Конспект урока «Частицы» (Русский, 7 класс)
7 класс _____________________________________________________________
Тема урока: Частицы.
Цель урока: 1.Образовательная.
Используя разные методы, прививать учащимся любовь к Родине, к родному краю, к природе.
2.Развивающая.
Развивать творческую и познавательную активность учащихся.
3.Воспитательная.
Воспитывать у учащихся чувства гуманизма, патриотизма, бережного отношения к природе, а также чувства коллективизма, взаимоподдержки и взаимовыручки.
Пословицы и поговорки из книги «Источник мудрости».
Методы: интерактивный
Тип урока: комбинированный
Оборудование: таблицы
Ход урока:
1.Организационный момент.
Перекличка.
2.Опрос. Повторение.
3.Новая тема. Частицы.
Частица – это служебная часть речи, которая придаёт словам и предложениям
различные смысловые и эмоциональные оттенки или служит для образования новых форм слова и наклонений глагола.
Например: Что за прелесть, эти сказки!
Кто-нибудь, читал бы…
По своему значению частицы делятся на несколько разрядов. Наиболее употребляемыми являются:
вопросительные частицы – а, что, разве, неужели, ли;
указательные частицы – вон, вот, это, то;
усилительные частицы – даже, уж, же, ведь, да и, ни.
Например: Разве ты не ходил в лес?
Даже я видел весенний лес! Вот и наш
лес.
Частицы -кое, -то, -либо, -нибудь, -ка,
-с, -таки пишутся через дефис: кто-то,
кое-как, чей-нибудь, как-нибудь и др.
Частицы же (ж), бы (б), ли (ль) пи-
шутся раздельно.
Например: Он же говорил. Ходил
ли он в лес?
Частицы не и ни являются отрица-
тельными. Эти частицы с различными
частями речи пишутся раздельно. В слу-
чае, если не и ни являются приставками,
то они со словами пишутся слитно (кроме
косвенных падежей отрицательных ме-
стоимений). В некоторых случаях не вхо-
дит в состав корня (негодование, нелепый,
негодовать и др.).
Например: Дождь не утихал. Не жалеть
ни сил, ни времени. Говорить неправду
(не – приставка); книга неинтересная;
никогда и др.
Спишите предложения. Подчеркните частицы. Сравнивая эти предложения с текстом, скажите, выражают ли частицы дополнительные оттенки значения?
1. Именно на третьем году от рождения Бима, Иван Иваныч познакомил его с лесом. 2. Это было интересно даже собаке. 3. Что за прелесть! Как раз в лесу – совсем иное дело. 4. Вот и деревья казались живыми. 5. Даже его ботинки шуршали. 6. – Неуже-
ли не поймёшь? – догадывался Иван Иваныч. 7. Они
шли рядом, только присматривали друг за другом.
Составьте предложения с частицами:
разве, неужели,
даже, вон, вот.
Спишите, раскрывая скобки.
1. Тогда (то) остановились они где (то) на широкой поляне.
2. Кто (то) прошуршал по лесу и притих.
3. Шли долго (ли), далеко (ли), но вот, наконец и вышли на поляну.
4. Какая (то) птица летела вверху и изредка выкрикивала.
5. Чему (же) радуется хозяин? Где (же) ответ?
4.Словарная работа.
Обьясните значения этих слов.
Орешник
Интонация
5.Закрепление.
Вопросы и задания:
Расскажите что вы знаете о частицах.
6.Задание на дом.
Частицы. Спишите. Подчеркните частицы и определите, к какому разряду они относятся?
1. Вот и вечерняя заря началась. 2. Разве листва под ногами была мягкая? 3. Неужели следы пахли сильнее? 4. Даже ветви слегка зашумели. 5. Ведь за каждым деревом скрывалось таинственное.
7.Итог урока.