Урок физики в 8 классе «Действие электрического тока»
Предмет: физика.
Класс: 8.
Учитель: Бойко Лариса Анатольевна.
Тема: Действия электрического тока.
Тип урока: изучение нового материала.
Форма проведения урока: урок-исследование.
Цели урока:
образовательная: экспериментально установить действия электрического тока и выяснить его практическое применение;
воспитательная: формирование познавательного интереса к физике; воспитание толерантного отношения друг к другу;
развивающая: развитие навыков логического мышления; обоснования своих высказываний; развитие политехнических знаний и умений, элементов творчества, умения пользоваться языком физики и применять знания в новой обстановке.
Задачи урока:
1) Формирование представлений о превращении энергии электрического тока в другие виды энергии при изучении действий тока, организация усвоения основных понятий по данной теме, формирование научного мировоззрения учащихся (предметный результат).
2) Развитие умения генерировать идеи, выявлять причинно-следственные связи, работать в группе, пользоваться альтернативными источниками информации, формировать умение анализировать факты при наблюдении и объяснении явлений, при работе с текстом учебника (метапредметный результат).
3) Формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе развития познавательных интересов, учебных мотивов; формирование умений управлять своей учебной деятельностью, формирование интереса к физике при анализе физических явлений, формирование мотивации постановкой познавательных задач, раскрытием связи теории и опыта, развитие внимания, памяти и творческого мышления (личностный результат).
Методы обучения: проблемный, репродуктивный, эвристический.
Формы организации познавательной деятельности обучающихся: коллективная, индивидуальная, групповая.
Средства обучения: учебник, сборник задач по физике, лабораторное оборудование.
Оборудование: источник тока, резистор или проволока, ключ, соединительные провода, раствор медного купороса, катушка с железным сердечником, мелкие металлические предметы.
Литература
Перышкин А.В. Физика. 8 кл.:учеб. для общеобразоват. учреждений, 2020 .
Марон А.Е., Марон Е.А. «Сборник качественных задач по физике 7-9», М.: Просвещение, 2006.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные | Метапредметные | Личностные |
Понимать тепловое, магнитное и химическое действия электрического тока, объяснять действия электрического тока, направление электрического тока, применять полученные знания в повседневной жизни. | регулятивные УУД: постановка учебных задач, выбор способов решения задач в зависимости от конкретных условий, контроль и оценка процесса и результатов деятельности (сопоставлять полученный результат с условием задачи); познавательные УУД: выдвигать и сравнивать гипотезы коммуникативные УУД: формирование умений слушать и вступать в диалог, формировать коммуникативную компетенцию учащихся. | Осознать необходимость самостоятельного приобретения знаний о действии электрического тока и практической значимости изученного материала, стимулировать использование экспериментального метода исследования при изучении действия электрического тока. |
Организационная структура урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формирование УУД | время | ||||||||||||||||||
1. Организационный момент. | Добрый день! Вместе со мной сегодня вы будете физиками – экспериментаторами, исследователями. Всем известно, что учёные сначала выдвигают теоретические гипотезы, а затем проверяют их путём проведения многочисленных опытов. | Отвечают на приветствие учителя. Взаимодействуют с учителем. | Личностные: формирование личностного отношения к предмету, к окружающим. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества. | 1 мин. | ||||||||||||||||||
2. Мотивация учебной деятельности. Постановка цели и задачи урока. | Опыт. Посмотрите на цепь, собранную на моём столе (источник, ключ, лампочка). | Выдвигают предположения о теме урока. Учащиеся записывают в тетради тему урока «Действия электрического тока». | Регулятивные: целеполагание, планирование. Познавательные: Выделение существенной информации из слов учителя. Осуществление актуализации личного жизненного опыта. Принятие и сохранение учебной цели и задачи. Коммуникативные: построение понятных для собеседника высказываний. Контроль правильности ответов обучающихся. | 4 мин. | ||||||||||||||||||
3. Актуализация знаний. | Итак, наша задача – выяснить каковы действия электрического тока. Даёт задания обучающимся, следит за самостоятельностью выполнения письменных заданий. Ответьте на вопросы: 4. Что такое электрический ток?
| Выполняют самостоятельно задание, отвечают на вопросы учителя. | Познавательные: компетенция обучающихся в области физики. Регулятивные: умение организовать выполнение задания. Коммуникативные: Самоконтроль. Взаимоконтроль выполнения задания в парах, группах | 5 мин. | ||||||||||||||||||
4. Изучение нового материала. | Действием электрического тока называют те явления, которые наблюдаются при наличии электрического тока в цепи. По этим действиям судят об электрическом токе, так как нельзя непосредственно наблюдать за движением заряженных частиц в проводнике. Некоторые действия тока известны из повседневной жизни. Демонстрация опыта. К полюсам источника тока присоединяют никелиновую проволоку (резистор), она нагревается. Такое действие тока называется тепловым. Демонстрируется опыт пропускания электрического тока через раствор медного купороса и выделения меди. Данное действие тока называется химическим. Магнитное действие тока демонстрируется с помощью катушки с железным сердечником, при замыкании цепи происходит притяжение к ней металлических предметов. Информация об электромагнитах. | Слушают учителя, отвечают на вопросы. Наблюдение за физическим экспериментом учителя, Работают с материалом учебника, выделяют существенную информацию, пишут план-конспект урока Учащиеся пытаются самостоятельно рассказать о тепловом, магнитном, химическом и физиологическом действии тока и применении. | Познавательные: формирование умения наблюдать, делать выводы, исследовать, сравнивать. анализ эксперимента, структурирование знаний, Регулятивные: Координация усилий по решению учебной задачи, Коммуникативные: учитывать мнения других при диалоге договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности Личностные: Умение внимательно слушать, осмысленно читать, организовать себя, планировать, корректировать свои действия в соответствии с целевой установкой. | 8 | ||||||||||||||||||
5. Первичное усвоение новых знаний | Демонстрация по рис.54,55, 56 учебника. Беседа о превращении электрической энергии в каждом действии тока: в тепловую, механическую, магнитную, химическую. | 2 | ||||||||||||||||||||
6. Физминутка | Ребята, однажды великого мыслителя Сократа спросили о том, что, по его мнению, легче всего в жизни? Он ответил, что легче всего – поучать других, а труднее – познать самого себя. Встаньте, поднимите руки вверх, потянитесь. Переплетите пальцы рук. Посмотрите какой палец левой или правой руки оказался у вас вверху? Результат запомните «Л» или «П» Скрестите руки на груди («поза Наполеона»). Какая рука сверху? Поаплодируйте. Какая рука сверху? У кого получился результат «ЛЛЛ» — «художники», а «ППП» — «мыслители». | Выполняют упражнения. | 2 | |||||||||||||||||||
7. Первичная проверка понимания. | Предлагаю проверить прочность полученных знаний с помощью теста. Тест с взаимопроверкой. Тест. Ответы
Критерии оценки: 7-8 баллов – «5». 5-6 баллов – «4». 3-4 балла – «3». 1-2 балла – «2». | Выполняют итоговый тест. Проверяют работы соседа по парте. | Познавательные: Построение речевого высказывания в устной форме, участие в диалоге с учителем и в обсуждении ответов на вопросы . Контроль правильности ответов других и самоконтроль понимания вопросов и знания правильных ответов. Умение слушать в соответствие с целевой установкой. Принятие и сохранение учебной цели и задачи. Коммуникативные: Понимание ответов обучающихся, умение формулировать собственное мнение и позицию, аргументированно отстаивать свою точку зрения. | 10 | ||||||||||||||||||
8. Домашнее задание | Формулировка домашнего задания, инструктаж по его выполнению Выучить § 35. Задание 2 на стр. 106 Дополнительно: Составить правила техники безопасности пользования электрическими приборами в быту. | Слушают учителя и записывают домашнее задание в дневнике | Регулятивные: Выделение существенной информации из слов учителя. Регуляция учебной деятельности. | 2 | ||||||||||||||||||
9. Итог урока | Подведение итогов. Формулирует вопросы. Выставляются оценки учащимся. | Перечисляют действия электрического тока и рассказывают о превращении энергии. | Познавательные: Осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме Обсуждают содержание урока во фронтальном режиме. Понимание на слух ответов обучающихся, умение формулировать собственное мнение и позицию. Умение слушать в соответствие с целевой установкой. Уточнение и дополнение высказываний обучающихся. | 3 | ||||||||||||||||||
10. Рефлексия | Оцените свою работу на уроке и продолжите следующие фразы: Было интересно… Было трудно… Теперь я могу… | Анализируют свою работу. | Познавательные: Умение делать выводы, структурировать знания. проводить самоанализ деятельности, Личностные: саморегуляция эмоционального состояния. | 3 |
Тест.
Вариант-1
1.Электрический ток- это…
а) упорядоченное движение частиц;
б) упорядоченное движение свободных электронов;
в) упорядоченное движение заряженных частиц;
г) движение заряженных частиц.
2.Какое движение тока наблюдается всегда в твердых, жидких и газообразных проводниках?
а) тепловое; б) химическое; в) магнитное.
3.Прохождение тока через металлический проводник сопровождается действиями…
а) только тепловыми; б) только магнитными;
в) только химическими; г) тепловыми и магнитными.
4.Какое действие тока используется в устройстве пылесоса?
а) химическое; б) магнитное; в) тепловое.
5.В устройстве какого бытового прибора используется тепловое действие тока?
а) телевизор; б) фен; в) пылесос; г) электрическая лампа.
6.Что обозначает данный условный знак?
а ) электрическая лампочка;
б) электрический звонок;
в ) плавкий предохранитель.
7. Из каких частей состоит электрическая цепь, изображенная на рисунке?
а) гальванический элемент, ключ, лампа, провода;
б) батарея элементов, звонок, ключ, провода;
в) батарея элементов, лампа, ключ, провода;
г) гальванический элемент, ключ, звонок, провода.
8.На рисунке изображена схема
а ) мобильного телефона;
б) телевизора;
в) электрического кипятильника.
Тест
Вариант-2
1.Электрический ток в металлах- это…
а) упорядоченное движение частиц;
б) упорядоченное движение свободных электронов;
в) упорядоченное движение заряженных частиц;
г) движение заряженных частиц.
2.Какие действия всегда проявляются при прохождении тока через любые среды?
а) тепловые; б) магнитные; в) химические; г) световые.
3.Укажите, в каком из перечисленных ниже случаев используется химическое действие тока.
а) нагревание воды электрическим током;
б) хромирование деталей;
в) рефлекторное сокращение мышц;
г) свечение электрической лампочки.
4.Какое действие тока используется в гальванометре?
а) химическое; б) магнитное; в) тепловое.
5.В устройстве какого бытового прибора используется одновременно тепловое и магнитное действие тока?
а) телевизор; б) фен; в) пылесос; г) электрическая лампа.
6.Что обозначает данный условный знак?
а) электрическая лампочка;
б) электрический звонок;
в) плавкий предохранитель.
7. Схема какого устройства приведена на рисунке?
а) электропаяльника;
б) электрокипятильника;
в) фонарика.
8. Из каких частей состоит электрическая цепь, изображенная на рисунке?
а) гальванический элемент, выключатель, лампа, провода;
б) батарея элементов, лампа, выключатель, провода;
в) гальванический элемент, звонок, выключатель, провода;
г) батарея элементов, звонок, выключатель, провода.