Шахматы. Ребёнку необходимо тренироваться и дома. Если родители будут играть в шахматы, то у ребёнка всегда будет сильный соперник.
Театр. Ещё один вид совместной деятельности, где нужно не только работать, но и играть. Ребёнок должен видеть и игру родителей.
Турниры (родители с детьми, родители против детей). Помогают снять стресс, объединить разные поколения людей.
Турпоходы и экскурсии (совместно с детьми).Нужны для совместного отдыха. Но они носят и развивающий характер, так как в них есть краеведческая составляющая: мы не только проходим километры, но – изучаем окружающий нас мир, делаем открытия, общаемся друг с другом, обмениваемся опытом. Ответственность за детей при этом лежит не только на руководителе, но – на родителях.
Проектная деятельность (совместно с детьми). Руководитель предлагает тему и план выполнения работы. Он же следит за ходом работы и принимает и оценивает результаты. А вот поиском, отбором и оформлением материала ребёнок занимается вместе с родителями. Таким образом, мы получаем ещё один вид их совместной работы.
Субботники и праздники. Родителей стоит приглашать не только на уборку территории, но и на торжества. Ведь это их дети, которые больше никогда не будут маленькими, учатся сейчас в школе. Концерты и чаепития, выходы на природу нужны для единения команды, состоящей из администрации и работников школы, учеников и их родителей.
Каждый участник образовательного процесса должен чувствовать себя частью единого целого. Именно в этом заключается сущность и ценность школы.
Список литературы:
1. Система Эльконина - Давыдова (ФГОС) // Система Эльконина - Давыдова (ФГОС). Статья. Электронный ресурс: https://schoolguide.ru/index.php/progs/elkonindavydov-fgos.html