Человек и общество

1
0
Материал опубликован 25 October

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Человек и общество


(ОСНОВНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ)































ЖУРАВЛЕВО

2024



СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка………………………………………………….3-6

Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности

«Человек и общество» ..............................................................................6-14

Личностные результаты…………………………………………………..6-7

Метапредметные результаты…………………………………………….7-12

Предметные результаты…………………………………………………12-14

Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности……………………………………………………....14-16

Тематическое планирование……………………………………………..16-19

Литература ………………………………………………………………….19

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Общая характеристика

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Человек и общество» (далее Программа) составлена на основе требований к результатам освоения образовательной программы среднего общего образования, установленных федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования (далее – ФГОС СОО), утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. 413, приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 12.08.2022 № 732 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. 413», нормами Федерального закона от 31.07.2020 304-ФЗ

«О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся (внесенными в федеральное законодательство во исполнение поручений Президента Российской Федерации Пр-328 п. 1 от 23.02.2018 г., Пр-2182 от 20.12.2020 г.).

Обществознание является интегративным курсом, в котором содержатся основы знаний целого ряда социальных и гуманитарных дисциплин, а именно философии (включая этику), экономики, социологии, психологии, права, политологии и культурологии. Емко и в то же время кратко представить каждую науку, ее базисные категории и научные концепции, переложив их на доступный школьнику язык - одна из базовых идей данной дисциплины. Обществознание охватывает круг вопросов по философии (этике и теории познания), экономике, социологии, психологии, политологии и праву, культурологии, раскрывает общество в единстве всех его сфер, институтов и общественных процессов.

Актуальность программы «Человек и общество»

Актуальность данной программы состоит в важности превращения ОГЭ в одну из основных форм аттестации учащихся 9-х классов; оказывая серьезное влияние на весь учебный процесс. Подготовка к ОГЭ по обществознанию становится одной из главных задач учебных занятий в восьмых классах. Только хорошее знание предмета во всех его аспектах является основной успешной сдачи ОГЭ.

Цели и задачи изучения курса внеурочной деятельности «Человек и общество»

Цель – подготовка учащихся к ОГЭ по обществознанию через актуализацию знаний по основным темам курса.

Задачи:

- сформировать положительное отношение к процедуре контроля экзамена;

- сформировать представление о структуре и содержании контрольных измерительных материалов по предмету; назначении заданий различного типа (с выбором ответа, с кратким ответом, с развернутым ответом);

- сформировать умения работать с инструкциями, регламентирующими процедуру проведения экзамена в целом; эффективно распределять время на выполнение заданий различных типов; правильно оформлять решения заданий с развернутым ответом;

- формирование и закрепление системы научных (логических и образных) знаний и представлений по предмету обществознание; дать учащимся знания об основных сферах человеческой деятельности и о социальных институтах, о формах регулирования общественных отношений, которые необходимы для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина;

Место и роль курса внеурочной деятельности «Человек и общество» в учебном плане основной общеобразовательной программы

Программа предназначена для обучающихся 9 класса; рассчитан на 1 час в неделю/34 часа в год.

Взаимосвязь программы курса внеурочной деятельности «Человек и общество» с федеральной рабочей программой воспитания

Программа курса внеурочной деятельности разработана с учетом рекомендаций федеральной рабочей программы воспитания обучающихся при получении среднего общего образования. Это позволяет на практике соединить обучающую и воспитательную деятельность педагога, ориентировать ее не только на интеллектуальное, но и на нравственное, социальное развитие обучающегося. Это проявляется:

в приоритете личностных результатов при освоении программы курса внеурочной деятельности, в частности – развитии субъекта профессионального самоопределения посредством изучаемого курса;

Организация деятельности педагога и виды деятельности обучающихся

При организации работы обучающихся в рамках данного курса педагогу необходимо учесть следующие принципы работы:

Необходимость углубления в рамках курса определенных аспектов содержания обучения профильного учебного предмета «Обществознание» (например, в области политики, экономики и т. п.).

Важность межпредметности и интегративности содержания. Курс следует проектировать с учетом данных дисциплин, соотносящихся с выбранной профессией (курс интегрирует в своем содержании самые начальные, элементарные основы соответствующих наук), с которыми обучающиеся знакомятся средствами общения, что и способствует осуществлению прикладной направленности в изучении этого предмета. Учебный предмет «Обществознание» интегрируется в процессе изучения курса во все этапы ознакомления с начальными основами выбранной профессиональной области. Учебные дисциплины в рамках курса дополняют и расширяют друг друга в той степени, насколько это необходимо для успешного освоения элементарных основ специальности.


В предложенном курсе можно предусмотреть два основных вида организации занятий и связанных с ними видов организации деятельности обучающихся, в рамках которых учитель может использовать многообразные формы работы. Прежде всего, это теоретические занятия, которые, однако, не должны глубоко проникать в теоретические основы научных дисциплин, а давать лишь самый общий обзор, направленный, в основном, на пояснение и облегчение дальнейшей практической работы (т. е. формировать именно те знания, умения и навыки, которые потребуются обучающимся в практической деятельности).


ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО»


Личностные результаты:

мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни;

заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей страны;

ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности;

на стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства;

на признании равноправия народов, единства разнообразных культур;

на убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций;

на осознании необходимости поддержания гражданского мира и согласия и своей ответственности за судьбу страны перед нынешними и грядущими поколениями.


МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

В сфере овладения универсальными учебными познавательными действиями:


1) базовые логические действия:

умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность;

умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социально-философских позиций;

рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;

способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей;

владении различными видами публичных выступлений;умении выполнять познавательные и практические задания.

2) базовые исследовательские действия:

использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;

формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, самостоятельно устанавливать искомое и данное;

формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение;

проводить по самостоятельно составленному плану опыт, несложный эксперимент, небольшое исследование по установлению особенностей объекта изучения, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой;

оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе исследования (эксперимента);

самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведенного наблюдения, опыта, исследования, владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений;

прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах;

3) работа с информацией:

применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из источников с учетом предложенной учебной задачи и заданных критериев;

выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления;

находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках;

самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями;

оценивать надежность информации по критериям, предложенным педагогическим работником или сформулированным самостоятельно;

эффективно запоминать и систематизировать информацию.

Овладение системой универсальных учебных познавательных действий обеспечивает сформированность когнитивных навыков у обучающихся.

Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями:

1) общение:

воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения;

выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;

распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры;

понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;

в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения;

сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;

публично представлять результаты выполненного опыта (эксперимента, исследования, проекта);

самостоятельно выбирать формат выступления с учетом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов;

2) совместная деятельность:

понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи;

принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;

уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;

планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учетом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, мозговые штурмы и иные);

выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и координировать свои действия с другими членами команды;

оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия;

сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к представлению отчета перед группой.

Овладение системой универсальных учебных коммуникативных действий обеспечивает сформированность социальных навыков и эмоционального интеллекта обучающихся.

Овладение универсальными учебными регулятивными действиями:

1) самоорганизация:

выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях;

ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений группой);

самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учетом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;

составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать предложенный алгоритм с учетом получения новых знаний об изучаемом объекте;

делать выбор и брать ответственность за решение;

2) самоконтроль:

владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;

давать адекватную оценку ситуации и предлагать план ее изменения;

учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;

объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретенному опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;

вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;

оценивать соответствие результата цели и условиям;

3) эмоциональный интеллект:

различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями других;

выявлять и анализировать причины эмоций;

ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого;

регулировать способ выражения эмоций;

4) принятие себя и других:

осознанно относиться к другому человеку, его мнению;

признавать свое право на ошибку и такое же право другого;

принимать себя и других, не осуждая;

открытость себе и другим;

осознавать невозможность контролировать все вокруг.

Овладение системой универсальных учебных регулятивных действий обеспечивает формирование смысловых установок личности (внутренняя позиция личности) и жизненных навыков личности (управления собой, самодисциплины, устойчивого поведения).

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ


Сформировано представление:

относительно целостное представление об обществе и о человеке, о сферах и об областях общественной жизни, о механизмах и регуляторах деятельности людей;

знание отдельных научных понятий, отражающих наиболее важные социальные объекты, умения с этих позиций оценивать явления социальной действительности;

знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;

умение находить нужную социальную информацию в различных источниках;

адекватно её воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями);

давать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;


Сформировано ценностное отношение:

понимание побудительной роли мотивов и деятельности человека;

знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни, умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций, установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни.

приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизму и гражданственности;

трудовой

- знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека; основных требований трудовой этики в современном обществе; правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;

- понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;

эстетической

- понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания;

- понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;

коммуникативной

- знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности;

- знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе, умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки социальной информации, необходимой для изучения курса;

- понимание языка массовой социально – политической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;

- понимание значения коммуникации в межличностном общении;

- умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;

- знакомство с отдельными приёмами и способами преодоления конфликтов.


СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

t1729821897aa.gifС УКАЗАНИЕМ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ И ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Содержание курса «Человек и общество» обще интеллектуального направления. Он рассчитан на преподавание в 9 классе основной школы, предназначен для занятий с детьми 15-16 лет, направлен на учащихся, проявляющих повышенный интерес к обществознанию. Темы занятий приурочены к основным темам обществознания.

Модуль 1. Введение (1ч) ОГЭ как форма итоговой аттестации по обществознанию. Познакомить   учащихся со структурой экзамена, условиями прохождения экзамена. 

Модуль 2. Человек и общество (5 ч)

    Общество как динамичная саморазвивающаяся система. Взаимосвязь экономической, социальной, политической и духовной сфер общества. Важнейшие социальные институты.   Биологическое и социальное в человеке. Деятельность человека, ее основные формы. Аграрное, индустриальное, постиндустриальное общество.

Модуль 3. Духовная сфера (6 ч)

   Личность и мораль. Нравственность, этика, моральные ценности и идеалы. Гуманизм. Патриотизм, гражданственность. Наука  в жизни современного общества.     Образование и самообразование. Образование – сочетание интересов личности и общества. Право на доступ к культурным ценностям. Формы и разновидности культуры. Народная, массовая и элитарная культуры. Молодежные субкультуры

Модуль 4. Социальная сфера (6 ч)

      Социальная структура общества. Социальная мобильность. Социальные группы. Социальные статусы и роли. Нации и межнациональные отношения. Отклоняющееся поведение. Социальный конфликт и пути его решения.

Модуль 5. Экономическая сфера (6 ч)

    Измерители экономической деятельности. Валовый внутренний продукт, валовый национальный продут, национальный доход. Государственный бюджет. Инфляция. Уровень занятости. Экономические системы и собственность. Приватизация. Собственность и несовершеннолетние. Неравенство доходов и экономические меры социальной поддержки.  

Потребитель и его права. Источники информации для потребителей. Защита прав потребителей.

Модуль 6. Политическая сфера (6 ч)

   Власть. Роль политики в жизни общества. Понятие и   признаки государства. Формы государства: формы правления и формы территориального государственного устройства. Политические режимы. Местное самоуправление. Гражданское общество и правовое государство.    

Модуль 7. Право (2 ч)

    Право и его роль в жизни общества.   Международное гуманитарное право.   

Дополнительный модуль

Зачётная работы по типу  ОГЭ(2ч)


ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

   № п/п

Наименование тем курса

Виды

познавательной деятельности

Кол-во часов


Модуль 1.Введение.   Познакомить   учащихся со структурой экзамена, условиями прохождения экзамена. 

  Лекция с элементами беседы

1


Модуль 2.   Человек и  общество.


5


Общество как динамичная саморазвивающаяся система.

Взаимосвязь экономической, социальной, политической и духовной сфер общества. Важнейшие социальные институты.  

Биологическое и социальное в человеке. Деятельность человека, ее основные формы. Аграрное, индустриальное, постиндустриальное общество.

Лекция с элементами беседы, практическая работа




Модуль 3.  Духовная сфера.


6


Личность и мораль. Нравственность, этика, моральные ценности и идеалы. Гуманизм. Патриотизм, гражданственность.

Наука  в жизни современного общества. Образование и самообразование. Образование – сочетание интересов личности и общества. Право на доступ к культурным ценностям. Формы и разновидности культуры. Народная, массовая и элитарная культуры. Молодежные субкультуры

Лекция с элементами беседы,

практическая работа






Модуль 4.  Социальная сфера


6


Социальная структура общества. Социальная мобильность.

Социальные группы. Социальные статусы и роли.

Нации и межнациональные отношения. Отклоняющееся поведение. Социальный конфликт и пути его решения.

Лекция с элементами беседы,

практическая работа






Модуль 5.   Экономическая сфера.


6


Измерители экономической деятельности. Валовый внутренний продукт, валовый национальный продут, национальный доход.

Государственный бюджет. Инфляция. Уровень занятости. Экономические системы и собственность. Приватизация. Собственность и несовершеннолетние. Неравенство доходов и экономические меры социальной поддержки.  

Потребитель и его права. Источники информации для потребителей. Защита прав потребителей.

Лекция с элементами беседы,

практическая работа




Модуль 6. Политическая сфера общества.


6


Власть. Роль политики в жизни общества.

Понятие и   признаки государства. Формы государства: формы правления и формы территориального государственного устройства. Политические режимы.

Местное самоуправление. Гражданское общество и правовое государство

Лекция с элементами беседы,

практическая работа






Модуль 7. Право.


2


  Право и его роль в жизни общества.   Международное гуманитарное право. 

Лекция с элементами беседы,

практическая работа



Дополнительный модуль

Тестирование в формате ОГЭ

2


Итого:


34


ЛИТЕРАТУРА:

Интернет-материалы по подготовке к ОГЭ:

1. Федеральный институт педагогических измерений  http://fipi.ru/ 
          2. Официальный информационный портал ГИА http://gia.edu.ru/

          3. ЕГЭ и ГИА портал «От урока – До экзамена» http://egeigia.ru/

4. Открытый банк заданий ОГЭ http://opengia.ru/

5. Подготовка к ОГЭ http://ege.yandex.ru 

          6. Портал о пособиях по подготовке к ГИА www.alleng.ru

7. http://www.humanities.edu.ru/    -  портал «Гуманитарное образование»

       8.  http://lesson-history.narod.ru/ob89.htm    - полная электронная версия       курса    «Введение в обществознание», 8-9 классы.


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.