12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Сердюкова Арина34

Технологическая карта учебного занятия

Предмет: Русский язык

Класс: 2

УМК: 21 век

Тема урока: Что такое текст-рассуждение

Тип урока: урок открытия нового знания

Цель: систематизация и расширение знаний обучающихся о тексте, его типах.

Задачи:

Образовательная:

-познакомить с отличительной особенностью текста-рассуждения;

Развивающая:

-развивать умение отличать текст-рассуждение от других типов текста;

- расширять и уточнять активный словарный запас;

Воспитывающая:

-воспитывать терпимость друг к другу;

Оборудование: доска, мел, С.В. Иванов, А.О. Евдокимова «Русский язык» 2 класс, 2 часть, рисунок воробьев, фигурки воробышков (для каждого обучающегося), сигнальные светофоры.

Формы работы на уроке: фронтальная, индивидуальная работа, парная.


Характеристика этапов урока: 


Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Орг. момент









Мотивация на учебную деятельность

Беседа

Здравствуйте, ребята!

Вы готовы начать урок?

Всё ль на месте,

Всё ль в порядке,

Ручки, книжки и тетрадки?

За окошком чудный день,

Прочь с дороги наша лень!

Сегодня по дороге в школу я увидела, как спорили на ветке воробьи. А потом они успокоились и дружно зачирикали.

- Если дружбой дорожить, можно спорить и дружить,

- А как вы думаете: с чего начинается дружба?

-Правильно с улыбки. Давайте и мы улыбнемся друг другу и среди друзей с хорошим настроением начнем наш урок русского языка, где нам предстоит открыть еще одну тайну.



Кивают в знак согласия

Проверяют наличие школьных принадлежностей












С улыбки

Регулятивные:

- Создать условия для осознанного вхождения учащихся в пространство деятельности на уроке;

Личностные:

-развитие мотивов учебной деятельности;

Коммуникативные:

-давать ответ на конкретные вопросы;

- уметь слушать собеседника;

Актуализация знаний

Каллиграфическая минутка

-Откройте тетради, запишите дату.

-Наши воробышки еще не улетели. Поэтому наша каллиграфическая минутка будет про них.

-С какой буквы начинается слово «воробей»?

-Какие буквы «В» вы знаете?

- Начинаем писать строчную «в» немного ниже верхней линии рабочей строки. Ведем под наклоном вверх, далее закругляем влево. Пишем длинную наклонную и, не доводя до нижней линии рабочей строки, закругляем в овал.

- С начала строки пропишите строчную «в» до середины строки.

- Заглавная «В» состоит из длинной петли и двух правых полуовалов.

Пропишите с середины строки – заглавную «В».

-Скажите, что необычного в слове воробей?

Запишите сочетание –оро до середины строки.


-Какой буквой заканчивается слово «воробей»?

Пропишите эту букву с середины строки.

Запишите слово воробей, подчеркните в нем безударные гласные.


- Рябята, а какие они - воробьи? Составьте устный текст.







-

Что вы сейчас составили про воробьев?

-Какого типа этот текст?

-Какого типа еще бывают тексты?



Записывают дату в тетрадь




С буквы «в»

Заглавная и строчная








Прописывают строчную «в» до середины строки.



Прописывают заглавную «В» с середины строки.

Это словарное слово, в нем есть сочетание –оро.

Прописывают сочетание –оро до середины строки.

Буквой «й»


Прописывают букву «й»

Пишут слово воробей и выполняют подчеркивание.

Описывают воробьев (Маленькие беспокойные воробьи сидели на ветке. Воробышки были серые и пестрые. Они раскрывали свои желтые клювы и нетерпеливо чирикали. Какие же они непоседливые!


Текст

Текст-описание

Текст-повествование.

Познавательные:

-ориентироваться в задании;

Регулятивные:

- уметь ориентироваться в основах действия;

-уметь использовать способы действий, предложенные учителем, для достижения результата.

Личностные:

-принимать режим учебного занятия;

Коммуникативные:

-давать ответ на конкретные вопросы;

Целеполагание, постановка проблемы

Работа по учебнику

-Откройте учебник на 131 стр. Прочитайте текст. Можно ли его назвать текстом-описанием? Текстом-повествованием? Почему? Объясните свою точку зрения.

t1619712583aa.png

- Какой будет сегодня тема урока?

-Чему будем учиться?



Читают текст в учебнике. Высказывают предположения. Объясняют свою точку зрения.





Текст-рассуждение

Будем учиться отличать текст-рассуждение от других типов текстов.

Познавательные:

-высказывать предположения;

- ориентироваться в учебнике;

Регулятивные:

-выделять учебную задачу;

-принимать условия выполнения учебной задачи;

-планировать учебную деятельность;

Личностные:

-принимать режим учебного занятия;

-сравнивать ситуации и поступки;

Коммуникативные:

-уметь демонстрировать свою точку зрения;

Поиск путей решения проблемы

Беседа

-Ребята, как вы думаете, чем текст-рассуждение отличается от других типов текста?

-Давайте сравним ваши ответы с мнением автора учебника. Откройте эту «тайну языка» для себя.

t1619712583ab.png

-Правильно ли мы рассуждали?

-Совпало ли наше мнение с мнением автора учебника?

-Какой текст называется текстом-рассуждением?


Высказывают свое мнение.


Читают определение текста-рассуждения.






Правильно

Совпало

Текст, в котором говорится, почему происходят те или иные события, явления.

Познавательные:

-ориентироваться в задании;

- ориентироваться в учебнике;

Регулятивные:

-принимать условия выполнения учебной задачи;

Личностные:

-принимать режим учебного занятия;

Коммуникативные:

- уметь слушать собеседника;

-давать ответ на конкретные вопросы;

Решение проблемы

Выполнение упражнений

-Поработаем в парах. У вас на партах лежат карточки с текстами. Прочитайте их и в парах постарайтесь найти текст-рассуждение.


Лиса – осторожный и хитрый зверь. Шерсть на ней длинная и пушистая. Мордочка у лисы красивая. Особенно хорош хвост. Он переливается на солнце рыжими искрами.


Дятел — это лесной лекарь, потому что он лечит деревья. Дятел не успокоится, пока не выберет всех вредителей из-под коры деревьев. Стучит дятел, значит, будут уничтожены насекомые - и лес будет жить.

В выходные дни с папой пошли в лес. Вдруг налетела огромная черная туча, свернула молния, началась гроза. Мы поспешили выйти из леса и направились домой.

- Какой из предложенных текстов соответствует типу текст-рассуждение? Объясните свою точку зрения.

-Оцените работу своего товарища смайликом на полях тетради.










Читают тексты, выбирают из предложенных текстов текст-рассуждение («Дятел»), объясняют свою точку зрения.

Например, в тексте «Дятел» говорится, почему дятла считают лесным лекарем. Значит, это текст-рассуждение.









Рисуют смайлик у соседа по парте в тетради на полях.

Познавательные:

-ориентироваться в задании;

Регулятивные:

- уметь ориентироваться в основах действия;

Личностные:

-принимать режим учебного занятия;

Коммуникативные:

-давать ответ на конкретные вопросы;

-уметь слушать собеседника

-уметь проявлять первоначальные навыки взаимооценки;


Коррекция

Выполнение упражнений

-Рассмотрите упр. 2. Прочитайте тексты. Найдите текст-рассуждение. Объясните свою точку зрения.

t1619712583ac.png

t1619712583ad.png

-Вот и мы сейчас тоже поиграем.


Физминутка

Поднимайтесь, девочки,

Поднимайтесь, мальчики!

Прыгайте, как зайчики!

Прыгайте, как мячики!

Ручками похлопаем,

Ножками потопаем,

Покачаем головой,

В класс пора - бегом гурьбой.

Молодцы! Присаживайтесь на места.



Читают тексты из упр. 2.

Находят текст-рассуждение, объясняют свою точку зрения.

Например, считаю, что второй текст будет текстом-рассуждением. В нем говорится о том, почему люди играют. И еще о том, чему учат игры.










Выполняют движения динамической паузы

Познавательные:

-ориентироваться в задании;

- ориентироваться в учебнике;

Регулятивные:

- уметь ориентироваться в основах действия;

-уметь использовать способы действий, предложенные учителем, для достижения результата;

Личностные:

-принимать режим учебного занятия;

Коммуникативные:

-давать ответ на конкретные вопросы;

-уметь демонстрировать свою точку зрения;


Самостоятельная работа с использованием полученных знаний

Беседа

-Рассмотрите рисунки из упр. 3

t1619712583ae.pngt1619712583af.png


-На какой вопрос вы должны ответить в своем тексте?

Примерные тексты:

1) Игра в шахматы развивает логику, учит правильно распределять время, планировать будущие ходы. Игра воспитывает усидчивость. Поэтому с уверенностью можно сказать, что игра в шахматы приносит пользу.

2) Баскетбол – очень интересная игра. Она развивает ловкость, силу, скорость, меткость. Поэтому многие ребята любят играть в баскетбол.

3) Многие любят кататься на роликах, потому что роликовые коньки это удовольствие и здоровье.

Катание на роликах укрепляет мышцы, развивает внимание, чувство равновесия, поднимает настроение и приносит пользу.

4) Конструирование из кубиков любимое детское занятие. Оно не только увлекательное, но и полезное. Развивает воображение, ловкость, внимание, целеустремленность.

-Запишите любой составленный текст-рассуждение.

-Прочитайте записанные тексты-рассуждения. После прочтения текстов сигнализируйте «Светофорами» зеленым светом, если считаете, что записанный текст – это текст-рассуждение. Красным светом, если, по вашему мнению, это текст другого типа.


-Согласны ли вы, что это текст-рассуждение? Объясните свою точку зрения.

Молодцы!






Рассматривают рисунки. Отвечают на вопрос «Что развивают эти игры»? (Например: « Баскетбол – очень интересная игра. Она развивает ловкость, силу, скорость, меткость. и др.)

Почему?


























Записывают тексты в тетрадь.

Читают записанные тексты. Сигнализируют «Светофорами»: если согласны с тем, что составленный текс является текстом-рассуждением, то показывают зеленый свет, а если не согласны, то красный.

Объясняют свой выбор.

Познавательные:

-ориентироваться в задании;

- ориентироваться в учебнике;

- правильно интонационно произносить предложение;

Регулятивные:

- уметь ориентироваться в основах действия;

Личностные:

-принимать режим учебного занятия;

Коммуникативные:

-давать ответ на конкретные вопросы;

- развитие звуковой культуры речи: умение громко, четко, орфоэпически правильно произносить слова в устной речи;

-уметь демонстрировать свою точку зрения;

Систематизация знаний

Беседа

- С каким типом текста сегодня познакомились?


-На какой вопрос дается ответ в этом тексте?


-О чем бывают эти тексты?


Текст-рассуждение


Почему?


Они бывают о событиях и явлениях.


Познавательные:

- давать ответ на вопрос кратко или развёрнуто, в зависимости от требования или по ситуации;

Регулятивные:

-уметь использовать способы действий, предложенные учителем, для достижения результата;

Личностные:

-принимать режим учебного занятия;

Коммуникативные:

-уметь демонстрировать свою точку зрения;

Объяснение домашнего задания


Дифференцированное задание

Домашнее задание выберите для себя самостоятельно.

Составить текст-описание про воробышка.

Составить текст-повествование про воробышка. Составить текст-рассуждение про воробышка.




Осуществляют самостоятельный выбор домашнего задания.

Познавательные:

-принимать условия выполнения учебной задачи;

Регулятивные:

-- уметь ориентироваться в основах действия;

Личностные:

- положительное отношение ребенка к урокам «школьного» типа;

Рефлексия учебной деятельности

Беседа

Ребята. Наш урок подошел к концу.

Если вам сегодня было интересно на уроке, вы научились различать типы текстов и хотите узнать еще больше, то прикрепите своего любопытного воробышка на ветку дерева​​​​​​​

Если вам сегодня было скучно на уроке, и вы ничего не поняли, то прикрепите воробышка под веткой.

Спасибо и вам за дружную работу на уроке. До свидания.








Осуществляют рефлексию учебной деятельности с помощью рисунков воробышков.

Познавательные:

-ориентироваться в задании;

Регулятивные:

-формировать начальную форму познавательной и личностной рефлексии;

Личностные:

-принимать режим учебного занятия;

Коммуникативные:

-уметь слушать собеседника;

-уметь различать вопрос и сообщение;




Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.