План-конспект урока математики в 1 классе на тему «Число 6, цифра 6»

7
1
Материал опубликован 25 August 2020

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА «Число 6. Цифра 6»

Ялунина Алина Павловна

МОУ «Средняя общеобразовательная школа №9 г. Ртищево Саратовской области»

Учитель начальных классов

Предмет – математика

1 класс

Тема: «Числа от 1 до 10».

Дорофеев Г.В., Миракова Т.Н., Бука Т.Б. «Математика». Учебник для 1го класса в 2х частях. Часть 1. – М.: Изд.: Просвещение, 2019.

Цель урока: создать условия для осознания и осмысления обучающимися новой информации (понятия о числе 6).

Задачи:

Образовательные:

формировать представление о числе 6 как о последующем для числа 5;

- познакомить с обозначением числа 6 цифрой;

помочь усвоить состав числа 6.

Развивающие:

развиваем речь (умение оформлять свои мысли в устной форме), мышление (устанавливать аналогии; обобщать и классифицировать по признакам), умение работать с ЭОР;

- развиваем умение планировать свою деятельность, соотносить выполненную работу на уроке с раннее составленным планом, оценивать результаты деятельности;

- развиваем умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Воспитательные:

воспитываем аккуратность;

формируем умение работать в паре, слушать и понимать речь других, совместно договариваться о правилах поведения и общения.

Тип урока: урок «открытия» новых знаний

Форма урока: урок-сказка

Формы работы учащихся: фронтальная, парная, индивидуальная.

Необходимое техническое оборудование: изображения сказочных героев, репка, карточки с заданиями, учебники, рабочие тетради, наборы геометрических фигур, «домик» числа 6 (состав), компьютер, проектор, мультимедийная доска, маленькие репки-смайлики (для поощрения).

Структура и ход урока:

Этап урока

Название возможных используемых ЭОР

(порядковый номер из табл. приложения)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Организационный этап. Самоопределение к деятельности.


- С добрым утром и с хорошим днем!

Наш урок с улыбки мы начнем.

- К какому уроку и вы, и я приготовились?

- Чем мы занимаемся на этих уроках?



- А давайте сегодня на уроке отправимся в сказку! Вы любите сказки? Хотите не только послушать сказку, а и самим в нее попасть? Закройте глаза, я скажу волшебные слова и … СНИБ! СНАБ! СНУРРЕ! СНУРРЕ! ВАЗИЛЮРРЕ!

- Посмотрите, какая у нас необычная тропинка на доске. Правильно, сказочно-математическая! В путь! (на доске: геометрические фигуры, числовой отрезок с числами 1-5 по порядку и моделями чисел в беспорядке (с обратной стороны моделей - герои из сказки «Репка»), знак «?» на «репке» в области темы урока)

- А что это у нас выросло? Отгадайте загадку (загадка про репку). Догадались, из какой она сказки? Давайте вместе начнем:

«Посадил дед репку, выросла репка большая-пребольшая…»

- А где же дед? Он, наверное, никак не может нас найти, заблудился. Поможем ему.

- А что нужно сделать? Посмотрите внимательно на числовой отрезок.


Дети улыбаются друг другу.


- К математике.

- Мы считаем, чертим геометрические фигуры. Решаем примеры. Сравниваем…


























- Навести порядок. Нужно вспомнить то, что мы уже знаем. Повторить известное.



Регулятивные (умение прогнозировать предстоящую работу)





Личностные (мотивация к обучению и целенаправленной познавательной деятельности)

Актуализация знаний. Фиксация затруднений в деятельности.







Учимся считать предметы (Учи.ру, №2)















Пересчет объектов (Учи.ру, №1)

- Какое задание вы можете предложить выполнить с его помощью?


Работа по числовому отрезку // инд. работа (ПК)



- Какое число обозначается цифрой 1? 2? 3? 4? 5? Посчитайте до 5ти, проверьте себя.

- Назовите соседей числа 4. Числа 2.

- Какое число стоит последним на нашем числовом отрезке?

- Молодцы, а вот и дедушка.

- Он предлагает вам трудные задания. Справитесь?

- Какое число предшествует числу 10? 9? 8?

- Назовите соседей числа 9. Числа 8.

- Какие молодцы! Давайте вместе выполним упражнение Учи.ру – перевезем котенка…



- Какое число следует за числом 5? Сможем ли мы обозначить его на отрезке? А написать?


- Поставить числовые модели в порядке возрастания.


Дети восстанавливают числовой ряд // ученик выполняет упражнения на Учи.ру







(открывается картинка под моделью числа «1»)







(учитель демонстрирует ресурс, выполняем упражнение: числовой ряд до 6)



- Нет, мы этому еще не научились.

Дети выявляют затруднение.


Познавательные (умение извлекать информацию из схем, представлять в виде схемы)











Постановка учебной задачи.


- Как же быть? Вспомните сказку.

«Посадил дед репку, выросла репка большая-пребольшая. Решил дед вытянуть репку. Тянет-потянет, а вытянуть не может… Позвал дед бабку».

- Что это у бабки? (карточки с вопросами урока перепутаны)

- На какие вопросы нам надо ответить в ходе урока? Давайте составим план работы.

Примерный план.

Как получить число 6?

Какой цифрой обозначается число 6?

Как можно представить число 6?







(открывается картинка под моделью числа «2»)


Дети с учителем планируют деятельность на уроке (восстанавливают правильную последовательность пунктов плана, читает учитель или читающие дети)


Регулятивные (умение оценивать учебные действия в соответствии с задачей, планировать деятельность)

Построение выхода из затруднений («открытие»).
















- Отправляемся в путь:

физкультминутка «РЕПКА».


- Спрашивает дедка бабку, как вытянуть репку, как получить число 6? Кто уже догадался?

- Где мы сможем найти помощь? Решили дед и бабка позвонить по скайпу внуку Петеньке в Москву.

- Откройте учебник на стр. 68, №1.

- Что делает Петя?

- Сколько вагонов было у Пети?

- Сколько стало?

- Как получили шесть?

(учитель показывает с помощью геометрических фигур, как получить число 6:

Сколько кружков положила бабка? Сколько надо добавить деду, чтобы стало 6?

Как получили 6?)

Дети выполняют различные двигательные упражнения во время декламирования стихотворения.



- Надо к пяти прибавить один.

- В учебнике.



Работа по учебнику.

- Играет. Составляет поезд.

- Пять.

- Шесть.

- К пяти прибавили один.



Дети участвуют в диалоге.







Познавательные (умение ориентироваться в учебнике, умение на основе анализа объектов и действий с ними делать выводы)


Первичное проговаривание во внешней речи.


- Сделайте то же самое в парах с помощью кружочков, объясняя по очереди (1 вариант за бабку, второй за дедку и наоборот).




Работа в парах с геометрическими фигурами: «У меня пять кружков. 1,2,3,4,5. Беру еще один, стало шесть. 1,2,3,4,5,6».

Коммуникативные (умение слушать и понимать других, работать в паре)

Продолжение построения выхода из затруднений («открытие»).



























Письмо цифр (№3)



- Верно ли, что 5 и 1 равно 6? Значит, число 6 при счете следует…

- Давайте отметим число 6 на нашем числовом отрезке. Как записать число 6?


- Кто знает, как выглядит цифра 6? Есть ли она у нас в классе? (по классу развешаны карточки написания цифр от 1 до 9, без 6)

«Бабка – за дедку, дедка – за репку. Тянут-потянут, а вытянуть не могут… Позвала бабка внучку».

- Спрашивает дедка внучку, как пишется цифра 6, где будем искать информацию о цифре? (читаем правило в учебнике, учитель открывает карточку с образцом написания цифры 6)

- На что похожа цифра 6?

- Как будем ее писать?


- Попробуем?

Физминутка для пальчиков «Этот пальчик…»

- Поставили ручки в воздухе и…

(ИНВАРИАНТ: демонстрируется ресурс, учитель комментирует письмо, показывая вместе с детьми в воздухе)


- … за числом пять.



- Цифрой 6.




- Её нет.


- В учебнике есть правило.







Читаем стихотворение Маршака.

Рассказывает сильная ученица по образцу.

Дети совместно с учителем «пишут» в воздухе цифру несколько раз, комментирует учитель, потом вместе, потом ученики без учителя.

Познавательные (умение выявлять сущность, особенности объектов)






Познавательные (умение ориентироваться в учебнике)



Регулятивные (умение высказывать предположения на основе материала учебника)

Самостоятельная работа с самопроверкой.






















Письмо цифр (№3)

«Внучка – за бабку, бабка – за дедку, дедка – за репку. Тянут-потянут, а вытянуть не могут… Позвала внучка Жучку».

- Сядьте прямо – это раз.

- Откройте тетради на стр. 32 – это два.

- Положите наклонно – это три.

- Возьмите ручку – это четыре.

- Найдите задание 2 – это пять.

- Расскажите друг другу, как вы будете писать цифру 6.

- Напишем первый ряд цифр. Что заметили? (6 66) Сколько цифр напишем в следующей группе? (666) А теперь? (6666) И еще? (66666)

- Возьмите красный карандаш и подчеркните цифру, которая, на ваш взгляд, получилась лучше всех.

- Напишем второй ряд. Что интересного заметили? Давайте вспомним написание других цифр.

(учитель демонстрирует ресурс)

Работа в тетради: учитель помогает уч-ся.

- Поменяйтесь тетрадями и подчеркните в тетради своего соседа во втором ряду две самые красивые пары цифр.

- Подарите аплодисменты своим одноклассникам и себе. Кто это спешит нам на помощь






Работа в тетради (чтобы Жучка прибежала)




Объяснение по образцу.

Комментированное письмо, проговаривание первой цифры учителем, далее отдельными учениками.







Письмо в воздухе.

Самостоятельная работа в тетради.





Взаимопроверка.


(под звонкий «аудио» лай – картинка собаки)







Коммуникативные (умение строить свое высказывание в соответствии с задачей)


ТОУУ, регулятивные (умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию)







Дух.-нрав. развитие и воспитание

Продолжение построения выхода из затруднений («открытие»).


«Жучка – за внучку, внучка – за бабку, бабка – за дедку, дедка – за репку. Тянут-потянут, а вытянуть не могут… Позвала Жучка кошку Мурку».

- Ребята, вспомните, какие задачи мы поставили перед собой в начале урока?

- Что еще надо сделать?

- Разомнемся?

Физминутка «Раз – согнуться, разогнуться…»

- Кошка Мурка принесла нам письмо от Катюши из нашего учебника, одноклассницы Пети. Катя просит нас выполнить задание. Посмотрите в учебник на стр. 69. Как можно получить число 6?

- Равенства будем записывать в тетради (стр. 33 №5).

Работа с рисунками:

- Посмотрите на рисунок Кати. По какому признаку Катя сгруппировала вагончики?

- Сколько больших вагонов? Сколько маленьких? Сколько всего вагонов?

- Составьте выражение: как нашли целое?

- Запишем под диктовку…

- Что мы знаем о слагаемых и сумме?


- Какое получилось выражение? Запишем… Отметим целое и части.

- Как найти часть?


- Как найти число больших вагонов? А маленьких?

- Какой делаем вывод: из каких частей состоит число 6? (заполняем «домик» на доске)

Работа по вариантам: 1 вариант – рисунок Лены, 2 вариант – рисунок Пети.

- Давайте заполним наш «домик». 6 – это… Кто в этом домике живет?






Анализируем план работы.

- Узнать, из каких частей состоит число 6.








7 стр. 69






- По размеру.


1. 5. 6.

- Чтобы найти целое, надо сложить части.

1+5=6 (диктует ученик)

- От перестановки слагаемых сумма не изменяется.


5+1=6

- Чтобы найти часть, надо из целого вычесть другую часть.

6-5=1

6-1=5




Дети составляют равенства и записывают в тетради, учитель помогает, смотрит работу.


(домик – норка мышки)

Регулятивные (умение оценивать учебные действия в соответсвии с задачей, планировать деятельность)


Познавательные (умение ориентироваться в учебнике, умения извлекать и анализировать информацию из иллюстраций, делать выводы)


Коммуникативные (умение оформлять свои мысли в устной форме)











Регулятивные (умение выполнять и оценивать учебные действия в соответствии с задачей)

Первичное проговаривание во внешней речи.











Состав чисел до 10 (№4)


«Кошка – за Жучку, Жучка – за внучку, внучка – за бабку, бабка – за дедку, дедка – за репку. Тянут-потянут, а вытянуть не могут… Позвала кошка Мурка мышку».

- Поможем ей!

- Расскажите друг другу по очереди о числе 6 с помощью «домиков» в учебнике (стр. 69 №7).

- А … (сильный ученик) отправит мышке сообщение через спутник - выполнит контрольное задание на компьютере.

- Что тебе надо было сделать?

- Справился?

- Как справился, сам или с помощью?

- Оцени свою работу?









Работа в парах.



(самостоятельное выполнение задания, контрольный уровень)


Коммуникативные (умение работать в паре)











ТОУУ

Включение в систему знаний и повторение.


- Сколько у мышки для нас заданий, чтобы мы стали сильными и умными и помогли деду вытащить репку!

Игра «День – ночь»: учитель читает задачи в стихах из книги В. Волиной «Праздник числа» (число 6)




«Ночь» - голова на парте, слушаем задачу, думаем. «День» - поднимаемся, даем ответ и объяснения.

Коммуникативные (умение слушать и понимать других, объяснять свою точку зрения)

Рефлексия деятельности.


«Мышка – за кошку, кошка – за Жучку, Жучка – за внучку, внучка – за бабку, бабка – за дедку, дедка – за репку. Тянут-потянут, тянут-потянут… Ну-ка, давайте сосчитаем до 6ти… Вытянули репку!»

Беседа с уч-ся:

Ответили ли на вопросы урока?

- Что узнали о числе 6?

Кто или что вам помогало справиться?

Кто доволен сегодня своей работой?

- Каждый заслужил «кусочек» нашей репки. Похлопайте и улыбнитесь друг другу.

- Кто не хочет расставаться с сегодняшними впечатлениями, может, продолжить заниматься на платформе «Учи.ру» и выполнить упражнения.






Отвечают на вопросы учителя.




ТОУУ, регулятивные (умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию), личностные (умение выражать свои эмоции)



Приложение к плану-конспекту урока математики на тему «Число 6. Цифра 6».

ПЕРЕЧЕНЬ ВОЗМОЖНЫХ ДЛЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1

Пересчет объектов (Учи.ру)

Мультимедийный,

практический

Интерактивное упражнение – демонстрация

t1598378049aa.png

https://uchi.ru/teachers/groups/9570210/subjects/1/course_programs/1/lessons/118

2

Учимся считать предметы (Учи.ру)

Мультимедийный,

практический

Интерактивное упражнение – демонстрация для индивидуальной работы

t1598378049ab.png

https://uchi.ru/teachers/groups/9570210/subjects/1/course_programs/1/lessons/119

3

Письмо цифр

Мультимедийный,

информационный

Анимация

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/d50a53eb-cf3d-47c6-a649-9aafb0599212/ResFile.SWF

4

Состав чисел до 10

Мультимедийный,

контрольный

Интерактивное задание

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/1076c9e4-90ed-447e-a51c-33536d52e962/ResFile.SWF

Физкультминутка «Репка» (https://ucthat-v-skole.ru/biblioteka/fizkultminutki/250-skazka)

В огороде дедка репку посадил   (присели)
И водой из лейки репку он полил (тихонько поднимаемся)
Расти, расти, репка, и сладка , и крепка  (тянемся вверх на носочках)
Выросла репка всем на удивленье (подняли плечики)
Большая – пребольшая,всем хватит угощенья (руки в стороны)
Выросла репка и сладка, и крепка (тянемся вверх на носочках)
Выросла репка и сладка, и крепка (тянемся вверх на носочках)



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Спасибо за работу!

26 August 2020