12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Галанова Полина Анатольевна65 Россия, Свердловская обл., Екатеринбург |
Число и цифра 5
МИНЕСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области
«Свердловский областной педагогический колледж»
Кафедра начального образования
Конспект урока по математике
на тему: «Число и цифра 5»
1 класс
УМК «Школа России» М. И . Моро.
Екатеринбург
Тема урока: «Число и цифра 5»
Тип урока: открытие нового знания
Перспективная цель: сформировать способность у учащихся к использованию определения понятия «число и цифра 5» в процессе решения и составления числовых выражений и задач.
Актуальная цель: сформировать представление у учащихся о месте числа 5 в натуральном ряду числу, о составе числа взаимосвязи, в процессе решения и составления числовых выражений и задач.
Задачи урока:
Обучающие: научиться находить состав числа 5; моделировать ситуации получения числа 5;составлять числовые выражения, используя цифры от 1 до 5, вычислять сумму и разность чисел в пределах 5, читать разными способами числовые выражения на сложение и вычитание.
Развивающие: развивать речь, развивать умение осуществлять поиск информации и применять ее в конкретной ситуации.
Воспитательные: воспитывать ответственность, аккуратность, самостоятельность.
Метапредметные:
Регулятивные – по названию темы формулировать цель, принимать учебную задачу и сохранять её на протяжении всего урока; планировать деятельность, оценивать результаты работы по выработанным критериям (знание состава числа 5).
Познавательные – осуществлять поиск необходимой информации в учебнике и «Рабочей тетради»; проводить сравнение и осуществлять анализ объектов, делать выводы; понимать простейшие модели.
Коммуникативные – включаться в диалог, в коллективное обсуждение; проявлять инициативу и активность, интегрироваться в группу (пару) сверстников, проявлять стремление ладить с собеседниками, не демонстрировать превосходство над другими, вежливо общаться; признавать свои ошибки.
Личностные – способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
Предметные результаты:
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, исследовательский.
Формы обучения: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Литература: Учебник математика 1 класс 1 часть, Моро. М. И.
Принципы обучения: наглядности, целенаправленности.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Универсальные Учебные Действия | | |
Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности | Проверка готовности к уроку. Эмоциональный настрой и установка на продуктивную учебную деятельность. -Здравствуйте дети, давайте настроимся на урок. Посмотрите на свои парты, всё ли у вас готово к занятию: учебник, тетрадь, ручка, карандаш. Поприветствуем друг друга и начнем урок. -Вспомните, что мы изучали на прошлом уроке? -Что мы знаем о числе 4? -Знания этого материала помогут вам на сегодняшнем уроке | - Встают со своих рабочих мест, чтобы поздороваться с учителем. Проверяют готовность к уроку и приветствуют друг друга. -Цифру и число 4 -Место числа 4 в натуральном ряду чисел, состав числа 4, как складывать и вычитать число 4. -Слушают учителя | Коммуникативные УУД: включаться в диалог, в коллективное обсуждение | | |
Актуализация знаний учащихся и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии | -Ребята, давайте обратим внимание на доску. Как вы думаете, что записано на доске? -Сейчас я предлагаю вам прочитать эти числа. -Хорошо -Какое число стоит после цифры 2? -Какое число стоит перед число стоит перед цифрой 4? -На сколько 3 меньше 4? -как получить число 4? Разными способами. - А сейчас посчитайте через 1,2, 3,. (по одному ученику с места) А сейчас Посмотрите на примеры, которые написаны на доске, и решите их, ответ мы будем показывать с помощью карточек, которые у вас лежат на партах. 2+2 -Как вы получили это число? 2+1 3+1 -Хорошо - Ребята,сейчас я вам загадаю загадку. и вы должны будете узнать тему нашего урока. За окном сидели птички, | -Смотрят на доску -Числа -1, 2. 3, 4 -3 -4 -на 1 -1+3,3+2. -1,2;1, 3;1,4. -смотрят на доску \ -Показывают карточку с цифрой 4 -К 2+2 -Показывают карточку с цифрой 3 -Показывают карточку с цифрой 4 -Пять | Познавательные УУД: проводить сравнение и осуществлять анализ объектов, делать выводы; понимать простейшие модели; определять закономерность и продолжать её. Коммуникативные УУД: включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность Регулятивные УУД: планировать деятельность, оценивать результаты работы по выработанным критериям Личностные УУД: способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности | | |
Действие целеполагание | -Как вы думаете, какая тема сегодняшнего урока? Запись на доске «Число и цифра 5». -Ребята, чему мы должны научиться на уроке? И что узнать? | - Тема «Число и цифра 5» - Узнать состав числа 5; найти её местоположение на числовом отрезке; научиться графически изображать цифру 5; выполнить вычислительные действия с числом 5. | Регулятивные – по названию темы формулировать цель, принимать учебную задачу и сохранять её на протяжении всего урока; планировать деятельность | | |
Физкультми нутка | 1 – 2 – 3 – 4 – 5 – все умеем мы считать подняться, потянуться согнуться, разогнуться в ладоши три хлопка, головою три кивка на 4 – руки шире 5 - руками помахать И за парту тихо сесть. | -Выполняют действия за учителем | Личностные УУД: способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности | | |
Построение и реализация проекта выхода из затруднения | - Давайте откроем учебник на странице 34. Обратим внимание на картинку. Что на ней изображено? - Сколько детей изображено на картинке? - Как вы это узнали? - Что, кроме детей изображено на иллюстрации? - Сколько жёлтых яблок? - Сколько красных яблок? - Сколько всего яблок на дереве? - Значит из каких чисел состоит число 5? - Посмотрите, у скольких детей присутствует в одежде жёлтый цвет? - Сколько детей осталось? - Значит из каких еще чисел состоит число 5? - Отлично. Обратим внимание на схемы и записи ниже. Их нужно соотнести с картинкой. - Разберём первое равенство: 4+1=5, чего на схеме 4, а чего 1? - А что мы можем сказать про картинку? - Сколько будет 4+1? - Давайте проверим, посчитаем кружочки. Посчитаем ребят. Посчитаем яблоки. - Проверим второе равенство: 5-1=4. Как мы это объясним по схеме? - Сколько их у нас? - Проверим. Закройте синий кружок пальчиком. - Обратимся к рисунку. Что из чего мы вычтем, чтобы получить 4? - Всё верно. Следующее равенство 3+2=5. Как мы соотнесём его со схемой? - Сколько всего треугольников? - Что мы видим на картинке? - Сколько всего детей видим на картинке? - Давайте проверим. - Хорошо, обратимся к последнему равенству. Сколько будет 5-2? - Как вы это узнали? - Объясните с помощью схемы. - Соотнесите теперь запись с рисунком. - Что мы сейчас узнали? - Чему научились? - Достаточно ли нам этих знаний? Что нам ещё предстоит узнать? - Достаньте свои числовые отрезки. Как вы думаете, где будет расположено число 5? - Почему? - Проверим это на стр. 34 в ряду натуральных чисел. Вы были правы? - Отложите один единичный отрезок вправо после числа 4. Но сможете ли вы написать число 4? - Почему? - В учебнике опускаемся глазками на разлинованную в клетку часть страницы. Поставим ручку на точку, в большой модели цифры 5. Вниз ведём прямую наклонную линию, не доводя до середины клетки, проводим правый полуовал, касающийся правого края клетки, и доводим до нижнего края клетки. Отрываем письмо, снова ставим ручку на точку и ведём дугообразную линию к верхнему правому углу клетки. - Теперь ставим ручку на локоток и прописываем в воздухе. Отмечаем точку чуть правее середины верхней линии клетки, ведём прямую наклонную линию не доходя до середины, правый полуовал, отрываем письмо, от точки начала письма проводим дугу к правому верхнему углу. - Прописываем цифру в рабочей тетради, отступив от написанного две клетки. - Кто по элементам продиктует цифру 5? - Также прописываем последовательность цифр «12345». - Вот мы и познакомились с графическим изображением цифры 5 и научились его писать. Теперь нам не составит труда дополнить наш числовой отрезок числом 5. Что мы для этого сделаем? - Выполняем эти действия каждый на своем числовом отрезке. | - На картинке изображено четверо ребят, к которым на встречу идёт маленькая девочка. - Пятеро. - К четырём прибавили один. - Дерево с яблоками. - 4. - 1. - 5. - Из чисел 4 и 1. - У троих. - 2. - Из чисел 2 и 3 - На схеме 4 синих кружочка, и 1 красный кружочек. - На картинке четверо детей с полными корзинками, и одна девочка с пустой. На дереве 4 желтых яблока и 1 красное. - 5. - 1, 2, 3, 4, 5. - Из всех кружочков убрать синий кружочек, останутся красные кружочки. - 4. - Красных кружочков остаётся 4. - Из группы детей вычесть маленькую девочку, останется четверо ребят. - На схеме 3 зелёных треугольника и 2 красных. - Всего 5 треугольников. - У трёх детей в одежде есть жёлтый цвет, а у двух нет. - Всего 5 детей. - 1, 2, 3, 4, 5. - 3. - Потому что число 5 состоит из 2 и 3. - Если мы уберём красные треугольники, то останутся только зелёные. Их 3. - Если убрать из всего количества ребят тех, у кого нет жёлтого цвета в одежде, то останется трое ребят. - Мы узнали состав числа 5. - Научились выполнять действия с числом 5. - Нет, мы должны отметить число 5 на числовом отрезке и научиться графически изображать цифру 5. - После числа 4 на один единичный отрезок вправо. - Потому что число 5 больше 4 на единицу. - Да. Число 5 в натуральном ряду стоит после числа 4. - Нет. - Нам нужно научиться записывать число 5. Обводят большую модель цифры 5 как диктует учитель по элементам. Проводят в воздухе цифру 5 под диктовку учителя. Желающий ученик диктует учителю элементы цифры 5. - От числа 4 отмеряем один единичный отрезок вправо и подпишем под точкой число 5. | Познавательные УУД: осуществлять поиск необходимой информации в учебнике; проводить сравнение и осуществлять анализ объектов, делать выводы; понимать простейшие модели; определять закономерность и продолжать её, кодировать и раскодировать информацию. Личностные УУД: способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности. Регулятивные УУД: учебную задачу сохранять на протяжении всего урока; планировать деятельность, оценивать результаты работы по выработанным критериям (составление числовых выражений на сложение и их вычисление). Коммуникативные УУД: включаться в диалог, в коллективное обсуждение; | ||
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи | -Ребята, а сейчас давайте снова поработаем с учебником. - Следующее задание на странице 34. Сколько нарисовано вишен? Цыплят? Матрёшек? Тюльпанов? - Какого числа нет? - Сколько всего монет изображено на полях? - Какого номинала первая монета? - Какого номинала остальные монеты? - Сколько монет по 1 руб. составляют 3 руб.? - А 4 руб.? - 5 руб.? - Посмотрите, как число 5 обозначается на костяшках домино. - Какое время показывают часы? - Посмотрим на страницу 35. Справа представлены цифры, которые мы уже изучили, кто их сможет перечислить по порядку от меньшего к большему? - А от большего к меньшему? - Какое число следует после 4? После 2? - Теперь поработайте в парах. К картинкам подберите соответствующую запись. - Подходит ли куда-нибудь запись 3-1? - Хорошо. Упражнение в конце страницы. Можно использовать числовые отрезки. К какому числу прибавили 1, если получили 5? - Как вы посчитали? - Какое число больше: 5 или 3 - 4 или 5? - Верны ли записи, составленные по схемам? -Молодцы, вы хорошо справились с заданиями
| Работа учебником Смотрят на страницу 34. -3 -1 -2 -5 - 4. - 6. - 5 рублей. - По 1 рублю. - 3 монеты. - 4 монеты. - 5 монет. - 4 точки по углам и одна точка в середине. -5 ч, так как маленькая стрелка указывает на цифру 5, а большая смотрит вверх. - 1, 2, 3, 4, 5. - 5, 4, 3, 2, 1. - 5; 3. - К первой картинке подходит запись: 3+1 (было 3 пчелы, 1 прилетела); ко второй картинке подходит запись: 4-2 (2 божьи коровки улетели, а было их 4). - Нет. - К 4. - От 1 до 5 лежит 4 единичных отрезка. - 5. Оно стоит правее чем число 3 на 2 ед. отрезка. - 5, оно стоит правее 4 на 1 единичный отрезок. - Верны. | Познавательные УУД: осуществлять поиск необходимой информации в рабочей тетради; проводить сравнение и осуществлять анализ объектов, делать выводы; понимать простейшие модели; определять закономерность и продолжать её, кодировать и раскодировать информацию. Личностные УУД: способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности. Регулятивные УУД: учебную задачу сохранять на протяжении всего урока; планировать деятельность, оценивать результаты работы по выработанным критериям (составление числовых выражений на сложение и их вычисление). Коммуникативные УУД: включаться в диалог, в коллективное обсуждение;; проявлять инициативу и активность | ||
Самостоятельная работа | Работа по вариантам. 1й вариант делает первые 2 строки в двух столбцах, 2й вариант 2 последние строки в двух столбцах. - Какие у вас получились ответы? Проговариваем по цепочке и проверяем у себя в тетради. (Разбирают ошибки). - Заселите в домик цифры самостоятельно. - Какое число вы заселили в нижнее левое окошечко? Почему? - В верхнее правое окошечко? Почему? - Какое число у вас во втором правом окошечке? Почему? - И какое число у вас в оставшемся окне? | - Выполняют работу в рабочих тетрадях. - Число 1. Потому что сумма чисел 1 и 4 равна 5. - Число 1. Потому что сумма чисел 4 и 1 равна 5. - Число 2. Потому что сумма чисел 3 и 2 равна 5. - Число 3, потому что сумма чисел 2 и 3 равна 5. - В левом столбце числа сверху вниз идут от большего к меньшему, а в правом столбце от меньшего к большему. | Личностные УУД: способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности. Регулятивные УУД: планировать деятельность, оценивать результаты работы по выработанным критериям | ||
Физкультми нутка | Землянику нашли. Раз, два, три, четыре, пять, Мы идем искать опять. (Наклоняясь левой рукой коснуться правой ноги. Правая рука остается на поясе. Потом, «увидев» ягодку у левой ноги, «сорвать» ее правой рукой.) | Выполняют действия за учителем | Личностные УУД: способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности | ||
Повторение | - Давайте выполним последнее упражнение в учебнике на странице 36. - В каждой строке рассмотри рисунок и записи слева и справа от него. Заполни пропуски 4+1=5 5-1= ?+?=5 5-2= ?+?= 5-3= ?+?= 5-4= - | -4 1+4=5 5-2=3 2+3=5 5-3=2 4+1=5 5-4=1 | Познавательные УУД: осуществлять поиск необходимой информации в рабочей тетради; проводить сравнение и осуществлять анализ объектов, делать выводы; понимать простейшие модели; определять закономерность и продолжать её, кодировать и раскодировать информацию. Личностные УУД: способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности. Регулятивные УУД: учебную задачу сохранять на протяжении всего урока; планировать деятельность, оценивать результаты работы по выработанным критериям Коммуникативные УУД: включаться в диалог, в коллективное обсуждение; проявлять инициативу и активность | ||
Рефлексивно оценочные действия | - Какая была тема сегодняшнего урока? - Что мы сегодня узнали и чему научились? Что было интересного на уроке? - Поднимите руку, кто доволен своей работой на уроке? Кто не доволен? Почему? - Спасибо за интересную работу! Все свободны. | - Цифра и число 5 - Мы узнали состав числа 5, научились выполнять вычислительные действия в пределах 5, научились графически изображать цифру 5 и отметили её на числовом отрезке. - Отвечают на вопрос | Коммуникативные УУД: включаться в диалог, в коллективное обсуждение Личностные УУД: способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности. |
18