Урок литературы в 7 классе на тему «Д.С. Лихачев. "Земля родная"»
Урок литературы 7 класс
Д. С. Лихачев. «Земля родная»
Сегодня мы будем знакомиться с главами из книги «Земля родная» специалиста по древнерусской литературе, академика Дмитрия Сергеевича Лихачева.
С этой темой к вам приходит новый литературный жанр — жанр публицистики.
1.Что это за жанр? Чем интересен? Почему стал таким популярным в последние десятилетия? (смотрите Раздел по теории литературы и справочник литературоведческих терминов).
Из автобиографического рассказа, данного в книге «Земля родная» расскажите а) об учёном Лихачёве
Б) как объясняется в книге слово «земля» и как оно обыгрывается в тексте? 2 Прочитайте суждения Д. С. Лихачева на различные темы в главах: «Молодость — это вся жизнь», «Искусство открывает нам большой мир!», «Учиться говорить и писать», которые включены в учебник.
Рассмотрим каждую из глав книги «Земля родная», включенных в учебник- хрестоматию.
А) Например, в главе «Молодость — это вся жизнь» ученый рассказывает о том, что школьником ему казалось: «вот вырасту, и все будет иным. Я буду жить среди каких-то иных людей, в иной обстановке, и все вообще будет иначе. А в действительности оказалось иначе.» Как же оказалось?
Б) «Репутация моя как товарища, человека, работника оставалась со мной, перешла в тот иной мир, о котором мне мечталось с детства, и если менялась, то вовсе не начиналась заново.» Какие примеры этому приводит автор? Какие советы дает ученый молодым?
В) глава «Искусство открывает нам большой мир!». Какие мысли в ней важны нам и сегодня?
Почему русская культура называется автором открытой, доброй к смелой, все принимающей и творчески осмысливающей?
В чем ценность замечательных художников? Что нужно, чтобы понимать литературу, музыку, живопись?
Г) Совсем необычная глава «Не быть смешным». Что же важно знать и делать, чтобы не быть смешным?
Нужно каждому «учиться говорить и писать». Этому учатся дети с первого класса, но не об этом умении говорит ученый.
Что такое язык человека? Что нужно, чтобы публично выступать и при этом быть интересным слушателям?
Глава заканчивается словами; «Чтобы научиться ездить на велосипеде, надо ездить на велосипеде». Как вы понимаете эту концовку?
Д) Прочитайте и другие главы этой книги, подумайте над ними. Как прочитанное характеризует самого автора? Какие из советов Д. С. Лихачева показались особенно необходимыми вам?
Домашнее задание ответьте на оставшиеся вопросы, подготовьте рассуждения-размышления в публицистическом жанре на темы: «Почему трудно быть подростком?», «О товариществе в нашем классе», эссе на тему: «Какие идеи писателей-классиков могли бы стать мне поучением?», «Напутствия писателей и ученых, которым нельзя не следовать».