Урок физики в 8 классе «Действие электрического тока»

0
0
Материал опубликован 4 January 2022

Предмет: физика.

Класс: 8.

Учитель: Бойко Лариса Анатольевна.

Тема: Действия электрического тока.

Тип урока: изучение нового материала.

Форма проведения урока: урок-исследование.

Цели урока:

образовательная: экспериментально установить действия электрического тока и выяснить его практическое применение;

воспитательная: формирование познавательного интереса к физике; воспитание толерантного отношения друг к другу;

развивающая: развитие навыков логического мышления; обоснования своих высказываний; развитие политехнических знаний и умений, элементов творчества, умения пользоваться языком физики и применять знания в новой обстановке.

Задачи урока:

1) Формирование представлений о превращении энергии электрического тока в другие виды энергии при изучении действий тока, организация усвоения основных понятий по данной теме, формирование научного мировоззрения учащихся (предметный результат).

2) Развитие умения генерировать идеи, выявлять причинно-следственные связи, работать в группе, пользоваться альтернативными источниками информации, формировать умение анализировать факты при наблюдении и объяснении явлений, при работе с текстом учебника (метапредметный результат).

3) Формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе развития познавательных интересов, учебных мотивов; формирование умений управлять своей учебной деятельностью, формирование интереса к физике при анализе физических явлений, формирование мотивации постановкой познавательных задач, раскрытием связи теории и опыта, развитие внимания, памяти и творческого мышления (личностный результат).

Методы обучения: проблемный, репродуктивный, эвристический.

Формы организации познавательной деятельности обучающихся: коллективная, индивидуальная, групповая.

Средства обучения: учебник, сборник задач по физике, лабораторное оборудование.

Оборудование: источник тока, резистор или проволока, ключ, соединительные провода, раствор медного купороса, катушка с железным сердечником, мелкие металлические предметы.

Литература

Перышкин А.В. Физика. 8 кл.:учеб. для общеобразоват. учреждений, 2020 .

Марон А.Е., Марон Е.А. «Сборник качественных задач по физике 7-9», М.: Просвещение, 2006.







Планируемые образовательные результаты:

Предметные

Метапредметные

Личностные

Понимать тепловое, магнитное и химическое действия электрического тока,

объяснять действия электрического тока, направление электрического тока, применять полученные знания в повседневной жизни.

регулятивные УУД: постановка учебных задач, выбор способов решения задач в зависимости от конкретных условий, контроль и оценка процесса и результатов деятельности (сопоставлять полученный результат с условием задачи);

познавательные УУД: выдвигать и сравнивать гипотезы

коммуникативные УУД: формирование умений слушать и вступать в диалог, формировать коммуникативную компетенцию учащихся.


Осознать необходимость самостоятельного приобретения знаний о действии электрического тока и практической значимости изученного материала, стимулировать использование экспериментального метода исследования при изучении действия электрического тока.

Организационная структура урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД

время

1. Организационный момент.


Добрый день! Вместе со мной сегодня вы будете физиками – экспериментаторами, исследователями. Всем известно, что учёные сначала выдвигают теоретические гипотезы, а затем проверяют их путём проведения многочисленных опытов.

Отвечают на приветствие учителя.

Взаимодействуют с учителем.


Личностные:

формирование личностного отношения к предмету, к окружающим.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества.

1 мин.

2. Мотивация учебной деятельности. Постановка цели и задачи урока.

Опыт. Посмотрите на цепь, собранную на моём столе (источник, ключ, лампочка).
Можем ли мы определить, есть в этой цепи ток или нет? По какому признаку?
Мы не можем видеть движение свободных электронов, о наличии тока в цепи мы можем судить только по явлениям, которые сопровождают прохождение тока по проводнику (например, свечение лампочки). Эти явления называются действиями электрического тока.
Как вы думаете, как мы можем сформулировать тему урока?
Учитель подводит учащихся к формулировке темы урока.


Выдвигают предположения о теме урока.

Учащиеся записывают в тетради тему урока «Действия электрического тока».


Регулятивные:

целеполагание, планирование.

Познавательные:

Выделение существенной информации из слов учителя. Осуществление актуализации личного жизненного опыта. Принятие и сохранение учебной цели и задачи.

Коммуникативные:

построение понятных для собеседника высказываний. Контроль правильности ответов обучающихся.

4 мин.

3. Актуализация знаний.



Итак, наша задача – выяснить каковы действия электрического тока.

Даёт задания обучающимся, следит за самостоятельностью выполнения письменных заданий.

Ответьте на вопросы:
1. Как называются вещества, которые проводят электрический ток?
2. Как называются вещества, которые не проводят электрический ток?
3. Разделите предложенные вещества на проводники и диэлектрики.
Как вы делаете это обычно в два столбика (предложенные вещества: водные растворы солей, щелочей, кислот, резина, керамика, металлы, газы, стекло, пластик, эбонит, янтарь, нефть, парафин, дерево (сухое).

4. Что такое электрический ток?
5. При каких условиях существует электрический ток?
6. На экране вы видите электрическую цепь.

t1641315364aa.gif
Будет ли протекать ток по такой цепи?
Что отсутствует в этой цепи?
Какую роль играет источник тока в электрической цепи?

Выполняют самостоятельно задание, отвечают на вопросы учителя.

Познавательные:

компетенция обучающихся в области физики.

Регулятивные: умение организовать выполнение задания.

Коммуникативные:

Самоконтроль. Взаимоконтроль выполнения задания в парах, группах


5 мин.

4. Изучение нового материала.



Действием электрического тока называют те явления, которые наблюдаются при наличии электрического тока в цепи. По этим действиям судят об электрическом токе, так как нельзя непосредственно наблюдать за движением заряженных частиц в проводнике. Некоторые действия тока известны из повседневной жизни.

Демонстрация опыта.

К полюсам источника тока присоединяют никелиновую проволоку (резистор), она нагревается. Такое действие тока называется тепловым.

Демонстрируется опыт пропускания электрического тока через раствор медного купороса и выделения меди. Данное действие тока называется химическим.

Магнитное действие тока демонстрируется с помощью катушки с железным сердечником, при замыкании цепи происходит притяжение к ней металлических предметов. Информация об электромагнитах.


Слушают учителя, отвечают на вопросы.

Наблюдение за физическим экспериментом учителя, Работают с материалом учебника, выделяют существенную информацию, пишут план-конспект урока

Учащиеся пытаются самостоятельно рассказать о тепловом, магнитном, химическом и физиологическом действии тока и применении.

Познавательные: формирование умения наблюдать, делать выводы,

исследовать, сравнивать.

анализ эксперимента, структурирование знаний,

Регулятивные:

Координация усилий по решению учебной задачи,

Коммуникативные:

учитывать мнения других при диалоге договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности

Личностные:

Умение внимательно слушать, осмысленно читать, организовать себя, планировать, корректировать свои действия в соответствии с целевой установкой.

8

5. Первичное усвоение новых знаний

Демонстрация по рис.54,55, 56 учебника. Беседа о превращении электрической энергии в каждом действии тока: в тепловую, механическую, магнитную, химическую.

2

6. Физминутка

Ребята, однажды великого мыслителя Сократа спросили о том, что, по его мнению, легче всего в жизни? Он ответил, что легче всего – поучать других, а труднее – познать самого себя.
На уроках физики мы говорим о познании природы. Но сегодня давайте познаем себя. Как мы воспринимаем окружающий мир? Как «художники» или как «мыслители»?

Встаньте, поднимите руки вверх, потянитесь.

Переплетите пальцы рук.

Посмотрите какой палец левой или правой руки оказался у вас вверху? Результат запомните «Л» или «П»

Скрестите руки на груди («поза Наполеона»). Какая рука сверху?

Поаплодируйте. Какая рука сверху?

У кого получился результат «ЛЛЛ» — «художники», а «ППП» — «мыслители».
У кого получились разные буквы – гармонично развитые личности, которым свойственно, как логическое, так и образное мышление.

Выполняют упражнения.


2

7. Первичная проверка понимания.


Предлагаю проверить прочность полученных знаний с помощью теста.

Тест с взаимопроверкой.

Тест.

Ответы

Варианит-1

Вариант-2

1-в

1-а

2-в

2-б

3-г

3-б

4-б

4-б

5-б

5-б

6-б

6-а

7-г

7-в

8-в

8-а




Критерии оценки:

7-8 баллов – «5».

5-6 баллов – «4».

3-4 балла – «3».

1-2 балла – «2».

Выполняют итоговый тест. Проверяют работы соседа по парте.

Познавательные:

Построение речевого высказывания в устной форме, участие в диалоге с учителем и в обсуждении ответов на вопросы . Контроль правильности ответов других и самоконтроль понимания вопросов и знания правильных ответов.

Умение слушать в соответствие с целевой установкой. Принятие и сохранение учебной цели и

задачи.

Коммуникативные:

Понимание ответов обучающихся, умение формулировать собственное мнение и позицию, аргументированно отстаивать свою точку зрения.

10

8. Домашнее задание



Формулировка домашнего задания, инструктаж по его выполнению

Выучить § 35. Задание 2 на стр. 106

Дополнительно:

Составить правила техники безопасности пользования электрическими приборами в быту.


Слушают учителя и записывают домашнее задание в дневнике

Регулятивные:

Выделение существенной информации из слов учителя.

Регуляция учебной деятельности.

2

9. Итог урока


Подведение итогов. Формулирует вопросы. Выставляются оценки учащимся.

Перечисляют действия электрического тока и рассказывают о превращении энергии.

Познавательные:

Осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме

Обсуждают содержание урока во фронтальном режиме.

Понимание на слух ответов обучающихся, умение формулировать собственное мнение и позицию.

Умение слушать в соответствие с целевой установкой. Уточнение и дополнение высказываний обучающихся.

3

10. Рефлексия


Оцените свою работу на уроке и

продолжите следующие фразы:

Было интересно…

Было трудно…

Теперь я могу…


Анализируют свою работу.

Познавательные:

Умение делать выводы, структурировать знания.

проводить самоанализ деятельности, Личностные:

саморегуляция эмоционального состояния.

3

Тест.

Вариант-1

1.Электрический ток- это…

а) упорядоченное движение частиц;

б) упорядоченное движение свободных электронов;

в) упорядоченное движение заряженных частиц;

г) движение заряженных частиц.

2.Какое движение тока наблюдается всегда в твердых, жидких и газообразных проводниках?

а) тепловое; б) химическое; в) магнитное.

3.Прохождение тока через металлический проводник сопровождается действиями…

а) только тепловыми; б) только магнитными;

в) только химическими; г) тепловыми и магнитными.

4.Какое действие тока используется в устройстве пылесоса?

а) химическое; б) магнитное; в) тепловое.

5.В устройстве какого бытового прибора используется тепловое действие тока?

а) телевизор; б) фен; в) пылесос; г) электрическая лампа.

6.Что обозначает данный условный знак?

аt1641315364ab.gif ) электрическая лампочка;

б) электрический звонок;

вt1641315364ac.gif ) плавкий предохранитель.


7. Из каких частей состоит электрическая цепь, изображенная на рисунке?

t1641315364ad.gift1641315364ae.gif

а) гальванический элемент, ключ, лампа, провода;

б) батарея элементов, звонок, ключ, провода;

в) батарея элементов, лампа, ключ, провода;

г) гальванический элемент, ключ, звонок, провода.

8.На рисунке изображена схема

аt1641315364af.gift1641315364ag.gif ) мобильного телефона;

б) телевизора;

в) электрического кипятильника.


Тест

Вариант-2

1.Электрический ток в металлах- это…

а) упорядоченное движение частиц;

б) упорядоченное движение свободных электронов;

в) упорядоченное движение заряженных частиц;

г) движение заряженных частиц.

2.Какие действия всегда проявляются при прохождении тока через любые среды?

а) тепловые; б) магнитные; в) химические; г) световые.

3.Укажите, в каком из перечисленных ниже случаев используется химическое действие тока.

а) нагревание воды электрическим током;

б) хромирование деталей;

в) рефлекторное сокращение мышц;

г) свечение электрической лампочки.

4.Какое действие тока используется в гальванометре?

а) химическое; б) магнитное; в) тепловое.

5.В устройстве какого бытового прибора используется одновременно тепловое и магнитное действие тока?

а) телевизор; б) фен; в) пылесос; г) электрическая лампа.

6.Что обозначает данный условный знак?

а) электрическая лампочка;

б) электрический звонок;

в) плавкий предохранитель.


7. Схема какого устройства приведена на рисунке?

а) электропаяльника;

б) электрокипятильника;

в) фонарика.

8. Из каких частей состоит электрическая цепь, изображенная на рисунке?

а) гальванический элемент, выключатель, лампа, провода;

б) батарея элементов, лампа, выключатель, провода;

в) гальванический элемент, звонок, выключатель, провода;

г) батарея элементов, звонок, выключатель, провода.




Источники информации

1.Перышкин А.В. Физика. 8кл.: учеб.для общеобразоват.учреждений/ А.В. Перышкин.- 10-е изд.доп.-М.: Дрофа, 2008.

2.Постников А.В. Проверка знаний учащихся по физике:6-7 кл.Дидакт.материал.Псобие для учителя. – 2-е изд., перераб. – М.:Просвещение, 1986.






в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.