12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Галанова Полина Анатольевна65
Россия, Свердловская обл., Екатеринбург

МИНЕСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области

«Свердловский областной педагогический колледж»

Кафедра начального образования



Конспект урока по математике

на тему: «Число и цифра 5»

1 класс

УМК «Школа России» М. И . Моро.









Екатеринбург

2022

Тема урока: «Число и цифра 5»

Тип урока: открытие нового знания

Перспективная цель: сформировать способность у учащихся к использованию определения понятия «число и цифра 5» в процессе решения и составления числовых выражений и задач.

Актуальная цель: сформировать представление у учащихся о месте числа 5 в натуральном ряду числу, о составе числа взаимосвязи, в процессе решения и составления числовых выражений и задач.

Задачи урока:

Обучающие: научиться находить состав числа 5; моделировать ситуации получения числа 5;составлять числовые выражения, используя цифры от 1 до 5, вычислять сумму и разность чисел в пределах 5, читать разными способами числовые выражения на сложение и вычитание.

Развивающие: развивать речь, развивать умение осуществлять поиск информации и применять ее в конкретной ситуации.

Воспитательные: воспитывать ответственность, аккуратность, самостоятельность.

Метапредметные:

Регулятивные – по названию темы формулировать цель, принимать учебную задачу и сохранять её на протяжении всего урока; планировать деятельность, оценивать результаты работы по выработанным критериям (знание состава числа 5).

Познавательные – осуществлять поиск необходимой информации в учебнике и «Рабочей тетради»; проводить сравнение и осуществлять анализ объектов, делать выводы; понимать простейшие модели.

Коммуникативные – включаться в диалог, в коллективное обсуждение; проявлять инициативу и активность, интегрироваться в группу (пару) сверстников, проявлять стремление ладить с собеседниками, не демонстрировать превосходство над другими, вежливо общаться; признавать свои ошибки.

Личностные способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Предметные результаты:

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, исследовательский.

Формы обучения: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Литература: Учебник математика 1 класс 1 часть, Моро. М. И.

Принципы обучения: наглядности, целенаправленности.














Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Универсальные Учебные Действия


Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Проверка готовности к уроку. Эмоциональный настрой и установка на продуктивную учебную деятельность.

-Здравствуйте дети, давайте настроимся на урок. Посмотрите на свои парты, всё ли у вас готово к занятию: учебник, тетрадь, ручка, карандаш. Поприветствуем друг друга и начнем урок.


-Вспомните, что мы изучали на прошлом уроке?

-Что мы знаем о числе 4?





-Знания этого материала помогут вам на сегодняшнем уроке





- Встают со своих рабочих мест, чтобы поздороваться с учителем. Проверяют готовность к уроку и приветствуют друг друга.



-Цифру и число 4



-Место числа 4 в натуральном ряду чисел, состав числа 4, как складывать и вычитать число 4.



-Слушают учителя

Коммуникативные УУД: включаться в диалог, в коллективное обсуждение


Актуализация знаний учащихся и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии

-Ребята, давайте обратим внимание на доску.

Как вы думаете, что записано на доске?

-Сейчас я предлагаю вам прочитать эти числа.

-Хорошо

-Какое число стоит после цифры 2?

-Какое число стоит перед число стоит перед цифрой 4?

-На сколько 3 меньше 4?

-как получить число 4? Разными способами.

- А сейчас посчитайте через 1,2, 3,. (по одному ученику с места)

А сейчас Посмотрите на примеры, которые написаны на доске, и решите их, ответ мы будем показывать с помощью карточек, которые у вас лежат на партах.

2+2

-Как вы получили это число?

2+1

3+1

-Хорошо


- Ребята,сейчас я вам загадаю загадку. и вы должны будете узнать тему нашего урока.

За окном сидели птички,
Голубь, дрозд и три синички.
Спросим мы учеников
И прилежных учениц:
«Кто ответить нам готов,
Сколько за окошком птиц?»

-Смотрят на доску


-Числа


-1, 2. 3, 4



-3

-4


-на 1

-1+3,3+2.


-1,2;1, 3;1,4.


-смотрят на доску

\




-Показывают карточку с цифрой 4

-К 2+2

-Показывают карточку с цифрой 3

-Показывают карточку с цифрой 4



-Пять

Познавательные УУД: проводить сравнение и осуществлять анализ объектов, делать выводы; понимать простейшие модели; определять закономерность и продолжать её.


Коммуникативные УУД: включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность


Регулятивные УУД: планировать деятельность, оценивать результаты работы по выработанным критериям


Личностные УУД: способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности


Действие целеполагание

-Как вы думаете, какая тема сегодняшнего урока?

Запись на доске «Число и цифра 5».

-Ребята, чему мы должны научиться на уроке? И что узнать?


- Тема «Число и цифра 5»



- Узнать состав числа 5; найти её местоположение на числовом отрезке; научиться графически изображать цифру 5;

выполнить вычислительные действия с числом 5.

Регулятивные – по названию темы формулировать цель, принимать учебную задачу и сохранять её на протяжении всего урока; планировать деятельность



Физкультми

нутка

1 – 2 – 3 – 4 – 5 – все умеем мы считать

подняться, потянуться

согнуться, разогнуться

в ладоши три хлопка, головою три кивка

на 4 – руки шире

5 - руками помахать

И за парту тихо сесть.


-Выполняют действия за учителем

Личностные УУД: способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности


Построение и реализация проекта выхода из затруднения

- Давайте откроем учебник на странице 34. Обратим внимание на картинку. Что на ней изображено?

- Сколько детей изображено на картинке?

- Как вы это узнали?

- Что, кроме детей изображено на иллюстрации?

- Сколько жёлтых яблок?

- Сколько красных яблок?

- Сколько всего яблок на дереве?

- Значит из каких чисел состоит число 5?

- Посмотрите, у скольких детей присутствует в одежде жёлтый цвет?

- Сколько детей осталось?

- Значит из каких еще чисел состоит число 5?

- Отлично. Обратим внимание на схемы и записи ниже. Их нужно соотнести с картинкой.

- Разберём первое равенство: 4+1=5, чего на схеме 4, а чего 1?

- А что мы можем сказать про картинку?






- Сколько будет 4+1?

- Давайте проверим, посчитаем кружочки. Посчитаем ребят. Посчитаем яблоки.

- Проверим второе равенство: 5-1=4. Как мы это объясним по схеме?

- Сколько их у нас?

- Проверим. Закройте синий кружок пальчиком.



- Обратимся к рисунку. Что из чего мы вычтем, чтобы получить 4?


- Всё верно. Следующее равенство 3+2=5. Как мы соотнесём его со схемой?


- Сколько всего треугольников?


- Что мы видим на картинке?


- Сколько всего детей видим на картинке?

- Давайте проверим.

- Хорошо, обратимся к последнему равенству. Сколько будет 5-2?

- Как вы это узнали?


- Объясните с помощью схемы.



- Соотнесите теперь запись с рисунком.







- Что мы сейчас узнали?


- Чему научились?



- Достаточно ли нам этих знаний? Что нам ещё предстоит узнать?


- Достаньте свои числовые отрезки. Как вы думаете, где будет расположено число 5?

- Почему?



- Проверим это на стр. 34 в ряду натуральных чисел. Вы были правы?

- Отложите один единичный отрезок вправо после числа 4. Но сможете ли вы написать число 4?

- Почему?


- В учебнике опускаемся глазками на разлинованную в клетку часть страницы. Поставим ручку на точку, в большой модели цифры 5. Вниз ведём прямую наклонную линию, не доводя до середины клетки, проводим правый полуовал, касающийся правого края клетки, и доводим до нижнего края клетки. Отрываем письмо, снова ставим ручку на точку и ведём дугообразную линию к верхнему правому углу клетки.

- Теперь ставим ручку на локоток и прописываем в воздухе. Отмечаем точку чуть правее середины верхней линии клетки, ведём прямую наклонную линию не доходя до середины, правый полуовал, отрываем письмо, от точки начала письма проводим дугу к правому верхнему углу.

- Прописываем цифру в рабочей тетради, отступив от написанного две клетки.

- Кто по элементам продиктует цифру 5?


- Также прописываем последовательность цифр «12345».

- Вот мы и познакомились с графическим изображением цифры 5 и научились его писать. Теперь нам не составит труда дополнить наш числовой отрезок числом 5. Что мы для этого сделаем?



- Выполняем эти действия каждый на своем числовом отрезке.


- На картинке изображено четверо ребят, к которым на встречу идёт маленькая девочка.

- Пятеро.


- К четырём прибавили один.

- Дерево с яблоками.


- 4.

- 1.

- 5.

- Из чисел 4 и 1.


- У троих.


- 2.


- Из чисел 2 и 3





- На схеме 4 синих кружочка, и 1 красный кружочек.

- На картинке четверо детей с полными корзинками, и одна девочка с пустой. На дереве 4 желтых яблока и 1 красное.




- 5.

- 1, 2, 3, 4, 5.



- Из всех кружочков убрать синий кружочек, останутся красные кружочки.

- 4.

- Красных кружочков остаётся 4.




- Из группы детей вычесть маленькую девочку, останется четверо ребят.

- На схеме 3 зелёных треугольника и 2 красных.



- Всего 5 треугольников.


- У трёх детей в одежде есть жёлтый цвет, а у двух нет.

- Всего 5 детей.


- 1, 2, 3, 4, 5.

- 3.


- Потому что число 5 состоит из 2 и 3.

- Если мы уберём красные треугольники, то останутся только зелёные. Их 3.

- Если убрать из всего количества ребят тех, у кого нет жёлтого цвета в одежде, то останется трое ребят.






- Мы узнали состав числа 5.


- Научились выполнять действия с числом 5.

- Нет, мы должны отметить число 5 на числовом отрезке и научиться графически изображать цифру 5.


- После числа 4 на один единичный отрезок вправо.

- Потому что число 5 больше 4 на единицу.



- Да. Число 5 в натуральном ряду стоит после числа 4.


- Нет.


- Нам нужно научиться записывать число 5.

Обводят большую модель цифры 5 как диктует учитель по элементам.





Проводят в воздухе цифру 5 под диктовку учителя.



















Желающий ученик диктует учителю элементы цифры 5.








- От числа 4 отмеряем один единичный отрезок вправо и подпишем под точкой число 5.


Познавательные УУД: осуществлять поиск необходимой информации в учебнике; проводить сравнение и осуществлять анализ объектов, делать выводы; понимать простейшие модели; определять закономерность и продолжать её, кодировать и раскодировать информацию.


Личностные УУД: способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.


Регулятивные УУД: учебную задачу сохранять на протяжении всего урока; планировать деятельность, оценивать результаты работы по выработанным критериям (составление числовых выражений на сложение и их вычисление).


Коммуникативные УУД: включаться в диалог, в коллективное обсуждение;


Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

-Ребята, а сейчас давайте снова поработаем с учебником. - Следующее задание на странице 34. Сколько нарисовано вишен? Цыплят?

Матрёшек?

Тюльпанов?

- Какого числа нет?

- Сколько всего монет изображено на полях?

- Какого номинала первая монета?

- Какого номинала остальные монеты?

- Сколько монет по 1 руб. составляют 3 руб.?

- А 4 руб.?

- 5 руб.?

- Посмотрите, как число 5 обозначается на костяшках домино.

- Какое время показывают часы?



- Посмотрим на страницу 35. Справа представлены цифры, которые мы уже изучили, кто их сможет перечислить по порядку от меньшего к большему?

- А от большего к меньшему?

- Какое число следует после 4? После 2?

- Теперь поработайте в парах. К картинкам подберите соответствующую запись.



- Подходит ли куда-нибудь запись 3-1?

- Хорошо. Упражнение в конце страницы. Можно использовать числовые отрезки. К какому числу прибавили 1, если получили 5?

- Как вы посчитали?



- Какое число больше: 5 или 3

- 4 или 5?


- Верны ли записи, составленные по схемам?

-Молодцы, вы хорошо справились с заданиями

t1641461504aa.png


Работа учебником

Смотрят на страницу 34.


-3

-1

-2

-5

- 4.

- 6.

- 5 рублей.

- По 1 рублю.

- 3 монеты.

- 4 монеты.

- 5 монет.

- 4 точки по углам и одна точка в середине.




-5 ч, так как маленькая стрелка указывает на цифру 5, а большая смотрит вверх.



- 1, 2, 3, 4, 5.



- 5, 4, 3, 2, 1.

- 5; 3.


- К первой картинке подходит запись: 3+1 (было 3 пчелы, 1 прилетела); ко второй картинке подходит запись: 4-2 (2 божьи коровки улетели, а было их 4).

- Нет.




- К 4.

- От 1 до 5 лежит 4 единичных отрезка.



- 5. Оно стоит правее чем число 3 на 2 ед. отрезка.

- 5, оно стоит правее 4 на 1 единичный отрезок.

- Верны.

Познавательные УУД: осуществлять поиск необходимой информации в рабочей тетради; проводить сравнение и осуществлять анализ объектов, делать выводы; понимать простейшие модели; определять закономерность и продолжать её, кодировать и раскодировать информацию.


Личностные УУД: способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.


Регулятивные УУД: учебную задачу сохранять на протяжении всего урока; планировать деятельность, оценивать результаты работы по выработанным критериям (составление числовых выражений на сложение и их вычисление).


Коммуникативные УУД: включаться в диалог, в коллективное обсуждение;; проявлять инициативу и активность


Самостоятельная работа

t1641461504ab.png



Работа по вариантам. 1й вариант делает первые 2 строки в двух столбцах, 2й вариант 2 последние строки в двух столбцах.

- Какие у вас получились ответы? Проговариваем по цепочке и проверяем у себя в тетради. (Разбирают ошибки).

- Заселите в домик цифры самостоятельно.

- Какое число вы заселили в нижнее левое окошечко? Почему?


- В верхнее правое окошечко? Почему?


- Какое число у вас во втором правом окошечке? Почему?


- И какое число у вас в оставшемся окне?

















- Выполняют работу в рабочих тетрадях.








- Число 1. Потому что сумма чисел 1 и 4 равна 5.

- Число 1. Потому что сумма чисел 4 и 1 равна 5.

- Число 2. Потому что сумма чисел 3 и 2 равна 5.

- Число 3, потому что сумма чисел 2 и 3 равна 5.


- В левом столбце числа сверху вниз идут от большего к меньшему, а в правом столбце от меньшего к большему.




Личностные УУД: способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.



Регулятивные УУД: планировать деятельность, оценивать результаты работы по выработанным критериям

Физкультми

нутка

Землянику нашли.

Раз, два, три, четыре, пять,

Мы идем искать опять.

(Наклоняясь левой рукой коснуться правой ноги. Правая рука остается на поясе. Потом, «увидев» ягодку у левой ноги, «сорвать» ее правой рукой.)

Выполняют действия за учителем

Личностные УУД: способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности

Повторение

- Давайте выполним последнее упражнение в учебнике на странице 36.

- В каждой строке рассмотри рисунок и записи слева и справа от него. Заполни пропуски

4+1=5 5-1=

?+?=5 5-2=

?+?= 5-3=

?+?= 5-4=

-








-4

1+4=5 5-2=3

2+3=5 5-3=2

4+1=5 5-4=1

Познавательные УУД: осуществлять поиск необходимой информации в рабочей тетради; проводить сравнение и осуществлять анализ объектов, делать выводы; понимать простейшие модели; определять закономерность и продолжать её, кодировать и раскодировать информацию.


Личностные УУД: способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.


Регулятивные УУД: учебную задачу сохранять на протяжении всего урока; планировать деятельность, оценивать результаты работы по выработанным критериям


Коммуникативные УУД: включаться в диалог, в коллективное обсуждение; проявлять инициативу и активность


Рефлексивно оценочные действия


- Какая была тема сегодняшнего урока?

 - Что мы сегодня узнали и чему научились?

Что было интересного на уроке?

- Поднимите руку, кто доволен своей работой на уроке? Кто не доволен? Почему?


- Спасибо за интересную работу! Все свободны.

- Цифра и число 5


- Мы узнали состав числа 5, научились выполнять вычислительные действия в пределах 5, научились графически изображать цифру 5 и отметили её на числовом отрезке.

- Отвечают на вопрос


Коммуникативные УУД: включаться в диалог, в коллективное обсуждение


Личностные УУД: способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.




18



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.