Технологическая карта урока русского языка в 6 классе «Буквы а и о в корне -кас- и -кос-» (6 класс)

2
1
Материал опубликован 29 July 2017 в группе

 

school5.at.ua

 

 

МБОУ ГИМНАЗИЯ № 5

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия № 5 г. Усть-Лабинска муниципального образования

Усть-Лабинский район

352330, Россия, Краснодарский край, г.Усть-Лабинск, Красная, 309,

e-mail: school5@uslab.kubannet.ru, тел/факс: (86135) 5-23-25

 
 

 


 


 


 

План-конспект урока по русскому языку в 6 классе.

Тема: "Буквы а и о в корне

-кас- - -кос-".

Лукашевич Екатерина Львовна

учитель русского языка и литературы

МБОУ гимназия №5

г.Усть-Лабинск

2017г.

Тема: "Буквы а и о в корне -кас- - -кос-".

Цель:

выяснить условие написания изучаемых корней, научить владеть способом выбора а-о в корне -кас- - -кос-, способствовать формированию развития быстроты реакции, внимания, мышления, речи и памяти.

Планируемые образовательные результаты.

Предметные: знать правило написания букв а-о в корне кас – кос, уметь правильно писать слова с изученной орфограммой, графически обозначать условия выбора правильных написаний, пользоваться орфографическим словарем.

Метапредметные: способность осознания целей учебной деятельности и умение их пояснить, поставить цель и организовать ее достижение, рефлексивное мышление, самоанализ, самооценка.

Личностные: формирование внимательного и уважительного отношения к русскому языку, стремление к речевому самосовершенствованию.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Методы: беседа, рассказ, поисковый, исследовательский.

Формы: фронтальная, индивидуальная, групповая, работа в парах.

Оборудование: мультимедиапроектор, презентация, маршрутные листы, оценочные листы.


 

Карта урока.

 

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы организации взаимодействия на уроке, методическое обеспечение

Формируемые умения (УУД)

1. Организационный момент.

Проверка готовности детей к уроку, создание эмоционального настроя на урок.

Хорошо проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Все ль на месте, все ль в порядке?

Ручка, книжка и тетрадки?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Каждый хочет получать

Только лишь отметку… (пять).

Подготовка рабочего места.

Эмоциональный и интеллектуальный настрой на предстоящую работу

фронтальная

Личностные:

- формирование положительной мотивации к изучению нового

2. Актуализация знаний

Игра «Третий лишний».

Определите «третий лишний» (на слайде)

Предложить, прилагать, усложнить;

Произрастать, примирять, посидеть;

Прикасаться, прикоснуться, скосить.

Объясните свой выбор (в первом ряду есть одно слово с безударной гласной в корне слова, во втором – слово с чередующейся гласной в корне слова)

А какое слово лишнее в третьем ряду?

Верно, лишним будет слово «скосить», так как в нем корень с проверяемой безударной гласной.

Вспомните правило правописания корней –лаг---лож-; -раст---ращ---рос-.

Приведите примеры.

Назовите корни в словах «прикасаться» и «прикоснуться».

В каждом ряду презентации находят «третье лишнее», объясняют свой выбор. Вспоминают правило правописания корней с чередованием –лаг---лож-; -раст---ращ---рос-.

Приводят примеры.

Называют корни в словах «прикасаться» и «прикоснуться».

фронтальная

Познавательные:
- владение приёмами анализа и систематизации материала.

Коммуникативные:

формирование умений совместного решения проблемы;
– формирование умений работать в коллективе; воспитывать уважительное отношение к мнению других;

3. Сообщение темы урока, формулировка цели и задач

Обладаем ли мы достаточными знаниями, чтобы объяснить написание этих слов? Почему?

Сформулируйте тему сегодняшнего урока.

("Буквы а и о в корне -кас- - -кос-").

Скажите, что мы должны узнать и чему научиться в ходе урока.

(Узнать правило правописания а-о в корне -кас- – -кос-; научиться грамотно писать слова с этим корнем)

Запишите в тетрадях число, тему урока.

Используя карточку учета знаний, оцените исходные знания по данной теме.

 Совместное целеполагание. Учащиеся называют цель деятельности, предлагают вариант формулировки темы урока, который уточняется учителем.

Оценивают свою деятельность в оценочном листе.

Фронтальная, индивидуальная

Регулятивные:

формирование умения определять и формулировать тему, цели и задачи урока без помощи учителя;

4. Усвоение новых знаний.

1.Исследовательская работа.

-Рассмотрите таблицу.

Прикасаться прикоснуться

Касаться коснуться

-Прочитайте слова 1 столбика. Какая гласная пишется в корне этих слов?

-Прочитайте слова 2 столбика. А какая гласная пишется в корне этих слов?

-Какой суффикс после корня в словах первого столбика?

-Попробуйте определить, когда в безударном положении в корне –кас- - -кос- пишется а? о?

-Можно ли эти слова проверять ударением? Почему?

2. Работа с учебником.

Прочитайте правило в учебнике на с.104-105. Сравните с нашими выводами


 

3. Работа в парах.

Составьте алгоритм рассуждения при решении вопроса о правописании корня -кас- - -кос-.

Алгоритм.

Прочитать слово, найти корень.

Проверить, не содержит ли корень проверяемую безударную гласную.

Если нет, то выяснить, есть ли после корня суффикс А.

Если есть суффикс А, то писать в корне гласную А.

Если нет после корня суффикса А, то писать в корне гласную О.

Пары защищают свои работы, оценивают работу в парах.

4. Работа со стихотворением.

Прочитайте стихотворение.

 

На урок пришли в наш класс

Корень –КОС- и корень –КАС-.

Суффикс –А- примчался мигом,

Оглушил всех громким криком:

- Где Вы, где Вы, корень –КАС-?

Не могу я жить без Вас!

Если после корня –А-,

С корнем –КАС- пиши слова.

 

Выучите его наизусть и прочитайте.

1. Наблюдают за языковым материалом и на основе таблицы формулируют правило правописания корня кас-кос.

2. Работают с учебником. Сравнивают собственные выводы с материалом учебника.

3. Составляют алгоритм рассуждения при решении вопроса о написании слов с корнем -кас- - -кос-.

Оценивают свою деятельность в оценочном листе.


 


 


 


 


 


 


 

4. Читают и заучивают наизусть стихотворение.

Фронтальная, индивидуальная, работа в парах, групповая.

Познавательные:

анализ объектов с целью выяснения их признаков; структурирование знаний; осознанное построение речевого высказывания.

Регулятивные:

оценивание результатов деятельности (своей-чужой); определение целей этапов учебной деятельности в сотрудничестве с учителем.

Коммуникативные:

формирование умений совместного решения проблемы;
– формирование умений работать в группе, в паре; воспитывать уважительное отношение к мнению других;
– формирование умения оформлять свои мысли в устной и письменной форме

5. Первичная проверка понимания.

1.Работа со словарем.

Какое общее лексическое значение имеет корень с чередованием –кас – кос-?

За помощью обратимся к обратимся к «Толковому словарю русского языка» С.И. Ожегова. Сделаем это на примере слова КАСАТЬСЯ.

1.Дотрагиваться до чего-нибудь.

Придумайте предложение с этим значением слова. Запишите его.

2.Затрагивать какой-нибудь вопрос в изложении.

Придумайте предложение с этим значением слова. Запишите его.

3.Иметь отношение к кому-либо, чему-либо.

Придумайте предложение с этим значением слова. Запишите его.

- Первое значение прямое, а второе и третье - …? (переносное)

- Однозначные или многозначные слова с корнем –кос – кас-? (многозначные)


 

2.Работа со словами на слайде.

Коса (девичья), скосить (траву), коснуться.

Запишите слова.

Выделите в них корни, выясните, являются ли данные слова однокоренными. (Нет)

Как называются такие корни? (Омонимичные).

Сделайте вывод, что надо учитывать при выборе гласных в корнях?ри выборе гласных в корнях обязательно следует учитывать лексическое значение слова.)

 

1. Разрешают проблемную ситуацию с опорой на новые знания.

Выполняют задания с проговариванием вслух алгоритма.

2. Работают со словами на слайде. Записывают, выделяют корни, анализируют слова, делают вывод.

Фронтальная, индивидуальная

Познавательные:

- формирование системы знаний; анализ с целью выявления условий правописания кас-кос; построение речевого высказывания.

Регулятивные:

- поиск пути решения проблемы;

- осуществление познавательной и личностной рефлексии.

Коммуникативные:

- формирование умения излагать свои мысли в устной и письменной форме.

- формирование умения слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

- развитие взаимопомощи, взаимоконтроля.

6. Первичное закрепление.

1. Самостоятельная работа по учебнику (упр. 184)

Выборочное списывание слов в два столбика.

1 человек у доски разбирает прикоснулась по составу, лодки – фонетически. Остальные в тетради.

2. Распределительный диктант.

Записать слова в три столбика.

Слова: коснись ветки, прикасаться, косовица, касается рукой, нежное прикосновение, косой заяц, касательная линия, острая коса.

Грамматическая зарядка

Задание

Если в корне “а” - хлопаем в ладоши, если в корне “о” - встаем.


 

К…снуться чуда.

К…саться рукой.

Точки соприк…сновения.

Не к…саются влаги.

Прик..саться к стеклу.

Прик..снуться к тетради.

Длинная к..сательная.


 

3. Разноуровневые задания. Работа в группах.

1 задание

«Есть ли корень -кос- - -кас-?»

Вставить пропущенные буквы во всех словосочетаниях, выписать те словосочетания, где есть изучаемая орфограмма. Обозначить условия выбора данной орфограммы.

Лёгкое прик..сновение, к..стяной гребешок, к..снуться воды, меня не к..сается, ск..сить траву, к...сой бросился наутёк, к..ситься на соседа, к..солапый мишка, новая к..силка, к..снулся вопроса, к..сается всех, начертить к..сательную, прик..саться к ране, заплести к..сички, к..стяные изделия.

2 задание. Сформулировать и выполнить задание.

×

К..снулись проблем, …

×

К..сается всех, …

Слова для справки: прик..снулся к машине, к..салась дна, точки соприк..сновения, прик..сается к стеклу, к..сание мяча, слегка к..снуться, к..сить траву.

3 задание. Списать словосочетания, вставить пропущенные буквы, графически объяснить выбор буквы.

Прик..снуться к щеке, соприк..саться рукавами, к..сание футболиста, к..саюсь стены, к..снуться вопроса, легкое прик..сновение, прик..саться к ране, к..сались этих тем.

После выполнения группами заданий самопроверка по слайдам презентации. Самооценка.

4.Работа с текстом в группах.

Прочитайте предложения. Составьте из них текст. Озаглавьте, определите тип речи, стиль речи, основную мысль текста. Найдите слова с чередованием гласных. Какие буквы надо вставить на месте пропусков? Почему?

Развернулся еж, увидел молоко и стал его есть, к..саясь носиком тарелки.

Пол..жили ежа в шапку и домой принесли.

Х..дили ребята по лесу и нашли под кустом ежа.

Поел и шариком св..рнулся.

Попробуй прик..снись к нему руками - везде иголки торчат.

Прижился ежик у ребят и стал р..сти не по дням, а по ч..сам.

352146

Ходили ребята по лесу и нашли под кустом ежа. Попробуй прикоснись к нему руками - везде иголки торчат. Положили ежа в шапку и домой принесли. Развернулся еж, увидел молоко и стал его есть, касаясь носиком тарелки. Поел и шариком свернулся. Прижился ежик у ребят и стал расти не по дням, а по часам.

(По Е. Чарушину).

5 Составление кластеров в группах по изученным в 5-6 классах корням с чередованием.

Кластеры могут получиться, например, такие:

1. Выполняют упражнение из учебника. 1 человек делает разборы у доски.

2. Распределяют слова в три столбика, объясняют свое решение.

Разминаются на физминутке.


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

3. Работают в группах, выполняют разноуровневые задания, проверяют себя и друг друга, оценивают свою деятельность.


 


 


 


 


 


 

Выполняют задание, проверяют себя по слайду. Оценивают свою деятельность в оценочном листе.


 


 


 


 


 

Выполняют задание, проверяют себя по слайду. Оценивают свою деятельность в оценочном листе.


 


 


 

Выполняют задание, проверяют себя по слайду. Оценивают свою деятельность в оценочном листе.


 


 


 


 

4. Работают с напечатанными предложениями. Составляют текст, выполняют к нему задания.


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

5. В группах составляют кластеры по изученным в 5-6 классах корням с чередованием гласных.

Самостоятельная работа, работа в группах

Познавательные:

- формирование системы знаний; владение приёмами отбора и систематизации материала;

- анализ, сравнение;

- формирование умения группировать материал;

- построение речевого высказывания.

Регулятивные:

формирование четких и последовательных действий в процессе работы.

- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.

Коммуникативные:

формирование умений совместного решения проблемы;
– формирование умений работать в группе, в паре;

- воспитание уважительного отношения к мнению других;
– формирование умения оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

7. Информация о домашнем задании, инструктаж о его выполнении.

§ 36, правило наизусть;

упражнение 185,

или 186,

или написать сочинение-миниатюру на тему «Коснешься котла — измажешься, коснёшься зла — намаешься. (Татарская пословица)» с использованием слов с чередующимися гласными в корне.

Инструктаж о выполнении.

Запись домашнего задания

Разноуровне

вое задание

(на выбор)

 

8. Рефлексия (подведение итогов занятия)

Организуется рефлексия и самооценка учениками деятельности на уроке.

- Какие цели ставили в начале урока? Что нового узнали?

- Каким способом?

- Где будете использовать?

- Назовите ключевые слова урока.

- Какие затруднения испытывали?

- Твои результаты?

Оценка работы в группе.

-Используя карточку учета знаний, оцените знания по данной теме, полученные на уроке.

Ребята отвечают на вопросы учителя, оценивают свою деятельность на уроке, ее результаты. Выставляют себе итоговую оценку в оценочном листе

Фронтальная.

Регулятивные:

- оценка – выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы.

Личностные:

самооценка на основе критерия успешности учебной деятельности.

Познавательные:умение строить речевое высказывание.

 

 


 


 

Оценочный лист учащегося.

Фамилия, имя____________________________________________________

Тема урока________________________________________________________

Этап урока

Оценка деятельности

Оценка работы в группе, в паре

Актуализация знаний, формулировка темы, целей урока

   

Открытие нового знания.

1.

2.

3.

4.

 

Первичное закрепление. 

1.

2.

3.

4.

5.

 

Итоговая оценка

   

Оценочный лист учащегося.

Фамилия, имя____________________________________________________

Тема урока________________________________________________________

Этап урока

Оценка деятельности

Оценка работы в группе, в паре

Актуализация знаний, формулировка темы, целей урока

   

Открытие нового знания.

1.

2.

3.

4.

 

Первичное закрепление. 

1.

2.

3.

4.

5.

 

Итоговая оценка

   

Презентация к уроку "Буквы а и о в корне -кас- - -кос-"
PPTX / 703.19 Кб
Маршрутный лист к уроку "Буквы а и о в корне -кас- - -кос-"
DOCX / 52.95 Кб

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Спасибо!

11 August 2017

Похожие публикации