Технологическая карта урока информатики «Деление и обобщение понятий» (4 класс)

1
0
Материал опубликован 21 December 2020

Технологическая карта урока. Информатика. 4 класс.

Деление и обобщение понятий.

Тип урока: комбинированный.

Цель урока: обобщить знания о понятиях и действиях с ними, актуализировать знания учащихся через решение задач, научить строить схемы в среде текстового процессора Word.

Задачи урока:

Обучающие:

- углубить, обобщить и систематизировать полученные знания;

- устанавливать связи между родовыми и видовыми понятиями;

- определять основания классификации понятий;

- формировать навыки работы со схемами;

- способствовать формированию следующих компетенций учащихся:

- применение современных компьютерных технологий в практической деятельности;

- умение критически воспринимать и воспроизводить информацию;

- оперировать понятиями, изученными на уроке;

- осваивать технологию сотрудничества, методы парной практической работы;

- учиться управлять объектами на интерактивной доске.

Развивающие:

- развивать коммуникативные навыки при работе в группах;

- развивать познавательный интерес;

-развивать умение анализировать, сопоставлять, сравнивать;

- развивать логическое мышление, память, способность к анализу и синтезу;

- формировать навыки самоконтроля;

- развивать диалогическую и монологическую речь;

- формировать умения работать в группах и индивидуально;

Воспитательные:

- вовлечь в активную практическую деятельность;

- создать условия для реальной самооценки учащихся, реализации его как личности;

- воспитывать информационную культуру.

Форма обучения:

деятельностное, развивающее обучение.




Задачи этапа урока

Материал ведения урока

Деятельность учащихся

УУД на этапах урока

1.Организационный момент

Приветствие, организация внимания


Дети рассаживаются по местам.

Личностные УУД:

- формирование навыков самоорганизации

2.Объявление темы урока. Формулирование целей урока


Тема сегодняшнего урока «Деление и обобщение понятий».

Мы знаем, что такое деление понятий?



А что такое обобщение понятий?




А почему мы сегодня опять будем говорить о делении и обобщении?

Посмотрите на эти два графических объекта. Как вы думаете, что ещё мы будем делать на уроке?

Итак, цель нашего урока?


- да.

Деление понятий – мысленное действие, смысл которого – в выделении видовых понятий, входящих в родовое понятие.

Обобщение понятий – мысленное действие, смысл которого – в объединении видовых понятий, в одном родовом понятии.

Чтобы повторить.

Не всё узнали.

Будем строить схемы.


Повторить, что такое деление и обобщение понятий, как выполняются эти действия, учиться строить схемы.

Регулятивные УУД:

- целеполагание;

- прогнозирование результатов;

3. Повторение изученного материала

Установить правильность и осознанность изученного материала, выявить пробелы, провести коррекцию пробелов в осмыслении материала.


Марафон знаний (да или нет):

Понятие относится к миру мышления человека?

Содержание понятия включает существенные свойства объекта?

Термин не обозначает объект из мира науки?

«Планета» – это термин информатики?

Понятия нужно записывать в единственном числе?

«Данные» - это термин информатики?

Деление понятия – это мысленное действие?

Родовое понятие – это обобщающее понятие?

Видовые понятия не входят в родовые?

Понятие «обувь» может быть родовым понятием?

Понятия можно обобщать?

Понятия можно складывать?

Понятие «куртка» может быть видовым понятием?

Стрелки помогают отличить схему деления от схемы обобщения понятий?


- да;


-да;


-нет;

- нет;


- да;

- да;


- да;


- да;

- нет;


- да;

- да;

- нет;


- да;


- да.

Познавательные УУД:

- развитие грамотной речи, способности адекватно, подробно, сжато, выборочно передавать содержание;

- развитие скорости мышления;

Коммуникативные УУД:


4. Выполнение заданий на интерактивной доске.

Обеспечить формирование целостной системы ведущих знаний учащихся.

Обеспечить в ходе закрепления повышение уровня осмысления изученного материала, глубины понимания

Чем отличаются эти схемы. Определи их тип?

Определи и запиши родовое понятие.

Определи и запиши родовое и видовое понятия.

Найди ошибки в схеме деления понятия.

Составь схему обобщения понятий.

Ребята по одному и парами выходят к доске и выполняют задания.

Познавательные УУД:

- сравнение, классификация объектов по выделенным признакам;

- анализ и синтез понятий;

- построение логической цепи рассуждений;

- доказательство

Личностные УУД:

- умение работать с интерактивной доской;

- развитие умений работы с разными видами информации: текстом, схемой.

Коммуникативные УУД:

- умение работать в парах,

- управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера;

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

- формулировать собственное мнение и позицию

5.Объяснение нового материала.

Обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание изучаемого материала.

Объяснение и показ способа создания схем в текстовом редакторе.

Слушают, смотрят, задают вопросы.

Коммуникативные УУД:

- задавать вопросы;

Личностные УУД:

- развитие зрительной памяти и логического мышления.

6.Компьютерный практикум

Выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий.


Выполнение творческих заданий. Работа в текстовом редакторе парами по вариантам.

1. Составить схему деления понятия «Семья».

2.1 Составить схему обобщения понятия, состоящую из 4 видовых понятий. Схема должна содержать понятие «пальто».

2.2 Составить схему обобщения понятия, состоящую из 4 видовых понятий. Схема должна содержать понятие «Марс».

2.3 Составить схему обобщения понятия, состоящую из 4 видовых понятий. Схема должна содержать понятие «Волга».

2.4 Составить схему обобщения понятия, состоящую из 4 видовых понятий. Схема должна содержать понятие «овчарка».

2.5 Составить схему обобщения понятия, состоящую из 4 видовых понятий. Схема должна содержать понятие «корова».

2.6 Составить схему обобщения понятия, состоящую из 4 видовых понятий. Схема должна содержать понятие «сапог».

Работают на компьютере, выполняя задания по составлению схем деления и обобщения понятий.

Личностные УУД:

- умение работать в текстовом редакторе;

Регулятивные УУД:

- формирование навыков создания схем;

- самооценка, контроль.

Познавательные УУД:

- моделирование на ПК;

- контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

- сравнение, классификация объектов по выделенным признакам;

- анализ и синтез понятий;

- построение логической цепи рассуждений;

- формирование навыков и умений безопасной работы с компьютерными устройствами и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами;

- самостоятельная организация алгоритма решения творческого задания;

Коммуникативные УУД:

- умение работать в парах;

- умение договариваться и приходить к общему решению;

- управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера;

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;

- формулировать собственное мнение и позицию.

7.Проверка выполненных заданий.

Просмотр результатов работы и проведение коррекции выявленных пробелов в знаниях и навыках.

Учитель организует коллективную проверку выполнения заданий: выводит на экран работы учеников, Обеспечивает положительную реакцию детей на творчество одноклассников.

Показывают результаты работы, остальные смотрят и оценивают

Познавательные УУД:

- контроль и оценка результатов деятельности;

Коммуникативные УУД:

- формулировать собственное мнение и позицию

8.Итоги урока, рефлексия

Инициировать рефлексию учащихся по поводу своего психоэмоционального состояния, результатов своей деятельности и, взаимодействия с учителем и одноклассниками.

Дать качественную оценку работы класса

Можете ли вы назвать тему урока?

- Какую новую информацию вы получили сегодня? Чему научились?

- Вам было легко или были трудности?

- Что у вас получилось лучше всего и без ошибок?

- Какое задание было самым интересным и почему?

- Как бы вы оценили свою работу?

Отвечают на вопросы

Личностные УУД:

- развитие самооценки





в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации