Урок по краеведению «День марийской письменности» для 7 класса

2
0
Материал опубликован 24 November 2016 в группе

Цель урока: ознакомление с историей возникновения марийской письменности.

Задачи:

воспитывать у детей интерес к истории своего народа, любовь к родному языку, воспитание гордости за национальную культуру, за свой народ.

расширять этнокультурные образовательные потребности

развивать умение творчески мыслить, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения, анализировать исторические факты.

Оборудование: компьютер, экран, видеопроектор, «Азбука» на луговом и горном марийских языках, марийские журналы.

Программное обеспечение: Word 2003, Power Point 2003 (Windows XP)

Цифровые ресурсы: презентация «День марийской письменности»

План урока:

1. Организация начала урока. Создание положительного эмоционального настроя

2. Постановка учебной проблемы

3. Поиск решения

4. Проверка домашнего задания

5. Усвоение нового материала

6. Игровая минутка

7. Закрепление

8. Самостоятельная работа

9. Итог урока

10. Домашнее задание

Ход урока:

1. Организационный момент.

-Добрый день!

Начат день.

Первым делом гоним лень

Вам сегодня не зевать,

А активно отвечать.

Руки? На месте. Ноги? На месте. Локти? У края. Спинка? Прямая.

Будем отвечать активно,

Хорошо себя вести

Чтобы гости дорогие

Захотели вновь прийти.

2. Проверка домашнего задания.

Решение тестов.

Какие праздники считались главными у наших предков в их жизни?

«Главное блюдо» на столе в праздник Шорыкйол.

В жертву «Мланде Ава» приносили ...... и ..... тёмного цвета.

Когда празднуют Кузьминку?

Славяне считали, что именно она (Берегиня Леля) заботится о весенних всходах– будущем урожае.

3. Постановка проблемы.

Показ на слайде эмблемы марийской письменности.

- Как вы думаете, о чем сегодня будем говорить? Какая тема нашего урока?

- Что вы хотели бы узнать о марийской письменности? (На слайде проблемные вопросы:)

- Что за день это?

- Когда появились первые книги марийского народа?

- А кто их создал?

- Как давно существует марийская письменность?

3. Ознакомление с новой темой.

10 декабря, и мы отмечаем государственный праздник Республики Марий Эл День марийской письменности. (Марий тиште кече). И тема урока у нас сегодня такая же – мы познакомимся с основными средствами передачи информации в древности и с возникновением марийской письменности.

А отмечается день марийской письменности в этот день потому, что 10 декабря 1775 года в книжные магазины Санкт-Петербурга поступила в продажу первая марийская грамматика. Она называлась «Сочинения, принадлежащие к грамматике черемискаго языка». Составили грамматику марийские учащиеся Казанской новокрещенской школы, духовной семинарии под руководством архиепископа Вениамина Пуцек-Григоровича. В грамматике приводятся марийские слова, также она включает русско-марийский словарь, насчитывающий около тысячи слов.

- Запишите, пожалуйста, выделенные в тексте предложения в свою тетрадь, соблюдая грамматику.

Этот праздник имеет государственный статус и проводится с 1998 года. Праздник способствует повышению интереса к истории возникновения и становления марийской письменности, уважительного отношения к языку,

сохранению и дальнейшему его развитию.

Несколько крупных мероприятий, посвященных Дню марийской письменности, ежегодно проходят в первой половине декабря в Йошкар-Оле. Традиционно в этот праздничный день учреждения культуры, библиотеки, школы и вузы организуют концерты, литературные конкурсы, выставки книг, встречи с марийскими писателями и языковедами.

Одним из самых запоминающихся событий становится церемония награждения лауреатов ежегодного открытого Республиканского конкурса «Книга года Марий Эл». Инициатор и главный организатор конкурса - Национальная библиотека им. С.Г. Чавайна. День Марийской письменности - это прекрасный шанс познакомиться с современной марийской литературой.

4. Поиск решения.

- Сегодня мне хотелось бы рассказать о том, как возникла наша марийская письменность. Почему она была необходима? Как вы думаете? А что такое письменность?

Пи́сьменность — знаковая система, предназначенная для фиксации и передачи тех или иных данных на расстоянии и придания этим данным вневременного характера. Письменность — одна из форм существования человеческого языка. А теперь положите ручки и послушайте, пожалуйста, меня.

5. Усвоение нового материала.

День марийской письменности называется Марий тиште кече.

Что же обозначает слово тиште? Многие думают, что оно переводится как письменность. Но это не так.

- Прочитайте самостоятельно и скажите, а как тогда переводится?

Тиште – древнее финноугорское слово. В древности оно имело значение «звезда».В некоторых финноугорских языках слово «тиште» существует и сейчас. По-фински оно звучит как tahti, taht, по-мордовски – теште. И в этих языках оно и в настоящее время употребляется в значении звезда.

В марийском языке слово тиште (тисты) стало обозначать письменные знаки, т. е. тамги или родовые знаки, которые, действительно похожи на звезды.

По-другому слово тиште обозначает еще врезанное письмо, т. к. знаки вырезались на деревянных дощечках, на бересте.

У каждого рода был свой родовой знак – тамга. Она отражала прежде всего те занятия, которые были характерны для представителей данного рода. Давайте попробуем определить, чем же занимались представители, например, этого рода (стрела – охота, коса – животноводство).

Также этими знаками представители родовой общины отмечали бортевые деревья в лесу. Если представитель другой родовой общины видел тамгу на бортевом дереве, то он знал, что эта борть занята и брать мед отсюда нельзя. (Показываю изображение бортевого дерева на слайде). Вот перед вами изображение бортевого дерева, правда, тамги на нем не видно.

Тамга вышивалась и на рубахе.

Как мы уже сказали, слово тиште обозначает еще врезанное письмо. Им марийцы пользовались даже в девятнадцатом веке, когда уже появилась письменность. Так как многие были неграмотными, особенно крестьяне, на деревянных бирках они записывали расчеты между собой: кто кому что и сколько должен. Например, крестьянин Петров должен Иванову 2 пуда ржи. Эту информацию они вырезали на бирках, которые хранились у обоих.

Вывод: Таким образом, слово ТИШТЕ переводится как ЗНАК, ТАМГА. Эти знаки обозначают целые слова или даже сочетания слов и похожи на иероглифы. Они служили для передачи информации.

Кто знает, может быть, если марийский народ жил отдельно от других народов, не вступая ни с кем в контакт, у нас бы сохранилась письменность в виде иероглифов как, например, у японцев или китайцев. А у нас эти знаки сохранились только в архивах.

А теперь запишите, пожалуйста, вывод в свою тетрадь.

Письменный период развития марийского языка невелик. Начался он около двух с половиной столетий назад. Но и за это короткое время она достигла уровня развития письменностей, имеющих многовековые традиции. Это произошло потому, что она имела возможность опереться на достижения мировой, и прежде всего русской, письменности. В настоящее время марийская письменность вполне удовлетворяет потребности современного общества. Важную роль в развитии письменности играли соседние народы, их культурно-экономическое влияние. Но основная заслуга в этом процессе принадлежала религии. Изначально люди не обладали никакой письменностью. Поэтому было достаточно трудно передавать информацию на большие расстояния. Известная легенда (рассказанная Геродотом) о персидском царе Дарии I гласит, что как-то раз он получил послание от кочевников скифов. Послание включало в себя следующие четыре предмета: птицу, мышь, лягушку и стрелы. Гонец, доставивший послание, сообщил, что более ничего сообщать ему не велено, и с тем распрощался с царем. Встал вопрос, как же интерпретировать это послание скифов. Царь Дарий посчитал, что скифы отдают себя в его власть и в знак покорности принесли ему землю, воду и небо, ибо мышь означает землю, лягушка — воду, птица — небо, а стрелы означают, что скифы отказываются от сопротивления. Однако один из мудрецов возразил Дарию. Он истолковал послание скифов совершенно иначе: «Если вы, персы, как птицы не улетите в небо, или, как мыши не зароетесь в землю, или, как лягушки, не поскачете в болото, то не вернетесь назад, пораженные этими стрелами». Как оказалось в дальнейшем, этот мудрец оказался прав.

Пересказанная легенда раскрывает тот факт, что первоначально люди пытались передавать информацию при помощи различных предметов. (пиктография)

6. Игровая минутка.

- Давайте представим себе, что мы на машине времени перенеслись в древний мир, где нет никаких книг, букв, вообще, письменности. Как же мы запишем информацию, то, что мы хотим сказать друг другу? (Работа в группах)

7. Продолжение знакомства с новым материалом.

Возникновение марийской письменности связано с распространением православной религии в Марийском крае Орнамент, тисты – это дописьменный период. А когда же люди начали писать буквами, как, например, пишем мы?

Возникновение марийской письменности было связано с распространением православной религии в нашем крае. Это XVII-XVIII века. Первые школы открываются при церквях. Но не было книг, букварей на марийском языке, поэтому возникает необходимость создания марийского алфавита, книг на марийском языке.

В 1832 году священник с. Пертнуры А. Альбинский издает первый марийский алфавит, затем уже начинают издаваться буквари.

Первые тексты на марийском языке

Но первые слова на марийском языке попали на бумагу еще в XVII веке. Это сделал голландский ученый и путешественник Н. Витзен. Путешествуя по Московии (так называли раньше Русскую землю), он встречался и с марийцами в районе г. Козьмодемьянска и записал их слова. Возвратившись домой, он опубликовал их в книге «Северная и восточная части Татарии». В ней он также поместил и марийский текст молитвы «Отче наш». Перевод молитвы «Отче наш» считается первым текстом на марийском языке. Молитва была записана Миллером 29 ноября 1733 года – «способием двух толмачей, черемисца и чуваша, которые больше других разумеют (понеже татары и вотяки весьма глупее сея быть оказали)»

Первые тексты на марийском языке были небольшими, в основном это - переводы молитв.

Первое небольшое стихотворение появилось в 1767 году. В Казань приезжала Екатерина II со своим двором, и ученикам новокрещенской школы было дано задание написать хвалебное стихотворение в честь Екатерины II, так как она способствовала обучению «инородцев», т. е., детей нерусских народов. Среди учащихся был и горномарийский ученик, он и написал небольшое стихотворение на своем языке, которое состояло из 8 строк. (Читаю стихотворение, объясняю его содержание).

Первые книги на марийском языке

Первая книга на марийском языке появилась в 1804 году. Она называлась «Сокращенный катехизис…». Здесь давались основы христианской религии в форме вопросов и ответов.

После издания марийского алфавита появляются первые буквари на марийском языке. Это:

«Упрощенный способ обучения чтению детей черемисского населения» (на горном наречии);

«Упрощенный способ обучения чтению детей черемисского населения»

( на луговом наречии).

Первым периодическим изданием на марийском языке был ежегодник «Марла календарь». Выходил с 1907 по 1913 годы. Содержание календаря предназначалось крестьянам. На страницах печатались сведения о смене времен года и суток, о солнце и луне, рассказывалось о том, как писать письма и другую корреспонденцию. Но главное содержание составляли рассказы об обществе.

А первая марийская газета называлась «Война увер» («Военные вести»), так как она выходила во время первой мировой войны. Издавалась с 1915 по 1917 год.

Сегодня марийская письменность достигла высокого уровня развития, выходит много газет, журналов, книг. У нас есть свои писатели.

8. Чтение коротких текстов из горномарийского и лугомарийского букварей.

9.Викторина

1. Основоположник марийской литературы - …

2. Назовите фамилию первого книгопечатника в России.

3. Сколько букв в горномарийском алфавите?

4. Почему день марийской письменности отмечается 10 декабря

5. Кому посвящено первое стихотворение на марийском языке?

6. Государственные языки РМЭ:..________________________

7. На чем писали до появления бумаги?

8. Сколько букв в русском алфавите?

9. Кто является автором первого марийского алфавита?

10. Что означает слово ТИШТЕ?

10. Итог урока.

- Что нового запомнили с урока?

- Кому понравилась история возникновения марийской письменности?

- Кому это как-то и неинтересно было?

11. Домашнее задание. Рассказать своими словами историю марийской письменности.

Литература:

1.Бажин В.В. Вестник Марий Эл, 2005, N 3-4. Стр. 119-123

2. Иванов И.Г. Из истории марийской письменности. Йошкар-Ола, Марийское книжное издательство,

3. http://www.finnougoria.ru/news/25824/

4. new.marsu.ruНаш университет…/libr/ViurtV/mari.ppt Йошкар-Ола

Комментарии
Комментариев пока нет.