Технологическая карта учебного занятия по русскому языку «Что такое текст-рассуждение» (2 класс)
Технологическая карта учебного занятия
Предмет: Русский язык
Класс: 2
УМК: 21 век
Тема урока: Что такое текст-рассуждение
Тип урока: урок открытия нового знания
Цель: систематизация и расширение знаний обучающихся о тексте, его типах.
Задачи:
Образовательная:
-познакомить с отличительной особенностью текста-рассуждения;
Развивающая:
-развивать умение отличать текст-рассуждение от других типов текста;
- расширять и уточнять активный словарный запас;
Воспитывающая:
-воспитывать терпимость друг к другу;
Оборудование: доска, мел, С.В. Иванов, А.О. Евдокимова «Русский язык» 2 класс, 2 часть, рисунок воробьев, фигурки воробышков (для каждого обучающегося), сигнальные светофоры.
Формы работы на уроке: фронтальная, индивидуальная работа, парная.
Характеристика этапов урока:
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
Орг. момент Мотивация на учебную деятельность | Беседа Здравствуйте, ребята! Вы готовы начать урок? Всё ль на месте, Всё ль в порядке, Ручки, книжки и тетрадки? За окошком чудный день, Прочь с дороги наша лень! Сегодня по дороге в школу я увидела, как спорили на ветке воробьи. А потом они успокоились и дружно зачирикали. - Если дружбой дорожить, можно спорить и дружить, - А как вы думаете: с чего начинается дружба? -Правильно с улыбки. Давайте и мы улыбнемся друг другу и среди друзей с хорошим настроением начнем наш урок русского языка, где нам предстоит открыть еще одну тайну. | Кивают в знак согласия Проверяют наличие школьных принадлежностей С улыбки | Регулятивные: - Создать условия для осознанного вхождения учащихся в пространство деятельности на уроке; Личностные: -развитие мотивов учебной деятельности; Коммуникативные: -давать ответ на конкретные вопросы; - уметь слушать собеседника; |
Актуализация знаний | Каллиграфическая минутка -Откройте тетради, запишите дату. -Наши воробышки еще не улетели. Поэтому наша каллиграфическая минутка будет про них. -С какой буквы начинается слово «воробей»? -Какие буквы «В» вы знаете? - Начинаем писать строчную «в» немного ниже верхней линии рабочей строки. Ведем под наклоном вверх, далее закругляем влево. Пишем длинную наклонную и, не доводя до нижней линии рабочей строки, закругляем в овал. - С начала строки пропишите строчную «в» до середины строки. - Заглавная «В» состоит из длинной петли и двух правых полуовалов. Пропишите с середины строки – заглавную «В». -Скажите, что необычного в слове воробей? Запишите сочетание –оро до середины строки. -Какой буквой заканчивается слово «воробей»? Пропишите эту букву с середины строки. Запишите слово воробей, подчеркните в нем безударные гласные. - Рябята, а какие они - воробьи? Составьте устный текст. - Что вы сейчас составили про воробьев? -Какого типа этот текст? -Какого типа еще бывают тексты? | Записывают дату в тетрадь С буквы «в» Заглавная и строчная Прописывают строчную «в» до середины строки. Прописывают заглавную «В» с середины строки. Это словарное слово, в нем есть сочетание –оро. Прописывают сочетание –оро до середины строки. Буквой «й» Прописывают букву «й» Пишут слово воробей и выполняют подчеркивание. Описывают воробьев (Маленькие беспокойные воробьи сидели на ветке. Воробышки были серые и пестрые. Они раскрывали свои желтые клювы и нетерпеливо чирикали. Какие же они непоседливые! Текст Текст-описание Текст-повествование. | Познавательные: -ориентироваться в задании; Регулятивные: - уметь ориентироваться в основах действия; -уметь использовать способы действий, предложенные учителем, для достижения результата. Личностные: -принимать режим учебного занятия; Коммуникативные: -давать ответ на конкретные вопросы; |
Целеполагание, постановка проблемы | Работа по учебнику -Откройте учебник на 131 стр. Прочитайте текст. Можно ли его назвать текстом-описанием? Текстом-повествованием? Почему? Объясните свою точку зрения. - Какой будет сегодня тема урока? -Чему будем учиться? | Читают текст в учебнике. Высказывают предположения. Объясняют свою точку зрения. Текст-рассуждение Будем учиться отличать текст-рассуждение от других типов текстов. | Познавательные: -высказывать предположения; - ориентироваться в учебнике; Регулятивные: -выделять учебную задачу; -принимать условия выполнения учебной задачи; -планировать учебную деятельность; Личностные: -принимать режим учебного занятия; -сравнивать ситуации и поступки; Коммуникативные: -уметь демонстрировать свою точку зрения; |
Поиск путей решения проблемы | Беседа -Ребята, как вы думаете, чем текст-рассуждение отличается от других типов текста? -Давайте сравним ваши ответы с мнением автора учебника. Откройте эту «тайну языка» для себя. -Правильно ли мы рассуждали? -Совпало ли наше мнение с мнением автора учебника? -Какой текст называется текстом-рассуждением? | Высказывают свое мнение. Читают определение текста-рассуждения. Правильно Совпало Текст, в котором говорится, почему происходят те или иные события, явления. | Познавательные: -ориентироваться в задании; - ориентироваться в учебнике; Регулятивные: -принимать условия выполнения учебной задачи; Личностные: -принимать режим учебного занятия; Коммуникативные: - уметь слушать собеседника; -давать ответ на конкретные вопросы; |
Решение проблемы | Выполнение упражнений -Поработаем в парах. У вас на партах лежат карточки с текстами. Прочитайте их и в парах постарайтесь найти текст-рассуждение. Лиса – осторожный и хитрый зверь. Шерсть на ней длинная и пушистая. Мордочка у лисы красивая. Особенно хорош хвост. Он переливается на солнце рыжими искрами. Дятел — это лесной лекарь, потому что он лечит деревья. Дятел не успокоится, пока не выберет всех вредителей из-под коры деревьев. Стучит дятел, значит, будут уничтожены насекомые - и лес будет жить. В выходные дни с папой пошли в лес. Вдруг налетела огромная черная туча, свернула молния, началась гроза. Мы поспешили выйти из леса и направились домой. - Какой из предложенных текстов соответствует типу текст-рассуждение? Объясните свою точку зрения. -Оцените работу своего товарища смайликом на полях тетради. | Читают тексты, выбирают из предложенных текстов текст-рассуждение («Дятел»), объясняют свою точку зрения. Например, в тексте «Дятел» говорится, почему дятла считают лесным лекарем. Значит, это текст-рассуждение. Рисуют смайлик у соседа по парте в тетради на полях. | Познавательные: -ориентироваться в задании; Регулятивные: - уметь ориентироваться в основах действия; Личностные: -принимать режим учебного занятия; Коммуникативные: -давать ответ на конкретные вопросы; -уметь слушать собеседника -уметь проявлять первоначальные навыки взаимооценки; |
Коррекция | Выполнение упражнений -Рассмотрите упр. 2. Прочитайте тексты. Найдите текст-рассуждение. Объясните свою точку зрения. -Вот и мы сейчас тоже поиграем. Физминутка Поднимайтесь, девочки, Поднимайтесь, мальчики! Прыгайте, как зайчики! Прыгайте, как мячики! Ручками похлопаем, Ножками потопаем, Покачаем головой, В класс пора - бегом гурьбой. Молодцы! Присаживайтесь на места. | Читают тексты из упр. 2. Находят текст-рассуждение, объясняют свою точку зрения. Например, считаю, что второй текст будет текстом-рассуждением. В нем говорится о том, почему люди играют. И еще о том, чему учат игры. Выполняют движения динамической паузы | Познавательные: -ориентироваться в задании; - ориентироваться в учебнике; Регулятивные: - уметь ориентироваться в основах действия; -уметь использовать способы действий, предложенные учителем, для достижения результата; Личностные: -принимать режим учебного занятия; Коммуникативные: -давать ответ на конкретные вопросы; -уметь демонстрировать свою точку зрения; |
Самостоятельная работа с использованием полученных знаний | Беседа -Рассмотрите рисунки из упр. 3 -На какой вопрос вы должны ответить в своем тексте? Примерные тексты: 1) Игра в шахматы развивает логику, учит правильно распределять время, планировать будущие ходы. Игра воспитывает усидчивость. Поэтому с уверенностью можно сказать, что игра в шахматы приносит пользу. 2) Баскетбол – очень интересная игра. Она развивает ловкость, силу, скорость, меткость. Поэтому многие ребята любят играть в баскетбол. 3) Многие любят кататься на роликах, потому что роликовые коньки это удовольствие и здоровье. Катание на роликах укрепляет мышцы, развивает внимание, чувство равновесия, поднимает настроение и приносит пользу. 4) Конструирование из кубиков любимое детское занятие. Оно не только увлекательное, но и полезное. Развивает воображение, ловкость, внимание, целеустремленность. -Запишите любой составленный текст-рассуждение. -Прочитайте записанные тексты-рассуждения. После прочтения текстов сигнализируйте «Светофорами» зеленым светом, если считаете, что записанный текст – это текст-рассуждение. Красным светом, если, по вашему мнению, это текст другого типа. -Согласны ли вы, что это текст-рассуждение? Объясните свою точку зрения. Молодцы! | Рассматривают рисунки. Отвечают на вопрос «Что развивают эти игры»? (Например: « Баскетбол – очень интересная игра. Она развивает ловкость, силу, скорость, меткость. и др.) Почему? Записывают тексты в тетрадь. Читают записанные тексты. Сигнализируют «Светофорами»: если согласны с тем, что составленный текс является текстом-рассуждением, то показывают зеленый свет, а если не согласны, то красный. Объясняют свой выбор. | Познавательные: -ориентироваться в задании; - ориентироваться в учебнике; - правильно интонационно произносить предложение; Регулятивные: - уметь ориентироваться в основах действия; Личностные: -принимать режим учебного занятия; Коммуникативные: -давать ответ на конкретные вопросы; - развитие звуковой культуры речи: умение громко, четко, орфоэпически правильно произносить слова в устной речи; -уметь демонстрировать свою точку зрения; |
Систематизация знаний | Беседа - С каким типом текста сегодня познакомились? -На какой вопрос дается ответ в этом тексте? -О чем бывают эти тексты? | Текст-рассуждение Почему? Они бывают о событиях и явлениях. | Познавательные: - давать ответ на вопрос кратко или развёрнуто, в зависимости от требования или по ситуации; Регулятивные: -уметь использовать способы действий, предложенные учителем, для достижения результата; Личностные: -принимать режим учебного занятия; Коммуникативные: -уметь демонстрировать свою точку зрения; |
Объяснение домашнего задания | Дифференцированное задание Домашнее задание выберите для себя самостоятельно. Составить текст-описание про воробышка. Составить текст-повествование про воробышка. Составить текст-рассуждение про воробышка. | Осуществляют самостоятельный выбор домашнего задания. | Познавательные: -принимать условия выполнения учебной задачи; Регулятивные: -- уметь ориентироваться в основах действия; Личностные: - положительное отношение ребенка к урокам «школьного» типа; |
Рефлексия учебной деятельности | Беседа Ребята. Наш урок подошел к концу. Если вам сегодня было интересно на уроке, вы научились различать типы текстов и хотите узнать еще больше, то прикрепите своего любопытного воробышка на ветку дерева Если вам сегодня было скучно на уроке, и вы ничего не поняли, то прикрепите воробышка под веткой. Спасибо и вам за дружную работу на уроке. До свидания. | Осуществляют рефлексию учебной деятельности с помощью рисунков воробышков. | Познавательные: -ориентироваться в задании; Регулятивные: -формировать начальную форму познавательной и личностной рефлексии; Личностные: -принимать режим учебного занятия; Коммуникативные: -уметь слушать собеседника; -уметь различать вопрос и сообщение; |