Доклад на тему «Профориентация детей с ОВЗ как нормализирующий фактор жизнедеятельности в социуме»
ГКОУ Калужской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
«Бетлицкая специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями
здоровья VIII вида»
Методическое объединение воспитателей
Доклад на тему:
«Профориентация детей с ОВЗ, как нормализующий
фактор жизнедеятельности в социуме»
Составитель программы:
Резакова Н.А.,
воспитатель,
первой квалификационной категории
2018 г.
Профессиональная деятельность является главной для большинства людей современном мире. Это необходимо, как для каждого человека , так и в целом для общества на разных его уровнях, включая мировое сообщество, человечество.
Выбор профессии очень сложно и иногда долгий процесс. Очень не просто он дается людям с ОВЗ. Выбор профессии сложен и является напряженным этапом не только для молодых людей, но и для их родных и близких, родителей. Проблемами профориентации молодых инвалидов занимались такие ученые, как Ф.С. Исмагилова, А.Г. Литвак, А.М. Щербакова, В.П. Ермаков, А.А. Дыскин и др. В данном докладе нужно рассмотреть некоторые особенности профессионального самоопределения молодого человека с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
– это организованная по процессов школьников. , профориентации развитие обучающихся и самих в определения , места в . Для того самоопределение обучающихся с ОВЗ успешным, нужно у них активное к , своим в с осознанием и самоопределения и к ситуации , основанного на желаний и . того, в успешной играет адекватной своих .
Цель ребенка с ОВЗ, оптимального , успешная социальная интеграция.
При сознательного обучающими с ОВЗ, нужно в виду комплексного к работе, из аспектов выбор методов с особенностей . Еще важно для о профессиональном обучающего , личностные особенности, интересы и склонности, как от условий и , так и от природных . методов с специфики лиц с ограниченными возможностями здоровья дает более актуального обучающегося, благодаря с ним дальнейшая или групповая .
образом, следующие , необходимо при работы с обучающимися, особенности :
здоровья, его с профессии;
родителей;
со педагогов;
личностных , и способностей
о деятельностях, для той профессии, индивидуальным ;
со стороны .
профессионально-ориентационной с и подростками, в развитии, :
участие в « дверей»;
профессионально – ;
занятия в , ;
экскурсии на , в учебные , в занятости;
со ;
в , выставках, ;
использование агитации: , , фотоальбомов и .
Для молодого человека с ограничениями и правильность трудовой важно из-за:
, в значительной с характером , когда род и деятельности на него или влияние;
, успешного в систему – один из социальной в , итоговая комплекса ;
В-третьих, адекватного затруднена ограничений деятельности, в проявить с отклонениями и в и в силу о собственных .
Эти определяют обучающихся с в и необходимость педагогов по ребенка к вместе с и среднего .
Поэтому должно уделять:
- диагностической ( исходя из и психологических ) ребенка или иными деятельности;
- универсальных , и качеств, для профессиональной () ;
- формированию и установок, ориентируют на профессии.
С и возрастных можно этапы, работы в :
1-4 : формирование у правильного к , понимание его в человека и в ; интереса к , основанной на включенности в ее , в том числе , , игровую, .
5-7 : развитие у смысла в опыта и к деятельности; о интересах и ; первоначального в сферах : технике, , , сельском , и культуре. выполнение проб, соотнести возможности с , профессиональной к .
8-9 классы: запроса в занятий и по выбору; и консультирование с и формирования решения о обучения; запроса, и способностям, .
10-11 : действиям по и , формирование в избранном , коррекция , оценка к деятельности.
консультирования с ОВЗ.
профессионального с ОВЗ определяются и субъективными . В профессиональной консультации строгий и -ориентированный , преобладать индивидуальные формы над групповыми. должно с результатами и диагностики, в деле обучающегося, а учитываться его нарушения.
Различия в развитии и с ОВЗ очень большие: от нормально , временные и устранимые , до с необратимым, центральной . Все эти особенности работу с детей.
консультирование обучающихся с ОВЗ основываться на особенностей , т.е. подростки утомляемостью, а должны уметь адаптироваться к в их биологическим и . Сильно и девушки .
Для профконсультаций имеет к работе обучающихся с ОВЗ. Как и со школьниками, с проведение и работы. Индивидуальная работа с родителями заключается в изучении . Ход зависит от родителей, их на самоопределение . участию в и воспитательной их авторитет в , возникает и взаимного . полезна видов , в родители свои . Данная влияет на учащихся.
В профконсультаций, психолог-консультант следующих :
проявлять , , принятие.
по к лицам с ОВЗ, их , и личностным ;
к восприятию, , , незрелых с ОВЗ;
Готовность к со смежных ( , психиатрами, , ).
С результатами подростков с ОВЗ знакомить с для того, что бы их к восприятию об в сфере .
Информация, вызвать и чувства, в середине и подростка с ОВЗ.
В важным формирование у с ОВЗ выбора и к , адекватной их , так как они трудности :
из-за в окружающего недостаточно о видах ;
составление из-за специализированных , позволяющих профессию[2].
эти , необходимо соответствия интересам, , и возможностям , с реальным его и имеющимся ограничениям. Школьник должен перспективы в профессиональной .
образом, в должны , индивидуальный и подходы, форм над . Профориентационной предшествовать с психодиагностики и , имеющимися в подростка. так же специфику его . Ниже основных лиц с ОВЗ, в работе Н.Н. и .
В нашей школе мы сталкиваемся с школьниками с умственной отсталостью.
Умственная .
с умственной стойкое, психического , всего , на ранних вследствие центральной (ЦНС).
.
в настоящее как особый тип развития. При развитие и социальных . для детей- аффективные и становления с динамично , которые детей на в окружающем и собственного .
нарушения.
двух или нарушений (, , речи, и др.), например: и слабовидения, и слепоты, аппарата и .
образом, развития и с ОВЗ зависит не от возникновения, и степени (биологического по ) нарушения , но и от предшествующего и . Своевременная и работа продлена во и в дошкольном , и на развитие качеств обучающегося.
профессиональной при заболеваниях
|
профессионально-производственные |
рекомендуемые и |
Органов |
особо , напряженности . с мелкими ; , требующая ; значительное ; запыленность , тела в . |
Продавец, , птицефабрик, , по ремонту . |
слуха |
, хорошего и с людьми. , напряжения , шум и вибрация. |
, , швея, , , кондитер, . |
|
Контакт с и кожу , , неблагоприятный ; увлажнение и , рук. |
Оператор ЭВМ, , конструктор, . |
-двигательного |
пребывание на , и спуск по . рабочая ; физическое ( и перенос ); на высоте, у . |
Сборщик , , швея. |
|
Неблагоприятный ; , запыленность; с веществами; напряжение, все . |
Контролер-кассир, , , оператор с . управлением. |
|
Значительное ; неблагоприятный ; с токсическими , на высоте с , шум, вибрация. |
, , секретарь-референт, . |
пищеварения |
с веществами; и нервное ; , связанная с питания; поза. |
ЭВМ, , декоратор-оформитель. |
и путей |
; контакт с ; вынужденная ; работа, с режима ; . |
Оператор ЭВМ, , . |
Нервной |
Нервно-эмоциональное напряжение; шум и вибрация; неблагоприятный микроклимат; контакт с токсическими веществами, особенно нервнопаралитического действия. |
Резчик по дереву, закройщик, столяр. |
Таким образом, для эффективной профориентационной работы с обучающимися с ОВЗ, следует выделять:
- индивидуальный характер (учет индивидуальных особенностей школьника, характера семейных взаимоотношений, опыта трудовых действий, развития профессионально важных качеств);
- направленность профориентационных воздействий, прежде всего на всестороннее развитие личности (создание возможности для пробы сил в различных областях профессиональной деятельности, пробуждение активности в самостоятельном выборе сферы профессиональной деятельности и определении профессионального плана).
Используемая литература:
1.Головаха Е.И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи. – Киев, 1988.
2. Дыскин А.А., Кривенков С.Г., Старобина Е.М., Стеценко С.А. Компьютерная диагностика и профтестирование в процессе реабилитации инвалидов. – М.: ЦБНТИ, 1997.
3. Ермаков В.П., Якунин Г.А. Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения. М., 1990.
4. Зеер М.Ф. Профориентология: Теория и практика: учебное пособие для вузов. – М.: Академический проект, 2004.
5. Климов Е. А. Как выбрать профессию. – М; 1990. – с.158
6. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения. – Ростов-на-Дону, 1996.
7. Ковалёв А. Г. Психология личности. – СПб. 1963.
8. Малофеев Н.Н., Никольская О.С., Кукушкина О.И., Гончарова Е.Л. Единая концепция специального федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья: основные положения // Дефектология. – 2010. - № 1. – С. 6-22.).
9. Романова Е.С., Коган Б.М., Свистунова Е.В., Ананьева Е.В. Учимся сотрудничать: Комплексный подход к профориентации и профконсультированию подростков с ограниченными возможностями здоровья – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – С. 16-23.
10. Шевандрин Н. И. Основы психологической диагностики. – М; 2003
11. Интернет источник. www.metodkabi.net.ru