Статья «Диалог искусств на уроке литературы как средство развития личности ученика»
Пояснительная записка к презентации
Стригачева Т.Н.
МБОУ «Тюшинская СОШ»
ДИАЛОГ ИСКУССТВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ
Личностно-ориентированный подход в обучении основывается на положении, что главная задача педагога - создать условия, в которых ученик смог бы реализовать свой потенциал и достичь того, на что способен. И. С. Якиманская, занимавшаяся вопросами разработки технологии личностно-ориентированного обучения, пишет: «Личностно-ориентированное обучение – это такое обучение, где во главу угла ставится личность ребенка, ее самобытность, самоценность, субъектный опыт каждого сначала раскрывается, а затем согласовывается с содержанием образования». Согласно современному ФГОС понятие развивающего обучения (личностно-ориентированного) является основополагающим.
В связи с этим литературе в ряду других учебных предметов принадлежит особое место, ведь она в наибольшей степени способствует воспитанию гармоничной, духовно и эмоционально развитой личности. Своеобразие литературы заключается и в том, что она является искусством слова, поэтому изучение литературы на уровне её диалога с другими видами искусства – естественный и уже прочно вошедший в практику подход. Используемые мной на уроке произведения других видов искусств, содействуют более глубокому осмыслению произведения, часто это осмысление происходит на уровне ассоциаций. Общение с искусством развивает личность учеников, формирует её культуру.
В своей системе работы я организую диалог искусств на различных этапах урока. Обращение к другим видам искусства может предварять изучение самих произведений. Такой приём создаёт эмоциональный настрой, формирует точки опоры, от которых ученики будут отталкиваться при комментировании и анализе художественного произведения. Произведения живописи и музыки можно использовать и в процессе анализа литературного произведения для более глубокого осмысления образов героев, сюжета, отдельных эпизодов. И, безусловно, диалог искусств на заключительном этапе изучения художественного произведения позволяет создать образ, своеобразный отпечаток текста в душе ученика, рассмотреть разные грани проблем, поставленных автором. Остановимся подробнее на конкретных приёмах использования диалога искусств в процессе изучения литературы.
В преддверии изучения темы России в творчестве Блока я предлагаю учащимся рассмотреть картины К.А. Васильева, советского художника, широко известного своими работами на былинно-мифологические, исторические темы: «Жница», «Над Волгой», «Ожидание», «Свияжск», «Русалка» - и записать в нескольких словах ассоциации, ведущие идеи представленных картин. Такая работа подготавливает к изучению стихотворений Блока и ведущих идей в его творчестве, посвященном России – губительная и сама себя губящая красота, одиночество и тоска, недостижимость желаемого, тревожные предчувствия наряду с верой, надеждой на лучшее.
презентация к уроку по творчеству Блока
Поможет подготовить учащихся к изучению произведения и музыка. Это особенно благоприятно сказывается при изучении произведений других исторических эпох (а это большинство изучаемых в средней и старшей школе произведений), произведений со своеобразным национальным колоритом, в том числе – зарубежных. Почему бы при изучении творчества северокавказских поэтов, баллады Р.Бёрнса, «Песни о Роланде» и т.д. не послушать этническую музыку? Учащиеся словесно описывают картины, которые им представляются, предполагают, о чём пойдёт речь в художественном произведении.
шотландская мелодия
MP3 / 3.61 Мб
татарская зурна
MP3 / 4.2 Мб
музыка средневековой Европы
MP3 / 1.87 Мб
Произведения искусства, как правило, отражают эпоху. Поэтому на обзорных уроках не обойтись без произведений, являющихся своеобразными символами времени, без произведений, которые ясно позволяют представить эпоху. На уроке, посвящённом периоду оттепели, я использовала картины советских художников Ю.И.Пименова, В.А.Кутилина и др., которые воспроизводят идеи периода оттепели: молодость, обновление жизни, лирическое восприятие жизни молодыми.
Показательно также было использование на данном уроке картины С.А.Григорьева «Приём в комсомол», представленной в вариантах 1949 и 1962г. Это один из примеров того, как переписывалась история.
Варианты картины В.К.Дмитриевского «В родных местах» я использовала на уроке по творчеству М.В.Исаковского. Стихотворение поэта «Одинокая гармонь» содержит только намёки на причину одиночества – варианты наглядно показывают идею: на одном солдат с девушкой, на другом он один. Кроме того, варианты показывают, что искусство подвергалось цензуре – нельзя было говорить всей правды о войне, нельзя было грустить больше разрешённого (вспомним хотя бы историю со стихотворением «Враги сожгли родную хату»).
На основе иллюстраций к произведению также можно построить интересный диалог между художником, писателем и читателем. Так, в частности, в процессе изучения повести В.Г.Короленко «В дурном обществе» обращение к иллюстрациям разных художников, изобразивших героев повести, дополняет работу над образами героев. На иллюстрациях Г.Фитингофа, В.Пчелко, В.Костицына, В.Глуздова учащиеся отмечают характерные черты изобразительной манеры каждого, похожесть или непохожесть образов, сложившихся в преставлении ребят, на образы, созданные художником, и, как следствие, дают оценки мастерству художников. Так, например, иллюстрации В.Костицына ученикам кажутся не совсем правдоподобными, потому что дети на них выглядят как взрослые. Такая работа углубляет представление о героях, позволит отметить черты, в повести не упоминаемые, но додуманные художниками, например, черты внешнего облика самого Васи. На иллюстрациях он изображён хорошо и опрятно одетым, что подчёркивает его обеспеченность по сравнению с «детьми подземелья». Обращение к иллюстрациям позволяет глубже проникнуть в эмоциональное состояние героев: по иллюстрации В.Пчелко к 8 главе «Кукла» ученики могут описать чувства героев, которые попытался изобразить художник через мимику, позы детей.
система уроков по повести "В дурном обществе"
Таким образом, иллюстрация уже является своеобразной интерпретацией произведения, и среди них учащиеся отмечают те, которые близки их собственному пониманию. Так, роман М.А.Булгакова породил огромное количество иллюстраций. Рассматривая образ Воланда на них, ученики анализируют и изобразительный язык иллюстрации, т.е. происходит диалог словесного и живописного искусств.
Искусство скульптуры как искусство объёмное широко на уроках литературы не может быть использовано, ведь мы можем представить ученикам только фотографию скульптуры. Но тем не менее я также обращаюсь к нему. Например, в 5-6 классе, когда вводится понятие аллегории на уроках, посвящённых басням, можно использовать аллегорические скульптуры. Например, предложить учащимся определить, какое из предложенных качеств – справедливость, сила, мудрость, вера – отражает каждая фигура пьедестала памятника Николаю I (Исаакиевская площадь. Санкт-Петербург. Скульптор Роберт Карлович Залеман). Пусть ученики скажут, что помогло им догадаться. А потом пример аллегории мы увидим в баснях и сделаем вывод об устойчивости аллегорических образов, чёткости их трактовки.
Скульптурные памятники писателям помогают обобщить представления об их творчестве. Например, памятник О.Мандельштаму во Владивостоке - первый памятник поэту - был открыт во Владивостоке в 1998 году, на месте сталинского пересыльного лагеря, где поэт погиб от истощения и был захоронен на его территории, автор - скульптор В.Ненаживин. Потрясенный бессмертными стихами, скульптор создал этот памятник сам, на свои средства. Этот памятник как нельзя лучше соответствует стихотворению Мандельштама «За гремучую доблесть грядущих веков…». Ученики отметят решение памятника – строгую, гордо выпрямленную фигуру. На последующих памятниках Мандельштаму ученики отметят ту же общую деталь – высоко поднятую голову (памятник в Воронеже - автор московский скульптор Лазарь Гадаев, памятник в Москве - авторы памятника - скульпторы Дмитрий Шаховской и Елена Мунц, а также архитектор Александр Бродский). Даже краткое знакомство с историей создания памятников поэтам обогатит представления учащихся.
Иногда анализ поэтических произведений представляет собой как бы диалог поэта (поэтов) и художников. Так, например, этот диалог происходит при изучении творчества Н.М.Рубцова, поэзия которого близка живописи И.Левитана: «В горнице» и «Сумерки. Луна», «Берёзы» и «Берёзовая роща», «Левитану» и «Вечерний звон», одноимённое стихотворение и картина «Над вечным покоем», «Старая дорога» и «Владимирка», «В минуты музыки печальной» и «Осенний день. Сокольники». Здесь живописные полотна стали основой для поэтического творчества. Но часто на уроках я использую картины, связанные не содержанием, а идеей.
Рубцов
PPTX / 1.89 Мб
На втором уроке по пейзажной лирике поэтов 19 века я предложила учащимся определить, каким стихотворениям соответствуют предложенные картины. Ученики без труда установили соответствия, потому что в основе и тех и других произведений лежат некие общие идеи. Вот перед нами картина И.Левитана «Озеро. Русь» Исаак Левитан – один из лучших русских художников-пейзажистов. Один из его учеников вспоминал: «… уголки родной природы, до него никем не замеченные, не открытые» «оживали в его картинах». Одна из лучших его картин, которую он так и не закончил в связи со смертью – «Озеро. Русь». В этом изображении водного простора озера в ясный солнечный день, с медленно и торжественно плывущими в небе облаками, в этих дальних берегах, с виднеющимися на них белыми церквами, пестрыми постройками селений, нивами и пашнями, во всей этой шири и размахе пространства есть спокойная величавость, радость, свобода жизни природы, созвучная мечте художника: он хотел видеть Россию великой державой. Но многие не верили в правду этого полотна, не верили в могучую и свободную страну. Так и в стихотворении Е.А.Баратынского «Чудный град порой сольётся…» поэт с горечью заключает, что «посторонняя суета» убивает «создания поэтической мечты»: проза жизни, люди, не способные понять, поверить в мечты, губят творческий дух.
А вот «Ненюфары» - также один из шедевров кисти Левитана. Ненюфары, или, как их ещё называют, водяные лилии, кувшинки, покоятся на воде. Цветы прекрасны, но вовсе не умиротворение вызывает это полотно. Не случайно художник из всех синонимов выбирает именно такое название: это цветы мистические, связанные с миром мертвых, с миром неумерших. Контраст ярко-белых кувшинок и почти чёрной воды создаёт тревожное ощущение. Левитан хотел передать на полотне свои поиски смысла жизни, поиски ответа на вопрос – есть ли жизнь потусторонняя? Да, есть – потусторонний мир всегда соседствует с привычным нам реальным миром. Красота цветов обманчива: в толще тёмной воды мы видим подводный мир, водоросли, как будто тянущиеся к нам, готовые нас утащить под воду. Не так ли и в стихотворении А.К.Толстого прекрасные стрекозы манят мальчика, хотят его утопить, забрать в иной мир. С подобным сюжетом мы уже встречались в балладе В.А.Жуковского «Лесной царь».
Вот полотно А. Куинджи «После дождя». Архип Куинджи родился на Украине. Это самобытный, ни на кого не похожий художник: он впервые ввёл в живопись яркий цвет. Илья Ефимович Репин сказал о нём: «Иллюзия света была его богом, и не было художника, равного ему в достижении этого чуда живописи». Действительно, на картине «После дождя» мы видим небольшое селение, освёщённое неизвестно откуда берущимся лучом солнца. Контраст зелёных и чёрных красок вызывает жуткое впечатление: нам страшно за место, над которыми разразилась гроза. Почти такое чувство передано и в стихотворении Полонского «По горам две хмурых тучи…». Из-за спора туч страдает скала, она так протяжно и жалобно стонет, что тучи уже не решаются повторить удар. Подобный образ, образ страдающей скалы-утёса, мы встречали у Лермонтова в его известном стихотворении.
«Лунная ночь на Днепре» - пожалуй, в этом полотне с наибольшей силой выразился талант художника по передаче света. Создаётся ощущение, что это фотография: настолько реалистично выглядит сверкающий в лунном свете Днепр! В то же время этот блеск создаёт фантастическое ощущение. Такое ощущение хотел передать и Полонский в своём стихотворении «Посмотри - какая мгла…»:
Бледный месяц невидимкой,
В тесном сонме сизых туч,
Без приюта в небе ходит
И, сквозя, на всё наводит
Фосфорический свой луч.
Поэт испытывает восхищение от увиденного, но в то же время с трепетом замирает пред этой почти мистической картиной.
И вот перед нами полотно М.В.Нестерова «Весна-красна». Михаил Нестеров родился в интеллигентной купеческой семье с религиозно-патриархальным укладом. Его воспоминания о детстве всегда были проникнуты тёплой благодарностью и сердечной любовью ко всему тому, что его тогда окружало — родному дому с традиционным русским укладом жизни, родителям, родственникам, среднерусской природе. Как писал его друг Сергей Дурылин, «У Нестерова, ещё ребёнка, было сильное влечение к природе, были чуткость к её красоте, восприимчивость к её великому языку». Нестеров создал новый поэтический образ, насквозь русский и народный. Мы видим пастушка Леля и его возлюбленную, их сердца как будто открываются друг другу. Природа же сливается в гармонии с лирическим настроением героев, сопереживает их судьбе. Почти все пейзажные стихотворения передают не столько картины природы, сколько настроение поэта, лирического героя. Не исключение и стихотворение Баратынского «Весна, весна! Как воздух чист…» Сладостные муки героев картины Нестерова схожи с чувствами лирического героя стихотворения:
Что с нею, что с моей душой?
С ручьем она ручей
И с птичкой птичка! с ним журчит,
Летает в небе с ней!
Главное, что хотели передать и поэты, и художники – это их настроение, миросозерцание. Природа поистине является великой силой, вдохновляющей на создание шедевров. Многие композиторы создавали свои циклы, посвящённые временам года. Поэтому в конце урока я предложила прослушать три композиции замечательного венецианского композитора Антонио Вивальди (они включены в его лучшее музыкальное произведение – цикл «Времена года») и определить, каким временам года они соответствуют, описать, что ребята «увидели, услышали» в них. Даже если они не всегда точно угадывали время года, они всё равно смогли услышать что-то своё в музыке.Урок "Родная природа 6 класс"
Не пренебрегаю классикой в современной обработке: «Апассионата» Бетховена производит на учеников большее впечатление, ведь в ней слышна и страсть, и радость бытия.
Использую и современное песенное творчество. Например, предлагаю учащимся найти общее в «Легенде о Данко» (отрывок из рассказа «Старуха Изергиль») М.Горького и песне группы «Машина времени» «Костёр».
"Костёр"
MP3 / 4.9 Мб
На уроке по пейзажной лирике в 7 классе предлагаю прослушать песню «Выйду ночью в поле с конём» и определить, является ли она народной? После того как я сообщаю, что песню сочинил современный композитор И.Матвиенко, предлагаю отметить образы и мотивы, позволяющие создать фольклорный характер произведения.
"Выйду ночью в поле с конём"
MP3 / 6.64 Мб
На уроке по повести А.И.Куприна «Олеся» после прослушивания одноимённой песни в исполнении ансамбля «Сябры» прошу отметить музыкальные средства, при помощи которых передан светлый, воздушный, как будто растворяющийся в лесах и в небе образ красавицы Олеси. урок по Куприну
Часто на уроках я использую сразу и произведения живописи, и музыку. Например, на уроке по повести А.С.Пушкина «Дубровский» можно продемонстрировать ученикам картины В.Пукирева «Неравный брак», Ф.Журавлева «Перед венцом» (в двух вариантах). Ученики сразу же воспринимают картины как иллюстрации к произведению. Тем не менее это самостоятельные произведения, написанные много позже романа Пушкина. Почему так схожи сюжеты? Ученики делают вывод о типичности ситуации, описанной в «Дубровском». Сравнивая варианты картины Ф.Журавлёва, учащиеся отмечают, что во втором варианте сильнее показана непреклонность отца, эта картина глубже по внутреннему, а не внешнему содержанию и больше соответствует пушкинскому произведению.
Затем предлагаю учащимся прослушать музыкальную иллюстрацию Г.Свиридова «Венчание» к повести А.С.Пушкина «Метель» и определить, чувства какого героя и в какой момент она отражает. Ребята отмечают, что музыка наполнена тревожным ожиданием – так ждёт Маша Троекурова Дубровского до самого последнего момента. Урок "Дубровский"
Обобщающий этап работы над произведением также благоприятен для использования произведений искусства, ведь это позволяет глубже осмыслить, прочувствовать художественный текст, запечатлеть неповторимый его образ в душе ребёнка. Много интересных картин можно найти у современных художников. Например, картины художника-сюрреалиста Владимира Куша (хотя сам себя он определяет как метафорического реалиста) я использовала на уроках по феерии А.Грина «Алые паруса». На мой взгляд, они соответствуют радостному, праздничному, сказочному характеру жанра. И картины, и произведения объединяет одно – осуществление мечты, полёт души.
Идея романа Б.Пастернака трудна для понимания учащихся. И вот в конце его обзорного изучения я показываю учащимся картину современного румынского художника-сюрреалиста Адриана Бурды. Как можно её понять? Девочка уносит сердце – символ любви – из сумрачного мира одинаковых людей, лишённых ног, обречённых на движение по кругу, движение по кругу своих предрассудков, заблуждений. Не так ли считал и писатель, что любая идеология, в том числе и коммунистическая, не даёт свободы и полноты жизни, поэтому рано или поздно она умрёт. Выше всего – любовь, любовь к людям, к природе, к жизни. Так образно картина помогает понять смысл романа.
Подготовка урока, на котором происходит диалог искусств – трудная и кропотливая работа. Она требует тщательного отбора: ведь урок нельзя перегружать большим количеством наглядности. Но зато такой урок обладает потенциалом для развития и воспитания личности наших учеников.
Литература:
1. Гуляков Е.Н. Новые педагогические технологии: развитие художественного мышления и речи на уроках литературы. – М.: Дрофа, 2006.
2. Зинин С.А. Внутрипредметные связи в изучении школьного историко-литературного курса. – М.: Русское слово, 2006.
3. ЭЭльмаа Ю.В. Информационные технологии на уроках литературы. М.: Просвещение, 2012.
Артеменко Елена Николаевна
Стригачева Татьяна Николаевна
Ватолина Светлана Анатольевна
Стригачева Татьяна Николаевна
Ватолина Светлана Анатольевна
Садварий Жанна Владиславовна
Стригачева Татьяна Николаевна