«День открытых дверей» как эффективная форма взаимо-действия родителей, детей - дошкольников и педагогов
«День открытых дверей», эффективная форма взаимодействия родителей, детей - дошкольников и педагогов.
Согласно Федеральным государственным образовательным стандартам и их требованиям к структуре основной образовательной программы дошкольного образования общий объем обязательной части программы включает время, отведенное на:
- Взаимодействие с родителями по вопросам образования ребенка, непосредственное вовлечение их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи. Таким образом, серьезное внимание уделяется организации проектной деятельности в дошкольных учреждениях, в частности совместно с родителями.
Взаимодействие с родителями, работа трудная и кропотливая, одни родители с удовольствием идут на сотрудничество, другие категорически отказываются, объясняя это занятостью, или просто остаются равнодушными. Каждый педагог, занимающий активную педагогическую позицию старается вызвать интерес у родителей к жизни ребенка в детском учреждении . Традиционные формы решения этой задачи не всегда создают возможность активных партнерских отношений между родителями и педагогами, что в свою очередь снижает результаты воспитания и развития дошкольников. Выход из данного положения видится в изменении форм и методов сотрудничества с ними. В данном случае нужно перестроить родителей из пассивных наблюдателей в активных участников всего воспитательного процесса. Здесь эффективным методом является проведение совместной проектной деятельности в частности дней открытых дверей в детских учреждениях. «День открытых дверей» это возможность привлечь родителей к активному сотрудничеству, это возможность посмотреть, прочувствовать и прожить один день вместе с ребенком в детском саду. Данная форма работы с родителями является одной из самых интересных во взаимодействии детей-родителей-педагогов. Весь день планируется заранее и не секрет, что для педагогов это огромный труд и подготовка. Но это того стоит. Родителям предоставляется возможность и выбор, посмотреть, как проходят занятия педагога - психолога, учителя - логопеда, воспитателей. «День открытых дверей» это эффективная форма работы с родителями, которая открывает большие возможности. Родителям: познакомиться ближе с образовательным учреждением, его жизнью, правилами и традициями, своими глазами увидеть работу педагогов и жизнь своих детей в детском саду. Детям: показать своим мамам и папам как им хорошо живется в детском саду. Педагогам: установить доверительные отношения с родителями и возможность дальнейшего плодотворного сотрудничества во блага детей.
Паспорт проекта
Проект «Давайте жить дружно»
1. Название проекта: «Давайте жить дружно»
2. Вид проекта: социальный
3. Сроки реализации: краткосрочный (апрель)
4. Участники: дети старшей и младшей группы, родители, все педагоги и сотрудники детского сада
Актуальность
Согласно Федеральным государственным образовательным стандартам и их требованиям: взаимодействие с родителями, организация совместной деятельности, является одной из главной и ведущей в развитии и воспитании детей.
Проблема
Традиционные формы сотрудничества не всегда создают возможность активных партнерских отношений между родителями и педагогами, что в свою очередь снижает результаты воспитания и развития дошкольников, поэтому, нам педагогам необходимо найти более эффективную и интересную форму сотрудничества с родителями воспитанников. В данном случае эффективным методом является проведение дня открытых дверей. «День открытых дверей» это возможность привлечь родителей к активному сотрудничеству, это возможность посмотреть, прочувствовать и прожить один день вместе с ребенком в детском саду. Данная форма работы с родителями является одной из самых интересных во взаимодействии детей- родителей-педагогов.
5. Цель проекта:
познакомить родителей как можно ближе с детским учреждением и установить доверительные отношения между родителями и педагогами.
6. Задачи:
- укрепить партнерские взаимоотношения между педагогами и родителями;
- повысить компетенцию родителей по вопросам развития и воспитания детей;
- расширить представления родителей о педагогической деятельности педагогов и работе детского учреждения, в общем;
-подвести родителей к тому, что данное взаимодействие эффективно для воспитания и развития наших детей.
7. Предполагаемый результат:
В результате реализации проекта родители смогут узнать о жизни детей в детском саду более полно и содержательно. Проведение данного мероприятия позволит нашему учреждению стать более открытыми для родителей.
8. Основные направления реализации проекта:
- выставки творчества для родителей, подготовленные детьми (рисунки, поделки);
- Тематическая выставка «Цветы - небывалой красоты» (участники: дети, родители, педагоги);
- экскурсия по детскому учреждению (кухня, прачечная, медицинский кабинет, кабинет психолога, логопеда, группы);
- занятие педагога-психолога, учителя-логопеда;
- непосредственно-образовательная деятельность с воспитателями;
- развлечение в музее детского учреждения.
9. Презентация проекта: итоговый круглый стол (родители делятся впечатлениями о прошедшем мероприятии), выставка «Цветы – небывалой красоты»
Подготовительный этап
- беседы с детьми, родителями (опрос родителей: что хотели бы узнать и увидеть в детском саду?) совместное составление плана реализации проекта;
- подбор и изучение методической и познавательной литературы, иллюстрированного материала, наглядных, дидактических пособий для подготовки к мероприятию;
- обсуждение с педагогами и сотрудниками детского сада плана реализации данного проекта;
- подготовка к выставке «Цветы небывалой красоты»
- изготовление пригласительных билетов на день открытых дверей для родителей.
Основной этап
Наша совместная деятельность: выставки творчества для родителей, подготовленные детьми и педагогами ; экскурсия по детскому учреждению (кухня, прачечная, медицинский кабинет, кабинет психолога, логопеда, группы; занятие педагога-психолога, учителя-логопеда; непосредственно- образовательная деятельность воспитателей; развлечение в музее детского учреждения.
Завершающий этап
- проведение итогового круглого стола (Что получилось? Что нет? Что узнали нового и интересного? Что запомнилось и понравилось? Какой проект хотелось бы реализовать в будущем?).
Что дает нам этот проект:
- для родителей:
«День открытых дверей» дает возможность «окунуться» в жизнь детского учреждения и узнать о жизни их детей полно и содержательно, а также почувствовать себя ребенком, участвуя вместе с детьми в играх.
- для детей:
этот день большая радость, он наполнен положительными эмоциями и впечатлениями.
- для педагогов:
это день возможности показать то, что в детском саду для детей созданы комфортные, безопасные условия. И жизнь детей насыщенна интересной и познавательной деятельностью необходимой для развития и воспитания дошкольников.
Совместное развлечение в рамках дня открытых дверей
«К нам гости пришли, дорогие пришли…»
Задачи:
- закреплять название старинных предметов быта;
- развивать у детей память, внимание, активизировать словарь;
- воспитывать интерес к русскому быту, традициям;
- формировать интерес к русским народным играм и желание участвовать в них;
- способствовать сплоченности детей, педагогов и родителей;
- создавать радостное праздничное настроение.
Предварительная работа:
разучивание стихотворений, игр; экскурсии в музей и беседы о предметах быта.
Ход деятельности
Хозяйка:
Здравствуйте, гости дорогие , красны девицы, да добры молодцы, мы очень рады видеть вас в нашей избе
(Пригласить гостей. Гости рассаживаются)
Горница у меня небольшая, да красивая какая! Жаркий дух идет от печки, у стены сундук стоит, много он добра таит.
Тут ухват, тут чугунок, прялка там, в углу лежит.
Здесь вот крынки, сковородки,
Ложки, плошки, утюги.
Самовар большой дымит, всех он чаем угостит! (показывать на каждый предмет во время рассказа)
Но пока, но пока вы послушайте меня.
Для вас я припасла загадки, да игры, смекалку вашу проверить.
Ребятки часто вы ко мне в избу ходите. Посмотрите вокруг себя и рассмотрите внимательно предметы старинные, я вам загадаю загадки, только подумайте, прежде чем отвечать.
Загадки
Шипит, кипит, всем чай пить велит. (Самовар).
Он по горнице гуляет –
Пыль и мусор собирает. (Веник).
Набита пухом,
Лежит под ухом. (Подушка.)
Идет паровоз
То взад то вперед,
А за ним такая гладь-
Ни морщинки не видать. (Утюг).
Ни свет ни заря
Пошел, согнувшись со двора. ( Коромысло).
Черный конь скачет в огонь. (Кочерга).
Стоит попадья, железными поясами подпоясанная. (Кадка).
Не бык, а бодает.
Не ест, а еду хватает.
Что схватит - отдает
А сам в угол идет. (Ухват).
А вот загадка трудная. Стоит терем, в тереме ящик, в ящике мучка, в мучке жучка? (Отгадка: стоит изба, в избе печка, в печке зола, а в золе жар).
(Дети затрудняются с ответом кто- то кашляет и выкрикивает из другого помещения «это же печка, печка»).
Хозяйка:
Ребята, это кто- же у нас там за стеной кричит, шумит и нас подслушивает? (громко зовет) Проходите пожалуйста мы всем гостям рады
( из другой комнаты заходит « Домовой» переодетый взрослый»)
Домовой:
Ребята сижу, я тут за стеночкой тихонько, да вас слушаю, как вы загадки отгадываете, веселитесь и мне захотелось с вами поговорить и поиграть. (Обращается к детям) А живу то я чаще за печкой вот и знаю отгадку. Здравствуйте, здравствуйте детушки малые, гости дорогие!
Хозяйка:
А ты кто будешь добрый человек?
Домовой:
Я ребята - Домовой, но я добрый, вы меня не бойтесь. Зовут меня Тихон, а почему меня так звать, потому что я тихий, скромный и незаметный это я сегодня к вам решил выйти, засиделся я один, устал от одиночества, а мне хочется с вами поиграть, вас посмотреть и себя показать, а то я охраняю да охраняю. Только ребятишки не вздумайте меня бояться я очень добрый и веселый. Я душа и хозяин избы, покровитель и защитник живущих в ней людей.
Хозяйка:
Ой, правда ведь ребята это же Домовой – батюшка ! Он добрый и я вам расскажу про него много интересного.
Рассказ о Домовом
Обычно домовой устраивался жить в подполе или под печью. Домового представляли себе в виде маленького старичка, похожего лицом на главу семьи, только заросшего до глаз волосами и с коготками на мохнатых лапах. По нраву же Домовой – идеальный домохозяин, вечный хлопотун, зачастую ворчливый, но в глубине души заботливый и добрый. Люди старались поддерживать с Домовым хорошие отношения, не забывали обратиться к «дедушке – соседушке» с ласковым словом, оставить немного вкусной еды. И тогда Домовой платил добром за добро: ухаживал за скотиной, помогал содержать дом в порядке, предупреждал о грозящем несчастье – скажем, мог разбудить ночью: «Вставай, хозяин, пожар!..» - и точно, тлеют рассыпанные угли, вот – вот полыхнёт… (пока хозяйка рассказывает, домовой разматывает нитки).
Хозяйка:
Батюшка домовой, что ты тут делаешь, чем ты занят?
Домовой:
Очень мне понравился рассказ, все правду люди про меня сказывают. А я тут навожу порядок! Я всегда привык что-нибудь делать хлопотать. Нитки вот разбираю. Да, по-моему я тут вам нечаянно напутал.
Хозяйка:
Да, ребята, по-моему Тихон запутал нам нитки, а я собиралась вышивать.
«Я вышивала кокошник проворно
Ниткой зеленой, и красной и желтой.
Есть у меня еще целый клубочек,
Ты вышивать помоги мне дружочек». [3]
Но прежде чем вышивать, надо нам нитки все распутать.
Выходи два человека, кто попроворней, да помогите нам клубки смотать.
Игра «Смотай клубочек»
(играет веселая музыка, двое детей наперегонки мотают клубки, игра повторяется по желанию).
Домовой:
Спасибо, ребятки, вы молодцы! Вы уж меня извините, я нечаянно все запутал. Хотел просто вам помочь…
Хозяйка:
Да что ты, Домовой, наши ребятки такие проворные, да старательные им любые дела по плечу вот и девочки наши помощницы сейчас покажут, как варили суп, да тесто месили. Выходите девочки, покажите, как вы старались.
Игра « Мы варили суп»
«Мы варили суп, суп
Из перловых круп, круп. (круговые движения рукой)
Получилась каша, (руки вперед)
То-то горе наше. (качают головой)
Замесили тесто, (движения руками: месить тесто)
А оно ни с места, (разводят руками, показывают удивление)
Замесили на дрожжах , (движения руками: месить тесто)
Не удержишь на вожжах.» (движение руками: уминают тесто)
Хозяйка:
Вот и суп мы сварили и тесто поставили, а как же чугунок из печи достать, чтобы не обжечься и не уронить, кто сможет?
Домовой:
Я ведь лучше всех могу ухватом орудовать.
Хозяйка:
Я понимаю, домовой, ты умеешь, а ребята-то, наверное, тоже хотят?
(дети выходят по желанию и ухватом вытаскивают чугунок)
Хозяйка:
А сейчас Максим нам расскажет стихотворение
«Полна горница гостей,
Стало в горнице светлей!
Приходите к нам на пир,
Приглашаем целый мир» [3]
Хозяйка:
А теперь гости дорогие просим милости повеселиться
«На празднике нашем
Железный закон:
Хмурым, угрюмым вход воспрещен!
Кто умеет веселиться,
Тот и горя не боится!»
А теперь игры разные веселые народные хороводные! [3] переход в экологическую комнату).
А сейчас Тихон давайте все вместе поиграем в игру, которая так и называется «Домовой».
Игра «Домовой»
Дети встают в круг, водят хоровод и приговаривают: «Домовой, Домовой, что сидишь ты за стеной? Выйди хоть на чуточку на одну минуточку , выйди хоть на целый час все равно не знаешь нас» .
У Домового, который стоит в центре круга закрыты глаза шарфом , когда дети заканчивают , говорить слова, Домовой пытается поймать ребенка с закрытыми глазами, поймав, он описывает ребенка и пытается назвать имя. Пойманный, становиться Домовым (Игра повторяется).
Хозяйка:
Ну, поиграли, повеселились, а теперь пора потрудиться, покажите сноровку как вы девицы красные, да молодцы удалые умеете коромыслом пользоваться.
Игра «Пронеси на коромысле ведро»
Дети переносят шарики в ведрах на коромысле и перекладывают их в таз аккуратно, чтобы не один шарик не упал. Игра повторяется
Хозяйка:
Молодцы, ребята, теперь послушайте стихотворение, которое для нас подготовила Полина.
«К нам гости пришли,
Дорогие пришли,
Мы не зря кисель варили,
Пироги пекли.
С малиной пирог
И с капустой пирог,
А, который без начинки-
Самый вкусный пирог!» [3]
Хозяйка:
Дорогие гости, наступила весна и в наши края прилетели птицы.
В стародавние времена наши прадедушки и прабабушки, чтобы весна быстрей приходила, лепили и пекли из теста птичек и весну закликали.
А весну закликать помогали, детушки малые выбегали на улицу брали в руки птичек и пели да кричали:
«Жаворонушки- перелетушки,
Прилетите к нам!
Весну ясную, весну красную принесите нам!» [3]
Давайте мы все вместе и мамочки и дети и домовой крикнем громко
(Все вместе кричат)
«Жаворонушки- перелетушки,
Прилетите к нам!
Весну ясную, весну красную принесите нам!»
А теперь я вам предлагаю всем вместе слепить весенних птиц, чтобы весна поскорей пришла и принесла нам свое тепло.
(Родители и дети приглашаются к столу, где для них приготовлено соленое тесто. Все лепят, звучит красивая музыка)
Хозяйка:
Вот наши птицы готовы давайте все вместе полюбуемся на них, какие они красивые.
На этом наша встреча подошла к концу и мне хочется закончить ее красивым стихотворением о весне.
« Послушайте, как в вышине
Поют свои нам птицы песни.
Поют о солнце, о весне
И о любимой стороне.
И нет той песенки чудесней!»
До новых встреч, дорогие ребята и родители!
Составители: Молькова Н.В., Бутылина Н.Н.
Список использованной литературы
Об утверждении Федеральных Государственных Образовательных Стандартов дошкольного образования [Электронный ресурс]: приказ от 17.10.2013 №30384, ред. от 14.11.2013- Режим доступа:
metodistkr.jimdo.com>ФГОС до.
Волков В.М. Русская деревня. Издательство «Белый город», 2005.- 50 с
Давыдова О.И., Майер А.А., Богославец Л.Г. Проекты в работе с семьей: методическое пособие. – Изд.: «ТЦ Сфера», 2012. – 128
Журавлева В.Н. Проектная деятельность старших дошкольников. – Изд:. «Учитель», 2011. – 202 с
Знакомство детей с русским народным творчеством: конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников. Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений/ Авт.- сост. А.С.Куприна, Т.А. Бударина, О.А. Маркеева, О.Н. Корепанова и др. – 3 изд. перераб. и допол. – СПб. ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2015.-304с.
Ищук В.В., Нагибина М.И. «Народные праздники», академия развития. Ярославль, 2000.- 160 с.
Киселева Л.С., Данилова Т.А. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: пособие для руководителей и практических работников ДОУ. – Изд.: «АРКТИ», 2012. – 96 с.
Морозова Л.Д. Педагогическое проектирование в ДОУ: от теории к практике. – Изд.: «ТЦ Сфера», 2010. – 128 с.
Научно-методические журналы: «Дошкольная педагогика», «Логопед», «Дошкольное воспитание» и др.
Тимошкина Н.А. Методика использования русских народных игр в ДОУ (старший дошкольный возраст) - Москва: Центр педагогического образования. 2008.- 64с.