План-конспект урока математики в 1 классе на тему «Число 6, цифра 6»
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА «Число 6. Цифра 6»
Ялунина Алина Павловна
МОУ «Средняя общеобразовательная школа №9 г. Ртищево Саратовской области»
Учитель начальных классов
Предмет – математика
1 класс
Тема: «Числа от 1 до 10».
Дорофеев Г.В., Миракова Т.Н., Бука Т.Б. «Математика». Учебник для 1го класса в 2х частях. Часть 1. – М.: Изд.: Просвещение, 2019.
Цель урока: создать условия для осознания и осмысления обучающимися новой информации (понятия о числе 6).
Задачи:
Образовательные:
– формировать представление о числе 6 как о последующем для числа 5;
- познакомить с обозначением числа 6 цифрой;
– помочь усвоить состав числа 6.
Развивающие:
– развиваем речь (умение оформлять свои мысли в устной форме), мышление (устанавливать аналогии; обобщать и классифицировать по признакам), умение работать с ЭОР;
- развиваем умение планировать свою деятельность, соотносить выполненную работу на уроке с раннее составленным планом, оценивать результаты деятельности;
- развиваем умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Воспитательные:
– воспитываем аккуратность;
– формируем умение работать в паре, слушать и понимать речь других, совместно договариваться о правилах поведения и общения.
Тип урока: урок «открытия» новых знаний
Форма урока: урок-сказка
Формы работы учащихся: фронтальная, парная, индивидуальная.
Необходимое техническое оборудование: изображения сказочных героев, репка, карточки с заданиями, учебники, рабочие тетради, наборы геометрических фигур, «домик» числа 6 (состав), компьютер, проектор, мультимедийная доска, маленькие репки-смайлики (для поощрения).
Структура и ход урока:
Этап урока | Название возможных используемых ЭОР (порядковый номер из табл. приложения) | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
Организационный этап. Самоопределение к деятельности. | | - С добрым утром и с хорошим днем! Наш урок с улыбки мы начнем. - К какому уроку и вы, и я приготовились? - Чем мы занимаемся на этих уроках? - А давайте сегодня на уроке отправимся в сказку! Вы любите сказки? Хотите не только послушать сказку, а и самим в нее попасть? Закройте глаза, я скажу волшебные слова и … СНИБ! СНАБ! СНУРРЕ! СНУРРЕ! ВАЗИЛЮРРЕ! - Посмотрите, какая у нас необычная тропинка на доске. Правильно, сказочно-математическая! В путь! (на доске: геометрические фигуры, числовой отрезок с числами 1-5 по порядку и моделями чисел в беспорядке (с обратной стороны моделей - герои из сказки «Репка»), знак «?» на «репке» в области темы урока) - А что это у нас выросло? Отгадайте загадку (загадка про репку). Догадались, из какой она сказки? Давайте вместе начнем: «Посадил дед репку, выросла репка большая-пребольшая…» - А где же дед? Он, наверное, никак не может нас найти, заблудился. Поможем ему. - А что нужно сделать? Посмотрите внимательно на числовой отрезок. | Дети улыбаются друг другу. - К математике. - Мы считаем, чертим геометрические фигуры. Решаем примеры. Сравниваем… - Навести порядок. Нужно вспомнить то, что мы уже знаем. Повторить известное. | Регулятивные (умение прогнозировать предстоящую работу) Личностные (мотивация к обучению и целенаправленной познавательной деятельности) |
Актуализация знаний. Фиксация затруднений в деятельности. | Учимся считать предметы (Учи.ру, №2) Пересчет объектов (Учи.ру, №1) | - Какое задание вы можете предложить выполнить с его помощью? Работа по числовому отрезку // инд. работа (ПК) - Какое число обозначается цифрой 1? 2? 3? 4? 5? Посчитайте до 5ти, проверьте себя. - Назовите соседей числа 4. Числа 2. - Какое число стоит последним на нашем числовом отрезке? - Молодцы, а вот и дедушка. - Он предлагает вам трудные задания. Справитесь? - Какое число предшествует числу 10? 9? 8? - Назовите соседей числа 9. Числа 8. - Какие молодцы! Давайте вместе выполним упражнение Учи.ру – перевезем котенка… - Какое число следует за числом 5? Сможем ли мы обозначить его на отрезке? А написать? | - Поставить числовые модели в порядке возрастания. Дети восстанавливают числовой ряд // ученик выполняет упражнения на Учи.ру (открывается картинка под моделью числа «1») (учитель демонстрирует ресурс, выполняем упражнение: числовой ряд до 6) - Нет, мы этому еще не научились. Дети выявляют затруднение. | Познавательные (умение извлекать информацию из схем, представлять в виде схемы) |
Постановка учебной задачи. | | - Как же быть? Вспомните сказку. «Посадил дед репку, выросла репка большая-пребольшая. Решил дед вытянуть репку. Тянет-потянет, а вытянуть не может… Позвал дед бабку». - Что это у бабки? (карточки с вопросами урока перепутаны) - На какие вопросы нам надо ответить в ходе урока? Давайте составим план работы. Примерный план. Как получить число 6? Какой цифрой обозначается число 6? Как можно представить число 6? | (открывается картинка под моделью числа «2») Дети с учителем планируют деятельность на уроке (восстанавливают правильную последовательность пунктов плана, читает учитель или читающие дети) | Регулятивные (умение оценивать учебные действия в соответствии с задачей, планировать деятельность) |
Построение выхода из затруднений («открытие»). | | - Отправляемся в путь: физкультминутка «РЕПКА». - Спрашивает дедка бабку, как вытянуть репку, как получить число 6? Кто уже догадался? - Где мы сможем найти помощь? Решили дед и бабка позвонить по скайпу внуку Петеньке в Москву. - Откройте учебник на стр. 68, №1. - Что делает Петя? - Сколько вагонов было у Пети? - Сколько стало? - Как получили шесть? (учитель показывает с помощью геометрических фигур, как получить число 6: Сколько кружков положила бабка? Сколько надо добавить деду, чтобы стало 6? Как получили 6?) | Дети выполняют различные двигательные упражнения во время декламирования стихотворения. - Надо к пяти прибавить один. - В учебнике. Работа по учебнику. - Играет. Составляет поезд. - Пять. - Шесть. - К пяти прибавили один. Дети участвуют в диалоге. | Познавательные (умение ориентироваться в учебнике, умение на основе анализа объектов и действий с ними делать выводы) |
Первичное проговаривание во внешней речи. | | - Сделайте то же самое в парах с помощью кружочков, объясняя по очереди (1 вариант за бабку, второй за дедку и наоборот). | Работа в парах с геометрическими фигурами: «У меня пять кружков. 1,2,3,4,5. Беру еще один, стало шесть. 1,2,3,4,5,6». | Коммуникативные (умение слушать и понимать других, работать в паре) |
Продолжение построения выхода из затруднений («открытие»). | Письмо цифр (№3) | - Верно ли, что 5 и 1 равно 6? Значит, число 6 при счете следует… - Давайте отметим число 6 на нашем числовом отрезке. Как записать число 6? - Кто знает, как выглядит цифра 6? Есть ли она у нас в классе? (по классу развешаны карточки написания цифр от 1 до 9, без 6) «Бабка – за дедку, дедка – за репку. Тянут-потянут, а вытянуть не могут… Позвала бабка внучку». - Спрашивает дедка внучку, как пишется цифра 6, где будем искать информацию о цифре? (читаем правило в учебнике, учитель открывает карточку с образцом написания цифры 6) - На что похожа цифра 6? - Как будем ее писать? - Попробуем? Физминутка для пальчиков «Этот пальчик…» - Поставили ручки в воздухе и… (ИНВАРИАНТ: демонстрируется ресурс, учитель комментирует письмо, показывая вместе с детьми в воздухе) | - … за числом пять. - Цифрой 6. - Её нет. - В учебнике есть правило. Читаем стихотворение Маршака. Рассказывает сильная ученица по образцу. Дети совместно с учителем «пишут» в воздухе цифру несколько раз, комментирует учитель, потом вместе, потом ученики без учителя. | Познавательные (умение выявлять сущность, особенности объектов) Познавательные (умение ориентироваться в учебнике) Регулятивные (умение высказывать предположения на основе материала учебника) |
Самостоятельная работа с самопроверкой. | Письмо цифр (№3) | «Внучка – за бабку, бабка – за дедку, дедка – за репку. Тянут-потянут, а вытянуть не могут… Позвала внучка Жучку». - Сядьте прямо – это раз. - Откройте тетради на стр. 32 – это два. - Положите наклонно – это три. - Возьмите ручку – это четыре. - Найдите задание 2 – это пять. - Расскажите друг другу, как вы будете писать цифру 6. - Напишем первый ряд цифр. Что заметили? (6 66) Сколько цифр напишем в следующей группе? (666) А теперь? (6666) И еще? (66666) - Возьмите красный карандаш и подчеркните цифру, которая, на ваш взгляд, получилась лучше всех. - Напишем второй ряд. Что интересного заметили? Давайте вспомним написание других цифр. (учитель демонстрирует ресурс) Работа в тетради: учитель помогает уч-ся. - Поменяйтесь тетрадями и подчеркните в тетради своего соседа во втором ряду две самые красивые пары цифр. - Подарите аплодисменты своим одноклассникам и себе. Кто это спешит нам на помощь | Работа в тетради (чтобы Жучка прибежала) Объяснение по образцу. Комментированное письмо, проговаривание первой цифры учителем, далее отдельными учениками. Письмо в воздухе. Самостоятельная работа в тетради. Взаимопроверка. (под звонкий «аудио» лай – картинка собаки) | Коммуникативные (умение строить свое высказывание в соответствии с задачей) ТОУУ, регулятивные (умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию) Дух.-нрав. развитие и воспитание |
Продолжение построения выхода из затруднений («открытие»). | | «Жучка – за внучку, внучка – за бабку, бабка – за дедку, дедка – за репку. Тянут-потянут, а вытянуть не могут… Позвала Жучка кошку Мурку». - Ребята, вспомните, какие задачи мы поставили перед собой в начале урока? - Что еще надо сделать? - Разомнемся? Физминутка «Раз – согнуться, разогнуться…» - Кошка Мурка принесла нам письмо от Катюши из нашего учебника, одноклассницы Пети. Катя просит нас выполнить задание. Посмотрите в учебник на стр. 69. Как можно получить число 6? - Равенства будем записывать в тетради (стр. 33 №5). Работа с рисунками: - Посмотрите на рисунок Кати. По какому признаку Катя сгруппировала вагончики? - Сколько больших вагонов? Сколько маленьких? Сколько всего вагонов? - Составьте выражение: как нашли целое? - Запишем под диктовку… - Что мы знаем о слагаемых и сумме? - Какое получилось выражение? Запишем… Отметим целое и части. - Как найти часть? - Как найти число больших вагонов? А маленьких? - Какой делаем вывод: из каких частей состоит число 6? (заполняем «домик» на доске) Работа по вариантам: 1 вариант – рисунок Лены, 2 вариант – рисунок Пети. - Давайте заполним наш «домик». 6 – это… Кто в этом домике живет? | Анализируем план работы. - Узнать, из каких частей состоит число 6. №7 стр. 69 - По размеру. 1. 5. 6. - Чтобы найти целое, надо сложить части. 1+5=6 (диктует ученик) - От перестановки слагаемых сумма не изменяется. 5+1=6 - Чтобы найти часть, надо из целого вычесть другую часть. 6-5=1 6-1=5 Дети составляют равенства и записывают в тетради, учитель помогает, смотрит работу. (домик – норка мышки) | Регулятивные (умение оценивать учебные действия в соответсвии с задачей, планировать деятельность) Познавательные (умение ориентироваться в учебнике, умения извлекать и анализировать информацию из иллюстраций, делать выводы) Коммуникативные (умение оформлять свои мысли в устной форме) Регулятивные (умение выполнять и оценивать учебные действия в соответствии с задачей) |
Первичное проговаривание во внешней речи. | Состав чисел до 10 (№4) | «Кошка – за Жучку, Жучка – за внучку, внучка – за бабку, бабка – за дедку, дедка – за репку. Тянут-потянут, а вытянуть не могут… Позвала кошка Мурка мышку». - Поможем ей! - Расскажите друг другу по очереди о числе 6 с помощью «домиков» в учебнике (стр. 69 №7). - А … (сильный ученик) отправит мышке сообщение через спутник - выполнит контрольное задание на компьютере. - Что тебе надо было сделать? - Справился? - Как справился, сам или с помощью? - Оцени свою работу? | Работа в парах. (самостоятельное выполнение задания, контрольный уровень) | Коммуникативные (умение работать в паре) ТОУУ |
Включение в систему знаний и повторение. | | - Сколько у мышки для нас заданий, чтобы мы стали сильными и умными и помогли деду вытащить репку! Игра «День – ночь»: учитель читает задачи в стихах из книги В. Волиной «Праздник числа» (число 6) | «Ночь» - голова на парте, слушаем задачу, думаем. «День» - поднимаемся, даем ответ и объяснения. | Коммуникативные (умение слушать и понимать других, объяснять свою точку зрения) |
Рефлексия деятельности. | | «Мышка – за кошку, кошка – за Жучку, Жучка – за внучку, внучка – за бабку, бабка – за дедку, дедка – за репку. Тянут-потянут, тянут-потянут… Ну-ка, давайте сосчитаем до 6ти… Вытянули репку!» Беседа с уч-ся: – Ответили ли на вопросы урока? - Что узнали о числе 6? – Кто или что вам помогало справиться? – Кто доволен сегодня своей работой? - Каждый заслужил «кусочек» нашей репки. Похлопайте и улыбнитесь друг другу. - Кто не хочет расставаться с сегодняшними впечатлениями, может, продолжить заниматься на платформе «Учи.ру» и выполнить упражнения. | Отвечают на вопросы учителя. | ТОУУ, регулятивные (умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию), личностные (умение выражать свои эмоции) |
Приложение к плану-конспекту урока математики на тему «Число 6. Цифра 6».
ПЕРЕЧЕНЬ ВОЗМОЖНЫХ ДЛЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР
№ | Название ресурса | Тип, вид ресурса | Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.) | Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР |
1 | Пересчет объектов (Учи.ру) | Мультимедийный, практический | Интерактивное упражнение – демонстрация | https://uchi.ru/teachers/groups/9570210/subjects/1/course_programs/1/lessons/118 |
2 | Учимся считать предметы (Учи.ру) | Мультимедийный, практический | Интерактивное упражнение – демонстрация для индивидуальной работы | https://uchi.ru/teachers/groups/9570210/subjects/1/course_programs/1/lessons/119 |
3 | Письмо цифр | Мультимедийный, информационный | Анимация | http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/d50a53eb-cf3d-47c6-a649-9aafb0599212/ResFile.SWF |
4 | Состав чисел до 10 | Мультимедийный, контрольный | Интерактивное задание | http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/1076c9e4-90ed-447e-a51c-33536d52e962/ResFile.SWF |
Физкультминутка «Репка» (https://ucthat-v-skole.ru/biblioteka/fizkultminutki/250-skazka)
В огороде дедка репку посадил (присели)
И водой из лейки репку он полил (тихонько поднимаемся)
Расти, расти, репка, и сладка , и крепка (тянемся вверх на носочках)
Выросла репка всем на удивленье (подняли плечики)
Большая – пребольшая,всем хватит угощенья (руки в стороны)
Выросла репка и сладка, и крепка (тянемся вверх на носочках)
Выросла репка и сладка, и крепка (тянемся вверх на носочках)
Фролова Надежда Михайловна