Методическая разработка занятия по программе изучения окружающего мира «День Земли»
КОМИТЕТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ БАЛАКОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«Центр дополнительного образования»
Методическая разработка занятия
по программе изучения окружающего мира
«День Земли».
Автор: педагог дополнительного
образования МАУДО ЦДО
Коротун Лилия Олеговна
Балаково
2021
Автор: Коротун Лилия Олеговна, педагог студии раннего развития детей «Чебурашка»; педагог первой квалификационной категории.
Аннотация к занятию.
Данное занятие проводится с группой детей старшего дошкольного возраста по теме «День Земли» в рамках программы по окружающему миру. Разнообразный материал рассчитан на различный уровень подготовки учащихся и позволяет активизировать их познавательную деятельность, повышает интерес к предмету. Систематизируются знания учащихся в области охраны природы. Расширяются природоведческие понятия, обогащаются эмоционально – чувственные сферы ребёнка. Формируются гуманные черты личности ребёнка. Занятие включает развивающие задания с применением наглядного материала и мультимедийного оборудования.
Пояснительная записка.
В студии раннего развития «Чебурашка» ряд занятий по окружающему миру тесно связаны с охраной окружающей среды. Поэтому так необходимо дать детям экологические знания, прививать экологическое мышление, сформировать основы экологической культуры. Для этого нужна системность, эффективные методические приёмы. К большому сожалению, современные дети мало бывают на природе плохо знают родные места и она постепенно для них становится чужой. Наверно, это можно назвать естественным процессом, ведь уровень жизни сегодня такой, что ребята живо интересуются различными компьютерными играми. Конечно, здорово, что у нас есть компьютеры и другая техника. Но есть то, с чем у человека должна быть вечная, неразрывная связь с самого рождения. Это любовь к Родине, реке, на которой он вырос, к природе которая его окружает. Ловишь себя на мысли, что связь эта рвётся. Все это вызывает тревогу и заставляет нас, педагогов, искать новые подходы к обучающимся, построению занятий, к подбору дополнительного, в том числе и воспитательного, материала. Моя цель сформировать у детей правильное отношение к природе. Основными методами работы на внеклассном занятии избрала словесный и наглядный, так как они, наиболее доступны этому возрасту детей. Замечательный писатель М.М. Пришвин сказал: «Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степь и горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину!».
Цели: раскрыть эстетическое, познавательное, оздоровительное, практическое значение природы в жизни людей и желание беречь и охранять окружающую среду; формировать у детей нормы поведения в природе; систематизировать знания учащихся о природе.
Содержание.
Организационный момент.
Вводное слово (слайд-заставка).
День 22 апреля 1994 года был объявлен Всемирным днем Земли. В этот день множество отрезков материи с подписями россиян в защиту природы было пронесено по всей нашей стране. Из кусков составили флаг Земли - драматический символ, призывающий людей относиться к природе с уважением. Это был самый большой флаг, его площадь 660 кв.м.
Земля, на которой селится человек, которая возделывается его руками на протяжении многих веков действительно была его кормилицей, становилась родной. Уходя в другие края, наши предки брали с собой горсть родной земли и хранили её как святыню. Они считали землю живым существом. Ведь она родит всё живое, пьёт дождевую воду, судорожно дрожит при землетрясении, засыпает зимой и пробуждается с возвратом весны. Люди сравнивали широкие пространства суши с исполинским телом, в твердых скалах и камнях видели его кости, в водах – кровь, в древесных корнях – жилы, а в травах и растениях – волосы.
Послушайте стихотворение Роберта Рождественского:
Кромсаем лёд, меняем рек теченье,
Твердим о том, что дел невпроворот...
Но мы ещё придём просить прощенья
У этих рек, барханов и болот.
У самого гигантского восхода,
У самого мельчайшего малька...
Пока об этом думать неохота.
Сейчас нам не до этого пока.
Аэродромы, пирсы и перроны,
Леса без птиц и земли без воды...
Всё меньше - окружающей природы.
Всё больше - окружающей среды.
2. Беседа с показом слайдов.
Планета наша очень засорена, но мы еще не осознали опасности жизни на огромной свалке. (слайд 1)
За год в атмосферу только одного углекислого газа выбрасывается 5 млрд. тонн. В результате истончается озоновый слой, появляются озоновые дыры. В эти дыры устремляются ультрафиолетовые лучи, от которых у людей возникают раковые заболевания. Кислорода на Земле становится все меньше и меньше. А выхлопных газов заводов черной и химической промышленности, котельных и транспорта всё больше. (слайды 2;3)
Ученые подсчитали, что каждый год во всем мире в водоемы попадает столько вредных веществ, что ими можно было бы заполнить 10 тыс. товарных поездов. Даже в водах Арктики нашли стиральный порошок. В результате деятельности человека в реках Европы нельзя купаться.(слайды 4;5)
Почва образуется медленно: для этого нужны сотни и даже тысячи лет. А вот разрушить ее можно очень быстро. За последние сто лет на Земле уничтожена примерно 1\4 часть всех плодородных почв. Люди осваивали целинные и залежные земли. В результате почва оскудела и урожаи стали значительно хуже. Нефть необходима человечеству. Но в результате аварий на нефтепромыслах и кораблях, везущих нефть, миллионы тонн нефти оказываются в воде и почве, нанося огромный урон окружающей среде. (слайды 6;7)
Усиленно идет «облысение» планеты. За последние 20 лет человек вырубил столько леса, сколько было уничтожено за все его предыдущее существование, не говоря уже о пожарах, которые возникают по вине человека. Для многих животных лес – дом родной. А лесов на Земле становится всё меньше и меньше. Значит, животные теряют свой дом. Значит, они обречены на гибель. (слайды 8;9). (Обсуждение с детьми сложившиеся ситуации в природе).
3. Аналитические задания.
А теперь давайте попробуем представить, как вы выйдите из ситуации, которые могут встретиться в природе.
Ситуация 1. Озеро, на котором живут дикие утки. Во время охотничьего сезона в него попадает много свинцовой дроби, отравляющей дно и воду. Для пищеварения уткам необходимо заглатывать камешки. Но вместе с камешками они заглатывают и дробинки и нередко погибают от отравления свинцом. Ваши действия? (Ответы детей: помочь уткам - на ощупь выбрать дробинки и оставить камешки на дне).
Ситуация 2. За лето на озере побывало много отдыхающих, и вода покрылась слоем мусора. А у уток появилось потомство. Что нужно сделать, чтобы утята могли плавать по чистому озеру? (Ответы детей: надо постараться очистить водоем от мусора).
4. Игра «Если я приду в лесок».
Нашей планете грозит беда. Сейчас мы проверим, как вы знаете правила поведения в лесу. Для этого поиграем с вами в игру «Если я приду в лесок». Я буду говорить вам свои действия, а вы отвечать, если я буду поступать хорошо, говорим «да», если плохо, то все вместе кричим «нет»!
Если я пойду в лесок
Если разведу костер,
А тушить не буду? (нет)
Если съем я пирожок
И выброшу бумажку?(нет)
Если хлебушка кусок
На пеньке оставлю? (да)
Если ветку подвяжу,
Колышек подставлю? (да)
Если сильно насорю
И убрать забуду?(нет)
Если мусор уберу,
Банку закопаю? (да)
Я люблю свою природу
Я ей помогаю! (да)
5. Правила поведения в лесу.
Пожалуйста, запомните, как обязан вести себя в лесу воспитанный, вежливый человек, и научите этому своих друзей.
Воспитанный человек не ломает ветки деревьев и кустов, не рвёт лесных цветов. Травяной покров сохраняет влагу и дает приют огромному количеству полезных насекомых и мелких зверьков.
Не сбивай незнакомые или даже известные ядовитые грибы. Многие из них – лекарство для лесных обитателей.
Не следует ловить и приносить в дом лесных зверушек, насекомых и птиц, для них наше «развлечение» часто заканчивается болезнью, мучением и смертью! Это не игрушки!
Не разрушай нечаянно или нарочно муравейников! Иначе муравьи не успеют отремонтировать свой теремок до морозов. И погибнут!
И, конечно же, вежливый человек, пришедший отдохнуть в лес или на луг, не оставит после себя свалки. Мы должны помнить, что человек не губитель природы, а друг природы, садовник и врач. Чтобы человек помнил об ответственности за жизнь животных и растений даже во время прогулки, существуют знаки предупреждения. Представьте, что во время прогулки в лесу вы встретили такие знаки. Как вы объясните своим друзьям, что это за знак и зачем он нужен? (Показ слайдов 10-14. Объяснения детей).
6. Заключение (Заключительная заставка).
К сожаления, мы нередко нарушаем эти правила. Правда? Давайте сейчас попросим прощения у природы и постараемся больше не допускать таких ошибок.
Прости нас, маленький жучок,
И муравьи, и пчёлки,
Простите, стройный тополек
И срубленные елки.
Прости нас, пойманный зверек,
Тебе так тесно в клетке.
Прости за то, что не сберёг
И стали вы теперь так редки.
Список использованной литературы.
1. Бендер Л. Н. и Гамлин Л. Ф. Мир живой природы. М.: «Махаон», 1999
2. Виноградова Н. Ф. Окружающий мир. М.: «Вентана - Граф», 2015
3. Растительный мир планеты. «Дрофа», 2013
Приложение. Слайд-заставка.
Слайд 1.
Слайд 2
Слайд 3.
Слайд 4.
Слайд 5.
Слайд 6.
Слайд 7.
Слайд 8.
Слайд 9.
Слайды (10-14)
Заключительная заставка.