12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Коротун Лилия33 |
"День Земли"
КОМИТЕТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ БАЛАКОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«Центр дополнительного образования»
Методическая разработка занятия
по программе изучения окружающего мира
«День Земли».
Автор: педагог дополнительного
образования МАУДО ЦДО
Коротун Лилия Олеговна
Балаково
2021
Автор: Коротун Лилия Олеговна, педагог студии раннего развития детей «Чебурашка»; педагог первой квалификационной категории.
Аннотация к занятию.
Данное занятие проводится с группой детей старшего дошкольного возраста по теме «День Земли» в рамках программы по окружающему миру. Разнообразный материал рассчитан на различный уровень подготовки учащихся и позволяет активизировать их познавательную деятельность, повышает интерес к предмету. Систематизируются знания учащихся в области охраны природы. Расширяются природоведческие понятия, обогащаются эмоционально – чувственные сферы ребёнка. Формируются гуманные черты личности ребёнка. Занятие включает развивающие задания с применением наглядного материала и мультимедийного оборудования.
Пояснительная записка.
В студии раннего развития «Чебурашка» ряд занятий по окружающему миру тесно связаны с охраной окружающей среды. Поэтому так необходимо дать детям экологические знания, прививать экологическое мышление, сформировать основы экологической культуры. Для этого нужна системность, эффективные методические приёмы. К большому сожалению, современные дети мало бывают на природе плохо знают родные места и она постепенно для них становится чужой. Наверно, это можно назвать естественным процессом, ведь уровень жизни сегодня такой, что ребята живо интересуются различными компьютерными играми. Конечно, здорово, что у нас есть компьютеры и другая техника. Но есть то, с чем у человека должна быть вечная, неразрывная связь с самого рождения. Это любовь к Родине, реке, на которой он вырос, к природе которая его окружает. Ловишь себя на мысли, что связь эта рвётся. Все это вызывает тревогу и заставляет нас, педагогов, искать новые подходы к обучающимся, построению занятий, к подбору дополнительного, в том числе и воспитательного, материала. Моя цель сформировать у детей правильное отношение к природе. Основными методами работы на внеклассном занятии избрала словесный и наглядный, так как они, наиболее доступны этому возрасту детей. Замечательный писатель М.М. Пришвин сказал: «Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степь и горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину!».
Цели: раскрыть эстетическое, познавательное, оздоровительное, практическое значение природы в жизни людей и желание беречь и охранять окружающую среду; формировать у детей нормы поведения в природе; систематизировать знания учащихся о природе.
Содержание.
Организационный момент.
Вводное слово (слайд-заставка).
День 22 апреля 1994 года был объявлен Всемирным днем Земли. В этот день множество отрезков материи с подписями россиян в защиту природы было пронесено по всей нашей стране. Из кусков составили флаг Земли - драматический символ, призывающий людей относиться к природе с уважением. Это был самый большой флаг, его площадь 660 кв.м.
Земля, на которой селится человек, которая возделывается его руками на протяжении многих веков действительно была его кормилицей, становилась родной. Уходя в другие края, наши предки брали с собой горсть родной земли и хранили её как святыню. Они считали землю живым существом. Ведь она родит всё живое, пьёт дождевую воду, судорожно дрожит при землетрясении, засыпает зимой и пробуждается с возвратом весны. Люди сравнивали широкие пространства суши с исполинским телом, в твердых скалах и камнях видели его кости, в водах – кровь, в древесных корнях – жилы, а в травах и растениях – волосы.
Послушайте стихотворение Роберта Рождественского:
Кромсаем лёд, меняем рек теченье,
Твердим о том, что дел невпроворот...
Но мы ещё придём просить прощенья
У этих рек, барханов и болот.
У самого гигантского восхода,
У самого мельчайшего малька...
Пока об этом думать неохота.
Сейчас нам не до этого пока.
Аэродромы, пирсы и перроны,
Леса без птиц и земли без воды...
Всё меньше - окружающей природы.
Всё больше - окружающей среды.
2. Беседа с показом слайдов.
Планета наша очень засорена, но мы еще не осознали опасности жизни на огромной свалке. (слайд 1)
За год в атмосферу только одного углекислого газа выбрасывается 5 млрд. тонн. В результате истончается озоновый слой, появляются озоновые дыры. В эти дыры устремляются ультрафиолетовые лучи, от которых у людей возникают раковые заболевания. Кислорода на Земле становится все меньше и меньше. А выхлопных газов заводов черной и химической промышленности, котельных и транспорта всё больше. (слайды 2;3)
Ученые подсчитали, что каждый год во всем мире в водоемы попадает столько вредных веществ, что ими можно было бы заполнить 10 тыс. товарных поездов. Даже в водах Арктики нашли стиральный порошок. В результате деятельности человека в реках Европы нельзя купаться.(слайды 4;5)
Почва образуется медленно: для этого нужны сотни и даже тысячи лет. А вот разрушить ее можно очень быстро. За последние сто лет на Земле уничтожена примерно 1\4 часть всех плодородных почв. Люди осваивали целинные и залежные земли. В результате почва оскудела и урожаи стали значительно хуже. Нефть необходима человечеству. Но в результате аварий на нефтепромыслах и кораблях, везущих нефть, миллионы тонн нефти оказываются в воде и почве, нанося огромный урон окружающей среде. (слайды 6;7)
Усиленно идет «облысение» планеты. За последние 20 лет человек вырубил столько леса, сколько было уничтожено за все его предыдущее существование, не говоря уже о пожарах, которые возникают по вине человека. Для многих животных лес – дом родной. А лесов на Земле становится всё меньше и меньше. Значит, животные теряют свой дом. Значит, они обречены на гибель. (слайды 8;9). (Обсуждение с детьми сложившиеся ситуации в природе).
3. Аналитические задания.
А теперь давайте попробуем представить, как вы выйдите из ситуации, которые могут встретиться в природе.
Ситуация 1. Озеро, на котором живут дикие утки. Во время охотничьего сезона в него попадает много свинцовой дроби, отравляющей дно и воду. Для пищеварения уткам необходимо заглатывать камешки. Но вместе с камешками они заглатывают и дробинки и нередко погибают от отравления свинцом. Ваши действия? (Ответы детей: помочь уткам - на ощупь выбрать дробинки и оставить камешки на дне).
Ситуация 2. За лето на озере побывало много отдыхающих, и вода покрылась слоем мусора. А у уток появилось потомство. Что нужно сделать, чтобы утята могли плавать по чистому озеру? (Ответы детей: надо постараться очистить водоем от мусора).
4. Игра «Если я приду в лесок».
Нашей планете грозит беда. Сейчас мы проверим, как вы знаете правила поведения в лесу. Для этого поиграем с вами в игру «Если я приду в лесок». Я буду говорить вам свои действия, а вы отвечать, если я буду поступать хорошо, говорим «да», если плохо, то все вместе кричим «нет»!
Если я пойду в лесок
Если разведу костер,
А тушить не буду? (нет)
Если съем я пирожок
И выброшу бумажку?(нет)
Если хлебушка кусок
На пеньке оставлю? (да)
Если ветку подвяжу,
Колышек подставлю? (да)
Если сильно насорю
И убрать забуду?(нет)
Если мусор уберу,
Банку закопаю? (да)
Я люблю свою природу
Я ей помогаю! (да)
5. Правила поведения в лесу.
Пожалуйста, запомните, как обязан вести себя в лесу воспитанный, вежливый человек, и научите этому своих друзей.
Воспитанный человек не ломает ветки деревьев и кустов, не рвёт лесных цветов. Травяной покров сохраняет влагу и дает приют огромному количеству полезных насекомых и мелких зверьков.
Не сбивай незнакомые или даже известные ядовитые грибы. Многие из них – лекарство для лесных обитателей.
Не следует ловить и приносить в дом лесных зверушек, насекомых и птиц, для них наше «развлечение» часто заканчивается болезнью, мучением и смертью! Это не игрушки!
Не разрушай нечаянно или нарочно муравейников! Иначе муравьи не успеют отремонтировать свой теремок до морозов. И погибнут!
И, конечно же, вежливый человек, пришедший отдохнуть в лес или на луг, не оставит после себя свалки. Мы должны помнить, что человек не губитель природы, а друг природы, садовник и врач. Чтобы человек помнил об ответственности за жизнь животных и растений даже во время прогулки, существуют знаки предупреждения. Представьте, что во время прогулки в лесу вы встретили такие знаки. Как вы объясните своим друзьям, что это за знак и зачем он нужен? (Показ слайдов 10-14. Объяснения детей).
6. Заключение (Заключительная заставка).
К сожаления, мы нередко нарушаем эти правила. Правда? Давайте сейчас попросим прощения у природы и постараемся больше не допускать таких ошибок.
Прости нас, маленький жучок,
И муравьи, и пчёлки,
Простите, стройный тополек
И срубленные елки.
Прости нас, пойманный зверек,
Тебе так тесно в клетке.
Прости за то, что не сберёг
И стали вы теперь так редки.
Список использованной литературы.
1. Бендер Л. Н. и Гамлин Л. Ф. Мир живой природы. М.: «Махаон», 1999
2. Виноградова Н. Ф. Окружающий мир. М.: «Вентана - Граф», 2015
3. Растительный мир планеты. «Дрофа», 2013
Приложение. Слайд-заставка.
Слайд 1.
Слайд 2
Слайд 3.
Слайд 4.
Слайд 5.
Слайд 6.
Слайд 7.
Слайд 8.
Слайд 9.
Слайды (10-14)
Заключительная заставка.