12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Зигангирова Юлия Федоровна1632
Россия, Татарстан респ., Казань

Конспект урока

Буквы А и О в чередующемся корне –кас-/-кос-


Предмет: русский язык

Класс: 6

УМК: Т.А. Ладыжеснской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой и др.

Место урока: первый в изучении темы

Цель урока: формирование у учащихся знания правильного написания чередующегося корня –кос-/ - кас-.

Задачи: закрепить знания написания изученных чередующихся корней, развить навыки письменной и устной речи, формировать интерес к составлению текстов, развить способность работы в парах и группах.

Личностные УДД: развитие самостоятельности при выполнении заданий различных типов, развитие мышления, способности критически относится к своей работе.

Метапредметные результаты: совершенствовать умение формулировать тему и цели урока; формировать умение осознавать красоты природы; развить умение работать в парах и группах.

Предметные результаты: знать правила написания чередующихся корней –лаг/-лож-, -рос-/-раст-/-ращ- (из курса 5 класса), –кос-/-кас-, уметь использовать теоретические знания на практике.

Оборудование: раздаточный материал

Список использованной литературы:

1.Богданова Г.А. Сборник диктантов по русскому языку. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений/Г.А. Богданова. – 6- е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 176 с.

2. Диктанты и изложения. 5-8 класс/Сост. Л.Н. Ситникова. – Волгоград: Учитель. – 127 с.

3. Учебник: Русский язык. 6 класс. Учеб.для общеобразоват.организаций. В 2 ч. Ч.1/[М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др.; науч.ред. Н.М. Шанский]. – 7-е изд. – М.: Просвещение, 2016. – С. 104-105.


Ход урока:


1. Организационный момент


- Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть. В начале урока мне хочется пожелать вам творческого, плодотворного настроения, которое не будет покидать вас весь день!

Откройте тетради, запишите сегодняшнее число и слова «классная работа».


2. Мотивация учебной деятельности учащихся. Постановка цели


- Друзья! Мы продолжаем знакомство с тайнами великого русского языка. Сегодня мы должны вспомнить то, что изучали в пятом классе, и узнать новое.

Давайте выполним следующие задание: на доске записаны словосочетания, вставьте пропущенные буквы, объясните их написание.

Неизвестное р..стение, выр..щивать на огороде, гибкий р..сток, разл..жить на грядке, быстро р..сти, выл..жить на стол, к..снуться крапивы.

Что объединяет данные слова? Какие орфограммы с чередованием гласных и в каких корнях вы знаете? Правописание гласной в каком корне нам не знакомо? Как вы думаете, о чем мы с вами будет говорить на уроке? Попытайтесь сформулировать тему сегодняшнего урока. Подумайте, чему мы должны научиться? (Ответы учащихся: буквы О и А в чередующемся корне кос/кас, узнать, в каких случаях пишется корень кос, а в каких – кас, научиться находить слова с этими корнями, уметь применять правило в письменной речи)


3. Актуализация знаний

Перед нами два слова: касаться и коснуться

Какими морфемами отличаются эти слова? Наличие какой морфемы влияет на написание корня. (Ответ учащихся: слова отличаются написанием корня –кос-/-кас-, на написание корня влияет суффикс А).


Давайте обратимся к учебнику. Прочитаем правило на странице 104. (2-3 учащихся повторяют правило вслух)


4. Работа в парах. Выполните упражнение 184. Ребята в парах обсуждают слова с корнем –кос-/-кас-, решают, какую букву поставить в корне слов.

Давайте попробуем составить алгоритм рассуждения. (Учащиеся вместе с учителем обсуждают последовательность рассуждения, например: коснулось – в этом слове есть вариант корня кос/кас. После корня нет суффикса а, поэтому в нем нужно писать букву о).


5. Физкультминутка.

Жили на свете два брата Касс и Кос (поднимаем сначала правую, потом левую руку).

И были они очень дружны (хлопаем в ладоши).

Но Кос дружил только с Касом (обхватываем себя руками),

А Кас дружил с буквой А (опускаем руки вниз). (Повторяем 2 раза)


6. Работа в группах.

У вас на столах листы со словосочетаниями. Выпишите словосочетания с чередующимися корнями. Объясните написание орфограммы, выделите корни и суффикс А. Разберите подчеркнутые слова по составу.

К..саться земли, прик..сновение к корзине, длинная к..са, соприк..саться с огнем, прик..саться к ране, к..снулись верхушек деревьев, к..сить траву.


-Какие слова имеют корень -кос- с другим лексическим значением? Как называются слова, которые одинаково пишутся и слышатся, но имеют разное лексическое значение? Какая орфограмма в этом слове? (ответы: коса, косить; омонимы; безударная гласная в корне слова)


7. Закрепление.

Придумайте и запишите текст, используя словосочетания, которые мы записали на этом уроке. Озаглавьте его. Выделите чередующиеся корни. Графически объясните выбор буквы о или а.


Возможный вариант:


На даче.

Мы выращиваем на даче много разных растений: морковь, свёклу, разные цветы. Вот гибкий росток касается земли своими листиками, скоро он окрепнет и поднимется над землей. А это мама разложила на грядке лук, чтобы попозже посадить его. Миша увидел неизвестное растение и решил прикоснуться к нему. Ой, он поцарапался. Мама осторожно прикоснулась к ране и обработала ее зеленкой.


Заслушиваются получившиеся тексты. Учащиеся дают комментарии: получился ли текст или просто разрозненные предложения, использованы ли словосочетания из классной работы. Ребята вспоминают основные характеристики текста, правила его оформления, стили и типы речи.


8. Информация о домашнем задании


1. Для всего класса – параграф 36

2. На выбор – упражнение 185 или составить 7 словосочетаний с чередующимся корнем кос/кас.


9. Рефлексия. Итоги урока


Пришло время подвести итоги нашего занятия. Что нового мы узнали? В каких случаях в корнях с чередованием пишется –кос-, в каких - -кас-? Достигли ли мы целей, которые ставили перед собой в начале урока?

Нарисуйте на полях

1. солнышко, если вы поняли тему и уверены в своих знаниях,

2. тучку, если вы в целом поняли тему, но не совсем уверены в своих знаниях,

3. молнию, если вы не поняли тему и абсолютно не уверены в своих знаниях.








Раздаточный материал:


Выпишите словосочетания с чередующимися корнями. Объясните написание орфограммы, выделите корни и суффикс а. Разберите подчеркнутые слова по составу.

К..саться земли, прик..сновение к корзине, длинная к..са, соприк..саться с огнем, прик..саться к ране, к..снулись верхушек деревьев, к..сить траву.






Опубликовано в группе «Русский язык и литература в средних классах»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.