План-конспект урока физики в 7 классе по теме «Давление. Единицы давления»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Николо-Урюпинская основная общеобразовательная школа
городского округа Красногорск
План-конспект урока физики 7 класса по теме:
" Давление. Единицы давления»
Составила учитель физики
Николо-Урюпинской ООШ
Ежова О.С.
Тема: «Давление. Единицы давления»
Цель урока: ввести понятие «давление», «сила давления»; единицы давления; учить применять формулы давления при решении задач.
Ход урока
Организационный момент.
Повторение изученного материала. (10 мин.)
1. Привести в соответствие.
Класс делится на три команды по рядам. На доске приведено задание, в котором необходимо соотнести название физической величины с ее единицами измерения и обозначением.
Таблица.
Плотность | V | Н |
Давление | S | Па |
Площадь | p | кг |
Масса | F |
|
Сила |
|
|
Объем | m |
|
Оценивается быстрота и качество выполнения задания.
Изучение новой темы.
Вопросы для класса:
- почему человек идущий по снегу проваливается, а человек идущий на лыжах нет?
- какой трактор провалится в болотистую почву?
Ответ: Различия очевидны — площади поверхностей, на которые мы давим, отличаются. Площадь поверхности лыж в несколько раз больше площади поверхности подошвы обуви, площадь гусеничных колес больше колес обычных.
Это доказывает нам и следующий опыт:
Возьмем доску с вбитыми по краям гвоздями и положим ее на песок сначала острием вверх, потом острием вниз.
В обоих случаях эффект оказался разным. В первом случае доска меньше вошла в песок, а вот во втором больше, т.к площадь была меньше.
А теперь положим на доску гирю и посмотрим, что получится.
В первом случае на песке стояли шляпки, и они слегка углубились в песок.
Во втором случае мы перевернем подставку остриями вниз и снова поместим наверх гирю, при этом площадь опоры стала значительно меньше.
Несмотря на то, что сила, с которой груз действовал на песок, осталась прежняя, гвозди значительно углубились в поверхность песка.
Обратим внимание на то, что во всех случаях, которые были рассмотрены ранее, силы действовали только перпендикулярно поверхности, то есть под углом девяносто градусов.
Силу, которую прикладывают к какой-либо поверхности, называют силой давления.
Величина, равная отношению силы, действующей перпендикулярно поверхности, к площади этой поверхности, называется давлением.
Объясняем по какой формуле находим давление, какой буквой обозначается и в чем измеряется!
Чтобы ученикам было легче запомнить в чем измеряется давление и как расшифровывается Паскаль, рассказываем анекдот.
Замаскированный Ньютон
В раю Архимед, Паскаль и Ньютон играют в прятки. Архимед водит и начинает считать.
Паскаль убегает за горизонт, а Ньютон оглядывается, берет палку, рисует вокруг себя квадрат со стороной 1 метр и становится внутрь квадрата.
Архимед заканчивает считать, открывает глаза и видит Ньютона:
– Я вижу Ньютона!
– Э, нет! Это Ньютон на квадратный метр! Ты нашел Паскаля!!!
Обратите внимание, что F (сила) и P (давление) прямо
пропорциональные величины. При одинаковой площади опоры, увеличив модуль силы давления, увеличится и величина давления. И наоборот.
А вот S(площадь) и P (давление) обратно пропорциональные величины.
При одной и той же силе давление увеличивается, когда площадь опоры уменьшается. И наоборот.
Этим и объясняется, почему остро заточенным ножом легко разрезать хлеб, мясо. И именно поэтому человеку на лыжах проще удержаться на снегу.
Закрепление изученного:
Вопросы классу:
- одинаковое ли давление мы оказываем на карандаш, затачивая его тупым и острым ножом, если прилагаемое усилие одинаково?
- у кого давление на пол будет больше при одинаковой силе?
- почему при постройке здания его стены возводятся одновременно до одинаковой примерно высоты?
Задача:
Гусеничный трактор массой 6000 кг имеет опорную площадь обеих гусениц 1,2 . Определите давление этого трактора на почву.
Дано: | СИ | Решение: |
m=6000 кг. S=1,2 | 12000кг | , , , |
Найти: p - ? | | Ответ: 50кПа |
-Закрепление материала в движении:
Предложим ученикам встать на одну ногу, на обе ноги, встать на цыпочки, взять в руки школьный рюкзак, положить его на место, при этом каждый раз выясняя, что происходит с давлением, которое каждый из них оказывает на пол.
Итоги урока.
Выдача домашнего задания.
Литература.
Перышкин А.В Учебник физики? 7 класс.
О.А. Маловик Физика 7 класс Поурочные планы.