КЛассный час для 7 классе «День народного единства – символ возрождения страны»
Классный час для 7 класса
День народного единства – символ возрождения страны
«Под звон колоколов единство обрели»
Цель: рассказать о символах России, русского народа и праздника Дня народного единства; сформировать базовые знания и понятия о истории праздника, народных ополченцах; воспитывать патриотизм и гражданские качества.
Задачи: активизировать познавательную деятельность учащихся посредством анализа материала и анализа символов Российского государства.
Оборудование: презентация, колокольчик.
Ход урока
Учитель: 4 ноября, в нашей стране отмечают сравнительно молодой праздник - День народного единства. Он посвящен подвигу народных ополченцев под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского, освободивших в 1612 году Москву от польских интервентов. Это событие положило конец Великой смуте.
Почти 400 лет Русская Православная Церковь чтит в этот день Казанскую икону Божией Матери, которая, по преданию, помогала ополченцам.
Ученик 1:
Учитель: День народного единства напоминает каждому гражданину – мы один российский народ! В нашем единстве и сплоченности заключается сила государства. Ребята, а как вы думаете, что объединяет жителей столь многонациональной страны, как Россия?
(предположения учащихся)
Учитель: Давайте назовём символы единства, символы России и всего русского народа. Какие символы вам известны?
(ответы учащихся)
Учитель: Молодцы, ребята! Прежде всего, это, конечно, российские флаг, гимн и герб. Но, таких на самом деле много. Это и наши знамёна, и песни, и исторические образы из разных эпох — как отделённых веками, так и относительно недавних.
У праздника Дня народного единства так же есть своя символика. Главный символ Дня народного единства — это Икона Казанской Божьей Матери. Икона с давних времен охраняла русские земли. У русского народа она всегда была в почете. К ней обращались за помощью, и Богоматерь никогда не оставляла русский народ без опеки и поддержки. И в те сложные времена она опять помогла народному ополчению. Вместе с ней они шли на врага и победили. И можно было бы сказать, что это вымысел или совпадения…
Ученик 2:
«Ушли в историю года,
Цари менялись и народы,
Но время смутное, невзгоды
Русь не забудет никогда!
Учитель: Какие чувства вызвало у вас это стихотворение?
(Чувство торжества и гордости за свою Родину — Россию, за ее могучий и славный народ)
Учитель: Ребята, все вы знаете, что праздник День народного единства исторически связан с городом, в котором мы живём. Именно в Нижнем Новгороде берет свое начало ополчение под руководством Минина и Пожарского. Как вы считаете, где оно началось?
(ответы учащихся)
Учитель: Правильно, ребята. Площадь «Минина и Пожарского». Именно так мы её называли долгие годы. А вам известно, что почти 20 лет назад площадь Минина и Пожарского изменила своё официальное название и с 2005 года получила название Площади Народного Единства?
Площадь Народного Единства — площадь с памятником Минину и Пожарскому, уменьшенной копией стоящего на Красной Площади в Москве. Расположена на Зеленском съезде, у подножия Нижегородского Кремля, близ Храма Иоанна Предтечи. Все мы были и не раз в этой исторической части нашего города. Именно в этом месте и собралось Нижегородское Ополчение. А Козьмой Мининым было прочитано воззвание к нижегородскому народу.
Ученик 3:
«О, Русь великая, святая, златоглавая!
Сердце плакало, священным звоном
Сберегли тебя. звучаньем благостным
О, Русь великая, святая, златоглавая!
В годину страшную, где болью сердце плакало,
Священным звоном сберегли тебя.
Звучаньем благостным спасли страну от хаоса,
Пространство звуком дивным напоив.
Ты сбереги колокола, Россия- матушка,
Для всех людей, живущих на земле.
Спасли страну от хаоса, пространство звуком
Дивным напоив. Ты сбереги колокола,
Россия- матушка, для всех людей,
Учитель:
Ребята, как вы считаете, какую роль играли колокола в жизни наших предков?
(ответы учащихся: Они размеряли течение дней, возвещая время трудиться и время отдыхать, время бодрствовать и время спать, время веселью и время скорби. Они оповещали о грозящем стихийном бедствии и о приближении врага, они созывали мужчин для борьбы с неприятелем и встречали торжественным звоном победителей, собирали граждан для обсуждения важных дел и призывали народ к восстаниям в годы тирании. Звук вечевого колокола был сигналом к народным собраниям, сигнализировал о пожарах.)
Учитель: Оглядываясь на историю существования колоколов, можно с уверенностью сказать, что они стали воистину звучащим символом человеческого существования.
Наши предки относились к колоколам, как к живым существам. Недаром у колоколов есть язык, губы, плечи и уши, голова и плечи. У колоколов даже есть колпаки и рубахи. Каждая часть имеет свое название. Ещё у каждого колокола есть свой шаг.
В истории много случаев, когда люди, в бессилии расправиться с народом, расправлялись с колоколами. Императрица Екатерина II отомстила народному бунту, отдав приказ о снятии с главного кремля колокола и лишив его языка. Победители отбирали колокола у побежденных, чтобы переплавить их на монеты или пушки. Правители и народ ценили свои колокола, и завладеть таким трофеем врагу было престижно. Пётр I пожертвовал колоколами, когда для армии потребовались дополнительные пушки.
Самый огромный колокол находится на колокольне Ивана Великого в столице нашего государства. Его название – Большой Успенский колокол. Он весит 64 тонны, его возраст 202 года. Отлили этот колокол в 1817 году.
Учитель: А вы обратили внимание на эпиграф нашего занятия? «Под звон колоколов единство обрели»… Как вы считаете, имеет ли колокол какое-либо отношение к празднику Дня народного единства?
(предположения учащихся)
Учитель:
В преддверии Дня народного единства в 2005 году в нашем городе, Нижнем Новгороде, повесили набатный колокол на смотровой площадке Кремля у храма в честь Рождества Иоанна Предтечи.
Этот колокол находится вне звонницы. На подобный шаг в России еще никто не решался. Считается, что с места, где сейчас установлена сень с колоколом, четыре века назад созывал нижегородцев Кузьма Минин.
Диаметр колокола составляет 2,5 метра, вес 6 тонн. Его отливали московские мастера. Для строительства звонницы был заложен мощный фундамент. Набатный колокол установлен в арочном проеме, выполненном в виде часовни.
Ученик 4:
Учитель: Колокол – это ещё один символ праздника Дня народного единства. К сожалению, о нём не так часто упоминают, как об иконе Казанской Божьей матери. А зря. И связано это вовсе не с событиями 2005 года, когда в нашем городе повесили набатный колокол на смотровой площадке Кремля у храма в честь Рождества Иоанна Предтечи.
Наименее известный подлинный памятник событий Смуты - колокол, висящий сегодня на колокольне храма Василия Блаженного, хорошо видный со стороны Васильевского спуска. Ранее он украшал звонницу церкви зачатия Анны, «что у городовой стены в Углу» (Москворецкая набережная). Если верить легенде, его в 1613 г. сняли мародёры, вероятно, для продажи или последующей переплавки. Но князь Пожарский, встретив их с «добычей», выкупил колокол, повелев выбить надпись, увековечивающую память его родителей, и повесить в храме Василия Блаженного. Звон колокола возвестил об изгнании поляков и завершении Смутного времени.
Закончить наш классный час мне хотелось бы выразить необычным способом. (пустить колокольчик по рядам) Пусть каждый из вас, ударив в колокол, выразит единение нашего народа и навсегда запомнит героические страницы истории нашего Отечества.
Источники:
О. Емельянова «День народного единства», стихотворение, https://mamamozhetvse.ru/den-narodnogo-edinstva-stixi-dlya-detej.html
Н. Майданик «Единство навсегда», стихотворение, http://detskie-stihi.com/stihi-na-den-narodnogo-edinstva/
Е. Горшкова «Колокольные звоны России», стихотворение, https://www.stihi.ru/2010/01/30/7043
Е.Горшкова «Защитники земли», стихотворение, https://www.stihi.ru/2010/01/30/7043
Википедия https://ru.wikipedia.org/wiki/Площадь_Народного_Единства
«Колокол - звучащий символ»,