Рабочая программа литературного кружка «Час чтения» для 1 класса
Пояснительная записка.
Рабочая программа литературного кружка «Час чтения» для 1 класса составлена на основе Федерального образовательного стандарта начального общего образования, примерной программы начального общего образования и авторской программы учителя начальных классов МАОУ многопрофильного лицея № 20 Река Татьяны Серафимовны.
Современная школа переживает новый этап своего развития. Перед учителем начальных классов стоит задача построить учебно-воспитательный процесс таким образом, чтобы общество получало высококультурных, глубоко нравственных и социально активных граждан, для которых умение и стремление учиться должны стать устойчивыми качествами личности. Это не может быть достигнуто без серьёзной работы учащихся с первых дней обучения не только с учебником, но и с детскими книгами из доступного круга чтения. Еще совсем недавно ценность книги и чтения у нас была неоспорима. Но сегодня ситуация выглядит иначе. Картина массового чтения, его престиж, читательские пристрастия и привычки существенно изменились. В наш век научно-технического прогресса, где господствует телевидение, компьютеры и видеоигры, дети потеряли интерес к чтению. Мы наблюдаем:
изменение характера чтения;
преобладание «делового» чтения над «свободным»;
возрастание числа учащихся, ограничивающихся чтением литературы только по школьной программе;
в настоящее время нет официального урока внеклассного чтения, работа с книгой введена в структуру уроков литературного чтения.
Проблема формирования правильного сознательного, беглого и выразительного чтения волнует каждого учителя, поскольку чтение играет очень важную (если не доминирующую) роль в образовании и развитии личности ребенка.обеспечивать интенсивное совершенствование чтения учащихся через освоение «смыслов» литературного текста; открывать разные способы понимания художественного текста как произведения искусства слова для развития творческих и коммуникативных способностей ребенка; воспитывать культуру восприятия текста; стимулировать потребность ребенка в творческом чтении.Данная программа актуальна, потому что недостаточно ребенка научить бегло читать, анализировать художественный текст коллективно, под руководством взрослых, главное -- это привитие любви к чтению, потребности общения с литературными героями, а это возможно в том случае, когда ребенок имеет возможность самостоятельного формирования себя как грамотного читателя. А для этого учитель доверяет ему самому разобраться в тайнах тех произведений, которые специально подобраны.
Для решения данной проблемы создана программа литературного кружка «Час чтения» для учащихся 1 – 4 классов в рамках внеурочной деятельности по ФГОС.
Программа нацелена на решение следующих задач:
формировать потребность в постоянном чтении книг, развивать интерес к литературному чтению, творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства;
развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;
расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребенка;
обеспечивать развитие речи учащихся и активно формировать навыки чтения и речевые умения;
работать с различными типами текстов;
создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений.
Цель программы: создание условий для привития учащимся любви к чтению через организацию самостоятельного чтения, стимулирование потребности чтения и значимости формирования грамотного талантливого читателя.
Цель реализуется через решение следующих задач:
Познакомить со списком книг, рекомендованных для самостоятельного чтения. Обсуждение сроков.
Составить индивидуальный план чтения.
Организовать посещение городской библиотеки.
Составить план для написания отчета по прочитанным произведениям.
Фиксировать результаты самостоятельной работы по чтению в «Читательском дневнике».
Организовать мероприятия по подведению итогов самостоятельной работы.
Этапы работы по программе:
Подготовительный.
Самостоятельное чтение.
Рефлексивный.
Итоговый.
Формы работы:
1. Экскурсия в библиотеку.
2. Презентация прочитанной книги.
3. Выставка прочитанных книг.
4. Викторина.
5. Читательская конференция.
6. Конкурс иллюстраций к любимой книге.
7. Драматизация отрывков из книг.
8. Литературный ринг.
9. Сочинение
10. Праздники читательских удовольствий.
11.Родительские собрания совместно с учащимися и др.
Сроки реализации дополнительной образовательной программы
Дополнительная образовательная программа «Час чтения» рассчитана на 4 года обучения, по 30 – 32 учебных часа в год.
Содержание и методические рекомендации
1. Круг чтения.
2. Работа с детской книгой (УУД)
Круг чтения от класса к классу постепенно расширяет читательские возможности детей и их знания об окружающем мире, о своих сверстниках, об их жизни, играх, приключениях, о природе и ее охране, об истории нашей Родины, помогающие накоплению социально-нравственного опыта ребенка, обретению качеств «читательской самостоятельности».
При обучении детей чтению их знания должны пополниться и элементарными
понятиями литературоведческого характера: простейшими сведениями об авторе – писателе, о теме читаемого произведения, его жанре, особенностях малых фольклорных жанров (загадка, прибаутка, пословица, считалка). Дети получат первоначальные представления об изобразительных и выразительных возможностях словесного искусства (о «живописании словом», о метафоре, сравнении, олицетворении, ритмичности и музыкальности стихотворной речи).
Занятия кружка нацелены на развитие коммуникативности ребенка,
умение вести диалог, участвовать в беседе, слушать и дополнять товарищей, высказывать суждения и доказывать их правоту. При этом необходимо сохранять доброжелательный тон, эмоциональный характер речи, упражняясь во владении литературными нормами родного языка.
Круг чтения: художественная и научно-популярная литература, произведения для самостоятельного чтения учащихся про себя и выборочного перечитывания вслух, стихи, рассказы, сказки о Родине, о детях, о подвигах, о животных и растениях, о приключениях и волшебстве, книги писателей родного края.
Работа с детской книгой: ориентировка в книге, умение различать основные элементы книги, определение содержания по названию (автор, заглавие), умение дать правильный ответ, о ком или о чем прочитанная книга. Ориентировка в группе книг, определение темы чтения, выбор книг по заданным признакам, по рекомендательному плакату и книжной выставке. Закрепление навыка коллективного воспроизведения прочитанного по вопросам учителя. Нравственная оценка ситуаций, поведения и поступков героев. Умение соотносить фамилии авторов с их книгами. Закрепление положительного отношения к самостоятельному чтению детских книг на уроке и во внеурочное время, самостоятельное разучивание игр из книг-сборников, участие в подготовке выступления на утреннике, умение содержать в порядке классный уголок чтения.
Содержание и методические рекомендации
Основу программы составляет литературное развитие младшего школьника, развитие грамотного читателя и личности в целом. Ключевым моментом программы является организация процесса чтения таким образом, чтобы развивающаяся личность младшего школьника ощущала значимость данного вида деятельности, общественное признание достигнутых результатов, а в последствии испытывала потребность в чтении, как источнике саморазвития.
Существенным моментом реализации программы является её запуск, который во многом определяется педагогическим мастерством учителя и владение им приемами и формами работы по внеклассному чтению. Мотивационной определяющей на этом этапе является желание учащихся представить результаты своей деятельности перед классом в виде презентации прочитанной книги или составленного по ней отчета, иллюстрации. На подготовительном (1) этапе учащиеся знакомятся со списком книг, рекомендованных для чтения, сроками, с этапами читательской деятельности, формами анализа и представления достижений. Далее учащиеся выясняют, что из рекомендованного есть в домашней библиотеке, составляют индивидуальный план порядка чтения книг. Определяется дата посещения городской библиотеки, где выясняется, какие книги можно будет взять там. Также второклассники представляют составленный план чтения в классе друг другу для того, чтобы можно было обменяться книгами по мере их прочтения. Некоторые произведения ребята с помощью родителей находят на библиотечных сайтах Интернета.
Этап самостоятельного чтения (2) предполагает общение читателя с художественным текстом, ведение диалога с автором через составление вопросов по прочитанной книге. Этот этап неразрывно связан со следующим - рефлексивным.
Рефлексивный этап (3) включает обмен впечатлениями по прочитанному произведению с одноклассниками на занятиях, которому отводится 5-7 минут занятия. Учащиеся объединяются в группы, в зависимости от прочитанной книги, задают подготовленные вопросы друг другу, высказывают мнение относительно оценке героев, главной мысли произведения. Результаты своей работы по чтению и осмыслению художественных произведений учащиеся самостоятельно фиксируют в «Читательском дневнике». Один раз в месяц на уроке-рефлексии целесообразно проводить праздники читательских удовольствий. Он предполагает следующие виды деятельности: зачитывание отрывков из прочитанных книг, выставка прочитанных книг и иллюстраций, драматизация, викторина и др.
Итоговый этап (4) является одновременно и заключительным, и мотивирующим на дальнейшую деятельность. Он предполагает огромную подготовительную работу и может иметь разные формы выражения. Наиболее приемлемыми являются читательская конференция или презентация достижений читателя на совместном с учащимися родительском собрании. При подготовке этих мероприятий учащиеся могут распределяться на творческие группы, каждая из которых выбирает, что будет представлять и как. Возможные варианты: подготовка вопросов для литературного ринга, художественное оформление (выставка книг, иллюстраций к произведениям и др.), подготовка и драматизации отрывка из произведения по выбору, творческая работа (отзыв, сочинение по произведениям, литературный журнал, презентация). Итоговый этап предполагает приглашение гостей - библиотекаря, администрации, родителей, учащихся и учителей из других классов. Необходимо продумать награждение лучших читателей (или групп) в виде дипломов, грамот, благодарностей. Материалы (продукты) этих марафонов могут стать как результативной, так и процессуальной составляющей "Учебных портфолио" учащихся.
Ожидаемые результаты реализуемой программы
Предложенная программа предполагает зарождение у учащихся:
потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя;
умений эмоционально отзываться на прочитанное, высказывать свою точку зрения и уважать мнение собеседника;
учебной самостоятельности и познавательного интереса;
умения вести диалог в различных коммуникативных ситуациях, соблюдая правила речевого этикета, участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения;
умений передавать содержание текста по плану, составлять небольшие тексты;
умений работать с алгоритмами основных учебных действий по анализу и интерпретации художественных произведений;
понимания и значимости работы в группе.
Программа ориентирована на чувства, образы и мысли детей, возникающие у них на занятии. Процесс работы с произведением – это обобщение, поиски и открытия истин, сотрудничество по схеме ученики – учитель – автор. Неиссякаемым источником для речевого, интеллектуального и нравственного развития детей должен стать язык произведений нашей классики.
Ожидаемые результаты (личностные и метапредметные компетенции).
Ученик должен «уметь»:
искать:
опрашивать окружение;
консультироваться у учителя;
получать информацию;
думать:
устанавливать взаимосвязи между прошлыми и настоящими событиями;
критически относиться к тому или иному высказыванию, предложению;
уметь противостоять неуверенности и сложности;
занимать позицию в дискуссиях и вырабатывать свое собственное мнение;
оценивать произведения искусства и литературы;
сотрудничать:
уметь работать в группе;
принимать решения;
улаживать разногласия и конфликты;
договариваться; разрабатывать и выполнять взятые на себя обязанности;
приниматься за дело:
включаться в самостоятельную, групповую или коллективную работу;
организовать свою работу;
адаптироваться:
использовать новые технологии информации и коммуникации;
стойко противостоять трудностям; находить новые решения.
Кроме того, необходимо систематическое наблюдение за воспитанниками в течение учебного года, включающее:
результативность и самостоятельную деятельность ребенка,
активность,
аккуратность,
творческий подход к знаниям,
степень самостоятельности в их решении и выполнении и т.д.
Используемая литература
Гостимская Е.С. Внеклассное чтение. М., 2005.
Журнал «Начальная школа» , 2010-2013 гг.
Круг чтения(что читать дошкольникам и младшим школьникам). Рекомендательный указатель детской литературы. Фонд русский мир. Русская школьная библиотечная ассоциация. Москва.
Кузнецова Н.И., Мещерякова М.И., Арзамасцева И.Н. Детские писатели (справочник для учителей и родителей) М.: Баласс, 1995
Светловская Н.Н., Джежелей О.В. Внеклассное чтение во 2 классе. М.: Просвещение,1983
№ | Темы | Кол-во часов | Цели | Задачи | Формы проведения | | Место проведения | Планируемые результаты | Примечание | ||
| Межпредмет. | Внеурочн. | | ||||||||
1 четверть (6 ч.) | |||||||||||
1 | Вводное занятие | 1 | Познакомить с понятием «внеклассное чтение» | Уметь осознавать роль языка и речи в жизни людей | Круглый стол | | Вн/з | Класс | Знакомиться друг с другом, с учителем; тренировать память, внимание, запоминать имена, движения, позы | | |
2 | Стихи А. Барто | 1 | Познакомить с произведением, обучать правильному выразит.чтению | Учить анализировать произведение | Учебный фильм | | Вн/з | Класс | Уметь читать стихотворение по строфам, производить лексическую работу с непонятными словами | | |
3-4 | Сказки русских писателей | 2 | Познакомить с высказываниями из сказок русских писателей | Воспитывать уважение к старшим и внимательное отношение к др. людям | Презентация | | Вн/з | Класс | Уметь читать и анализировать прочитанное | | |
4-5 | Библиотечный урок (библ. №2) | 1 | Развивать творческие способности, речь, память, мышление. | Развивать умение ориентироваться в прочитанных произведениях | Практическое занятие | Окр. мир+ технология | | Библиотека | Уметь создавать словесную картину | | |
6 | Стихи русских поэтов об осени. | 1 | Познакомить с лирическими стихотворениями разных поэтов, посвящённых одной теме | Развивать память, речь, мышление | Презентация | | Вн/з | Класс | Уметь комментировать прочитанное, играть в группах, в парах. | | |
2 четверть (8 ч.) | |||||||||||
7 | Стихи С. Михалкова | 1 | Познакомить с произведениями С. Михалкова | Учить понимать характер героев, развивать воображение, речь, память | Презентация | | Вн/з | Класс | Уметь правильно и выразительно читать стихи | | |
8 | Стихи К. Чуковского | 1 | Познакомить спроизведениям писателя | Прививать любовь к животным | Круглый стол | | Вн/з | Класс | Уметь создавать словесную картину, уметь читать стихотворение по строфам, выбирать и обосновывать нужную информацию | | |
9 | Библиотечный урок (библ. №2) | 1 | Развивать творческие способности, речь, память, мышление | Воспитывать уважение и внимательное отношение к др.людям | Игра-самоделка | Окр. мир+ технология | | Библиотека | Уметь комментировать прочитанное, играть в группах, в парах. | | |
10- 12 | Рассказы о природе (Пришвин, Сладков, Бианки) | 3 | Познакомить спроизведениям писателей | Сравнивать произведения разных авторов, посвящённые одной теме | Презентация, Круглый стол | | Вн/з | Класс | Уметь работать с иллюстрациями, отвечать на вопросы, высказывать собственное мнение. | | |
13 | Библиотечный урок (школьная б-ка) | 1 | Прививать интерес к устному народному творчеству | Учить детей читать по ролям | Игра | Окр. мир | | Библиотека | Уметь комментировать прочитанное, играть в группах, в парах. | | |
14 | Современные детские журналы | 1 | Познакомить с разнообразием детских познавательных журналов | Развивать интерес к чтению | Презентация | Библиотечный урок | | Библиотека | Уметь анализировать содержание журнала, презентовать любимый журнал. | | |
3 четверть (12 ч.) | |||||||||||
15 | Стихи о зиме | 1 | Познакомить с лирическими стихотворениями разных поэтов, посвящённых одной теме | Развивать память, речь, мышление | Конкурс чтецов | | Вн/з | Класс | Уметь выбирать произведения по данной теме. | | |
16- 17 | Рассказы В. Осеевой о детях | 2 | Познакомить с произведениями Осеевой | Развивать воображение, речь, память | Круглый стол | | Вн/з | Класс | Уметь анализировать чтение, фантазировать | | |
18 | Библиотечный урок (библ. №2) | 1 | Развивать творческие способности, речь, память, мышление | Уметь высказывать суждения о дружбе, друзьях, правилах общения | Чтение литературных произведений | Окр. мир | | Библиотека | Уметь читать и анализировать прочитанное | | |
19 | Рассказы о защитниках Отечества | 1 | Познакомить с произведениями разных писателей, посвящённых одной теме | Прививать любовь к Родине | Учебный фильм | | Вн/з | Класс | Уметь выступать перед зрителями | | |
20- 21 | Рассказы Н. Носова о детях | 2 | Познакомить с произведениями писателя | Развивать умение прогнозировать содержание произведения, понимать мысли автора | Презентация | | Вн/з | Класс | Уметь инсценировать прочитанное. | | |
22 | Библиотечный урок (библ. №2) | 1 | Развивать творческие способности, речь, память, мышление | Анализировать текст, делить его на части | Мини-исследование | Окр. мир | | Библиотека | Уметь комментировать прочитанное | | |
23 | Стихи о маме | 1 | Познакомить с произведениями разных писателей о маме | Воспитать уважение к своим родителям | Конкурс чтецов | | Вн/з | Класс | Уметь создавать словесную картину, уметь читать стихотворение по строфам, выбирать и обосновывать нужную информацию | | |
24 | Мамы и мы. Урок-отчёт | 1 | Выражать свои творческие способности | Воспитать уважение к своим родителям | Выставка детских рисунков | | Вн/з | Класс | Уметь выразительно читать, выступать перед зрителями | | |
25 | Комиксы | 1 | Учить понимать юмор | Развивать умение анализировать юмористические произведения | Практическое занятие | | Вн/з | Класс | Знать современный графически-повествовательный жанр – комикс, уметь их составлять | | |
26 | Библиотечный урок (библ. №2) | 1 | Развивать творческие способности, речь, память, мышление | Развивать воображение, речь, память | Практическое занятие | Окр. мир+ технология | | Библиотека | Уметь комментировать прочитанное | | |
| 4 четверть (5 ч.) | | | | | | | | | ||
27 | Русские народные сказки. Бытовые сказки | 1 | Познакомиться с русскими народными сказками | Учить соотносить иллюстрацию с содержанием текста | Презентация | | Вн/з | Класс | Уметь выразительно читать и вести беседу о прочитанном | | |
28 | Библиотечный урок (библ. №2) | 1 | Выражать свои творческие способности | Развивать память, речь, мышление | Чтение литературный произведений | | | Библиотека | Уметь выразительно читать, выступать перед зрителями | | |
29 | Русские народные сказки. Сказки о животных | 1 | Познакомить с произведениями устного народного творчества | Привить интерес к произведениям фольклора | Выставка картин о животных | Окр. мир | Вн/з | Класс | Уметь читать и комментировать прочитанное, уметь отвечать на вопросы по прочитанному | | |
30 | Библиотечный урок | 1 | Выражать свои творческие способности | Развивать память, речь, мышление | Выпуск стенгазеты | Окр. мир+ технология | | Библиотека | Уметь выразительно читать, выступать перед зрителями | | |
31 | Русские народные сказки. Волшебные сказки | 1 | Познакомить с произведениями устного народного творчества | Привить интерес и любовь к русскому народному творчеству | Защита учебных проектов | | | класс | Уметь анализировать сказки, находить их особенности | |