План-конспект урока литературы в 10 классе «"Чтобы жить честно…". По роману Л.Н. Толстого "Война и мир"»

2
1
Материал опубликован 24 March 2020


Урок № 1

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА


«Чтобы жить честно…»

(Жизненные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова в романе Л.Н.Толстого «Война и мир»)

(Тема урока)


ФИО

Огулькова Светлана Ивановна

Место работы

МКОУ «Садовская СОШ №1», Сарпинский район

Должность

Учитель русского языка и литературы

Предмет

Литература

Класс

10 класс

Тема

«Чтобы жить честно…»


Мультимедийная презентация PowerPoint – 29 слайдов


Тема: "Чтобы жить честно...»(2 часа)

(Жизненные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова в романе Л.Н.Толстого «Война и мир».)


Цель - проследить, как формируются характеры любимых героев Толстого, как ищут они истину и находят ее в сближении с народом.


I. Организационный момент.

II. Проверка знаний, полученных ранее.

Проверку проводят «историки» ( учащиеся получили задание заранее).


«Историки» с помощью класса обобщают информацию, полученную ранее на предыдущем уроке.

1. Л.Н.Толстой – совесть русской литературы. (СЛАЙД 2)

2. Место романа «Война и мир» в мировой литературе. (СЛАЙД 3)

3. Роман – эпопея «Война и мир» ( Высказывания о романе, проблемы, композиция, специфика жанра роман – эпопея, черты эпопеи) (СЛАЙДЫ 4 – 8)


III. Работа над темой урока.


Учитель:

- Сегодня на уроке мы продолжим работу над романом Л.Н.Толстого «Война и мир». Наш урок будет посвящен любимым героям Толстого: Андрею Болконскому и Пьеру Безухову. На уроке мы проследим, как формируются характеры наших героев, через что они познают истину.


«Историк» читает отрывок из письма писателя, объясняющий его жизненную позицию:


"Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать, и опять бросать, и вечно бороться и лишаться. А спокойствие -- душевная подлость" (из письма Толстого от 18 октября 1857 года).

(СЛАЙД 9)


Учитель:

- Этот отрывок из письма будет эпилогом к нашему уроку. Как вы понимаете эти строки?


- Какие знаки препинания поставили бы ВЫ в конце каждого предложения?

- Ребята, можно ли взять эти строки эпилогом к нашему уроку?

- Ребята, а как бы вы назвали наш урок? (учащиеся выдвигают свои предположения)

- Я назвала это урок началом фразы из письма Л.Н.Толстого: «Чтобы жить честно…» (запись темы урока) (СЛАЙД 10)



-На уроке мы проследим за тем, как герои ищут истину, как формируются их характеры. В этом нам помогут наши «биографы» и «наблюдатели». Перед биографами стояла задача, как можно глубже изучить жизненный путь князя Андрея и Пьера Безухова. Наблюдатели определили авторские приемы, используемые для развития образов наших героев.


Работа на уроке проводится в 4 группах, в каждой группе учащимися выбирается лидер, который организует и контролирует работу группы (каждая группа получила задание заранее, учащиеся самостоятельно подбирали материал к уроку):


Группа 1 -- "биографы" князя Андрея, которые выстраивают жизненный путь героя.


Группа 2 -- "наблюдатели", которые определяют авторские приемы, используемые для развития образа Андрея Болконского.


Группа 3 -- "биографы" Пьера Безухова, которые выстраивают жизненный путь героя.


Группа 4 -- "наблюдатели", которые определяют авторские приемы, используемые для создания и развития образа Пьера.


Первыми выступают «биографы» Андрея Болконского и наблюдатели за образом князя (СЛАЙДЫ 11 – 20).

Затем выступают «биографы» и наблюдатели Пьера Безухова (СЛАЙДЫ 21- 29).

На протяжении всей работы «историки» определяют общие периоды жизни героев.

В ходе работы основные положения в решении проблемы урока записываются в виде таблицы.

Общие

периоды.

Жизненный путь Болконского. "Дорога чести"

Наблюдатели за образом Андрея Болконского

Жизненный путь

Пьера Безухова. "...видите, какой я добрый и славный малый"

Наблюдатели за образом Пьера Безухова

I. Первое знакомство. Отношение к светскому обществу

Вечер в салоне А. П. Шерер. Взаимоотношения с окружающими. Почему он здесь "чужой"? (т. 1. ч. 1. гл. III--IV)


Портрет. Сопоставление с другими героями. Речь

Происхождение. Вечер у А. П. Шерер. Отношение к окружающим. Откуда прибыл? Как ведет себя? (т. 1. ч. 1. гл. II--V)


Портрет. Речь. Поведение. Сопоставление с другими героями

II. Жизненные ошибки -ошибочные мечтания и поступки - кризис

Служба в армии, в штабе Кутузова. Отношение к офицерам и офицеров к нему. Тайная мечта о подвиге (т. 1. ч. 1. гл. III, XII).


Шенграбен. Зачем князь Андрей идет в армию Багратиона? Цель Шенграбенской битвы. Эпизод на батарее Тушина.


Военный совет после битвы. Честный поступок князя Андрея. Ощущение, что "все это не то" (т. 1. ч. 2. гл. XXI).


Аустерлиц. Подвиг князя Андрея. Ранение. Встреча с кумиром, Наполеоном. Ощущение ничтожности происходящего (т. 1. ч. 3. гл. XVI-XIX)

Портрет. Речь. Манера поведения. Сопоставление с другими героями.




Внутренний монолог. Речь.


Поведение.






Внутренний

монолог. Пейзаж

Кутежи в компании Анатоля Курагина. История с квартальным. Борьба с самим собой, со своими противоречивыми побуждениями (т. 1 ч. 1 гл. VI, ч. 3. гл. I--II. т. 2. ч. 1. гл. IV--VI.)


Женитьба на Элен Курагиной. Осознание безумия этого шага. Постепенный конфликт со светской средой (т. 2. ч. 2. гл. I)

Портрет. Речь. Поведение.


Сопоставление с другими героями.


Внутренний монолог

III. Духовный кризис

Возвращение после ранения. Смерть жены. Разочарование в честолюбивых мечтах. Стремление отойти от общества, ограничившись семейными проблемами (воспитание сына) (т. 2. ч. 2. гл. XI).

Портрет (глаза). Внутренний монолог-рассуждение


Духовный кризис.


На распутье


Портрет. Внутренний монолог

IV. Постепенное пробуждение от нравственного кризиса и стремление быть полезным Отечеству.

Новое разочарование, кризис

Прогрессивные преобразования в имениях (т. 2 ч. 3. гл. I).


Посещение Отрадного по опекунским делам. Встреча с дубом. Разговор с Пьером на пароме (т. 2 ч. 3. гл. I--III).


Участие в законодательной деятельности Сперанского и разочарование в ней (т. 2. ч. 3. гл. IV--VI, XVIII).


Любовь к Наташе и разрыв с ней

Портрет. Внутренний монолог. Пейзаж.


Сопоставление с другими героями.


Диалог


Постепенное «пробуждение» от кризиса.

Стремление к нравственному совершенствованию; увлечение масонством. Попытка реорганизовать деятельность масонских лож (т. 2 ч. 2 гл. III, XI, XII, т. 2 ч. 3 гл. VII).


Попытка принести пользу крестьянам; преобразования в деревне (т. 2. ч. 2. гл. X).


Разочарование и в общественных начинаниях, и в личном (т. 2. ч. 5. гл. I)


Портрет. Внутренний монолог.


Пейзаж.


Сопоставление с другими героями и противопоставление им.


Диалог

V. Князь Андрей в период войны 1812 года. Сближение с народом, отказ от честолюбивых мечтаний.


Пьер и война 1812 года.

Отказ служить при штабе. Отношения с офицерами (т. 3. ч. 1. гл. XI; ч. 2. гл. V, XXV).


Отношение солдат к князю Андрею. О чем говорит тот факт, что его называли "наш князь". Как Андрей говорит о защите Смоленска? Его рассуждения о французах-захватчиках. Участие в Бородинской битве, ранение (т. 3. ч. 2. гл. IV--V, XIX--XXXVI)

Портрет. Внутренний монолог. Отношения с другими героями.


Пейзаж

Пьер и война 1812 года. На Бородинском поле. Курган Раевского -- наблюдение за бойцами. Почему Пьера называют "наш барин"? Роль Бородина в жизни Пьера.


Мысль об убийстве Наполеона. Жизнь в оставленной Москве (т. 3 ч. 1. гл. XXII; ч. 2 гл. XX, XXXI--XXXII; ч. 3 гл. IX, XXVII, XXXIII--XXXV)

Портрет. Сопоставление с другими героями

VI. Последние мгновения жизни и смерть Андрея Болконского. Дальнейшая судьба Пьера Безухова

Встреча с Анатолем Курагиным в госпитале -прощение. Встреча с Наташей - прощение.


Смерть. Внутреннее состояние Андрея перед смертью (т. 3. ч. 2. гл. XXXVII; т. 3. ч. 3. гл. XXX--XXXII)

Портрет. Внутренний монолог

Роль плена в судьбе Пьера. Знакомство с Платоном Каратаевым (т. 4. ч. 1. гл. X--XIII)

Диалог, внутренний монолог, портрет, сопоставление с другими пленными

VII. После войны с Наполеоном. (Эпилог).

Сын Андрея Болконского - Николенька. Разговор с Пьером, в котором есть предположение, что Андрей стал бы членом тайного общества. Эпилог. ч. 1. гл. XIII

Портрет. Речь

Роль семьи в жизни Пьера. Любовь к Наташе и любовь Наташи. Участие в тайных обществах. Эпилог. ч. 1 гл. V.

Портрет. Речь.



IV. Итоги.


Учитель:

- Я хотела бы обратить ваше внимание на лица наших героев.

- Каким мы увидели лицо Андрея Болконского, когда только познакомились с ним?

- Что мы видим намного позже? (СЛАЙД 19)

- А теперь посмотрим на Пьера, которого мы встретили в гостиной А.Шерер.

- Что мы видим, когда Пьер прошел испытания? (СЛАЙД 29)

- О чем говорит нам эта перемена? Каков путь наших героев? К чему они стремились? Нашли ли они истину?

( Путь любимых героев Толстого - это путь к народу. Только будучи на Бородинском поле они понимают суть жизни - быть рядом с народом, потому что "нет величия там, где нет простоты, добра и правды".)


V. Домашнее задание.


Мини- сочинение «Кто из героев романа мне наиболее близок» или ученики могут взять свою тему.


VI. Рефлексия.


Заполните табличку.


Мне было интересно на уроке. Я узнал (а) много нового и интересного.


Меня тронула судьба героев.


Я оцениваю работу своей группы:

отлично

хорошо

могли бы и лучше

Мне было скучно. Я ждал(а), когда же

прозвенит звонок.


Мне все равно.


Я оцениваю свою работу на уроке:

отлично

хорошо

я способен(на) на большее

я не участвовал(а)

Мне было скучно, потому что не понравилось произведение.




Какая группа выступила на уроке лучше всех:

№1

№2

№3

№4


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Похожие публикации