Дополнительная общеразвивающая программа «Давайте играть»
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
«Дворец детского (юношеского) творчества
Волховского муниципального района»
Программа рассмотрена Утверждаю:
На методическом совете Директор
Дата______________ Дата____________
Дополнительная общеразвивающая
программа
«Давайте играть»
Направленность программы: социально-педагогическая
Возраст детей: 7 -8 лет
Срок реализации: 1 год обучения
Педагог дополнительного образования
Чулкова Надежда Алексеевна
г. Волхов
2017г
Пояснительная записка
Дополнительная общеразвивающая программа «Давайте играть» относится к социально-педагогической направленности, является модифицированной.
Дополнительная общеразвивающая программа «Давайте играть» разработана на основе: Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,
Концепции развития дополнительного образования детей (утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 04 сентября 2014 года № 1726-р),
Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 года № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
Игра с давних пор составляет неотъемлемую часть жизни человека, она занимает досуг, воспитывает, удовлетворяет потребности в общении, получении внешней информации, дает приятную физическую нагрузку. Педагоги всех времен отмечали, что игра оказывает благотворное влияние на формирование детской души, развитие физических сил и способностей.
Игра помогает находить выход из неожиданных положений, намечать цель, взаимодействовать с товарищем, проявлять ловкость и быстроту, силу и выносливость.
Игра обеспечивает гармоничное сочетание умственных, физических и эмоциональных нагрузок, общего комфортного состояния.
Актуальность программы
Данная программа решает проблему организации внеурочной деятельности младших школьников.
Программа соответствует федеральному компоненту государственного образовательного стандарта второго поколения и представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности.
Школьники, освоившие программу «Давайте играть» приобретают качества, необходимые им в будущей жизни: приучаются сами в любой ситуации регулировать степень внимания и мышечного напряжения.
Педагогическая целесообразность
Подвижные игры в начальной школе являются незаменимым средством решения комплекса взаимосвязанных задач воспитания, личности младшего школьника, развития его разнообразных двигательных способностей и совершенствования умений. В этом возрасте они направлены на развитие творчества, воображения, внимания, воспитания инициативности, самостоятельности действий, выработку умения выполнять правила общественного порядка. Основная задача педагога заключается в том, чтобы научить детей играть активно и самостоятельно.
Игры являются частью патриотического, эстетического и физического воспитания детей. У них формируются устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создаются эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств: любви к Родине; ее культуре и наследию. По содержанию все народные игры классически лаконичны, выразительны и доступны детям.
Цель программы: Развитие личности ребёнка, способного к самовыражению через игровую деятельность.
Задачи
Обучающие:1. Познакомить детей играми на все виды основных движений.
2. Научить детей играть самостоятельно в подвижные игры с учётом техники безопасности.
3.Расширить словарный запас обучающихся в кружке
Развивающие:
1.Развивать: сообразительность, речь, воображение, коммуникативные умения, внимание, ловкость, быстроту реакции и так же эмоционально-чувственную сферу.
2.Развивать самостоятельность и творческую инициативность, способствовать успешной социальной адаптации, умению организовать свой игровой досуг, активно включаться в коллективную деятельность.
3. Формировать способность оценивать достоинства и недостатки своей деятельности
Воспитательные:
1. Воспитывать волевые качества, дисциплину, самоорганизацию, коллективизм, культуру игрового общения, честность, скромность.
2. Формировать у детей систему нравственных общечеловеческих ценностей, проявлять положительные качества личности.
Возраст детей
Данная программа предназначена для детей младшего школьного возраста
(7 -8 лет). Условия приёма: по желанию детей (заявление от родителей ).
Формы и режим занятий
Форма обучения – очная.
Формы проведения занятий аудиторные
Форма занятий: групповая.
Программа рассчитана на 1 год обучения. Занятия по данной программе проводятся 1 раза в неделю по 2 учебных часа, всего 68 час.
Ожидаемые результаты и способы их проверки
В результате обучения дети должны познакомиться с играми, что позволит воспитать у них интерес к игровой деятельности, умение самостоятельно подбирать и проводить их с товарищами в свободное время, умение общаться со сверстниками и взрослыми.
Обучающиеся, освоившие программу приобретают следующие личностные, метапредметные и образовательные результаты:
Личностные:
- активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи,
- проявлять уважение к традициям своей Родины, толерантность;
- проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
Метапредметные:
- проявлять самостоятельность и творческую инициативность, ,
- активно включаться в коллективную деятельность.
- оценивать достоинства и недостатки своей деятельности.
Предметные:
- использовать разученные подвижные игры для своего досуга;
- знать названия и правила игр .
- учитывать требования безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий в помещении, сохранность природы во время занятий подвижными играми на улице.
Формы и порядок проведения промежуточной аттестации
самостоятельное проведение игр;
наблюдение;
тест;
диагностическая карта (Приложение №2)
Учебно-тематический план
№ | Разделы и темы | Кол-во часов | Формы промежуточной аттестации контроля | |||
Всего | теория | практика | | |||
1. | Тема № 1 Введение. | 1 | 1 | | | |
2. | Тема № 2 «Игры на развитие ходьбы и бега» | 8 | 2 | 6 | | |
3. | Тема № 3 « Игра на развитие прыжков» | 8 | 2 | 6 | | |
4. | Тема № 4 « Игры на развитие метания и ловли» | 5 | 1 | 4 | | |
5. | Тема № 5 «Игры на развитие равновесия» | 6 | 1 | 4 | | |
6. | Тема № 6 « Игры малой подвижности» | 7 | 1 | 6 | Промежуточная Аттестация Час игры | |
7. | Тема № 7 « Хороводные игры» | 7 | 1 | 7 | | |
8. | Тема № 8 «Игровые упражнения с мячом» | 5 | 1 | 4 | | |
9. | Тема № 9 «Игровые упражнения и эстафеты с прыжками» | 1 | 5 | | ||
10. | Тема № 10 «Игровые упражнения и эстафеты с бегом» | 6 | 1 | 5 | | |
11. | Тема № 11 Повторение и обобщение. «Весёлые старты» | 9 | 3 | 6 | Промежуточная аттестация Весёлые старты» | |
| Итого: | 68 | 15 | 53 | |
Содержание программы
Тема 1. ВВЕДЕНИЕ
Знакомство с программой и правилами поведения на занятиях.
Беседа о правилах техники безопасности и этических норм при проведении подвижных игр. Выработка правил поведения на занятиях.
Тема 2. Игры на развитие ходьбы и бега
Теория: Беседа «Все дети любят играть»
Знакомство с содержанием игры. Объяснение содержания игры. Объяснение правил игры. Обсуждение игр.
Практика: Разучивание игр. Проведение игр.
«Гуси-лебеди».
«У медведя во бору».
«Караси и щука».
«Хитрая лиса».
«Мышеловка».
«Ловишки».
«Ястреб и утки».
«Ловишки с лентой.
«Невод»
Тема 3. Игры на развитие прыжков
Теория: Знакомство с содержанием игры. Объяснение содержания игры. Объяснение правил игры. Обсуждение игр.
Практика: Разучивание игр. Проведение игр.
«Волк во рву»».
«Бездомный заяц»».
«Рыбак и рыбки»
«Попрыгунчики воробушки»
«Удочка»
«Лягушки и цапля»
Тема 4. Игры на развитие метания, ловли
Теория: Знакомство с содержанием игры. Объяснение содержания игры. Объяснение правил игры. Обсуждение игр.
Практика: Разучивание игр. Проведение игр.
«Охотник и зайцы».
«Два Мороза»
«Мы весёлые ребята
«Вышибалы»
Тема 5 Игры на развитие равновесия
Теория: Знакомство с содержанием игры. Объяснение содержания игры. Объяснение правил игры. Обсуждение игр.
Практика: Разучивание игр. Проведение игр.
«Сделай фигуру»
«Пробеги и не задень»
«Кто скорее по дорожке»
«Не упади в ручей»
«Пройди по мостику»
«Море волнуется»
Тема 6 Игры малой подвижности
Теория: Знакомство с содержанием игры. Объяснение содержания игры. Объяснение правил игры. Обсуждение игр.
Практика: Разучивание игр. Проведение игр.
«Змея»
«Угадай по голосу»
«Ровным кругом»
«Пустое место»
Летает – не летает»
«Кто ушёл»
«Фанты»
«Ястреб»
Тема 7 Хороводные игры
Теория: Знакомство с содержанием игры. Объяснение содержания игры. Объяснение правил игры. Обсуждение игр.
Практика: Разучивание игр. Проведение игр.
«На горе-калина»
«Во поле береза стояла»
«Кто у нас хороший»
«Пошла Млада за водой»
Тема 8. «Игровые упражнения с мячом»
Теория: Знакомство с содержанием игры. Объяснение содержания игры. Объяснение правил игры. Обсуждение игр.
Практика: Разучивание игр. Проведение игр.
«Ловкие ребята»
«Проведи мяч»
«Мяч в стенку»
«Сбей предмет»
« Гол в ворота»
Тема 9. «Игровые упражнения и эстафеты с прыжками»
Теория: Знакомство с содержанием игры. Объяснение содержания игры. Объяснение правил игры. Обсуждение игр.
Практика: Разучивание игр. Проведение игр.
«С кочки на кочку»
«Пингвины»
«Не задень предмет»
«Кто быстрее до флажка»
Тема 10. 10 «Игровые упражнения и эстафеты с бегом»
Теория: Знакомство с содержанием игры. Объяснение содержания игры. Объяснение правил игры. Обсуждение игр.
Практика: Разучивание игр. Проведение игр.
«Переноска мячей»
«Успей выбежать»
«Кто быстрее»
«Жмурки»
«Стой»
Тема 1 . Повторение изученных игр.
Теория: Повторение игр. Обсуждение.
Практика:
«Весёлые старты»
Выбор самых интересных игр. Выбор – кто желает самостоятельно проводить игры. Проведение игр.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
№ | Разделы Программы. | Формы | Методы организации учебно-воспитательного процесса | Дидактический материал. | Формы подведения итогов |
1. | Введение | Беседа-рассказ | Словесный, Наглядный | Картотека игр, считалок | Наблюдение, начальная диагностика |
2. | Игры на развитие ходьбы и бега | Беседа, рассказ, практические занятия (игра) | Словесный, практический, методы игры, | Картотека игр, считалок Оборудование к играм: палка, мел. | Самостоятельное проведение игр обучающимися; наблюдение |
3. | Игры на развитие прыжков | Беседа, рассказ, практические занятия (игра) | словесный, практический метод игры, | Картотека игр, считалок Оборудование к играм: палка, мел. | Самостоятельное проведение игр обучающимися, наблюдение |
4. | Игры на развитие метания | Беседа, рассказ, практические занятия (игра) | Словесный, практический | Картотека игр, считалок Оборудование к играм: платок, мел. | Самостоятельное проведение игр обучающимися, наблюдение |
5. | Игры на развитие равновесия | Рассказ, беседа, практические занятия(игра) | Словесный, практический
| Картотека игр, считалок Оборудование к играм: мяч, мел. | Самостоятельное проведение игр обучающимися, |
6. | Игры малой подвижности | Беседа, рассказ, практические занятия (игра) | Словесный, практический, | Картотека игр, считалок Оборудование к играм: стул, платок, мел. | Самостоятельное проведение игр обучающимися, наблюдение. |
7. | Хороводные игры | Беседа, рассказ, Практические занятия. | Словесный, практический, | Картотека игр, считалок Оборудование к играм: мел. | Самостоятельное проведение игр обучающимися, наблюдение |
8. | Игровые упражнения с мячом | Беседа, рассказ практические занятия (игра) | Словесный, практический, методы игры, | Картотека игр, считалок Оборудование к играм | Самостоятельное проведение игр обучающимися, наблюдение |
9. | Игровые упражнения и эстафеты с прыжками | Беседа, рассказ практические занятия (игра) | Словесный, практический, методы игры, | Картотека игр, считалок | Самостоятельное проведение игр обучающимися, наблюдение |
10. | Игровые упражнения и эстафеты с бегом | Беседа, рассказ практические занятия (игра) | Словесный, практический, методы игры, | Картотека игр, считалок | Самостоятельное проведение игр обучающимися, наблюдение |
11. | Повторение игр | Беседа, практические занятия (игра), праздник | Словесный, практический, методы игры, | Картотека игр, считалок Оборудование к играм. | Итоговое занятие Тестирование Праздник игры. диагностическая карта |
Список литературы для педагога
Былеев Л.В., Сборник подвижных игр. – М., 1990.
Литвинов М.Ф., Русские народные подвижные игры. – М., 1986.
Миньков Н.Б., Игры и воспитание способностей. – М., 1999.
Осокина Т.И., Детские подвижные игры. – М., 1989.
Портных Ю.И., Спортивные и подвижные игры. – М., 1984.
Соловейчик С.Л., От интересов к способностям. – М., 1998.
«Сценарии праздников для детей и взрослых. Подвижные игры»– Мир Книги, Москва. 2003.
Интернет-ресурсы:
Список литературы для детей
Былеев Л.В., Сборник подвижных игр. – М., 1990.
Глязер С., Зимние игры и развлечения. – М., 1993.
Жуков М.Н., Подвижные игры. – М., 2000
Литвинов М.Ф., Русские народные подвижные игры. – М., 1986.
Осокина Т.И., Детские подвижные игры. – М., 1989.
Интернет ресурсы
Алгоритм работы с играми.
Знакомство с содержанием игры.
Объяснение содержания игры.
Объяснение правил игры.
Разучивание игр.
Проведение игр.
Обсуждение игр.
.
Формы и порядок проведения промежуточной аттестации. .
Оценка результативности проводится через тематические контрольные проверки знаний, умений, навыков и компетентностей обучающихся. В данной программе используются следующие формы контроля:
- Открытое занятие:
- Практические задания
- Олимпиада
- весёлые старты
Промежуточная аттестация проводится после изучения каждой темы раздела. Её результаты помогают определить уровень освоения практических навыков.
По её результатам определяется уровень динамики, которого достигли обучающиеся за время обучения.