Технологическая карта занятия по музыке в 4 классе «День полный событий»
Технологическая карта занятия по музыке
Класс: 4
Форма: Урок введение
Тема: «День, полный событий»
Цель: формирование представлений детей о музыкальности стихотворений А.С. Пушкина.
Задачи:
воспитательные: вызвать интерес учащихся к слушанью музыкальных произведений;
развивающие: развивать эмоциональную сферу, монологическую речь и коммуникативную культуру учащихся4
познавательные: выявлять выразительные и изобразительные особенности музыки русских композиторов и поэзии А.С. Пушкина, понимать особенности построения (формы) музыкальных произведений и распознавать их художественный смысл.
Универсальные учебные действия:
Личностные:
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе развития музыкального эстетического сознания;
понимать значения и функции музыки в жизни людей, общества, в своей жизни;
интерес к музыке и музыкальной деятельности;
привлечение жизненно-музыкального опыта в процессе знакомства с музыкальными произведениями;
расширение представлений о музыкальной культуре своей Родины, воспитание толерантного, уважительного отношения к культуре других стран и народов.
Метапредметные:
Познавательные:
адекватное восприятие музыкальных произведений, осознание многозначности, содержание их образности;
удовлетворение потребности, духовно-обогащающейся личность в расширении и обогащении знаний в области музыкального искусства.
Регулятивные:
принимать и сохранять учебные задачи в соответствии с ними планировать, контролировать и оценивать собственные учебные действия;
предвосхищать композиторские решения по созданию музыкальных образов их развитию взаимодействию в музыкальных произведениях;
проявление способности к саморегуляции (формирование волевых усилий, мобилизация сил) в процессе работы над исполнением музыкальных произведений на уроке.
Коммуникативные:
формирование умения планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками в процессе музыкальной деятельности;
слушать собеседника и вести диалог, участвовать в коллективном обсуждении, совершенствовать свои коммуникативные умения и навыки, опираясь на знания композиционных функций музыкальной речи;
поиск способов разрешения конфликтных ситуаций в процессе восприятия музыки, размышление о ней, её исполнения.
Предметные:
научаться воспринимать музыку и размышлять о ней, открыто и эмоционально выражать своё отношение к искусству;
научаться понимать роль музыки в жизни человека;
научаться организовывать культурный досуг, самостоятельную музыкально-творческую деятельность;
научаться наблюдать за процессом и результатом музыкального развития на основе сходства и различий интонации, тем, образов и распознавать художественный смысл различных форм построение музыки;
научаться общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов.
Оборудование: аудиозапись, видеозапись.
Ход занятия
Содержание |
Деятельность ученика |
Формируемые УУД |
1 этап. Вступительная часть |
||
Организация учащихся на занятие. Взаимное приветствие. -Здравствуйте, ребята. Тихонечко садитесь. -Улыбнитесь друг другу, новому дню. Хочется, чтобы хорошее настроение сохранилось у вас до конца урока. Желаю всем вам успеха. И вы пожелайте друг другу и себе удачи в работе на уроке. Формулировка темы и задач урока -Тема нашего урока: «День, полный событий». -Как вы понимаете, эту фразу? -Что значит «День, полный событий?» М.О. -Сегодня на уроке нам нужно быть очень внимательными и активными. У нас предстоит серьезная работа, так как мы будем искать музыкальность в стихах А.С. Пушкина, а поэтичность в произведениях великого композитора П. Чайковского. -А для того, чтобы наша работа на уроке была интересно, нужно соблюдать некоторые правила: Отвечать на мои вопросы только по поднятой руке, не выкрикивать с места, и, если у вас возникнут в чем ни будь затруднения так же поднять руку. |
Показывают готовность к уроку. Приветствуют учителя. Определяют настроение, настраиваются на урок Слушают учителя. |
Регулятивные: -принимать и сохранять учебные задачи в соответствии с ними планировать, контролировать и оценивать собственные учебные действия; Личностные: -формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе развития музыкального эстетического сознания; |
2 этап. Основная часть |
||
актуализация опорных знаний о музыке реализация темы занятия -Сейчас мы прослушаем пьесу «Зимнее утро», которую написал великий композитор П. Чайковский. -Во время слушанья пьесы можете закрыть глазки, и ваша задача увидеть это зимнее утро. (что происходит в пьесе, чем особенно это зимнее утро)? Слушанье пьесы «Зимнее утро» из цикла «Детского альбома» П. Чайковского -Какое настроение вызвало у вас это произведение? -Какие образы вы себе представили? -Какие действия происходят в пьесе? -Чем особенно это зимнее утро? Прочтите следующие строки и скажите, передают ли они настроение пьесы «Зимнее утро»? …не велеть ли в санки Кобылку бурую запрячь? Скользя по утреннему снегу Друг милый, предадимся бегу Нетерпеливого коня. -О чем идет речь в этих стихотворных строках? -А бурый это какой цвет? (Бурый цвет — один из оттенков коричневого цвета) -К кому обращается автор «Друг, мой»? (к бурой лошади) -А вы когда-нибудь катались на санях, запряженных лошадьми? -Какие чувства у вас это вызвало? -Как вы думаете, зачем герой решил утром запрячь сани? (отправится в путь) -А что бы нам с вами отправится в какой ни будь путь, нам тоже нужно готовить сани и лошадь? М.О. В то время, которое описывается в стихотворных строках, средством передвижения были сани с лошадьми. -Давайте посмотрим, чем еще отличалась жизни людей от нашей, и в то время, в какое же это время. -А как вы понимаете, слово поэтичность? (творческий порыв, проникнутый поэзией, обладающий возвышенной эмоциональностью, поражающий чувство и воображение; очаровательный, изящный) Вывод: Мы можем сказать, что музыка П. Чайковского поэтична? (да, она обладает высокой эмоциональностью, очаровывает. Вызывает у нас определённые чувства и образы: любование русской природой) Виртуальная экскурсия жизни и быта русского народа 19 века. -19 век — это какие года? (1801 – 1900) -Посчитайте сколько лет назад это было? (2015-1850=165 лет назад. Примерно 200 лет назад) -Это сколько веков назад? (2 века) -Русский народ жил в деревянных домах. Главным считалось место у печи, около неё стоял «красный угол» с иконами и стол, за которым ела семья. Зима была снежная и холодная, поэтому они отапливали свой дом дровами, одевались в теплую одежду из меха животных, а питались запасами, приготовленными с огородов осенью. Зимой очень короткий день, поздно светлеет и рано темнеет. Люди освещали помещение с помощью свеч или жира. -Подумайте, а как развлекались и в какие игры играли ребята того времени? (катались с горок, лепили снежные фигуры, играли в снежки) Беседа о поэте А.С. Пушкине -Что вы знаете, о А.С. Пушкине? Краткая биография поэта Великий русский поэт и писатель Александр Сергеевич Пушкин родился в Москве 6 июня 1799г. С раннего детства Пушкин рос и воспитывался в литературной среде, так что можно с уверенностью сказать о том, что его будущее было предопределено. Огромное влияние на будущего поэта оказала его няня, Арина Родионовна, которую поэт будет вспоминать всю свою жизнь и посвятит не мало литературных произведений. Арина Родионовна была обычной крестьянкой и необычной сказочницей. Большую часть народных былин А.С. Пушкин услышал от неё. «Не гаснул долго огонёк, В уютной няниной избушке, И слушал, слушал няню Пушкин, Катилась сказка, как клубок». (Н. Языков) -Из данных строк, мы можем предположить, что какое еще могло быть занятие в зимние дни у русского народа? (слушание стихотворений, сказок, былин) Слушание пьесы «У Камелька» из цикла «Времена года» П. И. Чайковского. -Как вы думаете, что такое камелёк? -К этой пьесе в своём альбоме П.И. Чайковский взял в качестве эпиграфа поэтические строки Пушкина: «И мирной неги уголок, Ночь сумраком одела, В Камине гаснет огонёк, И свечка догорела». -Что такое нега? (состояние полного довольства, жизнь без нужд и забот) М.О. Эти стихи удивительно гармонируют с музыкальной тканью пьесы, мечтательной, раздумчивой, словно сотканной из мирной неги зимнего вечера, проведённого у камина, где так отрадно думать, вспоминать о невозвратном прошлом, грезить о будущем. -Как вы думаете, о чём такими вечерами думал А.С. Пушкин? -А о чём думаете вы зимними уютными вечерами? -Ребята, как вы думаете, что такое музыкальность? (Музыкальность — это когда, когда мы в стихотворении можем услышать определенную мелодию, музыку, певучесть строк, лиричность чувств.) -Сделаем вывод: в стихах А.С. Пушкина мы наблюдаем мелодичность? (да, стихотворения А.С. Пушкина тесно связаны с музыкальными произведениями композитора П. Чайковского, в стихотворных строчках мы видим определённую лиричность чувств, которую мы так же заметили и в музыки. |
Слушают учителя и отвечают на вопросы. Открывают новые знания. Слушают музыкальное произведение. Определяют настроение музыки. Отвечают на вопросы учителя. Слушают музыкальное произведение, определяют настроение музыки, музыкальные инструменты, которые звучат в музыкальном произведении. Отвечают на вопросы учителя. Рассуждают о том, что такое оркестр, из чего оно состоит и что для него характерно. Ведут беседу о народных инструментах. Отвечают на вопросы учителя. Вступают в беседу о истории Передают муз. Инструменты. Отвечают на вопросы учителя, закрепляют знания о народных инструментах. Слушают учителя, отвечают на вопросы. Слушают музыкальное произведение. Определяют музыкальные инструменты в музыке. Находят интонации в музыке, определяют их продолжительность. Определяют настроение интонаций. Находят пересечение интонаций в музыке. Вступают в беседу о П.И.Чайковском. Отвечают на вопросы учителя, определяют кому принадлежит какая интонация и почему, рассуждают о том чем закончилось произведение. Отвечают на вопросы учителя, ведут беседу о том, что такое балет. . Разучивают песню. с учителем, по строчкам. Поют под музыку с учителем. Поют девочки. Поют мальчики. Поют все вместе. |
Регулятивные: принимать и сохранять учебные задачи в соответствии с ними планировать, контролировать и оценивать собственные учебные действия; Познавательные: адекватное восприятие музыкальных произведений, осознание многозначности, содержание их образности; удовлетворение потребности, духовно-обогащающейся личность в расширении и обогащении знаний в области музыкального искусства; Коммуникативные: Слушать собеседника и вести диалог, участвовать в коллективном обсуждении, совершенствовать свои коммуникативные умения и навыки, опираясь на знания композиционных функций музыкальной речи; Предметные: научаться воспринимать музыку и размышлять о ней, открыто и эмоционально выражать своё отношение к искусству; научаться понимать роль музыки в жизни человека; Личностные: формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе развития музыкального эстетического сознания; Предметные: научаться наблюдать за процессом и результатом музыкального развития на основе сходства и различий интонации, тем, образов и распознавать художественный смысл различных форм построение музыки; Регулятивные: предвосхищать композиторские решения по созданию музыкальных образов их развитию взаимодействию в музыкальных произведениях; Личностные: формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе развития музыкального эстетического сознания; формирование представлений о нравственных нормах, развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости сопереживания чувствам других людей, на основе восприятия произведений мировой музыкальной классики, их коллективного обсуждения и интерпретации в разных видах музыкальной исполнительской деятельности; Познавательные: адекватное восприятие музыкальных произведений, осознание многозначности, содержание их образности; Предметные: -аучаться организовывать культурный досуг, самостоятельную музыкально-творческую деятельность; |
3 этап. Заключительная часть |
||
-Ребята, что нового вы сегодня узнали? -С какими музыкальными произведениями вы сегодня познакомились? -Какие новые слова вы узнали? (мелодичность, поэтичность) -Что мы делали сегодня на уроке? (работали со стихами А.С. Пушкина, разучивали песню и т.д.) -Что вам больше всего понравилось на уроке? Рефлексия -А теперь оценим нашу работу на уроке. -Возьмите карточки, подпишите её сверху своим именем и фамилией. -Послушайте внимательно, что нужно сделать на карточке. Если на уроке вам было интересно, вы узнали много нового, вам всё удалось, тогда обведите в круг веселое личико, если у вас были трудности на уроке, вы бывало на уроке что-то не понятно, какие-то работы были не интересны, обведите личико, которое не выражает ни какую эмоцию, а если на уроке вам было не интересно и скучно, нечего не понятно, тогда обведите грустное личико. -Ребята, вы все молодцы! Спасибо за активную работу на уроке! |
Учащиеся высказывают свои мысли и впечатления. Отвечают на вопросы. Подводят итоги урока. Проводят рефлексию |
Регулятивные: -принимать и сохранять учебные задачи в соответствии с ними планировать, контролировать и оценивать собственные учебные действия; Коммуникативные: - Слушать собеседника и вести диалог, участвовать в коллективном обсуждении, совершенствовать свои коммуникативные умения и навыки, опираясь на знания композиционных функций музыкальной речи; |