Статья «Взаимосвязь профессиональных предпочтений и формально-динамических свойств личности подростков»
Взаимосвязь профессиональных предпочтений и формально-динамических свойств личности подростков с нарушениями слуха
Выполнила: педагог - психолог Симонова Юлия Олеговна
Город Искитим
2016 год
Оглавление
Введение……………………………………………………………………..3
Основная часть……………………………………………………………..7
Заключение………………………………………………………………….15
Библиографический список………………………………………………..16
Введение
Причины нарушений слуха разнообразны. По данным различных исследований, от 10 до 30 % случаев ослабления или полной потери слуха связаны с неблагоприятной наследственностью. Но какими бы, ни были причины и сроки наступления глухоты, основной её итог один и тот же - утрата возможности общения с людьми, с окружающим миром звуков. При тяжёлых формах глухоты вечное молчание плотной стеной окружает человека, лишает его не только возможности общения, но и зачастую подвергает опасности.
Слепоглухая Ольга Ивановна Скороходова на вопрос, что более необходимо человеку - зрение или слух, - не задумываясь, ответила: "Конечно, слух. Ведь, прежде всего надо слышать, что говорят другие. Человек живёт в обществе…"Да, главная сила человека в возможности его общения с другими людьми. Ни одно другое существо на земле не обладает такими возможностями речевого общения.
Известный французский философ, гуманист Мишель Монтель, в 16 веке писал: "Глухота - более тяжкий физический недостаток, чем слепота. Он лишает человека главного его качества - способности быстрого и свободного общения. Глухота - недостаток социальный по преимуществу. Он прямее, чем слепота, нарушает социальные связи личности".
Точная статистика слабослышащих и глухих людей отсутствует. Принято считать, что в развитых странах общее число людей с дефектами слуха составляет 4-6 % всего населения. К счастью, подавляющее большинство из них слабослышащие, слух которых может быть значительно компенсирован современными звукоусиливающими аппаратами. По приблизительным оценкам лишь 0,1 % этих людей страдает тяжёлыми формами глухоты.
Совершенствование системы профессионально-ориентационной работы требует проведения научных исследований. Советские дефектологи (А.П. Гозова, В.Т. Дмитриев, Е.В. Соломонов, М.М. Нудельман, В.Ю. Карвялис, А.И. Иваницкий) в своих исследованиях уделяли большое внимание анализу отношения глухих к профессиям и социально-трудовой адаптации выпускников школ для глухих детей.
Дети с нарушениями слуха испытывают трудности во взаимодействии с окружающим миром, трудности в профессиональной реализации. Все культурное развитие такого ребенка будет протекать иначе, чем у нормально развивающегося ребенка. Профессиональный выбор слабослышащего ребенка зависит не только от качества полученного в школе образования, тяжести нарушения слуха, степени развития словесной речи, от влияния ближайшего социального окружения, мнений и ожиданий семьи, школьных товарищей, готовности системы профессионального образования к включению в образовательный поток слабослышащих студентов, но и от их формально – динамических свойств личности. Лицами с нарушениями слуха может быть освоен широкий круг профессий. Правильный выбор профессии для таких подростков имеет решающее значение в социально – реабилитационном плане. Проблема профессионально – трудовой подготовки, профессиональной ориентации и социально – трудовой адаптации слабослышащих является одной из наиболее важных и актуальных в их жизни. Важным направлением в компенсации нарушения слуха и в социальной адаптации к жизни является приобщение людей с нарушениями слуха к труду, предоставление им возможностей для выбора профессии, соответствующих как их склонностям и способностям, так и специфическим особенностям личности.
С потерей слуха ещё не всё потеряно в жизни. Как и обычные люди, счастливо трудятся тысячи и десятки тысяч глухих. Многие из них занимают самые различные должности. Это высококвалифицированные инженеры-конструкторы, талантливые механики, печатники, художники….
Однако, несмотря на то, что профессиональное образование лиц с нарушениями слуха претерпело количественные и качественные изменения, проблема получения ими образования остается открытой. Недостаточно широк круг учреждений, которые реализуют профессиональные программы разного уровня. Ряд профессий диктуют особые требования к общим, специфическим и формально-динамическим свойствам личности подростка. Однако по этим вопросам нет достаточного количества фундаментальных исследований.
Важная роль профессионального выбора в жизни человека в процессе освоения социального опыта, глубокое внимание специалистов к данной проблеме, а так же недостаточное разработанность отдельных ее аспектов, например, таких как зависимость профессионального выбора от формально – динамических свойств личности, определяет актуальность нашей работы.
Цель работы: сравнительное изучение зависимости профессиональных предпочтений от формально – динамических свойств личности у подростков с нарушениями слуха и подростков, обучающихся в общеобразовательных школах.
Объект исследования – профессиональные предпочтения и формально- динамические свойства личности.
Предмет исследования – профессиональные предпочтения и формально- динамические свойства личности подростков с нарушениями слуха.
Гипотезой нашего исследования является предположение о том, что формально- динамические свойства и психологический тип личности слабослышащих детей влияют на профессиональный выбор.
В работе поставлены следующие задачи:
Провести анализ литературы;
Сделать адекватный выбор методик для проведения обследования.
Провести экспериментальное исследование по данной проблеме;
Изучить специфику профессиональных предпочтений у слабослышащих подростков;
Выявить особенности формально- динамических свойств и соционических типов личности слабослышащих подростков;
Провести анализ результатов исследования.
В исследовании были применены следующие методики:
ОПРОСНИК ФОРМАЛЬНО-ДИНАМИЧЕСКИХ СВОЙСТВ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ (ОФДСИ) В.М. РУСАЛОВА
ОПРОСНИК Д. КЕЙРСИ
ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНО-ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ОПРОСНИК (ДДО) Е.А.КЛИМОВА
Основная часть
В эксперименте приняли участие две группы испытуемых. В первую группу вошли 20 подростков, обучающихся в МОУ – С(К)ОШ – И №12 г. Искитима в возрасте от 15 до 19 лет, учащихся в 9-11 классах. Вторую группу составляли 20 подростков, обучающихся в МОУ СОШ №5 г. Искитима, в возрасте от 15 до 18 лет, учащихся в 10-11 классах.
Результаты обследования по опроснику В.М. Русалова
Эргичность психомоторная (ЭРТ) |
Эргичность интеллектуальная (ЭРИ) |
Эргичность коммуникативная (ЭРК) |
Пластичность психомоторная (ПМ) |
Пластичность интеллектуальная |
Пластичность коммуникативная (ПК) |
Скорость психомоторная (СМ) |
Скорость интеллектуальная (СИ) |
Скорость коммуникативная (СК) |
Эмоциональность психомоторная (ЭмП) |
Эмоциональность интеллектуальная (ЭмИ) |
Эмоциональность коммуникативная (ЭмК) Контрольная шкала (КШ) |
По представленным результатам обследования можно сделать вывод, что подростки с нарушенным слухом отстают от своих сверстников, обучающихся в общеобразовательной школе по критерию Психомоторной эмоциональности, но в то же время опережают по критерию Коммуникативной эргичности. Но в целом, результаты позволяют говорить лишь о незначительных различиях в формально-динамических свойствах личности у слабослышащих школьников и подростков с сохранным слухом. Все показатели экспериментальной и контрольной групп имеют средние показатели не превышающие 34 баллов, это свидетельствует о том, что все подростки этих групп обладают следующими характеристиками:
Нормальный мышечный тонус, обычная двигательная активность, cредневыраженное стремление к физическому напряжению, средняя мышечная работоспособность
Типичная для человека гибкость при переключении с одной физической работы на другую, средневыраженная склонность к разнообразным формам двигательной активности и различным видам ручного труда
Средняя скорость моторно-двигательных операций
Средневыраженная чувствительность к неудачам в ручном труде, возможному несовпадению задуманного и реального моторного действия; обычная интенсивность эмоционального переживания в случае неудач в физической работе
Средний уровень интеллектуальных возможностей, средневыраженное стремление к деятельности, связанной с умственным напряжением
Нормальная гибкость мышления, средняя выраженность стремления к разнообразным формам интеллектуальной деятельности
Средняя скорость умственных процессов при осуществлении интеллектуальной деятельности
Средняя выраженность эмоциональных переживаний в случае неудач в работе, требующей умственного напряжения
Нормальная потребность в общении, «средний» круг контактов, средневыраженное стремление к установлению новых знакомств, средняя степень общительности
Нормальная готовность к общению, типичное для среднего человека стремление к новым социальным контактам
Обычная скорость речевой активности и вербализации
Среднеинтенсивное эмоциональное переживание в случае неудач в общении, типичная для человека чувствительность к оттенкам межличностных отношений; средневыраженная радость и уверенность в себе в процессе социального взаимодействия.
Результаты обследования по методике Д. Кейрси
Методика Д. Кейрси построена на различении 16 психологических типов, определяемых сочетанием четырех факторов:
E(Extravertion) & I(Intraversion) - экстраверсия-интроверсия
S (Sensation) & N(iNtuition) - здравомыслие-интуиция
T(Thinking) & F(Feeling) - логичность-чувствование
J(Judging) & P(Perceiving) - рассудительность-импульсивность.
Результаты в экспериментальной группе
По данным обследования по методике Д. Кейрси можно сделать вывод, что частота встречаемости 16 психологических типов в экспериментальной и контрольной группах различна. У подростков с нарушениями слуха преобладают типы: «Мастер» (умелые руки, мастерство в обращении с инструментами, жажда действий, бесстрашие, часто - отсутствие интереса к теоретическому обучению и высшему образованию), «Изобретатель» (новатор, энтузиаст, не выносит рутину и банальность; инициативен, обладает смекалкой, практической интуицией, чувством юмора, педагогическими способностями), а так же «Хранитель традиций» (спокойный, заботливый; хозяин в своем доме; соблюдает обычаи, преемственность, делает все по плану; больше исполнитель, чем руководитель). В группе подростков, обучающихся в общеобразовательной школе преобладают психологические типы, такие как «Антрепренер» (энергия, прагматизм, писк выгоды во взаимоотношениях, юмор, жажда острых ощущений, любовь к риску), «Торговец» (открытый, практичный, компанейский, обладает житейской мудростью) и «Архитектор» (сложный внутренний мир, широкий кругозор, любовь к знанию; логичен, способен мгновенно оценивать ситуацию, полон новых идей; несколько высокомерен; интересы - в мире мыслей и речи, может быть прекрасным философом, математиком).
Результаты обследования по методике Е.А. Климова
По результатам обследования, в соответствии с ключом, выявляется ориентация человека на 5 типов профессий, по классификации Е.А.Климова:
1. (Ч-П) – человек - природа;
2. (Ч-Т) – человек - техника;
3. (Ч – Ч) – человек - человек;
4. (Ч – ЗТ) – человек - знаковая техника, знаковый образ;
5. (Ч – ХО) – человек - художественный образ.
По результатам Дифференциально-диагностического опросника Е.А Климова можно сказать, что у подростков с нарушениями слуха преобладает выбор профессий, связанных с природой (все профессии, связанные с растениеводством, животноводством и лесным хозяйством) и с техникой (все технические профессии). Тогда как у подростков с сохранным слухом преобладает выбор профессий, связанных с людьми (все профессии, связанные с обслуживанием людей, с общением), все профессии, связанные с обсчетами, цифровыми и буквенными знаками, в том числе и музыкальные специальности и все творческие профессии.
1. В результате эксперимента у подростков с нарушенным слухом наблюдается нормальный мышечный тонус, обычная двигательная активность, типичная для человека гибкость при переключении с одной физической работы на другую, средняя скорость моторно-двигательных операций, средневыраженная чувствительность к неудачам в ручном труде.
2. У слабослышащих подростков выявлен средний уровень интеллектуальных возможностей, нормальная гибкость мышления, средняя скорость умственных процессов при осуществлении интеллектуальной деятельности, средняя выраженность эмоциональных переживаний в случае неудач в работе, требующей умственного напряжения.
3. Так же наблюдается нормальная потребность в общении, «средний» круг контактов, Нормальная готовность к общению, типичное для среднего человека стремление к новым социальным контактам, Обычная скорость речевой активности и Среднеинтенсивное эмоциональное переживание в случае неудач в общении, типичная для человека чувствительность к оттенкам межличностных отношений; средневыраженная радость и уверенность в себе в процессе социального взаимодействия.
4. В ходе эксперимента были выявлены лишь незначительные различия в формально-динамических свойствах личности у слабослышащих школьников и подростков с сохранным слухом.
5. У подростков с нарушениями слуха преобладают такие психологические типы личности, как «Мастер», «Изобретатель», а так же «Хранитель традиций», связанные с профессиями, где требуется мастерство в обращении с инструментами, инициативность, практическая интуиция, умение планировать, больше исполнительские качества, чем руководительские. Это объясняет преимущество выбора в профессиональных предпочтениях профессий, связанных с природой (все профессии, связанные с растениеводством, животноводством и лесным хозяйством) и с техникой (все технические профессии).
6. В группе подростков, обучающихся в общеобразовательной школе преобладают психологические типы, такие как «Антрепренер», «Торговец» и «Архитектор», связанные с профессиями, требующими энергии, прагматизма, открытости, практичности, житейской мудрости, широкий кругозор, логичность, сложный внутренний мир.
Современные социальные проблемы (растущая безработица, отсутствие социальной защищённости, конкуренция на рынке труда, проблемы трудоустройства лиц с ограниченной трудоспособностью) требуют от молодёжи более раннего жизненного профессионального самоопределения, высокой функциональной грамотности. На фоне трудового обучения происходит формирование положительных личностных качеств учащихся, их гражданское становление, морально-психологическая подготовка подростков к самостоятельной жизни. Педагогическими коллективами многих специальных школ совместно с шефствующими и базовыми предприятиями проводится работа по профессионально-трудовому воспитанию, обучению детей, их профессиональной ориентации. Одна из задач специальной школы - помочь глухим учащимся выбрать доступную, интересную и нужную профессию, овладеть ею и успешно трудиться в рабочем коллективе. Эта задача достаточно эффективно решается при хорошо организованной и действенной профориентационной работе среди глухих учащихся. Неудачный выбор профессии отрицательным образом сказывается на формировании личности и нередко на всей последующей деятельности. Проведение профессиональной ориентации должно учитывать возможность дальнейшего трудоустройства. Профориентация ведётся в процессе изучения школьной программы, на факультативных занятиях, в кружках с помощью специальных книг, справочников, наглядных пособий, учебных фильмов. В систему профориентационной деятельности школы входит и работа с родителями по подготовке учащихся к правильному выбору профессии.
Важным направлением в компенсации нарушений слуха и в социальной адаптации к жизни является приобщение людей с нарушениями слуха к труду, предоставление им возможностей для выбора профессии, соответствующей как их склонностям и способностям, так и специфическим особенностям. Л. С. Выготский считал, что труд есть основной стержень, вокруг которого организуется и строится жизнь общества.
Для людей, имеющих нарушения слуха, непригодны профессии, где:
• необходим слуховой контроль (например, настройка аппаратуры);
используется акустическая сигнализация опасности;
работа ведется на высоте;
требуется постоянный речевой контакт с окружающими.
Общим требованием является выбор профессии, соответствующей уровню образования, которое имеет конкретный человек с нарушением слуха.
Заключение
В результате эксперимента поставленная гипотеза подтвердилась. Было выявлено, что формально-динамические свойства и психологический тип личности подростка с нарушением слуха (так же как и подростка с сохранным слухом) определяют его профессиональные предпочтения, связанные с профессиями, где требуется мастерство в обращении с инструментами, инициативность, практическая интуиция, умение планировать, больше исполнительские качества, чем качества руководителя. Это объясняет преимущество выбора в профессиональных предпочтениях профессий, связанных с природой (все профессии, связанные с растениеводством, животноводством и лесным хозяйством) и с техникой (все технические профессии). Тогда как в группе подростков, обучающихся в общеобразовательной школе преобладают психологические типы, связанные с профессиями, требующими энергии, прагматизма, открытости, практичности, житейской мудрости, широкий кругозор, логичность, сложный внутренний мир.
Библиографический список
Психология глухих детей / под ред. И.М. Соловьева, Ж.И. Шиф, Т.В. Розановой, Н.В. Яшковой. - 2-е изд., стереот. – М.: Советский спорт,2006. – 448с: ил. – (Золотые страницы сурдопедагогики)
Богданова Т.Г. Сурдопсихология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учебн. Заведений. – М.: Издательский центр «Академия»,2002. – 224с.
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер,2006. – 713с.: ил. – (Серия «Мастера психологии»).
Выготский Л.С. Собрание сочинений. – М.: Наука, 1993.
Выготский Л.С. Принципы воспитания дефективных детей. – М.: Наука, 1999.
info@ligasluha. ru
Лубовский В.И. Общие и специфические закономерности психического развития аномальных детей. – М.: Дефектология. – 1971. -№4.
Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М., 1975
Семенюк Л.М. Хрестоматия по возрастной психологии: учебное пособие для студентов/Под ред. Д.И. Фельдштейна: издание 2-е, дополненное. - Москва: Институт практической психологии, 1996. - 304 с
Аверин В.А. Психологическая структура личности// Психология личности: Учебное пособие.- СПб.: Издательство Михайлова В.А., 1999.- 89с.
Выготский Л.С. Педология подростка. М.-Л.,1931.
Русалов В. М. Природные предпосылки и индивидуально-психофизиологические особенности личности. // Психология личности в трудах отечественных психологов/ Составитель Куликов Л.В. - СПб: Издательство "Питер", 2000. - С. 66-75
Выготский Л.С. Основы дефектологии,
Русалов В. М. Биологические основы индивидуально-психологических различий, 1979.
Ежова Н.Н. Рабочая книга практического психолога/ Н.Н Ежова.- Ростов н/Д: Феникс, 2008.-314с.
Социально- психологическая реабилитация лиц с нарушениями слуха: Методические рекомендации/ Авторы- составители: М.В. Татаринова, М.П. Сутырина, Н.Б. Ехлакова, В.А. Комракова.- Новосибирск: Изд. НГПУ, 2004.- 56с.
Диагностика и консультирование в специальной психологии: учебно-методическое пособие/ авторы- составители- Т,Г, Орлова, М.П. Сутырина.- Новосибирск: - Новосибирск: Изд. НГПУ, 2008.- 266с.
Симонова Юлия Олеговна
Симонова Юлия Олеговна
Скрипникова Валентина Михайловна