Методическая разработка занятия по программе изучения окружающего мира «День Земли»

6
0
Материал опубликован 15 April 2021


КОМИТЕТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ БАЛАКОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА


МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Центр дополнительного образования»









Методическая разработка занятия

по программе изучения окружающего мира

«День Земли».










Автор: педагог дополнительного

образования МАУДО ЦДО

Коротун Лилия Олеговна










Балаково

2021

Автор: Коротун Лилия Олеговна, педагог студии раннего развития детей «Чебурашка»; педагог первой квалификационной категории.





Аннотация к занятию.

Данное занятие проводится с группой детей старшего дошкольного возраста по теме «День Земли» в рамках программы по окружающему миру. Разнообразный материал рассчитан на различный уровень подготовки учащихся и позволяет активизировать их познавательную деятельность, повышает интерес к предмету. Систематизируются знания учащихся в области охраны природы. Расширяются природоведческие понятия, обогащаются эмоционально – чувственные сферы ребёнка. Формируются гуманные черты личности ребёнка. Занятие включает развивающие задания с применением наглядного материала и мультимедийного оборудования.



Пояснительная записка.

В студии раннего развития «Чебурашка» ряд занятий по окружающему миру тесно связаны с охраной окружающей среды. Поэтому так необходимо дать детям экологические знания, прививать экологическое мышление, сформировать основы экологической культуры. Для этого нужна системность, эффективные методические приёмы. К большому сожалению, современные дети мало бывают на природе плохо знают родные места и она постепенно для них становится чужой. Наверно, это можно назвать естественным процессом, ведь уровень жизни сегодня такой, что ребята живо интересуются различными компьютерными играми. Конечно, здорово, что у нас есть компьютеры и другая техника. Но есть то, с чем у человека должна быть вечная, неразрывная связь с самого рождения. Это любовь к Родине, реке, на которой он вырос, к природе которая его окружает. Ловишь себя на мысли, что связь эта рвётся. Все это вызывает тревогу и заставляет нас, педагогов, искать новые подходы к обучающимся, построению занятий, к подбору дополнительного, в том числе и воспитательного, материала. Моя цель сформировать у детей правильное отношение к природе. Основными методами работы на внеклассном занятии избрала словесный и наглядный, так как они, наиболее доступны этому возрасту детей. Замечательный писатель М.М. Пришвин сказал: «Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степь и горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину!».


Цели: раскрыть эстетическое, познавательное, оздоровительное, практическое значение природы в жизни людей и желание беречь и охранять окружающую среду; формировать у детей нормы поведения в природе; систематизировать знания учащихся о природе.



Содержание.


Организационный момент.

Вводное слово (слайд-заставка).

День 22 апреля 1994 года был объявлен Всемирным днем Земли. В этот день множество отрезков материи с подписями россиян в защиту природы было пронесено по всей нашей стране. Из кусков составили флаг Земли - драматический символ, призывающий людей относиться к природе с уважением. Это был самый большой флаг, его площадь 660 кв.м.

Земля, на которой селится человек, которая возделывается его руками на протяжении многих веков действительно была его кормилицей, становилась родной. Уходя в другие края, наши предки брали с собой горсть родной земли и хранили её как святыню. Они считали землю живым существом. Ведь она родит всё живое, пьёт дождевую воду, судорожно дрожит при землетрясении, засыпает зимой и пробуждается с возвратом весны. Люди сравнивали широкие пространства суши с исполинским телом, в твердых скалах и камнях видели его кости, в водах – кровь, в древесных корнях – жилы, а в травах и растениях – волосы.

Послушайте стихотворение Роберта Рождественского:

Кромсаем лёд, меняем рек теченье, 
Твердим о том, что дел невпроворот... 
Но мы ещё придём просить прощенья 
У этих рек, барханов и болот. 
У самого гигантского восхода, 
У самого мельчайшего малька... 
Пока об этом думать неохота. 
Сейчас нам не до этого пока. 
Аэродромы, пирсы и перроны, 
Леса без птиц и земли без воды... 
Всё меньше - окружающей природы. 
Всё больше - окружающей среды. 

2. Беседа с показом слайдов.

Планета наша очень засорена, но мы еще не осознали опасности жизни на огромной свалке. (слайд 1)

За год в атмосферу только одного углекислого газа выбрасывается 5 млрд. тонн. В результате истончается озоновый слой, появляются озоновые дыры. В эти дыры устремляются ультрафиолетовые лучи, от которых у людей возникают раковые заболевания. Кислорода на Земле становится все меньше и меньше. А выхлопных газов заводов черной и химической промышленности, котельных и транспорта всё больше. (слайды 2;3)

Ученые подсчитали, что каждый год во всем мире в водоемы попадает столько вредных веществ, что ими можно было бы заполнить 10 тыс. товарных поездов. Даже в водах Арктики нашли стиральный порошок. В результате деятельности человека в реках Европы нельзя купаться.(слайды 4;5)

Почва образуется медленно: для этого нужны сотни и даже тысячи лет. А вот разрушить ее можно очень быстро. За последние сто лет на Земле уничтожена примерно 1\4 часть всех плодородных почв. Люди осваивали целинные и залежные земли. В результате почва оскудела и урожаи стали значительно хуже. Нефть необходима человечеству. Но в результате аварий на нефтепромыслах и кораблях, везущих нефть, миллионы тонн нефти оказываются в воде и почве, нанося огромный урон окружающей среде. (слайды 6;7)

Усиленно идет «облысение» планеты. За последние 20 лет человек вырубил столько леса, сколько было уничтожено за все его предыдущее существование, не говоря уже о пожарах, которые возникают по вине человека. Для многих животных лес – дом родной. А лесов на Земле становится всё меньше и меньше. Значит, животные теряют свой дом. Значит, они обречены на гибель. (слайды 8;9). (Обсуждение с детьми сложившиеся ситуации в природе).

3. Аналитические задания.

А теперь давайте попробуем представить, как вы выйдите из ситуации, которые могут встретиться в природе.

Ситуация 1. Озеро, на котором живут дикие утки. Во время охотничьего сезона в него попадает много свинцовой дроби, отравляющей дно и воду. Для пищеварения уткам необходимо заглатывать камешки. Но вместе с камешками они заглатывают и дробинки и нередко погибают от отравления свинцом. Ваши действия? (Ответы детей: помочь уткам - на ощупь выбрать дробинки и оставить камешки на дне).

Ситуация 2. За лето на озере побывало много отдыхающих, и вода покрылась слоем мусора. А у уток появилось потомство. Что нужно сделать, чтобы утята могли плавать по чистому озеру? (Ответы детей: надо постараться очистить водоем от мусора).

4. Игра «Если я приду в лесок».

Нашей планете грозит беда. Сейчас мы проверим, как вы знаете правила поведения в лесу. Для этого поиграем с вами в игру «Если я приду в лесок». Я буду говорить вам свои действия, а вы отвечать, если я буду поступать хорошо, говорим «да», если плохо, то все вместе кричим «нет»!

Если я пойду в лесок

Если разведу костер,

А тушить не буду? (нет)

Если съем я пирожок

И выброшу бумажку?(нет)

Если хлебушка кусок

На пеньке оставлю? (да)

Если ветку подвяжу,

Колышек подставлю? (да)

Если сильно насорю

И убрать забуду?(нет)

Если мусор уберу,

Банку закопаю? (да)

Я люблю свою природу

Я ей помогаю! (да)

5. Правила поведения в лесу.

Пожалуйста, запомните, как обязан вести себя в лесу воспитанный, вежливый человек, и научите этому своих друзей.

Воспитанный человек не ломает ветки деревьев и кустов, не рвёт лесных цветов. Травяной покров сохраняет влагу и дает приют огромному количеству полезных насекомых и мелких зверьков.

Не сбивай незнакомые или даже известные ядовитые грибы. Многие из них – лекарство для лесных обитателей.

Не следует ловить и приносить в дом лесных зверушек, насекомых и птиц, для них наше «развлечение» часто заканчивается болезнью, мучением и смертью! Это не игрушки!

Не разрушай нечаянно или нарочно муравейников! Иначе муравьи не успеют отремонтировать свой теремок до морозов. И погибнут!

И, конечно же, вежливый человек, пришедший отдохнуть в лес или на луг, не оставит после себя свалки. Мы должны помнить, что человек не губитель природы, а друг природы, садовник и врач. Чтобы человек помнил об ответственности за жизнь животных и растений даже во время прогулки, существуют знаки предупреждения. Представьте, что во время прогулки в лесу вы встретили такие знаки. Как вы объясните своим друзьям, что это за знак и зачем он нужен? (Показ слайдов 10-14. Объяснения детей).

6. Заключение (Заключительная заставка).

К сожаления, мы нередко нарушаем эти правила. Правда? Давайте сейчас попросим прощения у природы и постараемся больше не допускать таких ошибок.

Прости нас, маленький жучок,

И муравьи, и пчёлки,

Простите, стройный тополек

И срубленные елки.

Прости нас, пойманный зверек,

Тебе так тесно в клетке.

Прости за то, что не сберёг

И стали вы теперь так редки.



Список использованной литературы.

1. Бендер Л. Н. и Гамлин Л. Ф. Мир живой природы. М.: «Махаон», 1999

2. Виноградова Н. Ф. Окружающий мир. М.: «Вентана - Граф», 2015

3. Растительный мир планеты. «Дрофа», 2013











Приложение. Слайд-заставка.

t1618460412aa.jpg

Слайд 1.

t1618460412ab.jpg

Слайд 2

t1618460412ac.jpg

Слайд 3.

t1618460412ad.jpg



Слайд 4.

t1618460412ae.jpg

Слайд 5.

t1618460412af.jpg



Слайд 6.

t1618460412ag.jpg

Слайд 7.



t1618460412ah.jpg

Слайд 8.

t1618460412ai.jpg

Слайд 9.

t1618460412aj.jpg





Слайды (10-14)

t1618460412ak.jpg

t1618460412al.jpg



t1618460412am.jpg



t1618460412an.jpg

t1618460412ao.jpg

Заключительная заставка.

t1618460412ap.jpg




в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.