12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Краснова Марина Николаевна10

Народные игры имеют важное значение в формировании этнического самосознания личности. Именно в играх воспитывается любовь и уважение к постижению богатства национальной культуры.

Особенность чувашских подвижных игр состоит в том, что игра – это прежде всего действие, сопровождающееся с забавами и весельем. Само чувашское слово «игра» (вăйă) произошло от «силы» (вăй), что означает, что игра без силы трудно дается. Потому у чувашей гласит такая поговорка: «без силы и игры нет» (Вăйсăрвăйă та щук).

Игра это не только приятное времяпровождение, она также способствует физической закалке детей, умственному их развитию, становлению духовно-нравственной культуры. В игре у детей проявляются ловкость, сила, смекалка, сообразительность, сила, уверенность, внимание и т.д. Уже в игре наблюдаются у детей определенные склонности к той или иной трудовой деятельности.

Игры часто сопровождают исторические и культурные ценности чувашского народа. В подвижных играх мы видим быт, труд, национальные устои, представление о мироздании, времени и пространства. Это подтверждают и названия игр: «В лошадки» (Лашалла) – что свидетельствует об участии чувашей в военных походах; «В курицу» (Чăхăлла), «В быка» (Вăкăрла) – о хозяйстве, в частности о животных и птицах, чувашей; «В царя» (Патшалла), «Царь-победитель» (ĕмпӳлле) – отражают жизненный уклад чувашского народа в период монархической власти в Российском государстве.

В играх дети часто подражают взрослым, их труду, деятельности, жизни. В связи с этим дети начинают интересоваться трудом, что готовило их к практической деятельности. Например, известны такие игры: «Что делаешь?» (Мен тăван?), «Вытягивание брюквы» (Кăшман кăлармалла) и др.

Почти все подвижные игры рассчитаны на участие в них группы детей, что заставляет каждого участника в равной степени подчиняться воле всех играющих. Так, существует много разновидностей игр на испытание коллективной силы. Команды игроков формируются по ходу игры, завершающим этапом которой является борьба за перетягивание игроков из одной команды в другую. При этом перетянутый игрок борется уже за ту команду, которая его перетянула. Это такие игры, как «Луна или солнце» (Уйăх или хĕвел), «Дочку замуж выдаю» (Хĕрпамалла) и др.

Большинство подвижных игр не требует специально оборудованного места и материала, за исключением игр на развитие меткости и глазомера. В их числе следует назвать «Кули» (Кули), «В муху» (Шăналла) – разновидность городков, «Игры с ножичком» (Пекĕлле), «В бабки» (Ашăк) и др.

В чувашских народных играх много песен и потешек, веселых считалок, жеребьевое. Они сохранили свою художественную самобытность и составляют ценный фольклор. Во многих игровых премодиях и речитативах наблюдаются малопонятные слова. Считают, что это детские слова, или средства древнего языка, смысл которых утрачен.

Многие чувашские игры сформировались под влиянием народов-соседей, в частности русских. Русское устное народное творчество было намного ближе чувашской культуре и лучше и проще понималось чувашским народом. Подвижные игры «Жмурки», «прятки», а также песенки «А мы просо сеяли, сеяли», «Каравай» исполнялись наравне с исконно национальными.

Чувашские народные игры доступны детям дошкольного возраста. Их можно с успехом проводить во время прогулок.



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.