Технологическая карта урока русского языка в 5 классе на тему «Буквы А-О в корне -лаг-, -лож-»
Технологическая карта урока в контексте ФГОС ООО
Сведения об авторе |
|
Фамилия, имя, отчество (полностью) |
Астахова Галина Игоревна |
Район |
Володарский |
Место работы |
МБОУ СШ № 9 с.п. Мулино |
Должность |
Учитель русского языка и литературы |
Общая информация |
|
Образовательная область, учебный предмет |
"Филология", русский язык |
Класс |
5 |
Авторская программа к учебникам (линии учебников или УМК) (если есть) |
Программа общеобразовательных учреждений. Русский язык. УМК Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой и др. |
Тема учебного занятия |
"Буквы а-о в корне -лаг- - -лож-" |
Тема урока или другой формы организации УВП: экскурсия, консультация, проект, лабораторное занятие, практикум, игра и т.п. |
Урок открытие нового знания |
Место урока или другой формы организации учебной деятельности в структуре учебного занятия |
Данный урок изучается в разделе "Морфемика. Орфография. Культура речи." На изучение отводится 1 час |
Учебная задача
|
|
Обобщенные цели учебного занятия - планируемые результаты |
||||
Цель Уровень |
Базовый («обучающийся научится») |
Повышенный («обучающийся получит возможность научиться») |
||
Цель – предмет (предметный результат) |
Находить корни с чередованием безударных гласных Использовать на письме правило о написании гласных а-о в корне -лаг- - -лож- Различать орфограммы "Безударная гласная в корне слова" и "Гласная в корне с чередованием"
|
Осуществлять наблюдение за словами с омонимичными корнями Применять правила "Безударная гласная в корне слова" и "Гласная в корне с чередованием" |
||
Цель – способ (метапредметный результат) |
Познавательные УУД :
Коммуникативные УУД :
|
Познавательные УУД :
Регулятивные УУД
Коммуникативные УУД
|
||
Цель – ценность (личностный результат) |
|
|
||
Исходное состояние обучающихся: - имеют опыт…….; - знают (факты, процессы, явления, понятия, теории и т.д.) - могут определять…….; - могут сравнивать, доказывать, аргументировать, сопоставлять; - могут планировать, проектировать, моделировать; - могут контролировать, оценивать и т.д. |
|
|||
Формы оценки планируемых результатов |
Предметный результат |
Метапредметный результат |
Личностный результат |
|
Оценочный лист Тест
|
Оценочный лист
|
Оценочный лист
|
||
Комментарии учителя к учебному занятию или уроку |
- |
- |
- |
|
Учебно – информационное и техническое обеспечение учебного занятия |
||||
Учебно – информационное обеспечение |
Основная литература |
Дополнительная литература |
Интернет - ресурсы |
ЭОРы |
Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова . Русский язык, учебник 5 класс (2 часть), Москва, "Просвещение",2017 г. |
С.И. Львова, В.В. Львов. Русский язык. 5 класс. в 3 частях. Москва, "Мнемозина", 2008 г. |
Сайты Инфоурок и Открытый урок. |
www.uchportal. Учительский портал. Уроки, презентации, контрольные работы, тесты, компьютерные программы, методические разработки по русскому языку и литературе. |
|
Техническое обеспечение |
|
Дидактическая структура учебного занятия (урока) и его психолого – педагогическое обоснование |
|||
Этап урока |
Подэтап урока |
Организация педагогически целесообразного взаимодействия (описываются конкретные методы и приемы, которые использует учитель на каждом подэтапе урока) |
Психолого – педагогическое обоснование (представляется смысловая характеристика организуемого образовательного процесса с точки зрения его соответствия требованиям развития обучающихся на конкретной ступени общего образования и педагогической концепции, на которой основывается деятельность учителя) |
1.Мотивационно- ориентировочный |
1.1. Вхождение в контакт |
|
Создание комфортной психологической атмосферы урока |
1.2. Актуализация субъектного опыта обучающихся |
|
Переживание успешности практического действия, подтверждение значимости позиции ученика. |
|
1.3. Создание проблемной ситуации (конструктивного конфликта «знания – не знания», «умения – неумения», «понимания – не понимания» |
|
Создание проблемной ситуации – это новый поворот в уже знакомом материале, озадачивание. Разрыв непрерывности предметного действия, переживание невозможности дальнейшего движения требует обсуждения сложившейся ситуации. Выход из нее – определение задачи: «мы не знаем решения, но восстанавливаем путь, знаем, куда идти». Здесь возникает учебно-познавательный мотив, направляющий мыслительную деятельность обучающихся |
|
2. Операционно – исполнительский |
2.1. Целеполагание и планирование |
• Формулирование цели урока как прогностической модели ожидаемого результата • Построение ориентировочной основы учебной деятельности (план урока)
|
Непосредственная постановка ученика в позицию субъекта целеполагания и планирования путем конструирования цели и плана с помощью заданных алгоритмов, представляющих цель в виде гипотезы, предположения, контура, который будет уже в процессе деятельности обрастать “плотью” |
2.2. Поиск способа решения проблемной ситуации |
|
Осуществление данного этапа учебной деятельности связано с содержательным анализом предметного материала, который направлен на поиск и выделение в целостном предмете основного и генетически исходного отношения |
|
2.3. Выбор верного варианта решения, фиксация найденного способа |
|
Действие моделирования направлено на отделение содержания от формы с помощью знаково – символических средств представления этого содержания, что выступает существенным показателем понимания учащимися учебной задачи. В действии преобразования модели осуществляется переход от чувственного конкретного представления об исследуемом объекте к получению собственного знания о нем |
|
2.4. Отработка открытого способа в системе упражнений, конкретно-практических действий |
|
В психологическом плане на этом этапе происходит интериоризация способа деятельности, а также очерчиваются границы его применимости |
|
3. Рефлексивно – оценочный |
3.1. Ситуация контроля за выполнением учебных действий |
|
Установление адекватности выбранной системы действий условиям учебной задачи - учащиеся анализируют правильность и полноту реализуемых действий в ходе решения учебной задачи |
3.2. Ситуация оценки образовательных результатов |
|
Осмысление процесса решения учебной задачи, ее предметных оснований, а также своих способностей к осуществлению данного рода учебных действий, усвоения их принципов построения |
Сценарий проведения учебного занятия |
|||
Этап урока или другой формы УВП |
Подэтап урока или другой формы УВП |
Действия учителя (педагога) |
Действия обучающихся (примерные версии ответов) |
1.Мотивационно- ориентировочный |
1.1. Вхождение в контакт |
1 слайд. Добро пожаловать на урок. -Сегодня на уроке мы продолжим совершать открытия. Работа будет успешной, интересной, значимой для нас, если мы все вместе будем активны, внимательны, вежливы по отношению друг к другу. -Работать сегодня на уроке мы будем в парах, пожалуйста, помните и соблюдайте правила работы в парах.
|
Слушают учителя. Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку. |
1.2. Актуализация субъектного опыта обучающихся |
-Начать наш урок я хотела бы с пословицы: "Каждый день жизни прибавляет частичку мудрости". Как вы ее понимаете? - Вы знаете, что наши знания - это богатство, которое мы складываем в сундучок, а когда нужно, достаем и используем. Сегодня на уроке нам понадобится этот сундучок. А оценивать работу на уроке нам поможет оценочный лист. Вы будете оценивать каждое выполненное задание, а в конце урока мы подсчитаем ваши баллы и оценим работу на уроке. -Проведем небольшую орфографическую разминку. На доске слова с пропущенными буквами.
Молодежь, мяч. соловьи, трава, поздний, дорожка, брошюра. Устная работа со словами. -Какие орфограммы мы повторили при работе со словами?
|
Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем. - Каждый день мы узнаем что-то новое, видим что-то новое.
Выполняют упражнения, отвечают на вопросы.
-Употребление ь на конце существительных после шипящих, разделительный ь, проверяемые безударные гласные в корне слова, непроизносимые согласные в корне слова, проверяемые согласные в корне слова, буквы и, у, а после шипящих. |
|
1.3. Создание проблемной ситуации |
-Давайте вспомним правило проверки безударной гласной в корнях слов. -На карточке № 1 (Приложение 1) слова с пропущенными безударными гласными в корне слова. Давайте вставим пропущенные буквы и объясним их постановку.
В..лна, с..лить, в..здушный, ..кно, гр..за, скр..петь, гр..знуля, предл..гать, сл..жение.
|
-Нужно подобрать однокоренное слово, чтобы эта гласная оказалась под ударением.
Пытаются решить задачу известным способом. Фиксируют проблему. -Все слова с безударными гласными, которые можно проверить, а два слова с корнем -лаг- - -лож- мы не можем проверить. Не знаем как это сделать.
|
|
2. Операционно – исполнительский |
2.1. Целеполагание и планирование |
-Кто догадался, о чем же пойдет речь на уроке? Какова тема нашего урока? (Слайд 2) -Давайте запишем тему урока на доске и в тетрадях. -Какие задачи сегодня на уроке перед нами стоят? |
Буквы а-о в корне -лаг- - -лож-
-Мы должны научиться находить слова с корнями -лаг- - -лож- -Должны узнать, когда пишется в корне -лаг- - -лож- буква а, а когда буква о -Должны научиться составлять алгоритм применения на письме правила написания гласных а-о в корне -лаг- - -лож- -Тренироваться в написании слов с этой орфограммой
|
2.2. Поиск способа решения проблемной ситуации |
-Итак, ребята, я предлагаю вам разобраться, какое правило действует в корне –лаг- - -лож-, для этого нам нужно выполнить задание на карточке № 2. (Слайд 3)(Приложение 3)
-Выделите в словах корни. Распределите слова в два столбика. Выделите суффиксы после корня, подчеркните конечный согласный корня. Выявите закономерность.
Предлагать, предложить, слагать, сложение, прилагать, приложить.
Учитель фиксирует выдвинутые учениками гипотезы, организует их обсуждение. |
Выполняют задание на карточке № 2. Анализируют, доказывают, аргументируют свою точку зрения. |
|
2.3. Выбор верного варианта решения, фиксация найденного способа |
-Итак, ребята, к какому же выводу мы пришли по результатам выполненного задания? Что мы узнали о корне с чередованием –лаг- - -лож? -Предлагаю вам сформулировать правило написания гласных а-о в корне -лаг- - -лож-. -А теперь, ребята, сравните собственную формулировку с формулировкой учебника. (&84, стр.33). -Вспомним, что такое алгоритм? -Давайте составим алгоритм применения на письме правила написания гласных а-о в корне -лаг- - -лож-. 4 слайд. Физминутка. -А сейчас ребята давайте встанем и попробуем движениями рук, покачиваниями головы изобразить алгоритм применения на письме правила написания гласных а-о в корне -лаг- - -лож-.
|
-Если за корнем стоит суффикс –а-, то в корне пишется буква а. Если конечный согласный корня –г-, то в корне пишется буква а. -Если за корнем нет суффикса –а-, то в корне пишется буква о. Если конечный согласный корня –ж-, то в корне пишется буква о. Фиксируют в графические модели и буквенной форме выделенные связи и отношения. -Алгоритм - это совокупность последовательных шагов, схема действий. -1.Выделить корень 2.Выделить суффиксы после корня 3.Подчеркнуть конечный согласный корня 4.Выбрать гласную |
|
2.4. Отработка открытого способа в системе упражнений, конкретно-практических действий |
Составление словосочетаний. (Слайд 5) -Составьте с существительными из первого столбика и подходящими по смыслу глаголами из второго столбика словосочетания и запишите их. Объясните написание пропущенных букв.
Пол..жение изменить Изл..жение высказать Сл..гаемое закончить Предпол..жение просклонять Прил..гательное уменьшить Сл..жение произвести
Соблюдение морфологических норм при образовании видовой пары положить-класть. (Слайд 6) Давайте проспрягаем глаголы положить и класть. И составим с этими глаголами словосочетания.
Составление предложений с данными словосочетаниями. (Слайд 8-14) -Составьте предложения с данными словосочетаниями. Объясните написание пропущенных букв.
Отл..жить газету Предл..гать чашку чая Уютно распол..житься Ул..жить куклу
-
|
Осуществляют учебные действия по составленному алгоритму.
Участвуют в обсуждении содержания материала, проводят коллективное исследование, составляют словосочетания.
Применяют новый способ. Строят рассуждения. Составляют предложения. Объясняют написание пропущенных букв.
-Дедушка отложил газету в сторону. -Дочка уложила куклу в кровать. -Мама предложила чашку чая.
|
|
3. Рефлексивно – оценочный |
3.1. Ситуация контроля за выполнением учебных действий |
Выполнение теста. (Приложение 2,3). (Слайды 11-17)
А1.Укажите слово с чередующейся гласной в корне. 1.под..вилась 2.вкл..нилась 3.прил..гать 4.нап..сал А2.Укажите слово, в котором пропущена буква А. 1.предл..жение 2.пол..гаться 3.изл..жение 4.предл..жить А3.Укажите слово с орфографической ошибкой. 1.возлагать 2.слагать 3.возложение 4.слажение А4.Найдите лишнее слово. 1.изл..гать 2.л..жный 3.изл..жение 4.распол..гаться А5.Укажите слово с грамматической ошибкой. 1.поклади в сумку 2.сложи в портфель 3.разложи товар 4.отложи в сторону
|
Каждый ученик получает тест и выполняет его.
Меняются тестами в паре, проверяют друг друга и оценивают:
Выполнено 5 заданий - 5 4 задания - 4 3 задания - 3 2 задания - 2 |
3.2. Ситуация оценки образовательных результатов |
Самооценка результатов деятельности. (Рефлексия) (Слайд 15) -Какую цель ставили при изучении темы урока? -Какую главную проблему решали на уроке?
-Какие формы работы вы применяли? -Какие из них вам более помогли в работе? -Какие выводы сделали, изучая тему? Что узнали нового? -Какие задания на уроке вам понравились больше всего? -Как бы вы оценили свою работу на уроке? Работу своей пары? Заполните оценочные листы.
Домашнее задание (Слайд 16) Упражнение 450: Опищите рисунок, употребляя глаголы с корнем -лаг- - -лож: отложить, предлагать, располагаться, расположиться, уложить. -У кого-то получатся просто предложения, кто-то составит связный текст и придумает к нему заголовок. -Выписать из словаря значение слова ПОЛОГ.
-Молодцы, ребята. Сегодня на уроке мы выполнили много интересных заданий . Работа наша была успешной, интересной, значимой как для вас, так и для меня. Спасибо за урок! (Слайд 17) |
-Узнать, как пишется корень -лаг- - -лож
-Не все слова с безударными гласными в корне слова можно проверить с помощью проверочных слов. -Фронтальная работа и работа в парах
-Я узнал... -Я никогда не ошибусь... -Я научился... |