Технологическая карта урока информатики «Деление и обобщение понятий» (4 класс)
Технологическая карта урока. Информатика. 4 класс.
Деление и обобщение понятий.
Тип урока: комбинированный.
Цель урока: обобщить знания о понятиях и действиях с ними, актуализировать знания учащихся через решение задач, научить строить схемы в среде текстового процессора Word.
Задачи урока:
Обучающие:
- углубить, обобщить и систематизировать полученные знания;
- устанавливать связи между родовыми и видовыми понятиями;
- определять основания классификации понятий;
- формировать навыки работы со схемами;
- способствовать формированию следующих компетенций учащихся:
- применение современных компьютерных технологий в практической деятельности;
- умение критически воспринимать и воспроизводить информацию;
- оперировать понятиями, изученными на уроке;
- осваивать технологию сотрудничества, методы парной практической работы;
- учиться управлять объектами на интерактивной доске.
Развивающие:
- развивать коммуникативные навыки при работе в группах;
- развивать познавательный интерес;
-развивать умение анализировать, сопоставлять, сравнивать;
- развивать логическое мышление, память, способность к анализу и синтезу;
- формировать навыки самоконтроля;
- развивать диалогическую и монологическую речь;
- формировать умения работать в группах и индивидуально;
Воспитательные:
- вовлечь в активную практическую деятельность;
- создать условия для реальной самооценки учащихся, реализации его как личности;
- воспитывать информационную культуру.
Форма обучения:
деятельностное, развивающее обучение.
Задачи этапа урока | Материал ведения урока | Деятельность учащихся | УУД на этапах урока |
1.Организационный момент | |||
Приветствие, организация внимания | | Дети рассаживаются по местам. | Личностные УУД: - формирование навыков самоорганизации |
2.Объявление темы урока. Формулирование целей урока | |||
| Тема сегодняшнего урока «Деление и обобщение понятий». Мы знаем, что такое деление понятий? А что такое обобщение понятий? А почему мы сегодня опять будем говорить о делении и обобщении? Посмотрите на эти два графических объекта. Как вы думаете, что ещё мы будем делать на уроке? Итак, цель нашего урока? | - да. Деление понятий – мысленное действие, смысл которого – в выделении видовых понятий, входящих в родовое понятие. Обобщение понятий – мысленное действие, смысл которого – в объединении видовых понятий, в одном родовом понятии. Чтобы повторить. Не всё узнали. Будем строить схемы.
Повторить, что такое деление и обобщение понятий, как выполняются эти действия, учиться строить схемы. | Регулятивные УУД: - целеполагание; - прогнозирование результатов; |
3. Повторение изученного материала | |||
Установить правильность и осознанность изученного материала, выявить пробелы, провести коррекцию пробелов в осмыслении материала. | Марафон знаний (да или нет): Понятие относится к миру мышления человека? Содержание понятия включает существенные свойства объекта? Термин не обозначает объект из мира науки? «Планета» – это термин информатики? Понятия нужно записывать в единственном числе? «Данные» - это термин информатики? Деление понятия – это мысленное действие? Родовое понятие – это обобщающее понятие? Видовые понятия не входят в родовые? Понятие «обувь» может быть родовым понятием? Понятия можно обобщать? Понятия можно складывать? Понятие «куртка» может быть видовым понятием? Стрелки помогают отличить схему деления от схемы обобщения понятий? | - да; -да; -нет; - нет; - да; - да; - да; - да; - нет; - да; - да; - нет; - да; - да. | Познавательные УУД: - развитие грамотной речи, способности адекватно, подробно, сжато, выборочно передавать содержание; - развитие скорости мышления; Коммуникативные УУД: |
4. Выполнение заданий на интерактивной доске. | |||
Обеспечить формирование целостной системы ведущих знаний учащихся. Обеспечить в ходе закрепления повышение уровня осмысления изученного материала, глубины понимания | Чем отличаются эти схемы. Определи их тип? Определи и запиши родовое понятие. Определи и запиши родовое и видовое понятия. Найди ошибки в схеме деления понятия. Составь схему обобщения понятий. | Ребята по одному и парами выходят к доске и выполняют задания. | Познавательные УУД: - сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; - анализ и синтез понятий; - построение логической цепи рассуждений; - доказательство Личностные УУД: - умение работать с интерактивной доской; - развитие умений работы с разными видами информации: текстом, схемой. Коммуникативные УУД: - умение работать в парах, - управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера; - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. - формулировать собственное мнение и позицию |
5.Объяснение нового материала. | |||
Обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание изучаемого материала. | Объяснение и показ способа создания схем в текстовом редакторе. | Слушают, смотрят, задают вопросы. | Коммуникативные УУД: - задавать вопросы; Личностные УУД: - развитие зрительной памяти и логического мышления. |
6.Компьютерный практикум | |||
Выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий. | Выполнение творческих заданий. Работа в текстовом редакторе парами по вариантам. 1. Составить схему деления понятия «Семья». 2.1 Составить схему обобщения понятия, состоящую из 4 видовых понятий. Схема должна содержать понятие «пальто». 2.2 Составить схему обобщения понятия, состоящую из 4 видовых понятий. Схема должна содержать понятие «Марс». 2.3 Составить схему обобщения понятия, состоящую из 4 видовых понятий. Схема должна содержать понятие «Волга». 2.4 Составить схему обобщения понятия, состоящую из 4 видовых понятий. Схема должна содержать понятие «овчарка». 2.5 Составить схему обобщения понятия, состоящую из 4 видовых понятий. Схема должна содержать понятие «корова». 2.6 Составить схему обобщения понятия, состоящую из 4 видовых понятий. Схема должна содержать понятие «сапог». | Работают на компьютере, выполняя задания по составлению схем деления и обобщения понятий. | Личностные УУД: - умение работать в текстовом редакторе; Регулятивные УУД: - формирование навыков создания схем; - самооценка, контроль. Познавательные УУД: - моделирование на ПК; - контроль и оценка процесса и результатов деятельности; - сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; - анализ и синтез понятий; - построение логической цепи рассуждений; - формирование навыков и умений безопасной работы с компьютерными устройствами и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами; - самостоятельная организация алгоритма решения творческого задания; Коммуникативные УУД: - умение работать в парах; - умение договариваться и приходить к общему решению; - управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера; - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; - формулировать собственное мнение и позицию. |
7.Проверка выполненных заданий. | |||
Просмотр результатов работы и проведение коррекции выявленных пробелов в знаниях и навыках. | Учитель организует коллективную проверку выполнения заданий: выводит на экран работы учеников, Обеспечивает положительную реакцию детей на творчество одноклассников. | Показывают результаты работы, остальные смотрят и оценивают | Познавательные УУД: - контроль и оценка результатов деятельности; Коммуникативные УУД: - формулировать собственное мнение и позицию |
8.Итоги урока, рефлексия | |||
Инициировать рефлексию учащихся по поводу своего психоэмоционального состояния, результатов своей деятельности и, взаимодействия с учителем и одноклассниками. Дать качественную оценку работы класса | Можете ли вы назвать тему урока? - Какую новую информацию вы получили сегодня? Чему научились? - Вам было легко или были трудности? - Что у вас получилось лучше всего и без ошибок? - Какое задание было самым интересным и почему? - Как бы вы оценили свою работу? | Отвечают на вопросы | Личностные УУД: - развитие самооценки |