Урок литературы в 7 классе на тему «Человечность» собак и бесчеловечность людей»
Конспект урока по родной литературе на тему «Человечность» собак и бесчеловечность людей» (по рассказу С.П.Кучеренко «Собаки тоже плачут»).
Цель:
Ученик научится понимать роль эпизодов в рассказе. Ученик получит возможность извлекать нравственные уроки из художественного произведения.
Задачи:
Организовать работу в группах.
Организовать создание интеллект-карт.
Организовать работу с эпизодами текста.
Проанализировать название рассказа
Организовать составление письменного ответа
Организовать составление синквейна
Ход урока
Эпиграф:
И разве человек – не самое свирепое во всем мире животное?
Организационный момент.
Учитель: В литературе немало произведений о собаках. Вспомните, какие из них вы читали? (А.П. Чехов “Каштанка”,”Белолобый”, А. Куприн “Белый пудель”,Рассказы Э.Сетона- Томпсона, “Снап”, Д. Лондон “Белый клык”, Л. Андреев “Кусака”).
Учитель: Сегодня мы познакомимся с писателем-дальневосточником С.П.Кучеренко. Биолог-охотовед по образованию он много путешествовал по Хабаровскому краю. В своём творчестве он стремился показать своеобразие родного края, повадки зверей и птиц, а также поведать об острейших проблемах взаимоотношения человека и животных.
Учитель: Как вы понимаете слова С.П.Кучеренко: «Природа совершенно необходима человеку, потому что он является ее одухотворенной частицей»? (ответы учащихся)
Слово об авторе (подготовленный ученик)
Первые научно-популярные очерки «о братьях наших меньших» появились в журнале «Юный натуралист». Затем вышла книга «Звери у себя дома». Позже С.П.Кучеренко стал публиковать произведения для самого широкого круга читателей - путевые заметки, рассказы, зарисовки с натуры. Читатели с интересом встретили и восприняли такие материалы, как «Пять дней по следу тигра», «В снегах Сихотэ-Алиня», «Лесные трагедии» и другие произведения. Особый отклик в сердцах читателей встретил сборник «Собаки тоже плачут».
Учитель: Сегодня мы проанализируем рассказ «Собаки тоже плачут», который входит в одноименный сборник.
Сообщение темы. Постановка целей урока учащимися. Готовность к уроку иллюстрируют сигнальными карточками.
Литературный ринг (на знание текста рассказа)
От лица кого ведется повествование? (от лица мальчика).
В какое время происходит действие рассказа? (послевоенное «голодное» время)
Какая кличка была у собаки? (Ваня)
Почему герой любил собаку? (Ваня помогал ему рыбачить, был свидетелем многих открытий ребенка)
Как умер Ваня? (в него выстрелил бывший хозяин, охотник).
3. Исследовательская работа с текстом. Работа в группах.
1 группа работает с темой «Быт послевоенного времени в деревне».
2 группа работает с темой «Какие открытия сделал рассказчик вместе с Ваней».
3 группа работает с темой «Человеческие» поступки собаки».
Итогом работы каждой группы должна быть интеллект – карта, которую дети презентуют.
Примерное содержание интеллект-карт каждой группы.
1 группа должна отметить, что многие семьи сами голодают, потому не берут к себе брошеного Ваню. Хлеб выдают по карточкам. Колхозы постепенно восстанавливаются, люди работают вместе на полях. Дети помогают как могут. Ходят на сенокос, рыбалку.
2 группа должна отметить, как рассказчик вместе с Ваней следят за нерестом щуки, наблюдают за брачной порой серебряного карася, анализируют повадку сомов, косаток, лещей, угрей, змееголова. Ваня всегда был рядом, находил нересты рыб, улавливал подозрительные звуки.
3 группа должна проанализировать, как в самые голодные периоды Ваня никогда не крал еду, спас молодого хозяина от змееголова и не простил охотников, которые его бросили.
Анализ эпизодов и проблемный вопрос.
Учитель: на слайде даны эпизоды, раскройте смысл каждого из них.
«Часто рядом с вымученной мордой проносили хлеб. Ване было проще простого слизнуть булку, но он был слишком порядочным псом. В глазах оказывалось больше влаги и даже зарождались слезы» (Эти слова говорят о том, что собаки все чувствуют и тоже умеют плакать, но Ваня был слишком честным, чтобы украсть).
«Мною командовали все кому не лень, я же повелевал одним Ваней. Но имея одного умного доброго подчиненного, можно легко сносить бесцеремонные приказания дюжины начальников» (Эти слова говорят о том, что Ваня признал в мальчике своего хозяина, они понимали, любили друг друга. Рассказчик меньше переживал из-за неприятностей, потому что у него был Ваня).
«Зачем в рассказе о собаке я отвлекаюсь в сторону своих мальчишеских открытий тайн странной рыбы? (Эти открытия были невозможны без Вани. Он был участником всех событий, помогал рассказчику, искал мальков, чувствовал интересы героя).
«Рекс, ко мне! Рекс! Подумаешь, не может простить псина хозяина. Тоже мне гордец» (Настоящая кличка Вани – Рекс. Он не простил охотникам то, что они его бросили).
«Ваня и погибая не потерял своего достоинства. Слыша мой рев, он как бы успокаивал меня все понимающим взглядом больших, полных слез, каштановых глаз: Ничего мол, всё пройдет и забудется… Только в этих плачущих глазах, было так много печали». (Ваня погиб. Совершенно безнаказанно, ни за что. Умирая, он переживал за своего маленького хозяина, потому что жестокий охотник не просто выстрелил в Ваню, он пнул ногой мальчика, когда тот пытался Ваню спасти. Собака Ваня оказался намного человечней, чем охотник).
Как вы понимаете смысл эпиграфа к нашему уроку «И разве человек – не самое свирепое во всем мире животное?» (Люди бывают очень жестоки, намного свирепее, чем самые страшные звери. Из-за своих обид или желаний люди готовы пойти на что угодно).
Учитель: Как вы понимаете смысл названия рассказа? (Ваня обладал такими моральными качествами, как верность, преданность, «человечность». Все эти качества в собаке проявляются в большей степени, чем в людях. В своём произведении автор призывает нас с любовью относиться к четвероногим друзьям, ведь собаки чувствуют и понимают всё).
Письменный ответ на вопрос
Учитель. Напишите, какие чувства вызвал у вас рассказ?
Чтение 2-3 отзывов.
Учитель. Когда вспоминаешь всех героев этого произведения, то в воображении возникает образ трогательного, чистого, верного, беззащитного до поры существа, жизнь которого закончилась трагически. Ему противостоит образ злобного, равнодушного человека, почему-то уверенного в своей безнаказанности. Но все-таки в нашей жизни больше добрых, отзывчивых, милосердных людей, заботящихся о своих братьях меньших.
Индивидуальное задание и проблемный вопрос.
Учитель: С.П.Кучеренко в своём творчестве написал портреты добрых и отзывчивых охотников. Сейчас мы познакомимся с рассказом «Серый». Подумайте, чем отличаются охотники в рассказах «Собаки тоже плачут» и «Серый»?
Подготовленный ученик: Оборвалась жизнь и у охотничьей собаки по кличке Серый из одноименного рассказа. Во всем виноват несчастный случай. Будучи на охоте, Серый не увидел торчащий сук, а вепрь воспользовался этим. Охотник не смог спасти своего любимца, рана была не совместима с жизнью. Много было собак у рассказчика и до, и после, но Серого вспоминает герой теплее остальных. Серый «тонко чувствовал мое настроение…не знал ни зависти, ни тайной радости моим неудачам, был смелым псом». Но вместе с приятными воспоминаниями герой испытывает чувство вины и раскаяния, он считает, что отчасти виноват в том, что собака погибла. Несколько раз он приходит на место смерти пса, и слезы заливают его глаза.
Примерный ответ. Хозяин Рекса-Вани не испытывал чувства вины ни тогда, когда бросил Ваню, ни когда его застрелил. Он относился жестоко к своей собаке. А охотник из рассказа «Серый» был не виноват в гибели собаки, но все равно чувствует вину и очень тепло вспоминает пса.
Составление синквейна.
Люди
Одни жестокие, другие добрые
Одни обижают, другие любят
Жестокость – худшая черта
Должны относиться с добром.
Домашнее задание.
Прочитать рассказы «Анька» и «Соболь-соболек» (на выбор). Ответить на вопрос: «Какие нравственные уроки в этих рассказах?».
Список использованной литературы
Кучеренко С.П. Собаки тоже плачут.2005.Хабаровск.
Хрестоматия по дальневосточной литературе, 7 класс, 2000г.