12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Симонова Юлия Олеговна48
5

Статья «Взаимосвязь профессиональных предпочтений и формально-динамических свойств личности подростков»

Взаимосвязь профессиональных предпочтений и формально-динамических свойств личности подростков с нарушениями слуха


Выполнила: педагог - психолог Симонова Юлия Олеговна

Город Искитим

2016 год


 

 

Оглавление


 

Введение……………………………………………………………………..3

Основная часть……………………………………………………………..7

Заключение………………………………………………………………….15

Библиографический список………………………………………………..16


 

 

Введение


 

Причины нарушений слуха разнообразны. По данным различных исследований, от 10 до 30 % случаев ослабления или полной потери слуха связаны с неблагоприятной наследственностью. Но какими бы, ни были причины и сроки наступления глухоты, основной её итог один и тот же - утрата возможности общения с людьми, с окружающим миром звуков. При тяжёлых формах глухоты вечное молчание плотной стеной окружает человека, лишает его не только возможности общения, но и зачастую подвергает опасности.

Слепоглухая Ольга Ивановна Скороходова на вопрос, что более необходимо человеку - зрение или слух, - не задумываясь, ответила: "Конечно, слух. Ведь, прежде всего надо слышать, что говорят другие. Человек живёт в обществе…"Да, главная сила человека в возможности его общения с другими людьми. Ни одно другое существо на земле не обладает такими возможностями речевого общения.

  Известный французский философ, гуманист Мишель Монтель, в 16 веке писал: "Глухота - более тяжкий физический недостаток, чем слепота. Он лишает человека главного его качества - способности быстрого и свободного общения. Глухота - недостаток социальный по преимуществу. Он прямее, чем слепота, нарушает социальные связи личности".

Точная статистика слабослышащих и глухих людей отсутствует. Принято считать, что в развитых странах общее число людей с дефектами слуха составляет 4-6 % всего населения. К счастью, подавляющее большинство из них слабослышащие, слух которых может быть значительно компенсирован современными звукоусиливающими аппаратами. По приблизительным оценкам лишь 0,1 % этих людей страдает тяжёлыми формами глухоты.

Совершенствование системы профессионально-ориентационной работы требует проведения научных исследований. Советские дефектологи (А.П. Гозова, В.Т. Дмитриев, Е.В. Соломонов, М.М. Нудельман, В.Ю. Карвялис, А.И. Иваницкий) в своих исследованиях уделяли большое внимание анализу отношения глухих к профессиям и социально-трудовой адаптации выпускников школ для глухих детей.

Дети с нарушениями слуха испытывают трудности во взаимодействии с окружающим миром, трудности в профессиональной реализации. Все культурное развитие такого ребенка будет протекать иначе, чем у нормально развивающегося ребенка. Профессиональный выбор слабослышащего ребенка зависит не только от качества полученного в школе образования, тяжести нарушения слуха, степени развития словесной речи, от влияния ближайшего социального окружения, мнений и ожиданий семьи, школьных товарищей, готовности системы профессионального образования к включению в образовательный поток слабослышащих студентов, но и от их формально – динамических свойств личности. Лицами с нарушениями слуха может быть освоен широкий круг профессий. Правильный выбор профессии для таких подростков имеет решающее значение в социально – реабилитационном плане. Проблема профессионально – трудовой подготовки, профессиональной ориентации и социально – трудовой адаптации слабослышащих является одной из наиболее важных и актуальных в их жизни. Важным направлением в компенсации нарушения слуха и в социальной адаптации к жизни является приобщение людей с нарушениями слуха к труду, предоставление им возможностей для выбора профессии, соответствующих как их склонностям и способностям, так и специфическим особенностям личности.

С потерей слуха ещё не всё потеряно в жизни. Как и обычные люди, счастливо трудятся тысячи и десятки тысяч глухих. Многие из них занимают самые различные должности. Это высококвалифицированные инженеры-конструкторы, талантливые механики, печатники, художники….

Однако, несмотря на то, что профессиональное образование лиц с нарушениями слуха претерпело количественные и качественные изменения, проблема получения ими образования остается открытой. Недостаточно широк круг учреждений, которые реализуют профессиональные программы разного уровня. Ряд профессий диктуют особые требования к общим, специфическим и формально-динамическим свойствам личности подростка. Однако по этим вопросам нет достаточного количества фундаментальных исследований.

Важная роль профессионального выбора в жизни человека в процессе освоения социального опыта, глубокое внимание специалистов к данной проблеме, а так же недостаточное разработанность отдельных ее аспектов, например, таких как зависимость профессионального выбора от формально – динамических свойств личности, определяет актуальность нашей работы.

Цель работы: сравнительное изучение зависимости профессиональных предпочтений от формально – динамических свойств личности у подростков с нарушениями слуха и подростков, обучающихся в общеобразовательных школах.

Объект исследования – профессиональные предпочтения и формально- динамические свойства личности.

Предмет исследования – профессиональные предпочтения и формально- динамические свойства личности подростков с нарушениями слуха.

Гипотезой нашего исследования является предположение о том, что формально- динамические свойства и психологический тип личности слабослышащих детей влияют на профессиональный выбор.

В работе поставлены следующие задачи:

Провести анализ литературы;

Сделать адекватный выбор методик для проведения обследования.

Провести экспериментальное исследование по данной проблеме;

Изучить специфику профессиональных предпочтений у слабослышащих подростков;

Выявить особенности формально- динамических свойств и соционических типов личности слабослышащих подростков;

Провести анализ результатов исследования.


 

В исследовании были применены следующие методики:

ОПРОСНИК ФОРМАЛЬНО-ДИНАМИЧЕСКИХ СВОЙСТВ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ (ОФДСИ) В.М. РУСАЛОВА

ОПРОСНИК Д. КЕЙРСИ

ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНО-ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ОПРОСНИК (ДДО) Е.А.КЛИМОВА

Основная часть

В эксперименте приняли участие две группы испытуемых. В первую группу вошли 20 подростков, обучающихся в МОУ – С(К)ОШ – И №12 г. Искитима в возрасте от 15 до 19 лет, учащихся в 9-11 классах. Вторую группу составляли 20 подростков, обучающихся в МОУ СОШ №5 г. Искитима, в возрасте от 15 до 18 лет, учащихся в 10-11 классах.

Результаты обследования по опроснику В.М. Русалова

Эргичность психомоторная (ЭРТ)

Эргичность интеллектуальная (ЭРИ)

Эргичность коммуникативная (ЭРК)

Пластичность психомоторная (ПМ)

Пластичность интеллектуальная

Пластичность коммуникативная (ПК)

Скорость психомоторная (СМ)

Скорость интеллектуальная (СИ)

Скорость коммуникативная (СК)


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

 

Эмоциональность психомоторная (ЭмП)

Эмоциональность интеллектуальная (ЭмИ)

Эмоциональность коммуникативная (ЭмК)

Контрольная шкала (КШ)

 

 

 

 

 


 


 


 

По представленным результатам обследования можно сделать вывод, что подростки с нарушенным слухом отстают от своих сверстников, обучающихся в общеобразовательной школе по критерию Психомоторной эмоциональности, но в то же время опережают по критерию Коммуникативной эргичности. Но в целом, результаты позволяют говорить лишь о незначительных различиях в формально-динамических свойствах личности у слабослышащих школьников и подростков с сохранным слухом. Все показатели экспериментальной и контрольной групп имеют средние показатели не превышающие 34 баллов, это свидетельствует о том, что все подростки этих групп обладают следующими характеристиками:

Нормальный мышечный тонус, обычная двигательная активность, cредневыраженное стремление к физическому напряжению, средняя мышечная работоспособность

Типичная для человека гибкость при переключении с одной физической работы на другую, средневыраженная склонность к разнообразным формам двигательной активности и различным видам ручного труда

Средняя скорость моторно-двигательных операций

Средневыраженная чувствительность к неудачам в ручном труде, возможному несовпадению задуманного и реального моторного действия; обычная интенсивность эмоционального переживания в случае неудач в физической работе

Средний уровень интеллектуальных возможностей, средневыраженное стремление к деятельности, связанной с умственным напряжением

Нормальная гибкость мышления, средняя выраженность стремления к разнообразным формам интеллектуальной деятельности

Средняя скорость умственных процессов при осуществлении интеллектуальной деятельности

Средняя выраженность эмоциональных переживаний в случае неудач в работе, требующей умственного напряжения

Нормальная потребность в общении, «средний» круг контактов, средневыраженное стремление к установлению новых знакомств, средняя степень общительности

Нормальная готовность к общению, типичное для среднего человека стремление к новым социальным контактам

Обычная скорость речевой активности и вербализации

Среднеинтенсивное эмоциональное переживание в случае неудач в общении, типичная для человека чувствительность к оттенкам межличностных отношений; средневыраженная радость и уверенность в себе в процессе социального взаимодействия.

Результаты обследования по методике Д. Кейрси

       Методика Д. Кейрси построена на различении 16 психологических типов, определяемых сочетанием четырех факторов:
E(Extravertion) & I(Intraversion)  -  экстраверсия-интроверсия
S (Sensation) & N(iNtuition)  -  здравомыслие-интуиция
T(Thinking) & F(Feeling)  -  логичность-чувствование
J(Judging) & P(Perceiving)  -  рассудительность-импульсивность.

Результаты в экспериментальной группе

По данным обследования по методике Д. Кейрси можно сделать вывод, что частота встречаемости 16 психологических типов в экспериментальной и контрольной группах различна. У подростков с нарушениями слуха преобладают типы: «Мастер» (умелые руки, мастерство в обращении с инструментами, жажда действий, бесстрашие, часто - отсутствие интереса к теоретическому обучению и высшему образованию), «Изобретатель» (новатор, энтузиаст, не выносит рутину и банальность; инициативен, обладает смекалкой, практической интуицией, чувством юмора, педагогическими способностями), а так же «Хранитель традиций» (спокойный, заботливый; хозяин в своем доме; соблюдает обычаи, преемственность, делает все по плану; больше исполнитель, чем руководитель). В группе подростков, обучающихся в общеобразовательной школе преобладают психологические типы, такие как «Антрепренер» (энергия, прагматизм, писк выгоды во взаимоотношениях, юмор, жажда острых ощущений, любовь к риску), «Торговец» (открытый, практичный, компанейский, обладает житейской мудростью) и «Архитектор» (сложный внутренний мир, широкий кругозор, любовь к знанию; логичен, способен мгновенно оценивать ситуацию, полон новых идей; несколько высокомерен;  интересы - в мире мыслей и речи, может быть прекрасным философом, математиком).

Результаты обследования по методике Е.А. Климова

По результатам обследования, в соответствии с ключом, выявляется ориентация человека на 5 типов профессий, по классификации Е.А.Климова:

1. (Ч-П) – человек - природа;

2. (Ч-Т) – человек - техника;

3. (Ч – Ч) – человек - человек;

4. (Ч – ЗТ) – человек - знаковая техника, знаковый образ;

5. (Ч – ХО) – человек - художественный образ.

По результатам Дифференциально-диагностического опросника Е.А Климова можно сказать, что у подростков с нарушениями слуха преобладает выбор профессий, связанных с природой (все профессии, связанные с растениеводством, животноводством и лесным хозяйством) и с техникой (все технические профессии). Тогда как у подростков с сохранным слухом преобладает выбор профессий, связанных с людьми (все профессии, связанные с обслуживанием людей, с общением), все профессии, связанные с обсчетами, цифровыми и буквенными знаками, в том числе и музыкальные специальности и все творческие профессии.

1. В результате эксперимента у подростков с нарушенным слухом наблюдается нормальный мышечный тонус, обычная двигательная активность, типичная для человека гибкость при переключении с одной физической работы на другую, средняя скорость моторно-двигательных операций, средневыраженная чувствительность к неудачам в ручном труде.

2. У слабослышащих подростков выявлен средний уровень интеллектуальных возможностей, нормальная гибкость мышления, средняя скорость умственных процессов при осуществлении интеллектуальной деятельности, средняя выраженность эмоциональных переживаний в случае неудач в работе, требующей умственного напряжения.

3. Так же наблюдается нормальная потребность в общении, «средний» круг контактов, Нормальная готовность к общению, типичное для среднего человека стремление к новым социальным контактам, Обычная скорость речевой активности и Среднеинтенсивное эмоциональное переживание в случае неудач в общении, типичная для человека чувствительность к оттенкам межличностных отношений; средневыраженная радость и уверенность в себе в процессе социального взаимодействия.

4. В ходе эксперимента были выявлены лишь незначительные различия в формально-динамических свойствах личности у слабослышащих школьников и подростков с сохранным слухом.

5. У подростков с нарушениями слуха преобладают такие психологические типы личности, как «Мастер», «Изобретатель», а так же «Хранитель традиций», связанные с профессиями, где требуется мастерство в обращении с инструментами, инициативность, практическая интуиция, умение планировать, больше исполнительские качества, чем руководительские. Это объясняет преимущество выбора в профессиональных предпочтениях профессий, связанных с природой (все профессии, связанные с растениеводством, животноводством и лесным хозяйством) и с техникой (все технические профессии).

6. В группе подростков, обучающихся в общеобразовательной школе преобладают психологические типы, такие как «Антрепренер», «Торговец» и «Архитектор», связанные с профессиями, требующими энергии, прагматизма, открытости, практичности, житейской мудрости, широкий кругозор, логичность, сложный внутренний мир.

  Современные социальные проблемы (растущая безработица, отсутствие социальной защищённости, конкуренция на рынке труда, проблемы трудоустройства лиц с ограниченной трудоспособностью) требуют от молодёжи более раннего жизненного профессионального самоопределения, высокой функциональной грамотности. На фоне трудового обучения происходит формирование положительных личностных качеств учащихся, их гражданское становление, морально-психологическая подготовка подростков к самостоятельной жизни. Педагогическими коллективами многих специальных школ совместно с шефствующими и базовыми предприятиями проводится работа по профессионально-трудовому воспитанию, обучению детей, их профессиональной ориентации. Одна из задач специальной школы - помочь глухим учащимся выбрать доступную, интересную и нужную профессию, овладеть ею и успешно трудиться в рабочем коллективе. Эта задача достаточно эффективно решается при хорошо организованной и действенной профориентационной работе среди глухих учащихся. Неудачный выбор профессии отрицательным образом сказывается на формировании личности и нередко на всей последующей деятельности. Проведение профессиональной ориентации должно учитывать возможность дальнейшего трудоустройства. Профориентация ведётся в процессе изучения школьной программы, на факультативных занятиях, в кружках с помощью специальных книг, справочников, наглядных пособий, учебных фильмов. В систему профориентационной деятельности школы входит и работа с родителями по подготовке учащихся к правильному выбору профессии.

Важным направлением в компенсации нарушений слуха и в социальной адаптации к жизни является приобщение людей с нарушениями слуха к труду, предоставление им возможностей для выбора профессии, соответствующей как их склонностям и спо­собностям, так и специфическим особенностям. Л. С. Выготский считал, что труд есть основной стержень, вокруг которого органи­зуется и строится жизнь общества.

Для людей, имеющих нарушения слуха, непригодны профессии, где:

• необходим слуховой контроль (например, настройка аппара­туры);

используется акустическая сигнализация опасности;

работа ведется на высоте;

требуется постоянный речевой контакт с окружающими.

Общим требованием является выбор профессии, соответствую­щей уровню образования, которое имеет конкретный человек с нарушением слуха.

Заключение

В результате эксперимента поставленная гипотеза подтвердилась. Было выявлено, что формально-динамические свойства и психологический тип личности подростка с нарушением слуха (так же как и подростка с сохранным слухом) определяют его профессиональные предпочтения, связанные с профессиями, где требуется мастерство в обращении с инструментами, инициативность, практическая интуиция, умение планировать, больше исполнительские качества, чем качества руководителя. Это объясняет преимущество выбора в профессиональных предпочтениях профессий, связанных с природой (все профессии, связанные с растениеводством, животноводством и лесным хозяйством) и с техникой (все технические профессии). Тогда как в группе подростков, обучающихся в общеобразовательной школе преобладают психологические типы, связанные с профессиями, требующими энергии, прагматизма, открытости, практичности, житейской мудрости, широкий кругозор, логичность, сложный внутренний мир.

Библиографический список

Психология глухих детей / под ред. И.М. Соловьева, Ж.И. Шиф, Т.В. Розановой, Н.В. Яшковой. - 2-е изд., стереот. – М.: Советский спорт,2006. – 448с: ил. – (Золотые страницы сурдопедагогики)

Богданова Т.Г. Сурдопсихология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учебн. Заведений. – М.: Издательский центр «Академия»,2002. – 224с.

Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер,2006. – 713с.: ил. – (Серия «Мастера психологии»).

Выготский Л.С. Собрание сочинений. – М.: Наука, 1993.

Выготский Л.С. Принципы воспитания дефективных детей. – М.: Наука, 1999.

info@ligasluha. ru

Лубовский В.И. Общие и специфические закономерности психического развития аномальных детей. – М.: Дефектология. – 1971. -№4.

Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М., 1975

Семенюк Л.М. Хрестоматия по возрастной психологии: учебное пособие для студентов/Под ред. Д.И. Фельдштейна: издание 2-е, дополненное. - Москва: Институт практической психологии, 1996. - 304 с

Аверин В.А. Психологическая структура личности// Психология личности: Учебное пособие.- СПб.: Издательство Михайлова В.А., 1999.- 89с.

Выготский Л.С. Педология подростка. М.-Л.,1931.

Русалов В. М. Природные предпосылки и индивидуально-психофизиологические особенности личности. // Психология личности в трудах отечественных психологов/ Составитель Куликов Л.В. - СПб: Издательство "Питер", 2000. - С. 66-75

Выготский Л.С. Основы дефектологии,

Русалов В. М. Биологические основы индивидуально-психологических различий, 1979.

Ежова Н.Н. Рабочая книга практического психолога/ Н.Н Ежова.- Ростов н/Д: Феникс, 2008.-314с.

Социально- психологическая реабилитация лиц с нарушениями слуха: Методические рекомендации/ Авторы- составители: М.В. Татаринова, М.П. Сутырина, Н.Б. Ехлакова, В.А. Комракова.- Новосибирск: Изд. НГПУ, 2004.- 56с.

Диагностика и консультирование в специальной психологии: учебно-методическое пособие/ авторы- составители- Т,Г, Орлова, М.П. Сутырина.- Новосибирск: - Новосибирск: Изд. НГПУ, 2008.- 266с.

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (3)

Симонова Юлия Олеговна, 11.05.17 в 04:21 2Ответить Пожаловаться
Статья подойдет и для темы курсовой!
Симонова Юлия Олеговна, 19.05.17 в 09:11 2Ответить Пожаловаться
Профориентация подростков
Скрипникова Валентина Михайловна, 19.05.17 в 09:31 1Ответить Пожаловаться
СПАСИБО ЗА ИНТЕРЕСНЫЙ МАТЕРИАЛ!ЗАХОДИТЕ В ГОСТИ!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.