12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Никитина Людмила Анатолиевна2077
Россия, Марий Эл респ., пгт.Красногорский

Всероссийский конкурс педагогического мастерства на лучшую статью «Библио-обзор детско- юношеской литературы».

Никитина Людмила Анатолиевна, учитель русского языка и литературы.

Читательские предпочтения современных подростков.

Существует мнение, что современные подростки читают очень мало или не читают вовсе. Я хотела бы опровергнуть данную точку зрения. Совместно со старшим продавцом книжного магазина ( и по совместительству моей племянницей) мы провели исследование читательских предпочтений школьников одиннадцати-пятнадцати лет. Данный библио-обзор я и предлагаю вашему вниманию. Чем сейчас увлекаются подростки? Несомненно, сериалами, мультфильмами, компьютерными играми. И по каждому этому направлению сейчас уже изданы и продолжают издаваться книги. Если в прокат выходит новый фильм, то часто по его сюжету издаётся книга с кинообложкой, и наоборот, существует огромное количество экранизаций художественных произведений, принёсших им известность в среде читателей. Например, когда в прокат вышел фильм "Последний богатырь", в продажу сразу поступила книга Алины Кусковой с одноимённым названием. А вот романы Джона Грина «Виноваты звезды», «Бумажные города» стали популярны во многом лишь благодаря экранизациям. Самые популярные сериалы дополняются энциклопедиями: энциклопедией героев, энциклопедией о том, как снимался сериал, энциклопедией, связанной с сюжетом сериала, и многими другими. Ярким подтверждением этого можно считать серию «Гарри Поттер» Джоан Роулинг: помимо восьми вышедших в свет произведений о приключениях Гарри, у нее издаются такие энциклопедии, как «Гарри Поттер Рождение легенды», «Гарри Поттер Волшебный мир Путеводитель», «Гарри Поттер Маги и Маглы», «Гарри Поттер Магические артефакты» и другие, и все они интересны подросткам. Отдельно стоят Кинематографические вселенные Marvel и DС, по ним создано огромное количество энциклопедий, книг и комиксов. Данные книги очень популярны у молодежи, и эта популярность возрастает с каждым выходом нового фильма с новым или уже известным супергероем. В общем, примеров можно привести много, главное одно: сейчас, когда кино и книги очень тесно переплетаются между собой, многие подростки, посмотрев очередной нашумевший фильм, идут в книжный магазин, чтобы приобрести для себя книгу, по которой был снят фильм, и сравнить впечатления. Следующая категория книг, постепенно набирающая популярность у подростков, - это книги, написанные по компьютерным играм. Наглядным примером служат произведения по мотивам видеоигры Assassin´s Creed; их автор Оливер Боуден издал уже семь книг. Хочется также сказать несколько слов об анимационных сериалах. По известному сейчас мультфильму «Гравити Фолз» издаются четыре книги, три творческих дневника, наклейки, календари; и, бывает, именно с книг данной серии у подростка пробуждается желание читать. Подводя итог всему сказанному, можно отметить, что большое влияние на выбор книг для чтения оказывают именно кино, мультфильмы, игры; во многом благодаря этим направлениям у подростков возникает желание стать читателем, чтобы погрузиться в тот яркий мир, который им так понравился на экране. Таковы наиболее распространённые причины выбора той или иной книги, но бывают и другие варианты. Не стоит сбрасывать со счетов рекомендации друзей, советы родителей и учителей, аннотации в интернете. Поэтому, случается, подростки берут и классическую литературу («451° по Фаренгейту» Р. Брэдбери), и книги о Вселенной («Краткая история времени» Стивена Хокинга), и эзотерику («Культ предков. Сила нашей крови» Виктории Райдос), и литературу, связанную с бизнесом («Богатый ребенок, умный ребенок» Роберта Кийосаки), и многое другое. Также хочется сказать, что отдельные категории подростков предпочитают чтение в электронном виде, что не менее полезно для их общего развития. Нами составлена примерная подборка наиболее часто приобретаемых представителями данной возрастной категории книг:

1) «Гарри Поттер» Джоан Роулинг;

2) «Виноваты звезды» Джона Грина;

3) «Хорошо быть тихоней» Стивена Чбоски;

4) «Перси Джексон» Рика Риордана;

5) «Книжный вор» Маркуса Зусака;

6) «Хроники Нарнии» Клайва Льюиса;

7) «Бегущий в лабиринте» Джеймса Дашнера;

8) «Убить пересмешника» Харпер Ли;

9) «Властелин Колец» Дж. Р. Р. Толкина;

10) Трилогия «Голодные игры» Сьюзен Колинз;

11) «Тринадцатая сказка» Дианы Сеттерфилд;

12) «Дом, в котором…» Марьям Петросян;

13) «Над пропастью во ржи» Джерома Сэлинджера;

14) «Песнь Льда и Огня» Джорджа Мартина;

15) «Чернильная трилогия» Корнелии Функе;

16) «Часодеи» Натальи Щербы;

17) «Дом странных детей» Ренсома Риггза;

18) «Магистериум» Холли Блэк, Кассандры Клэр;

19) «13 причин почему» Джей Эшер;

20) «Зильбер» Керстина Гира;

21) «Вино из одуванчиков» Рэя Брэдбери;

22) «Оно» Стивена Кинга;

23) «Девушка Online» Зои Сагг;

24) «Цветы для Элджернона» Дэниел Киз;

25) «1984» Джорджа Оруэлла.

Исследование читательских предпочтений я продолжила среди учеников 5- 8 классов нашей школы. Школьникам было предложено ответить на вопрос: «Какую книгу вы бы посоветовали для чтения своим ровесникам и почему?». Среди наиболее популярных следующие произведения.


 

Екатерина Мурашова. Гвардия тревоги.

Екатерина Вадимовна Мурашова по образованию биолог и психолог. В детской литературе с 1989 года (её писательский дебют – повесть «Талисман»). Заслуги Е. Мурашовой в развитии художественной литературы для детей дважды отмечены национальной литературной премией России «Заветная мечта»: в 2005 году – за повесть «Класс коррекции», в 2007 году – за повесть «Гвардия тревоги». Произведения писателя-психолога посвящены непростым проблемам современности: отношению к детям с физическими и умственными отклонениями, расслоению общества… Повесть «Гвардия тревоги» - о взаимоотношениях детей и родителей, учеников в классе, активной жизненной позиции. Е.Мурашова описывает повседневную жизнь подростков и их внутренний мир, показывает, как трудно взрослеющему человеку в современном обществе, заставляет задуматься о  проблемах выбора, о становлении личности, о коллективизме как движущей силе добра. Это произведение о ребятах, которые переехали в Петербург из разных регионов России: сибирячке-отличнице Тае Коровиной, москвиче с математической одарённостью Диме Дмитриевском, мальчике из неблагополучной семьи двоечнике Тимке Игнатьеве (он питерец, но переходит в новую для него школу). До этого у каждого из них была своя жизнь. Новым ученикам сразу же кажется, что их одноклассники «странные», «одинаковые». Но эти чем-то неуловимо похожие друг на друга одноклассники совершают добрые дела, как когда-то герои повести А.Гайдара «Тимур и его команда». «Аларм-гвардейцы» (Тревожные гвардейцы), как себя называют ученики 8а, спешат на помощь тем, кто в ней нуждается, следуя девизу: «Со злом не сражаются. Добру по мере сил помогают». Удастся ли героям повести стать своими в этом сообществе, разделив позицию одноклассников, узнает каждый, прочитавший книгу до конца. Повесть вызвала неоднозначную реакцию юных и взрослых читателей, а это, на мой взгляд, показатель качественной литературы. А ещё в книге есть отсылки не только к повести А.П.Гайдара, но и к произведениям В. Крапивина и братьев Стругацких, и будет замечательно, если юные читатели обратятся к ним. Восьмиклассники выбирают и другие книги писательницы: «Полоса отчуждения», «Класс коррекции», «Барабашка – это я».

В этом году мы с учениками открыли для себя интересные произведения писателей, работающих в тандеме: Андрея Жвалевского и Евгении Пастернак. Для уроков внеклассного чтения я предлагала подросткам их повести «Я хочу в школу», «Время всегда хорошее», «Гимназия №13», «Москвест», «Сиамцы» и другие.

Андрей Жвалевский, Евгениия Пастернак. Время всегда хорошее.

Книга написана в 2007 году, издавалась одиннадцать раз, является лауреатом Всероссийского конкурса на лучшее литературное произведение для детей и юношества «Книгуру», обладатель нескольких литературных премий. В сюжете интересно обыгрывается ситуация, когда девочка Оля из 2018 года неожиданно попадает в 1980 год, а в её школу и класс из 1980 года перемещается мальчик Витя. Поменявшись временами и школами, дети сначала с трудом осваивают новые реалии, но затем не только адаптируются, но и пытаются решать проблемы друг друга. Оба воспринимают случившееся как игру или эксперимент. Интересно, что авторы, создававшие книгу в 2007 году, многое угадали в 2018: смартфоны (в повести они называются «комиками» - сокращение от «коммуникатор»), устные экзамены в школах. Эти устные экзамены представляют, по замыслу авторов, большую проблему для детей 21века, общающихся только в виртуальной реальности, все школьные задания выполняющих в тестовом режиме. А через три недели Оле и её одноклассникам предстоят три устных экзамена…На помощь новым одноклассникам приходит Витя. А Оля, находясь в 1980 году, пытается спасти от грозящего исключения из школы Витиного друга Женю. Эта повесть, написанная ярким живым языком, говорит о ценности настоящей дружбы, взаимовыручке, ответственности за себя и за друзей. А значит, время всегда хорошее, потому что многое зависит от тебя самого. Книга будет интересна и детям, и взрослым, потому что поможет лучше узнать друг друга людям разных поколений.

Нравятся подросткам и книги замечательной писательницы Галины Николаевны Щербаковой: «Вам и не снилось», «Дверь в чужую жизнь», «Отчаянная осень», «Мальчик и девочка» и другие.


 

Галина Щербакова. Вам и не снилось.

Повесть опубликована в журнале «Юность» в 1979 году. Это первое произведение, принёсшее автору популярность. В 1980 году повесть была экранизирована. История Ромы и Юли – это история современных Ромео и Джульетты. Повесть о первой любви, о настоящих чувствах, к которым надо относиться бережно, о том, как важно родителям понимать своих взрослеющих детей и доверять им. Подростки, прочитав эту повесть, найдут пример чуткости и теплоты взаимоотношений, трепетности и хрупкости первой любви. А взрослые, возможно, задумаются, стоит ли ненависть к давней сопернице страданий и мучений собственного ребёнка, поймут, что разрушение любви есть разрушение жизни. Любовь – ключевое понятие повести – представлена здесь в разных видах: это и безответное чувство Алёны, одноклассницы Ромы и Юли, и отвергнутое как не соответствующее идеалу чувство учительницы Татьяны Николаевны. Почему именно Юлю и Романа «одаривает» автор настоящей любовью? Юля – девочка на все времена, искренняя, открытая, готовая ради любви на всё. Для Романа любовь – это ситуация, при которой его личность «проявляет свой максимум». Оба героя достойны этого чувства. Отцы и дети, чувство и долг, смысл жизни, ответственность за слова и поступки, за того, кто доверился тебе – такие недетские проблемы поднимает эта прекрасная повесть, о смысле которой хочется сказать словами И.А.Бунина: «Уменьшение любви и доброты есть всегда уменьшение жизни».

Вызывают интерес подростков, без сомнения, и произведения зарубежной литературы: «Вино из одуванчиков», «451° по Фаренгейту» Рэя Брэдбери; «Хроники Нарнии» Клайва Льюиса; «Убить пересмешника» Харпер Ли; «Над пропастью во ржи» Джерома Сэлинджера и др. Хочу (с разрешения авторов) привести два отзыва моих учеников о книгах зарубежных авторов.

Джером Сэлинджер. Над пропастью во ржи.

На самом деле у меня очень много любимых книг. Но сегодня я хочу вам рассказать о повести Джэрома Сэлинджера «Над пропастью во ржи», то ли потому, что она изменила что-то в моей жизни, сделала яснее те факты, которые собрались в моей голове туманами, то ли потому, что это последняя книга, которую я прочитала и пока я нахожусь под впечатлением. Ее я читала в больнице, когда мне было одиноко, и она мгновенно стала моим другом, возможно даже, советчиком. Книга представляет собой что-то вроде личного дневника семнадцатилетнего подростка, который открывает нам свою жизнь, свои проблемы, переживания, мысли. Почему она мне нравится? Я расскажу вам мой «рецепт» хорошей книги: хороший слог + хороший сюжет = чтение на одном дыхании. Еще интересно то, что оценивание происходит как-то интуитивно, ты читаешь книгу и понимаешь: да, это моё, это то, что я давно искала. Но самое главное, что меня очень «цепляет» в книгах - это сходство с главным героем. Я читала и понимала: у нас  одинаковое ощущение мира, та же опустошенность, те же мысли, то же самое состояние. И ты всё время чувствуешь, что все вокруг фальшь и показуха. Я так же разочаровываюсь в людях и в себе. Разве это чувство сопричастности не то, что ищет человек в книгах? Часто думаю, что я сама стою над пропастью во ржи и ничего не могу сделать. «А я стою на самом краю скалы, над пропастью, понимаешь? И мое дело — ловить ребятишек, чтобы они не сорвались в пропасть». Так герой дает нам понять, что он хочет оградить, защитить людей от такого состояния, в котором он находится, ведь на самом деле ему и самому противно от того, что внутри него происходит. Еще поразило то, что здравый смысл главному герою внушила его любимая сестренка. В моем случае это мой старший брат, с которым у меня самые прекрасные отношения на свете и которого я безмерно люблю. Он всегда меня поддерживает и старается «вытащить из омута дурных мыслей», в который я попадаю. В заключение хочу сказать, что главным достоинством произведения, на мой взгляд, является его способность заставить человека задуматься о мире, о времени и о себе.

Кристофер Паолини. Эрагон.

Подростки в последнее время  реже проводят своё свободное время за чтением. Часто это происходит по той причине, что им сложно усваивать школьную программу, которая, безусловно, нужна и полезна, но некоторым всё­-таки даётся с трудом. И я считаю: чтобы приобщить подростков к чтению, нужно знакомить их с произведениями современных авторов. Хочу представить вам  одно из них. Это «Эрагон», написанный Кристофером Паолини в возрасте 15 лет. История является тетралогией, то есть состоит из 4 частей. Это классическое фэнтези - один из самых популярных у подростков жанр. Здесь есть и драконы, и разнообразные расы вроде эльфов и гномов, и магия с различными магическими артефактами. Вообще, история создания этой книги очень занимательна. Однажды до известного издателя Альфреда Кнопфа дошли слухи о популярном у школьников самиздатовском произведении, автором которого был пятнадцатилетний мальчишка по имени Кристофер. Кнопф рискнул, выпустив роман вундеркинда приличным тиражом, и не прогадал: всего за одну неделю было продано 250 тысяч экземпляров. “Эрагон” обогнал тогда по объемам продаж четыре из пяти томов о Гарри Поттере. Автора обвиняли в заимствованиях из историй Толкина, так как Алагезия - место действия истории - очень похожа на Средиземье, да и расы тоже схожи. Также просматривались заимствования из вселенной «Звёздных войн» в плане сюжета. Некоторое сходство наблюдается в экспозиции, но далее в таких композиционных элементах, как завязка, кульминация и развязка, совпадений не наблюдается. Надо отдать должное автору: в 15 лет написать книгу с четко прописанным сюжетом, сбалансированным действием, внятными диалогами - это большое достижение. Несмотря на свой не слишком сложный и запутанный сюжет, книга заставляет тебя окунуться в неё с головой своим динамичным повествованием и завораживающими описаниями. Также хотелось бы отметить большое количество совершенно неожиданных сюжетных поворотов. И когда ты всё ближе и ближе подбираешься к концу последней - на данный момент четвёртой - книги, то начинают появляться новые подробности основной и дополнительных сюжетных линий. И это заставляет тебя и дальше с неослабевающим интересом следить за приключениями главных героев. Персонажи хоть и клишированные, но непременно каждый со своей изюминкой. Помимо увлекательнейшего времяпрепровождения и общих тем для разговора со сверстниками, подросток, читая эту книгу, получит такие традиционные, но всё равно очень нужные уроки настоящей дружбы, храбрости, доброты и самопожертвования во имя высших целей и намерений.

Закончить свой библио-обзор хочу мыслью, которая является плодом наблюдений нескольких лет: слухи о том, что современные подростки не читают, сильно преувеличены. Всегда были, есть и будут дети, любящие читать, ценящие книгу, видящие в ней своего друга. Надо только знать их читательские предпочтения и от них прокладывать дорогу к лучшим образцам художественной литературы.


 

Список использованных источников.

1.https://www.livelib.ru/author/81364-ekaterina-murashova

2. https://www.livelib.ru/author/102814-andrej-zhvalevskij-evgeniya-pasternak

3.https://www.allsoch.ru/sherbakova/

4.http://www.litra.ru/biography/get/wrid/00337181220452698309/

5. https://www.livelib.ru/author/174408-kristofer-paolini

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (9)

сменить сортировку
Сафонова Елена Валерьевна, 10.07.18 в 10:52 2Ответить Пожаловаться
Поздравляю с победой в конкурсе!!!!
Никитина Людмила Анатолиевна, 10.07.18 в 21:30 3Ответить Пожаловаться
Большое спасибо! Для меня это было очень неожиданно и очень приятно! Елена Валерьевна, хорошего Вам лета!
Цепелева Татьяна Анатольевна, 27.09.18 в 15:32 3Ответить Пожаловаться
Людмила Анатолиевна, поздравляю с победой! Я сегодня познакомилась с вашими публикациями на сайте. Филологи - особенные люди. Вы развиваете детские души вместе с писателями и поэтами. Вы помогаете через анализ поступков литературных героев узнавать себя и становиться лучше. Прочитав вашу статью, очень захотелось взять в руки книги о которых вы рассказали. Спасибо.
Никитина Людмила Анатолиевна, 29.09.18 в 13:25 2Ответить Пожаловаться
Татьяна Анатольевна, спасибо за добрые слова. Творческих Вам успехов!
Литвиненко Светлана Юрьевна, 27.10.18 в 20:04 3Ответить Пожаловаться
Татьяна Анатольевна, спасибо за замечательную подборку книг. Мурашовой читала "Класс коррекции", с удовольствием прочту "Гвардию тревоги", не слышала об этой книге.
Селиванова Галина Геннадьевна, 04.05.19 в 14:18 2Ответить Пожаловаться
Татьяна Анатольевна, спасибо! Прочитала статью с интересом. Несколько лет назад мы с девочкой писали доклад на научную конференцию по этой теме. Получилась хорошая работа, многие ребята читают. В нашем списке было много книг Е. Габовой, Т.Михеевой, Т. Крюковой.
Никитина Людмила Анатолиевна, 05.05.19 в 20:34 1Ответить Пожаловаться
Спасибо за отклик, Галина Геннадьевна!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.