12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
галина1098
Творчество
Россия, Астраханская обл., Астрахань

Урок литературы 7 класс

Д. С. Лихачев. «Земля родная»

 

Сегодня мы будем знакомиться с главами из книги «Земля родная» специалиста по древнерусской литературе, академика Дмитрия Сергеевича Лихачева.


 


 

С этой темой к вам приходит новый литературный жанр — жанр публицистики.

1.Что это за жанр? Чем интересен? Почему стал таким популярным в последние десятилетия? (смотрите Раздел по теории литературы и справочник литературоведческих терминов).

Из автобиографического рассказа, данного в книге «Земля родная» расскажите а) об учёном Лихачёве

Б) как объясняется в книге слово «земля» и как оно обыгрывается в тексте? 2 Прочитайте суждения Д. С. Лихачева на различные темы в главах: «Молодость — это вся жизнь», «Искусство открывает нам большой мир!», «Учиться говорить и писать», которые включены в учебник.

Рассмотрим каждую из глав книги «Земля родная», включенных в учебник- хрестоматию.

А) Например, в главе «Молодость — это вся жизнь» ученый рассказывает о том, что школьником ему казалось: «вот вырасту, и все будет иным. Я буду жить среди каких-то иных людей, в иной обстановке, и все вообще будет иначе. А в действительности оказалось иначе.» Как же оказалось?

Б) «Репутация моя как товарища, человека, работника оставалась со мной, перешла в тот иной мир, о котором мне мечталось с детства, и если менялась, то вовсе не начиналась заново.» Какие примеры этому приводит автор? Какие советы дает ученый молодым?

В) глава «Искусство открывает нам большой мир!». Какие мысли в ней важны нам и сегодня?

Почему русская культура называется автором открытой, доброй к смелой, все принимающей и творчески осмысливающей?

В чем ценность замечательных художников? Что нужно, чтобы понимать литературу, музыку, живопись?

Г) Совсем необычная глава «Не быть смешным». Что же важно знать и делать, чтобы не быть смешным?

Нужно каждому «учиться говорить и писать». Этому учатся дети с первого класса, но не об этом умении говорит ученый.

Что такое язык человека? Что нужно, чтобы публично выступать и при этом быть интересным слушателям?

Глава заканчивается словами; «Чтобы научиться ездить на велосипеде, надо ездить на велосипеде». Как вы понимаете эту концовку?

Д) Прочитайте и другие главы этой книги, подумайте над ними. Как прочитанное характеризует самого автора? Какие из советов Д. С. Лихачева показались особенно необходимыми вам?

Домашнее задание ответьте на оставшиеся вопросы, подготовьте рассуждения-размышления в публицистическом жанре на темы: «Почему трудно быть подростком?», «О товариществе в нашем классе», эссе на тему: «Какие идеи писателей-классиков могли бы стать мне поучением?», «Напутствия писателей и ученых, которым нельзя не следовать».
 

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.