Урок русского языка в 6 классе «Безличные глаголы»
Технологическая карта урока русского языка
Автор урока | Капинос Людмила Ивановна |
Предмет | Русский язык |
Класс | 6 |
Авторы УМК | Ладыженская, Шанский |
Изучаемый раздел | «Глагол» |
Тема урока | «Безличные глаголы» |
Цель урока Образовательная: | Узнать признаки безличных глаголов |
Развивающая: | Обучение анализировать, сравнивать, доказывать; развитие качества личности (активность, коммуникабельность); формирование навыков самоконтроля и самооценки деятельности. |
Воспитательная: | Привитие интереса к предмету, любви к русскому языку, воспитание чувства прекрасного |
УУД: | Формирование / развитие регулятивных УУД - развитие навыка постановки цели и задач урока в совместной деятельности с учителем; - развитие навыка контроля учебного времени, отведенного для выполнения практического задания. Формирование / развитие коммуникативных УУД - развитие умения владения монологической речью по объяснению теоретического материала; - формирование навыков учебного сотрудничества при работе в группах; - развитие умения формулировки собственного мнения. Формирование / развитие познавательных УУД - формирование навыка формулировке вывода на основе полученных данных; - формирование умения давать определение понятию «безличный глагол»; - развитие умения сравнивать информацию, полученную из различных источников; - развитие умения объяснения наблюдаемых понятий в ходе работы коллективной, парной. |
Вид учебного занятия | Урок открытия нового знания |
Демонстрационный материал | Электронный тест на тему «Безличные глаголы»; возможна презентация |
Предмет: русский язык
Возрастная группа учащихся: 6 класс.
Тема урока: Безличные глаголы.
Ход урока:
Этапы урока | Цель | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Этап мотивации | Создание условий для внутренней готовности включения в деятельность. | Приветствие Проверка готовности к уроку. | Приветствуют, Записывают число, классная работа. |
II. Блиц-опрос (на актуализацию изученного) | Осознание учащимися потребности к построению учебных действий | Игра ДА-НЕТка Глагол- сам. часть речи? Она обозначает признак предмета? Отвечает на вопросы что делать? Что сделать? У глагола два вида? У глагола бывает два времени? Он спрягается? У глагола можно определить падеж? У глагола есть лицо? У глагола три наклонения? | Записывают в тетради верные утверждения. Записывают букву ряда с правильным ответом. Производят самопроверку по образцу. Называют виды орфограмм, над которыми работали. |
III. Постановка проблемного вопроса урока. | Столкновение с затруднением. Анализ учащимися возникшей ситуации, выявление места и причины затруднений. | Ученики проводят наблюдение над глаголами, написанными на доске: Составьте предложения по опорным словам- НЕ СПИТ…. СМЕРКАЕТСЯ… НЕЗДОРОВИЛОСЬ… -Не получилось? Почему? -Как могут называться глаголы, действие которых совершается без помощи действующего лица? - Какие это глаголы? - Каким способом образовано слово «безличные»? - Сформулируйте тему урока. - Дайте определение понятию безличный глагол. | Производят наблюдение над морфологическими признаками глагола. Проводят лингвистический эксперимент. Формулируют определение понятия «безличный глагол». |
IV. Построение проекта выхода из затруднения | Постановка целей учебной деятельности | -Сформулируйте цель урока. - На какие вопросы надо получить ответы, чтобы решить проблемный вопрос? - Сформулируем задачи урока - Планируемый результат? | Формулируют проблемный вопрос и задачи урока. |
Претест. Поставьте себе прогностическую оценку…хватает ли нам знаний для успешного выполнения теста? (нет) | | ||
V. Осмысление. Работа в группах | Построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять. | Что нам необходимо сделать, чтобы достичь результата? Где будем брать информацию? В каком виде ее представлять? Как организуем свою деятельность- по группам, в парах или индивидуально? Работа в группах. Правила работы в группе: 1.Работа с учебнонаучным текстом на извлечение новой информации о безличных глаголах. - Что обозначают безличные глаголы? 2. Извлечение информации для составления кластера 3. Работа по тексту на карточках 4. Консультанты работают у доски На столах- карточки контроля. | Читают учебно-научный текст и извлекают новую информацию. Заполняют и озаглавливают таблицу. Переводят знаковую информацию в текст. Извлекают новую информацию Отвечают на поставленные вопросы. |
VI. Этап первичного закрепления с проговариваем во внешней речи. | Усвоение учащимися нового способа действия. | Представление у доски кластера. Объяснение, Сравнение с результатом на местах, Обсуждение, дополнение информации у себя -Что нам дает эта схема? Где пригодится? (рефлексия деятельности, связь с жизнью) | Составляют связный текст на основе полученной из таблицы информации. Обсуждают в парах. |
Физкульт минутка | | Встают из-за парт. Динамическая пауза | Выполняют под музыку физминутку. |
Первичное закрепление | | Упр 571 стр 132 - Назовите сказуемое в предложениях. - Укажите предложения с личными глаголами. | Анализируют предложения, |
VII. Этап самостоятельной работы. Контроль | Применение новых знаний. | Тест. Ретроспективная оценка. Сравнение с прогностической Работа с карточкой контроля | |
VI. этап рефлексии учебной деятельности. | Самооценка учащимися результатов своей деятельности | - Достигли ли мы цели урока? - Как вы думаете, используя полученные знания, мы можем теперь использовать безличные глаголы в своей речи? - Что является главным средством выразительности в тексте Безличные предложения широко распространены в художественной литературе. Употребление безличных конструкций позволяет описать состояния, придать действию особый оттенок легкости (мне говорится - мне легко говорить) и, наконец, выделить при необходимости само действие. Ты бродил. И так хотелось, Не спалось и не сиделось. Чтоб меня ты вспомнил вдруг. Ни на что мне не гляделось. Не пилось мне и не елось, Лишь на твой заречный луг… М. Исаковский | Дают ответы. |
VII. Домашнее задание | | Базовый - упр 575 Повышенный - упр 574 | Записывают домашнее задание |
VIII. Заключение. Выход на метапредметный уровень | | Всего вам доброго! Спасибо за урок! | |
Селиванова Галина Геннадьевна