Буклет «Тренируем пальчики» (Пальчиковая гимнастика)
Что такое пальчиковая гимнастика?
Пальчиковая гимнастика – это упражнения, которые развивают ручки малыша и тем самым дают толчок и его речевому развитию. А еще это такие игры, в которые Ваш ребенок с удовольствием играет. Они помогают ему научиться управлять своими ручками, пальчиками, а также развивают не только мелкие мышцы рук, но и речь. И чем больше внимания мы станем уделять тренировке детских пальчиков, тем лучше, четче и активнее будет разговаривать малыш, тем скорее он пополнит свой словарный запас.
Значит, пальчиковая гимнастика – это забавные развивающие упражнения. Их малыш выполняет в игре, они ему очень нравятся, и ему хочется поиграть ещё и ещё.
В каком возрасте нужно начинать заниматься?
Выполнять вместе с малышом простые упражнения пальчиковой гимнастики нужно ещё до того, как он начнет говорить (в так называемом доречевом периоде). Многие психологи говорят о старте таких занятий в 7-10 месяцев, но ведь пассивную пальчиковую гимнастику можно делать и намного раньше.
Что такое пассивная пальчиковая гимнастика? Помните всеми любимую детскую игру «Сорока-ворона кашку варила», когда взрослый водит пальчиком по детской ладошке? Или игру «Ладушки» в которую мама и папа начинают играть с крохой задолго до того, как малыш научится сам хлопать в ладошки?
Пока же можно просто выполнять упражнения пальчиковой гимнастики вместе с ребенком, вовлекая его в игру.
Малыш взрослеет – усложняются и упражнения. Поделки из природных материалов, игры с водой, рисунки и аппликации – прекрасная основа для пальчиковой гимнастики.
Сколько упражнений можно выполнять за одно занятие?
Если ребенок маленький, то двух-трех упражнений будет вполне достаточно. По мере того как он будет подрастать, ему захочется играть ещё и ещё. Поэтому длительность занятий вы можете регулировать в зависимости от интереса малыша и его усидчивости.
Правила игры
Прежде, чем привлечь малыша к игре, покажите ему, как нужно правильно выполнять упражнения. Держите ладошки и пальцы так, чтобы ребенок их хорошо видел. Говорите четко, но эмоционально.
Некоторые упражнения и задания потребуют помощи взрослого, однако не стоит выполнять все действия за малыша.
Обязательно похвалите ребенка даже в том случае, если не всё у него вышло удачно с первого раза. Ведь ему пока ещё очень сложно управлять своими пальчиками и ладошками.
(по материалам Е. Янушко)
Сказка о дружных пальчиках
Н а одной маленькой ладошке жили-были братцы-пальчики. Большой пальчик, самый старший брат, был самым сильным, указательный пальчик – самым быстрым и делал всё быстрее всех, безымянный пальчик – самым умным, средний пальчик – самым добрым. А мизинчик, самый маленький пальчик, был самым большим шалунишкой.
Как-то раз решили пальчики сумку тяжелую нести.
- Я один сумку понесу, сказал самый старший и самый сильный большой пальчик.
Попробовал – нет, никак поднять такую тяжесть не может.
- Я, я буду сумку нести, я самый сильный, - вызвался указательный пальчик.
Но и у этого пальчика ничего не вышло.
- Посторонитесь, - проговорил безымянный пальчик. – Только мне под силу эту тяжёлую сумку поднять и куда следует её отнести.
Однако и безымянный пальчик силы свои переоценил – слишком уж ноша была тяжёлая.
А маленький мизинчик смотрит на братьев и смеётся.
- Нет, - говорит, поодиночке у вас ничего не выйдет. Надо всем вместе попробовать.
Взялись братцы за сумку, подняли её легко, да и перенесли куда следует.
- Вот что значит дружно! – обрадовались пальчики.
Читайте малышу сказку, рассматривайте пальчики, разгибайте и сгибайте их. А чтобы легче было пальчики различать, нарисуйте на каждом пальчике малыша забавные рожицы.
МБДОУ «Детский сад № 11 «Чебурашка»
г. Кудымкара
Это две мои ладошки.
В них похлопаю немножко.
Если только захочу,
Я ладошки научу
Тесто мягкое катать,
Ловко воду наливать,
Рисовать, лепить, играть,
Вырезать, чертить, писать.
Тренируем пальчики
Мамам и детям советы от логопеда
Петуховой О.И.
2019